Методическая работа с педагогами ДОУ
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Организация методической работы с педагогическими кадрами дошкольных учреждений в 2007/2008 учебном году

Методические рекомендации

Введение

Главное назначение методической работы с кадрами в межкурсовой период – непрерывное повышение профессионального уровня педагогов, которое, несомненно, должно отразиться на повышении качества дошкольного образования, достижении оптимального уровня развития каждого дошкольника. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности педагога, работа планируется с учётом основных приоритетных направлений работы системы дошкольного образования и профессиональных затруднений каждого участника методического формирования и коллективов в целом.

В основу методической работы должен быть положен принцип индивидуализации и дифференциации, она должна быть максимально гибкой, способствовать развитию инициативы, творчества участников методических формирований, отличаться результативностью. Наиболее результативными формами методических формирований являются теоретические семинары, семинары-практикумы, дни науки, методические мосты, организационно-деятельностные, деловые, ролевые игры, практикумы, тренинги и др., которые способствуют формированию интеллектуальной культуры, культуры саморазвития. Использование разнообразных форм методической работы даёт возможность укрепить профессиональный статус педагога, обеспечить стимулирование его развития и реализацию собственного педагогического потенциала.
В предложенных методических рекомендациях определены основные приоритеты в работе с кадрами, представлены разные варианты организации и проведения методической учёбы с руководителями и педагогами дошкольных учреждений. Для руководителей определены наиболее актуальные направления деятельности дошкольного учреждения, выделены проблемные поля, предложена возможная структура проведения методического формирования по темам: «Управление качеством образования в дошкольном учреждении» и «Мониторинг как фактор управления». Для воспитателей дошкольных групп даны рекомендации по темам: «Нормативно-правовая культура педагога» и «Реализация нового варианта программы «Пралеска» в образовательном процессе дошкольного учреждения», как наиболее актуальным и значимым на данном этапе. Для воспитателей, работающих в группах раннего возраста, разработаны примерные варианты методических объединений по типу обучающей организации. Их вариативная часть предполагает работу всех участников МО, а инвариантная часть строится по принципу индивидуальных запросов и потребностей участников МО на основании данных диагностики, которая проводится руководителем МО в конце или начале нового учебного года. Домашнее задание предполагает деятельность педагога по апробации наработанных материалов в процессе работы МО, овладение педагогом методами и приёмами работы с детьми, разработка проектов и программ и т.д.

Для руководителей учреждений дошкольного образования

Тема «Качество образования как объект управления»

Актуальность проблемы.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы заметно актуализировалась. Показателем качества образования является результативность образовательного процесса, который определяется не только количеством и качеством знаний и умений дошкольников, но и качеством личностного, духовного, нравственного, эстетического, интеллектуального, физического развития ребёнка. Это комплексная характеристика процесса и результата образования служит характеристикой деятельности дошкольного учреждения. Именно в этом его главная общественная ценность.
Создание условий для повышения качества дошкольного образования предполагает учёт множества компонентов и особенностей: качественное управление, качество кадрового обеспечения, качество материально-технической базы, качество содержания, форм и методов обучения и др. Особую актуальность приобретают следующие направления деятельности дошкольного учреждения:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей, соблюдение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса.
  • Внедрение инновационных образовательных технологий, активных форм и методов работы с дошкольниками.
  • Максимальное развитие индивидуальных и творческих способностей ребёнка.
  • Создание равных возможностей для качественного образования каждого ребёнка.
  • Развитие творческого потенциала педагога в соответствии с новыми тенденциями в дошкольном образовании.

В ходе организации и проведения методической работы с руководителями дошкольных учреждений рекомендуется сосредоточить внимание руководителей на необходимости целенаправленной и системной работы по повышению качества образования в коллективах дошкольных учреждений.

Содержание проблемного поля.

  • Нормативная база по управлению качеством дошкольного образования.
  • Содержание качества дошкольного образования: его составные элементы и формулировка.
  • Технология управления качеством образования в дошкольном учреждении на региональном уровне и в системе работы дошкольного учреждения.
  • Функции и направления деятельности руководителя по управлению качеством образовательного процесса.
  • Механизмы контроля и оценки эффективности деятельности дошкольного учреждения.
  • Технология сопровождения управления качеством образования.
  • Управление инновационными процессами в дошкольном образовании как основа для обновления содержания, технологий и качества дошкольного образования.
  • Освоение развивающих образовательных технологий – путь повышения качества образования.
  • Организация развивающей среды как функция управления дошкольным учреждением.
  • Образовательный стандарт: механизм управления качеством образования.
  • Психолого-педагогическое сотрудничество как фактор повышения качества образования.
  • Психологическое сопровождение управления качеством образования.
  • Технология мониторинга качества дошкольного образования, техники и методики диагностирования.
  • Методология анализа результатов мониторинговой деятельности.
  • Проблемы качества дошкольного образования.

Тема «Управление качеством образования в дошкольном учреждении»

Цель – обеспечить готовность руководителя дошкольного учреждения к организации процесса управления качеством образования.
Форма проведения: семинар-практикум.

Формы работы

  • Презентация понятия «качество образования».
  • Пресс-конференция. Примерные вопросы, связанные с различными аспектами деятельности руководителя по управлению качествам образования в дошкольном учреждении:
  • Методологические подходы к управлению качеством образования, их содержание.
  • Условия, способствующие повышению качества дошкольного образования (нормативно-правовое обеспечение, создание здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении, личностно ориентированная система образования, организация инновационной деятельности в ДУ, создание условий для непрерывного профессионального роста педагогических кадров, комплексное решение задач повышения качества образования и др.).
  • Факторы, способствующие повышению качества дошкольного образования (наличие комплексно-целевых программ и планов развития ДУ, эффективная система мер по охране и укреплению здоровья детей, развитие новых форм дошкольного образования, преемственность семейного, дошкольного и начального образования, психолого-педагогическая обеспеченность образовательного процесса, внедрение новых педагогических технологий, система подготовки педагогических кадров и др).
  • Организация работы в «четвёрках». Разработка мини-проектов:
  • система методической работы с кадрами по повышению качества дошкольного образования (опытные руководители);
  • модель развития личности педагога – условие повышения качества образования;
  • модель взаимодействия основных субъектов образования: руководитель – педагог – ребёнок.
  • Открытая дискуссия по обсуждению основных функций управления качеством дошкольного образования (4-й уровень) (Управление качеством образования: пособие для управленческих работников / Г.Д. Дылян.- Мн.: БелАКК, 2003.- 118с.

5. Организация интервью по вопросам нормативно-правовой базы с представителем УО, ИПК, РОО, УМК.

  • Организация работы трёх творческих лабораторий по разработке карты проблем качества дошкольного образования и программ их реализации на уровне:
  • руководителя,
  • педагога,
  • ребёнка.

7. Заключительная рефлексия.

Тема «Мониторинг как фактор управления»

Цель – расширить представления руководителей о сущности мониторинга как способа управления качеством образования.
Форма проведения: семинар-практикум

Формы работы
1. Организация коллективной мыслительной деятельности. Определение понятий «мониторинг», «мониторинг качества образования».

2. Установочный доклад «Качество образования как объект мониторинга». Анализ собственной мониторинговой деятельности относительно установочного доклада.

3. Работа в малых группах по разработке схематической модели мониторинга средств и методов контроля по:

  • выявлению типичных ошибок в проведении мониторинга;
  • выявлению и регулированию факторов, влияющих на эффективность педагогической системы;
  • материально-технической оснащённости образовательного процесса;
  • организации развивающей игровой среды в дошкольном учреждении;
  • усвоению содержания раздела программы «Приобщаемся к труду» (любой на выбор).
  • Организация коллективной творческой деятельности по разработке инвариантной программы мониторинга профессионального развития педагога:
  • стимулирующие и препятствующие факторы саморазвития педагога;
  • приоритетные направления профессионального роста педагога;
  • формы и содержание работы с кадрами, способствующие обогащению профессионального роста педагога.
  • Организация работы творческой лаборатории по разработке мониторинга инновационной деятельности дошкольного учреждения.
  • Заключительная рефлексия.

Литература

  • Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология: учебное пособие / С.Г.Воровщиков. М.: – ЦГЛ, 2005. – 320 с.
  • Государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе».- Мн., 2000.
  • Инструктивно-методические письма по подготовке и проведению августовских совещаний, секций специалистов образования. – Гомель: УО «ГГО ИПК и ПРР и сОО», 2004. – 62 с.
  • Комарова, Е.С. Информационное обеспечения управления дошкольным образованием на уровне местных органов власти: Методические рекомендации для специалистов по дошкольному образованию / Е.С.Комарова // Обруч (Образование. Ребёнок. Ученик), 1999. - № 3, С.1-16.
  • Поташник, М.М. Управление качеством образования в вопросах и ответах / М.М.Поташник // Народное образование. - 2001. № 8. - С. 39-47.
  • Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление образование по результатам / П.И.Третьяков, К.Ю.Белая. - М.: Новая школа. - 2001.
  • Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества: Материалы 6-й Международной научно-практической конференции, 15-17 мая 2002 г., Минск: Секция 1. Управление качеством дошкольного образования / под ред. О.Г.Ксёнды, Л.Г. Тарусовой.- Мн.: Академия последипломного образования, 2002.- 84 с.
  • Управление качеством образования: Пособие для управленческих работников / Г.Д. Дылян. - Мн.: БелАКК, 2003. – 118 с.
  • Храмцова, Ф.И. Мониторинг качества воспитания: сущность, технологии: учебное пособие / Ф.И.Храмцова. - Мн.: УП «Технопринт», 2004. - 136 с.
  • Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е.Шишов, В.А.Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000.- 320 с., приложения.

Для воспитателей дошкольных групп

Тема «Нормативно – правовая культура педагога»

  • Актуальность проблемы

Деятельность дошкольных учреждений осуществляется в рамках законодательства и нормативов, которые определяют требования к функционированию дошкольных учреждений. Система дошкольного образования в режиме обновления осуществляет все преобразования на правовой основе. В тарифно-квалификационной характеристике воспитателя дошкольного учреждения указано, что он должен знать законодательные акты Республики Беларусь в области образования, нормативно-правовые и программно-методические документы по дошкольному образованию.
Практика показывает, что проявление негативных факторов в деятельности отдельных педагогов связано с недостаточным уровнем владения ими нормативно-правовыми документами, снижением ответственности за их выполнение.
В связи с этим необходимо провести целенаправленную работу с воспитателями по формированию у них нормативно – правовой культуры.

2. Рекомендации по реализации темы
При организации работы с педагогами в рамках данной темы можно определить следующее проблемное поле:

  • понятие о законодательных актах Республики Беларусь, нормативно-правовых документах, программно-методических документах;
  • порядок работы педагога с документами;
  • обзор и характеристика основных документов:

Закон Республики Беларусь «Об образовании», Закон «О правах ребёнка», Концепция дошкольного образования Республики Беларусь, Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, Государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе», Инструкция по охране жизни и здоровья детей в детских дошкольных учреждениях, «О внесении изменений и дополнений в Сан П и Н № 14-31-95» и др.
Данная тема может быть реализована через следующие формы работы: теоретический семинар, семинар-практикум, лабораторный практикум, круглый стол, методический мост.
При работе с воспитателями можно использовать следующие практические задания:
1. Опираясь на предложенный перечень документов, распределить их на следующие группы:

Законодательные акты

Нормативно-правовые документы

Программно-методические
документы

1

2

3

 

 

 

2. Проанализировать содержание одного из документов и внести данные в таблицу:

Наименование документа

Краткое содержание

Направления реализации

1

2

3

 

 

 

3. Составить памятку для изучения нормативно-правовых документов.
При обзоре и характеристике законодательной нормативно-правовой базы, которой должен владеть воспитатель дошкольного учреждения, необходимо обратить внимание на основные позиции документов, непосредственно касающиеся их деятельности.
При изучении Закона Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 года следует подробным образом проработать главы:
№ 1 – Общие положения (раскрываются основные направления государственной политики в области образования);
№ 2 – Характеристика национальной системы образования;
№ 4 – Дошкольное образование (представлены цели и структура дошкольного образования, основные требования к организации образовательного процесса)
Изучая Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, необходимо остановиться на характеристике главы № 4 – Организация образовательного процесса. Можно предложить педагогам привести примеры из личного опыта по реализации п.п 68, 69, 72, 73, 75, 76.
Считаем необходимым при изучении «Изменений и дополнений в санитарные правила и нормы №14- 31- 95» обратить внимание воспитателей на главу № 12 – Организация образовательного процесса, в которой введено понятие «образовательный процесс», даны требования к организации образовательных услуг в кружках, студиях, секциях и др.
Актуальной проблемой в данной теме является работа с государственным образовательным стандартом «Дошкольное образование. Готовность к школе». Следует обратить внимание педагогов на то, что стандарт выступает в качестве регулирующего начала и объективного критерия деятельности дошкольного учреждения, гарантирует ребёнку необходимый уровень образования. В документе представлены нормативы и требования, предъявляемые к психолого-педагогическим условиям обучения детей, а не к самим детям. При изучении документа необходимо показать основные направления реализации стандарта, связанные с выполнением требований к организации предметно – пространственной развивающей среды, использованием игровых методов обучения, диалогической формы общения и др.
Подробное изучение конкретных документов зависит от уровня профессиональной подготовки педагога, стажа их работы, недостатков в деятельности учреждений и других факторов.

Литература

  • Карасцялёва, Т.М. Дашкольная адукацыя: зб. нарматыўных актаў / Т.М.Карасцялёва, А.У.Сачанка. – СПб., 2000-01-01
  • Государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе». – Мн., 2000-01-01
  • Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991г.- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. № 37, 2/844
  • Научно-методический журнал «Пралеска» № 2, 2004, с.51
  • Научно-методический журнал «Пралеска»№ 1, 2001, с.5
  • Научно-методический журнал «Пралеска»№ 3, 2006, ст.7
  • Зборнік нарматыўных дакументаў МА РБ № 3/4 2005.ст.3
  • Зборнік нарматыўных дакументаў МА РБ № 2 2003г.ст.41

Тема «Реализация нового варианта программы «Пралеска»
в образовательном процессе дошкольного учреждения»

  • Актуальность проблемы

Целостность педагогического процесса в дошкольном учреждении обеспечивается путём применения комплексной программы «Пралеска», которая является единственным и главным программным документом в деятельности системы дошкольного образования Республики Беларусь. Созданная в 1995 году авторским коллективом под руководством Е.А.Панько и А.И.Васильевой базисная программа «Пралеска» была переработана и дополнена в 2000 году. В 2006 году вышел новый обновлённый вариант данной программы, которая сохранила свою гуманистическую направленность, ориентацию на развитие личности, отношение к детству как самоценному периоду.
Эффективное изучение программы является одним из условий её качественной реализации, поэтому необходимо развернуть среди педагогов широкую разъяснительную методическую деятельность. Данная работа поможет заранее подготовить воспитателей к реализации имеющихся в программе изменений и тем самым внести соответствующие коррективы в их деятельность.

  • Рекомендации по реализации темы

При организации работы с педагогами в рамках данной темы можно определить следующее проблемное поле:

  • обновление структуры программы «Пралеска»;
  • сравнительный анализ задач разделов программы;
  • основные показатели развития детей;
  • физическое воспитание – основа здоровьесберегающего образовательного процесса;
  • организация работы по безопасности жизнедеятельности;
  • пути и средства сохранения психологического здоровья воспитанников дошкольных учреждений;
  • организация образовательного процесса и его планирование;
  • психологическая служба в дошкольном учреждении;
  • взаимодействие педагога с одарёнными детьми;
  • дизайн – новый вид изобразительной деятельности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • технология алгоритмизации математического развития дошкольников и др.

Данная тема может быть реализована через следующие формы работы: проблемные лекции, теоретические семинары, семинары-практикумы, лабораторные практикумы, методические диалоги, методические ринги, организационно-деятельностные, деловые, ролевые игры.
При подготовке к занятиям, а также в ходе занятий педагогам могут быть предложены для выполнения следующие практико-ориентированные задания:

  • Подготовка аннотаций на отдельные разделы программы «Пралеска» («Человек и общество», «Человек и природа», «Приобщаемся к труду»)
  • Проведение сравнительного анализа подходов к содержанию технологий и методов реализации обновлённого варианта программы «Пралеска».
  • Составление сетки занятий с учётом рекомендованного их перечня.
  • Разработка модели обучения старших дошкольников.
  • Планирование специально организованного обучения по знакомству детей с дизайном и др.

При рассмотрении раздела «Условия воплощения программы в педагогическую практику» следует изучить перечень занятий, их название, количество, подходы к планированию образовательной работы.
В обновлённом варианте программы значительно шире и детальнее представлен раздел «Расти здоровым, малыш». Поэтому необходимо рассмотреть вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности, путями и средствами сохранения психического здоровья воспитанников.
С целью качественной организации образовательной работы рекомендуется изучить внесённые уточнения в психофизиологические характеристики детей разных возрастных групп, а также в интегрированный вид изобразительной деятельности дизайн.
Следует обратить внимание на изменения, внесённые в раздел «Приобщаемся к труду» (во всех возрастных группах введён вид труда- ручной труд), а также в блок «Мир науки и техники» (технология алгоритмизации деятельности воспитателя при обучении детей, алгоритмизация математических действий детей, алгоритмизация структуры форм специально организованной работы с детьми, алгоритмизация диагностики).
При изучении раздела «Психологическая служба в дошкольном учреждении» следует проработать модель взаимодействия воспитателя с психологом с целью углубления психологических знаний, оказанию помощи в правильной организации образовательной работы с детьми.
Пристальное внимание необходимо обратить на работу с одарёнными детьми, которая реализуется через организацию кружков, секций.
Воспитателям необходимо переосмыслить сущность учебной деятельности, понимание которой является важной для организации образовательного процесса с детьми старшего возраста.

Литература

  • Программа «Пралеска».Воспитание о обучение детей в дошкольном учреждении: Базисная программа/ Е.А.Панько и др.- Мн: НИО, 2006
  • Панько, Е.А. Работаем по программе «Пралеска»: Пособие для педагогов, руководителей дошкольных учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей / Е.А.Панько и др.- Мн: НИО,2006
  • Научно-методический журнал «Пралеска» № 2, 2006г., С.9
  • Научно-методический журнал «Пралеска»№ 5, 2006г, С.3-4
  • Научно-методический журнал «Пралеска»№ 6, 2006г, С.14,18
  • Научно-методический журнал «Пралеска»№ 9, 2006г, С.25, 27, 32, 38, 39, 45
  • Научно-методический журнал «Пралеска»№ 11, 2006г, С.25

 

Для воспитателей, работающих в группах детей раннего возраста

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема

Форма проведения

Цель

Тема

Форма проведения

Цель

Прогнозируемые результаты

1

Речевое развитие детей раннего возраста в свете обновленной программы «Пралеска»

Дискуссия.
Вопросы:
• Основные закономерности речевого развития детей раннего возраста. В чем они заключаются?
• Речевое предметно-развиващее пространство группы: пути развития;
• Компоненты речевого развития детей.
Формы работы;
• Пути взаимодействия педагога с родителями: перспективы развития

Сформировать у педагогов психолого-педагогические знания по речевому развитию детей. Формировать умения анализировать собственную деятельность

1

Коммуникативная компетентность педагога

Тренинг

Совершенствовать коммуникативные умения, умение моделировать общение

• Знание теоретических аспектов речевой деятельности детей раннего возраста.
• Приобретение коммуникативных умений.
• Формирование способности к рефлексивной деятельности.
• Развитие способностей к моделированию и презентации материалов

2

Планирование образовательной работы по речевому развитию детей раннего возраста

Практикум
• анализ собственных планов образовательной работы по речевому развитию
• разработка плана-схемы календарного и перспективного планирования речевой деятельности

Актуализировать способности педагога к проектированию собственной деятельности, обновлению профессиональной деятельности

3

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей раннего возраста

Игровое моделирование

Вооружить педагогов умениями моделировать дидактические игры по речевому развитию

 

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема

Форма проведения

Цель

Тема

Форма проведения

Цель

Прогнозиру-емые результаты

 

 

 

 

4

Использование инновационных технологий в образовательном процессе по речевому развитию (Н.А.Зайцев)

Семинар-дискуссия
• Какова цель авторской методики Н.А.Зайцева «Обучение чтению детей раннего возраста»?
• На каких физиологических подходах строится авторская методика Н.А.Зайцева?
• Какие педагогические требования предъявляет автор
к применению методов обучения чтению?
• Чем отличается авторская методика Н.А.Зайцева от традиционных технологий обучения чтению?
• Пути адаптации и внедрения авторской методики
в образовательный процесс раннего возраста

Обеспечить условия для саморазвития педагогов путем использования инновационных технологий

 

5

Интегрированный подход к речевому развитию детей раннего возраста

Презентация опыта работы «Интегрированный подход
к речевому развитию детей раннего возраста» Ивановой Светланы Максимовны, воспитателя ДУ №

Формировать умение представлять свой опыт работы
с позиции оказания помощи педагогам в повышении их профессионального мастерства

6

Домашнее задание

 

 

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема

Форма проведения

Цель

Тема

Форма проведения

Цель

Прогнозиру-емые результаты

2

Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста средствами физического воспитания

Проблемная лекция

Сформировать точные представления у педагогов о цели, задачах физического воспитания детей, определить какие условия должны создаваться в дошкольном учреждении и семье, чтобы сохранить здоровье малышей

1

Двигательная модель физкультурно-оздоровительной работы с малышами

Игровое моделирование

Совершенствовать практические умения педагогов по моделированию разнообразных форм работы с малышами, умению оптимально использовать их в образовательном процессе

Овладение теоретическо-методическими знаниями по физическому воспитанию детей раннего возраста.
Адаптация приобретенных знаний, умений и навыков
в практическую деятельность.
Формирование способностей к моделированию и презентации материалов.
Формирование «педагогической рефлексии»

2

Индивидуально-диффетенцированный подход к ребенку с целью сохранения и укрепления здоровья детей

Разработка практических рекомендаций.
Экспертная оценка рекомендаций

Сформировать практические умения у педагогов по выработке практических рекомендаций

 

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема

Форма проведения

Цель

Тема

Форма
проведения

Цель

Прогнози-руемые результаты

 

 

 

 

3

Использование инновацион-
ных технологий
по физическому воспитанию (Л.Д.Глазыриной)

Семинар-педагогическая викторина с использованием видеоматериалов
• Докажите жизне-деятельность программы Л.Д.Глазыриной «Очарование» в образовательном процессе раннего детства.
• В чем заключаются принципы программы? Что они дают детям
и воспитателю?
• Покажите единство физического
и психического развития детей
в контексте программы «Очарование».
• Как Вы решаете творческое
и интеллектуаль-ное развитие малышей в процессе программы «Очарование»

Углубить познания педагогов
о программе «Очарование»,
ее использовании
в воспитании
и развитии малышей

 

4

Взаимодействие педагогов
и родителей
по успешной адаптации детей как главное средство укрепления физического
и психического здоровья

Школа становления молодого педагога
• Работа с текстом статьи «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению» (информацион-ный научно-методический бюллетень УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО». Тематическое приложение к «СОКу» 2007, № 22.
• Разработка комплексной программы работы с родителями с целью успешной адаптации детей к дошкольному учреждению

Оказать помощь педагогам
в овладении знаниями, умениями по осуществлению образователь-ного процесса в группах раннего возраста

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема

Форма проведения

Цель

Тема

Форма проведения

Цель

Прогнозируе-
мые
результаты

 

 

 

 

5

Создание здоровье-сберегающей и здоровье-укрепляющей системы
в группе раннего возраста детей

Мастер-класс (Презентация опыта работы воспитателя)

Формировать умение представлять свой опыт работы с позиций оказания помощи педагогам
в повышении их профессио-нального мастерства

 

6

Домашнее задание

 

 

3

Современные подходы
к сенсорному воспитанию
в свете обновленной программы «Пралеска»

Семинар-педагогический анализ
• Создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста: перспективы развития.
• Ключевые направления сенсорного воспитания. В чем они заключаются?
• Раскройте оптимальность форм
и методов сенсорного воспитания малышей.
• Комплексный подход к сенсорному воспитанию: успешность развития детей

Расширить знания участников методического формирования
по организации
и содержанию сенсорного воспитания. Развивать умение анализировать
и определять средства и способы работы
с детьми. Формировать способности к рефлексивной деятельности

1

Игровое предметно-развивающее пространство группы
по сенсорному воспитанию

Панорама опыта
с просмотром фрагментов видеозаписи

Обогатить опыт педагогов практическими умениями моделирования игровой среды
по сенсорному воспитанию

• Осознание самоценности детства как особого периода развития личности ребенка.
• Овладение системой знаний, умений и навыков построения образовательного процесса в группах раннего возраста детей.
• Развитие способностей
к проектной деятельности, пересмотру собственных позиций

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема

Форма проведения

Цель

Тема

Форма проведения

Цель

Прогнози-руемые результаты

 

 

 

 

2

Формирование сенсорных эталонов у детей
в процессе познавательно-практической деятельности

Проектирование плана образовательной работы по познавательно-практической деятельности

Развивать и углублять
у педагогов технологию планирования образовательной работы в группах раннего возраста детей

 

3

Организационный и содержательный компонент предметной деятельности

Дискуссия-диалог
• Педагогические условия организации предметной деятельности малышей.
• Роль педагога
в активизации сенсорной культуры ребенка в процессе предметной деятельности.
• Использование оптимальных методов и приемов в воспитании сенсорной активности детей
в процессе действий
с предметами

Выявить опыт сенсорного воспитания и определить пути его внедрения в практику работы

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема

Форма проведения

Цель

Тема

Форма проведения

Цель

Прогнози-руемые результаты

 

 

 

 

4

Игры-занятия с дидактической игрушкой по сенсорному воспитанию

Индивидуальный творческий отчет (презентация и защита данного направления в работе с использованием видеоматериалов и другого наглядного материала)

Обогатить практический опыт педагогов, способствовать переосмыслению своей практики работы в соответствии с современными требованиями

 

5

Роль дидактическо-развивающих игр в обогащении сенсорного воспитания детей

Работа на персональной выставке педагога

Формировать способности к рефлексивной деятельности, стимулировать творчество педагога

6

Домашнее задание

 

 

 

Литература

  1. Агаева, Е.Л. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении / Е.Л.Агаева и др. – М.: Новая школа, 1992.
  2. Ашикова, С. Цветовые каскады / С.Ашикова // Журнал «Обруч», 2002. - № 4.
  3. Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДУ / В.М.Сотникова, Т.Е.Ильина. – М.,: «Издательство Скрипторий», 2003.
  4. Бердянская, М.Э. Критерии развития детей раннего возраста / М.Э.Бердянская, О.Е.Громова // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2003. - № 3.
  5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. – М., 1988.
  6. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н.Павловой. – М., 1986.
  7. Глазырина, Л.Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре. Для самых маленьких / Л.Д.Глазырина. – Мн.: ПК ООО «Бестпринт», 1997.
  8. Глазырина, Л.Д. От двух до трех. Занятия по физической культуре для детей / Л.Д.Глазырина. – Мн.: ООО «ФилСервплюс», 1998.
  9. Жихар, О.П. Планирование и организация работы в группах раннего возраста «Малыши» / О.П.Жихар, З.В.Кощева. – Мн.: УП «Технопринт», 2005.
  10. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2001. - № 1. – С.21-35.
  11. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / С.Л.Новосёлова. – М., 1985.
  12. Новоселова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте / С.Л.Новосёлова. – М., 1998.
  13. Павлова, Л.Н. Знакомство малыша с окружающим миром / Л.Н.Павлова. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  14. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  15. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие / Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  16. Первые шаги (модель воспитания детей раннего возраста). Материалы московского городского конкурса 2001-2002. – М., 2002.
  17. Печора, К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М., 2000.
  18. Шишкина, В.А. Здоровый малыш: система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второго-третьего года жизни: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич. – Мн., 2000.

УО «Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО»

Организация методической работы с педагогическими кадрами дошкольных учреждений в 2007/2008 учебном году: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 21 с.

Авторы-составители:  В.И.Жук, начальник отдела дошкольного образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;

Н.А.Сердюкова, методист отдела дошкольного образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;
С.И.Тарарышко отдела дошкольного образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»,

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.