На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретико-методологические основы осмысления и исследования феномена одиночества - Ситуационные и личностные детерминанты одиночества
Теоретико-методологические основы осмысления и исследования феномена одиночества - Ситуационные и личностные детерминанты одиночества
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретико-методологические основы осмысления и исследования феномена одиночества
Психологическая сущность феномена одиночества
Ситуационные и личностные детерминанты одиночества
Возрастные особенности одиночества
Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте
Все страницы

 

1.3. Ситуационные и личностные детерминанты одиночества


В США существует два основных направления в исследовании детерминант одиночества: ситуационное и личностное (характерологическое). В отечественной психологии эти направления не выделяются, однако отечественных психологов, занимающихся
изучением причин одиночества, также можно отнести к одному из двух направлений. В рамках первого (ситуационного) направления рассматриваются ситуации, способствующие возникновению одиночества. В рамках второго — изучаются личностные особенности одиноких людей.
Поскольку долгое время ситуационное направление в исследовании причин одиночества, было доминирующим, рассмотрим данные, полученные его сторонниками.
В США на протяжении длительного времени доминировала точка зрения, что одной из основных причин одиночества является пространственная мобильность американцев, однако эта точка зрения была опровергнута эмпирическими исследованиями [99, с. 293; 133, с. 322, 326].
В настоящее время, подавляющее большинство исследователей [20; 32; 48; 89; 99; 110; 137; 143; 181; 185 и др.] считают семейное положение одним из ведущих факторов и называют вдовство, развод или разрыв отношений наиболее распространенными ситуациями, ведущими к одиночеству.
Отечественные исследователи, так же, как и зарубежные, склонны считать трудности в построении семейных отношений ведущими факторами одиночества. Однако они [126; 127; 151; 155; 156; 180 и др.], в отличие от зарубежных ученых, считают одиноким того человека, который до определенного возраста не нашел себе брачного партнера, не может по каким-то причинам создать семью и живет один.
Следующим ситуационным фактором одиночества, по мнению как зарубежных, так и отечественных психологов, считается невысокий уровень социальных связей («мало друзей», «отсутствие тесных дружеских связей» и т. п.). Однако многие исследователи утверждают, что одиночество в большей степени связано не столько с невысоким уровнем социальных связей, а, сколько с неудовлетворенностью имеющими социальными связями [20; 48; 53; 67; 88; 89; 104; 125; 133; 134; 137; 138; 143; 185 и др.]. Так, например, К. Рубинстайн и Ф. Шейвер установили, что у одиноких людей мало друзей, они являются членами меньшего числа организаций и реже посещают церковь, различного рода общественные собрания и группы, им реже звонят по телефону, чем не одиноким людям. Одинокие тратят мало времени на общение в течение недели, они могут
положиться на меньшее число людей в случае необходимости и обычно толком не знают своих соседей. Однако такие связи, согласно результатам исследования, далеко не так прочны, как связи «между одиночеством и вопросами, измеряющими удовлетворенность этим состоянием» [133, с. 332]. К. Рубинстайн и Ф. Шейвер установили, что одинокие люди — это не удовлетворенные люди. Они не удовлетворены «своей жизненной ситуацией, количеством имеющихся друзей и качеством дружеских связей, своими брачными отношениями или любовными связями, количеством случайных и личных бесед, происходящих за день, и своей сексуальной жизнью» [133, с. 332]. К. И. Кутрона своим исследованием подтвердила, что связь удовлетворенности дружескими отношениями с одиночеством теснее, чем с количеством друзей или частотой контактов с ними. Связь удовлетворенности отношениями с возлюбленными теснее, чем частота встреч или степень увлеченности. Связь удовлетворенности отношениями с семьей теснее, чем частота контактов с семьей или удаленность от дома [89].
Некоторые исследователи [24; 25; 29; 71; 89; 125; 133; 134; 139; 176] считают одним из факторов одиночества взрослых некоторые особенности их детства: смерть или развод родителей, взаимоотношения с матерью и отцом. Так, например, К. Рубинстайн и Ф. Шейвер [134] установили, что взрослые респонденты, оценившие свои отношения с родителями в детстве как хорошие, считали себя менее одинокими. Респонденты, чьи родители развелись до достижения ими 18-летнего возраста, оказались более одинокими во взрослом возрасте, в особенности, если развод имел место, когда респонденту еще не исполнилось 6 лет.
Помимо выше перечисленных ситуаций, ведущих к переживанию одиночества, необходимо также отметить перемену места жительства [32; 87; 89; 131; 134; 137]; смену места работы, учебы [87; 88; 131; 134]; уединенный образ жизни или место проживания [89; 125; 185]; окружение, в котором трудно встретить новых людей [110]; отсутствие условий для знакомств с противоположным полом (прежде всего, работа в однополых коллективах) [155], нахождение в больнице на стационарном лечении [32].
Интересные данные, полученные сторонниками ситуационного направления, касаются изучения социально-демографических коррелятов одиночества, среди которых некоторые исследователи
называют уровень доходов, образования [32; 125] и половую принадлежность респондентов [77; 96; 97; 98; 101; 168]. Так, например, согласно результатам исследования Д. Рассела [125] существует зависимость между одиночеством человека и его социоэкономическим статусом: респонденты, имевшие более высокие доходы и образование, были менее одиноки. Что касается особенностей переживания одиночества в зависимости от пола, единства взглядов среди исследователей нет. Так, в частности, Н. В. Хамитов [168] отмечает, что женщины чаще и тяжелее, чем мужчины, переживают одиночество, в то время как другие исследователи [77; 96; 97; 98; 101], утверждают обратное. В дипломной работе А. Мамро, выполненной под нашим руководством, было обнаружено, что юноши в отличие от девушек чаще и интенсивнее переживают одиночество.
Большинство зарубежных [20; 24; 94; 133; 134; 139; 183 и др.] и отечественных [9; 51; 63; 64; 71; 74; 87; 96; 176 и др.] сторонников ситуационного направления склоны считать такую характеристику как возраст важным коррелятом одиночества. Но, поскольку среди исследователей нет единой точки зрения на то, в каком возрасте появляется переживание одиночества и среди каких возрастных групп одиночество — более распространенное явление, исследователи выдвигают разные и зачастую противоположные точки зрения, мы считаем необходимым остановиться на данном моменте более подробно в следующем параграфе.
Итак, как свидетельствуют полученные в рамках ситуационного направления к исследованию детерминант одиночества данные, самые разнообразные ситуации могут привести к переживанию одиночества. Долгое время ситуационное направление было доминирующим, поскольку первоначально проблема одиночества рассматривалась исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия, и лишь в последние десятилетия, когда стало очевидным, что одиночество связано не столько с особенностями общения, сколько со свойствами личности, оформилось второе направление.
Второе направление в исследовании причин одиночества изучает личностные особенности одиноких людей. В рамках данного направления подавляющее большинство исследований посвящено изучению связи одиночества и самооценки [89; 110; 125; 133; 134;
138 и др.]. Так, в частности, К. Рубинстайн и Ф. Шейвер [133; 134] обнаружили значительную корреляцию одиночества с низкой самооценкой. По мнению этих ученых, одиночество и низкая самооценка взаимно усиливают друг друга. Л. Э. Пепло, М. Мицели и Б. Мораш [110] изучая связь самооценки и одиночества, пришли к выводу, что самооценка — важный компонент в опыте одиночества. Низкая самооценка может выступать и как причина (предопределять переживание одиночества) и как следствие одиночества.
Отечественные исследователи, так же, как и зарубежные, склонны считать низкую самооценку одной из основных личностных особенностей одиноких людей [67; 71; 104; 145; 151; 176 и др.].
Среди личностных коррелятов одиночества некоторые исследователи помимо низкой самооценки, непринятия себя называют также и непринятие других [125; 133; 134; 138]. Так, например, К. Рубинстайн и Ф. Шейвер [133; 134] установили тот факт, что одинокие люди склонны любить других меньше, чем не одинокие. Д. Рассел [125] доказал, что одинокие оценивают себя и других более негативно и являются сторонниками непродолжительных социальных взаимодействий. Одинокие люди проявляют низкую степень самоуважения, меньшую доброжелательность по отношению к другим людям и вместе с тем испытывают чувство, что другие люди относятся к ним менее доброжелательно.
Согласно взглядам многих как зарубежных, так и отечественных психологов большую роль в возникновении переживания одиночества играет застенчивость [56; 57; 67; 71; 86; 87; 107; 124; 125; 137; 176; 185], стеснительность [110; 133; 134; 173], робость [124; 151; 173] и закрытость [151].
Некоторые зарубежные исследователи указывают на связь одиночества и локуса контроля [32; 48; 125; 138]. Так, например, Т. Б. Джонсон [138] установил, что одиночество острее переживается людьми с экстернальным локусом контроля.
Связь одиночества и «экстровертированности-интровертиро- ванности» не однозначна. Так, например, большинство исследователей считают, что интровертированность (сосредоточенность на своем внутреннем мире) является коррелятом одиночества [32; 67; 89; 125; 173; 174]. В то время есть данные [100], указывающие на то, что экстраверты в большей степени, чем интроверты склонны испытывать острое чувство одиночества.
Некоторые исследователи среди личностных детерминант одиночества называют враждебность и пассивность, или покорность [125; 143]. Так, например В. Серма [143] говорит о том, что студенты, получившие высокие баллы по шкале одиночества, также получили значительно более высокие баллы, как при оценке враждебности, так и при оценке покорности по опроснику межличностных отношений Т. Лири, чем студенты с низкими баллами по шкале одиночества.
С. В. Малышева и Н. А. Рождественская [98] в своем исследовании установили связь одиночества подростков со шкалами 2 (депрессия), 3 (истерия), 8 (шизофрения), 9 (гипомания) из MMPI; А (за- мкнутость/открытость) и С (уверенность/неуверенность в себе) из 16 факторного личностного опросника Р. Кеттелла. То есть, согласно результатам этого исследования, большинство подростков, переживающих одиночество, малообщительны и замкнуты, обнаруживают высокие показатели депрессии, характеризуются снижением круга общения и контактности с другими людьми.
С точки зрения И. С. Кона [71], существует предрасположенность личности к одиночеству, которая складывается из самоуважения, степени принятия или непринятия себя, потребности в достижении, потребности в принадлежности к группе, уровне самораскрытия, импульсивности, самоконтроле, способности к сопереживанию и пониманию другого человека, общительности.
Интересные данные, касающиеся предрасположенности к одиночеству в зависимости от типа личности, приводят Ю. М. Швалб и О. В. Данчева [176]. Среди характеристик, наиболее отрицательно влияющих на психологическую адаптируемость, они приводят следующие: ощущение себя неудачником, жалость к себе, склонность к подавленности, стремление держаться с людьми на расстоянии, избегание близкого общения, лживость и лукавство, ненадежность, враждебность к другим людям, склонность приписывать свои чувства и мотивы другим.
С точки зрения сторонника психодинамической теории Г. Зилбурга, считавшего одиночество патологией, одиночество — отражение характерных черт личности: нарциссизма, мании величия, враждебности. По мнению автора, одинокий человек «сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы изобличить
других. Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность, направленную как вовнутрь, так и вовне» [цит. по 112, с. 153-154].
Среди личностных коррелятов одиночества следует также назвать неуверенность в себе, пониженные самоуважение и самоуверенность [87; 89; 185], недоверчивость, подозрительность и фрустрированность [87], конфликтность [76; 160; 176], тревожность [76; 160; 174], мотив аффилиации «страх отвержения» [174]. Помимо этого одиноких людей отличает чувство социальной тревоги [125; 137; 173], чувство социальной обеспокоенности и подавленности [125; 137], меньшая склонность устанавливать контакт, сочетающаяся с большой чувствительностью к отказу [89].
Ряд исследователей [87; 131; 137; 154; 185 и др.] считает, что основная проблема одиноких людей заключается в недостаточности социальных навыков, к которым, прежде всего, относится умение поставить себя, социальная уверенность (преодоление застенчивости, взятие инициативы на себя), умение войти в ту или иную роль (как это предписывается в различных сообществах и возрастных группах) и навыки общения.
Итак, в рамках личностного направления анализируются свойства личности, потенциально связанные с переживанием одиночества. Эти личностные особенности, по мнению многих исследователей, не просто затрудняют общение, но объективно препятствуют установлению интимно-личностных отношений между людьми.
Помимо ситуационного и личностного направлений в исследовании детерминант одиночества, есть третье направление, представленное, прежде всего, работами Р. С. Вейса [32], который говорил о необходимости изучения комплексного, совместного влияния личностных и ситуационных переменных на одиночество. По мнению ученого, у некоторых людей переживание одиночества возникает мгновенно, но оно возникает только в обществе тех людей, которые им незнакомы; у других людей одиночество появляется временами при любых обстоятельствах. Р. С. Вейс писал: «Ни в ситуативных, ни в характерологических исследованиях пока что не была сделана попытка точно определить, что же именно вызывает одиночество. Ученые, предпринявшие ситуационные исследования, ограничивались, например, замечанием, что около половины выборки госпитализированных больных свидетельствовали, что
томятся от одиночества. Но никто из исследователей не продолжил опрос, чтобы узнать, в каком именно отношении положение не одинокого госпитализированного больного отличается от положения одинокого госпитализированного больного... Подобным образом и в характерологических работах не установлено, какие люди, застенчивые от природы, не одиноки, а какие из тех, кто сосредоточен на предметах внешнего мира (экстраверты), одиноки. На восприимчивость к одиночеству может повлиять прошлое человека; степень же уверенности в себе или общительность могут находиться в каком-то сложном взаимодействии друг с другом. Более четкое представление о том, какие типы людей чувствительны к одиночеству, способствовало бы пониманию природы одиночества» [32, с. 121]. Мы, опираясь на взгляды родоначальника ин- теракционистского подхода — американского ученого Р. Вейса, предполагаем, что переживание одиночества детерминировано комплексным, совместным влиянием личностных и ситуационных переменных и для изучения их совместного влияния необходимо выделить типы людей, переживающих одиночество.
Резюмируя сказанное выше, отметим, теоретический анализ научной литературы позволил выделить два основных направления в исследовании детерминант одиночества: ситуационное и личностное (характерологическое). В рамках первого направления рассматриваются ситуации, способствующие возникновению одиночества: вдовство, развод или разрыв отношений, невысокий уровень социальных связей, особенности детства респондентов (развод родителей, взаимоотношения с матерью и отцом), смена места жительства, работы, учебы. В рамках второго направления изучаются личностные особенности одиноких людей. Сторонники данного направления эмпирически доказали, что основными личностными детерминантами одиночества являются низкая самооценка, застенчивость, интроверсия и др. В настоящее время в США активно развивается третье направление, представленное прежде всего работами Р. Вейса, который рассматривал одиночество как продукт комбинированного влияния фактора личности и фактора ситуации. Интеракционистский подход при изучении детерминант одиночества, более предпочтителен, поскольку позволяет изучить не только ситуационные и личностные детерминанты одиночества, но и выявить их совместное влияние.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.