На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретико-методологические основы осмысления и исследования феномена одиночества - Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте
Теоретико-методологические основы осмысления и исследования феномена одиночества - Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретико-методологические основы осмысления и исследования феномена одиночества
Психологическая сущность феномена одиночества
Ситуационные и личностные детерминанты одиночества
Возрастные особенности одиночества
Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте
Все страницы

 

1.5. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте


При рассмотрении особенностей подросткового возраста для нас является важным выделить те основные характеристики данного периода, которые объективно несут в себе возможность возникновения переживания одиночества.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте, позволил нам выделить несколько основных, на наш взгляд, факторов, способствующих возникновению переживания одиночества в данный возрастной период.
К первому фактору мы отнесли личностные особенности подростка, возрастные новообразования данного периода: развитие самосознания, рефлексии, формирование образа «Я», кризис идентичности и самооценки, застенчивость, неудовлетворенная аффилиативная потребность, интроверсия, эмоциональная неустойчивость [19; 37; 51; 56; 57; 62; 63; 64; 66; 70; 74; 81; 85; 86; 96; 108; 120; 124; 128; 145; 161 и др.]. Указанные авторы отмечают, что главным итогом переходного возраста является формирование самосознания и его специфического приобретения — чувства взрослости, развитие рефлексии. Переход на новый уровень самосознания позволяет осознать себя как уникальную личность, отличную от окружающих людей, а развитие рефлексии, в свою очередь, порождает потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. В то же время подростку трудно реализовать эту потребность из-за недостаточного развития навыков самонаблюдения и самоанализа. Поэтому часто у подростков возникает чувство неуверенности, в том числе и в том, что они соответствуют избранному идеалу или общепринятой норме. Невозможность понять себя приводит подростков к выводу, что вряд ли кто-либо еще сможет понять и оценить всю глубину их внутреннего мира. А переживание собственной неповторимости, непохожести на других в сочетании с уверенностью в том, что другие не смогут понять и оценить их уникальность, и порождает одиночество подростка. Так, в частности, И. С. Кон утверждал, что чувство одиночества в подростковом возрасте — нормальное явление, которое связанно с возрастными трудностями становления личности и является следствием рождения внутренней жизни. По словам автора, осознание своей особенности, непохожести на других и недостаток навыков самоанализа и интимного общения порождает характерное для подросткового периода острое чувство непонятости и одиночества [68; 71; 72; 73]. Подростковый возраст — это и период стабилизации и усложнения иерархии самооценок, в свою очередь отсутствие стабилизации образа «Я», неадекватный уровень самооценки, нереализованная претензия на самостоятельность приводят к возникновению переживания одиночества.
Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки. Первый проявляется в том, что
подростку сложно уравновесить два противоположных на первый взгляд фактора формирования идентичности — идентификацию (отождествление) и обособление. В случае, если идентификация преобладает над обособлением, происходит потеря своего «я», что сопровождается переживанием собственной никчемности и потерей самоуважения (а если происходит отождествление с отрицательными героями, то и уважения окружающих). Если же преобладает механизм обособления, то происходит чрезмерное отделение от окружающих, отказ от построения близких отношений и общения. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует рефлексию подростка и это, наряду с чувством своей особенности, непохожести на других, вызывает характерное для подросткового возраста переживание одиночества или страха одиночества. Кризис самооценки, проявляющийся в ее неустойчивости, повышенной критичности подростков по отношению к себе и частом переживании недовольства собой, лежит в основе того, что подростки приписывают себе различные недостатки и отрицательные качества, а также проецируют на других подобное негативное отношение к себе. Из-за этого повышается уровень агрессивности и тревожности, возрастает чувствительность к критике и неудачам, особенно в сфере общения, снижается самооценка, появляется обостренное чувство жалости к себе, пессимизм в отношении возможности быть любимым и оцененным окружающими, чувство безразличия и бессмысленности жизни, повышенная робость и застенчивость и, как следствие, возникает переживание одиночества. Кроме того, мы считаем, что подросток может переживать одиночество и в силу наличия у него определенных устойчивых личностных особенностей, связанных с мерой развития аффилиативной потребности, т. е. с мерой субъективно испытываемой нужды в контактах и близости с другими людьми. На наш взгляд, интроверсия и мотив аффилиации «страх отвержения» ведут к тому, что подросток ограничивает коммуникативные связи с другими людьми и в силу этого склонен к переживанию одиночества. Дополняя перечень характеристик, потенциально связанных с переживанием одиночества в подростковом возрасте, можно выделить и такую черту как конфликтность, т. е. склонность обострять не только предконфликтные, но зачастую и просто осложненные ситуации человеческих контактов.
Ко второй группе мы отнесли факторы, связанные с трудностями в общении со сверстниками. Как отмечают многие исследователи [51; 62; 63; 64; 69; 70; 74; 96; 98; 119; 120; 124; 128; 131 и др.] в подростковом возрасте происходит переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников. Возникшая потребность (в доверительных, эмоционально окрашенных отношениях с близкими друзьями) наряду со стремлением освободиться от родительской опеки, отделением от родителей и их системы ценностей делает проблему взаимоотношений с ровесниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной для подростков. Если потребности в теплоте, защите, поддержке и подтверждении своей значимости уже не могут реализоваться в семье, а новые отношения (со сверстниками) находятся в стадии становления, то подростки чувствуют себя всеми оставленными, покинутыми и переживают одиночество.
Как известно, подростковый возраст — это период становления навыков общения и, как правило, именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения. Недостаток таких навыков и плохо развитые способности к самораскрытию и эмпатии мешают подростку удовлетворить в процессе общения потребности в интимности, признании, эмоциональном отклике и понимании, что и приводит к глубокому переживанию одиночества. Кроме активации общения со сверстниками, в подростковом возрасте происходит и формирование различных подростковых групп и объединений. Подростки, лишенные общения в референтных группах, при отсутствии круга общения, близких друзей, достаточного количества межличностных контактов со сверстниками и/или негативным опытом общения с ними, испытывающие неудовлетворенность общением с ровесниками, как правило, переживают одиночество. Нельзя забывать и о возможном неприятии подростка группой сверстников, социальное отторжение, безусловно, является одним из основных факторов, ведущих к острому переживанию одиночества. В подростковом возрасте обостряется и потребность занять позицию какой-либо социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности и одиночества.
Итак, по мнению многих исследователей, подростки склонны считать себя одинокими, когда им кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах. Одиночество часто возникает и тогда, когда подросток окружен сверстниками, но ему трудно с ними общаться или сближаться. А. А. Реан и Ф. Райс отмечают, что переживание одиночества в подростковом возрасте отчасти обусловлено социально, поскольку «в молодежной культуре считается, что если вам не с кем провести выходные, значит, вы ничего собой не представляете» [119, с. 56; 124, с. 340-342].
К третьей группе мы отнесли факторы, связанные с семьей подростка, общением с родителями. Выделение этого фактора обусловлено тем, что хотя в подростковом возрасте и происходит переориентация общения подростка с родителями, старшими и учителями на общение со сверстниками, семья как социальный фактор не утрачивает свое значение, уменьшается только степень его влияния на подростка. Исходным для нас является заключение различных исследователей о том, что генезис одиночества личности имеет достаточную протяженность: отвержение ребенка родителями в раннем детстве, вкупе с незаинтересованностью общества в подрастающем поколении, отсутствием внимания со стороны семьи в период становления личности приводит к возникновению у подростка оценки себя как ненужного окружающим, трудностям в общении со сверстниками. Так, в частности, Л. В. Белозерова отмечает: «...изучение показало, что генезис изолированности находится в сфере семейного воспитания подростка. Истоки конфликта, приведшего к разрыву деловых и личных отношений с одноклассниками, находятся в системе тех отрицательных нравственных отношений, которые сложились в семье, ее нормах и ценностях, в невысоких нравственных качествах родителей, в отсутствии интеллектуального и эмоционального контакта родителей с детьми, а также в отсутствии надзора за подростком» [15, с. 11].
Среди факторов, связанных с семьей подростка, вслед за рядом исследователей [37; 51; 62; 63; 64; 74; 81; 124; 128 и др.], отметим неполные семьи; алкоголизм и криминальное или аморальное поведение родителей; материальное неблагополучие семьи; увеличение рабочего времени родителей и/или большая занятость родителей своими делами, в силу чего они не уделяют достаточно внимания общению с собственными детьми; дисгармоничные взаимоотношения в семье: отвержение ребенка родителями
в раннем возрасте, отсутствие интереса, внимания и необходимой поддержки со стороны семьи в период становления личности, частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие и т. п. Все это способствует формированию у подростка представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать. Отсутствие эмоциональной близости между ребенком и родителями (эмоциональное отвержение), недостаток родительского внимания и заботы о ребенке (гипоопека) не дают положительного опыта общения и мешают нормальному развитию коммуникативных навыков. Чрезмерные требования и контроль, отсутствие позитивного отношения к ребенку и признания его ценности как личности, недостаток эмоционального, физического и духовного контакта с родителями и значимыми взрослыми способствуют возникновению у ребенка восприятия себя как ненужного, «плохого» и недостойного любви и формируют у него представление о себе как неспособном и никчемном человеке. В этом случае подросток не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кто-то может понять и полюбить его, что кому-то он может быть нужен и интересен как личность. Замыкаясь в себе, такой подросток все больше уходит в свое одиночество. Вместе с тем чрезмерная забота и повышенное внимание (гиперопека), характерные для воспитания ребенка по типу «кумир семьи», способствуют развитию эгоцентризма, высокой требовательности к окружающим в сочетании с низким контролем собственного поведения. Как правило, подросток, имеющий такие черты характера, отвергается сверстниками. Однако следует отметить, что даже во внешне благополучной семье подросток может переживать глубокое внутреннее одиночество, и это зачастую детерминировано тем, что «старые» отношения со взрослыми становятся неприемлемыми для подростков, так как не соответствуют представлению последнего о степени собственной взрослости. В основе их трансформации лежит протест подростка против различных форм зависимости от взрослых, а также активное утверждение своей независимости («Я сам знаю, что мне делать!»). Многие исследователи конфликт подросткового возраста объясняют неумением или нежеланием взрослых менять свое отношение к ребенку, расширять его права. И если подростки уже готовы к изменениям отношений и в целом расположены
к родителям, последние часто находятся под влиянием стереотипов и не желают менять свое отношение к ребенку.
В отдельную группу мы вынесли факторы, связанные с резкими переменами в жизни подростка. Среди последних необходимо отметить: переезд на новое место жительства, смену школы, класса, разрыв дружеских отношений [64; 131]. З. Рубин, отмечал, что разрыв дружеских отношений в подростковом возрасте происходит достаточно часто и это, как правило, возникает вследствие того, что «один из друзей или оба постепенно осознали, что их дружба больше не приносит им прежнего удовлетворения» [131, с. 355]. По мнению автора, это происходит вследствие того, что ребенок — каждый по-своему и со свойственными ему темпами — превращается в подростка, и по мере того как растет и взрослеет каждый отдельный ребенок, его меняющиеся потребности, способности и интересы неизбежно отражаются и на смене друзей. Поскольку «ребенок взрослеет, а его друг в это время еще продолжает оставаться ребенком... и тогда вдруг оказывается, что у вас нет ничего общего» [131, с. 355]. Дополняя перечень ситуаций, потенциально связанных с переживанием одиночества в подростковом возрасте, мы считаем необходимым указать смерть близкого человека, развод родителей, нахождение в больнице на стационарном лечении, поездку в детский лагерь, санаторий. Поскольку эти ситуации неизбежно связаны с переменами в личной жизни подростка, изменением привычного круга общения, мы считаем, что они так же могут привести к переживанию одиночества.
Резюмируя сказанное выше, отметим, что целый ряд факторов, способствует возникновению переживания одиночества в подростковом возрасте. Это, прежде всего, личностные особенности подростка, возрастные новообразования данного периода: развитие самосознания, рефлексии, формирование образа «Я», кризис идентичности и самооценки, застенчивость, неудовлетворенная аффилиативная потребность, интроверсия, эмоциональная неустойчивость; трудности в общении со сверстниками и как следствие нереализованная потребность в интимно-личностном общении; факторы, связанные с семьей подростка: неполные семьи, алкоголизм и криминальное или аморальное поведение родителей, материальное неблагополучие семьи, увеличение рабочего времени родителей и/или большая занятость родителей своими делами, в силу чего
они не уделяют достаточно внимания общению с собственными детьми, дисгармоничные взаимоотношения в семье; факторы, связанные с резкими переменами в жизни подростка: переезд на новое место жительства, смена школы, класса, разрыв дружеских отношений, смерть близкого человека, развод родителей, нахождение в больнице на стационарном лечении, поездка в детский лагерь, санаторий.
Теоретический обзор научной литературы, содержащий психологические исследования по проблеме одиночества, позволил нам сформулировать следующие основные выводы:
1. Одиночество — субъективное переживание, индикаторами которого в подростковом возрасте выступают: осознание неудовлетворенности отношениями со значимыми людьми, негативный эмоциональный фон.
2. Переживание одиночества детерминировано комплексным, совместным влиянием личностных и ситуационных переменных.
3. К переживанию одиночества особо чувствителен подростковый период. В подростковом возрасте одиночество наиболее распространенное и интенсивно протекающее явление, которое может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания, стать препятствием для личностного развития, привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности.
4. Переживание одиночества в подростковом возрасте детерминировано личностными особенностями подростка, трудностями в общении со сверстниками и родителями, резкими переменами в жизни подростка.
Тем не менее, на сегодняшний день существует значительный пробел в комплексных эмпирических исследованиях одиночества подростков, его ситуационных и личностных детерминант, что и предопределяет необходимость нашего исследования.

Источник: Дементий, Л. И. Одиночество подростков: феноменология, факторы, типология : монография / Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. — 132 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.