Кравченко Юлия Андреевна студентка ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психика, дистанционное образование, интернет-безопасность, информационная безопасность, учащийся, психологически безопасная среда обучения.
После работы в удаленном формате при распространении коронавирусной инфекции в некоторых образовательных учреждениях до сих пор сохраняются элементы дистанционного образования. Так, при выходе с карантина на очные занятие, все равно интернет-безопасность остается важной частью пользования сетью Интернет. Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет, тем самым все большее количество детей выражают свой интерес к данному виду связи. Проблема интернет-безопасности с давних времен остро стоит и все больше набирает обороты. Не вся информация в сети является полезной, а некоторая даже является опасной. Для организации безопасной образовательной среды необходимо ограничить учащихся от влияния отрицательного характера интернет-знаний. Уроки медиабезопасности все больше набирают обороты в России. Так как Интернет, новые технологии плотно зашли в нашу жизнь, то необходимо научиться ими пользоваться и управлять.
Доступ к любой информации в интернете имеет каждый индивид, не зависимо от возраста. Слово «безопасность» можно рассматривать с двух позиций: 1. Безопасность - это состояние защищенности от внешних раздражителей. 2. Безопасность - отсутствие риска и вреда. Так, данное понятие можно сопоставить со словосочетанием интернет-безопасность. Однако, интернет-безопасность и информационная безопасность различны.
Угрозы безопасности в сети: - Киберхулиганы. И дети, и взрослые могут использовать Интернет, чтобы изводить или запугивать других людей. - Неприличный контент. Велика вероятность того, что вы можете столкнуться с нежелательной информацией (фото, видео и т. п.). - Злоупотребление общим доступом к файлам. Несанкционированный обмен музыкой, видео и другими файлами может быть незаконным или повлечь загрузку вредоносных программ. - Вторжение в частную жизнь. Заполняя различные формы в Интернете, можете оставить конфиденциальные сведения о себе или своей семье. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Вопрос интернет-безопасности коснулся государственного уровня. Так законодательные нормы регулируют поведение в сети Интернет.
Так, можно выделить следующие направления деятельности педагогов по обеспечению безопасной образовательной среды в Интернет: 1. Соблюдение правил интернет-безопасности, т.е. любое действие в сети должно быть выполнено в соответствии с законами страны. 2. Разграничение полномочий лиц, которые участвуют в воспитательной деятельности учеников: педагоги, учителя, воспитатели, преподаватели и т. д. 3. Управление средствами борьбы с интернет-опасностью. 4. Создание и постоянная готовность сил и средств помочь ученику, который находится в цифровой опасности. 5. Выявление и решение внешний и внутренних проблем и угроз, возникающих при интернет-безопасности. 6. Разработка программ обеспечения безопасности детей в виртуальном пространстве. 7. Проведение комплекса мероприятий по поддержке психологической безопасности. 8. Контроль за мероприятиями и разработка инструкций по обеспечению интернет-безопасности.
Так, бесконтрольный доступ к Интернет может привести к следующим отрицательным последствиям: 1. Зависимость от сети. 2. Общение с человеком с девиантным поведением. 3. Заражение файлами с вирусами. 4. Перенимание отрицательного отклоняющегося поведения. 5. Нарушение развития ребенка психофизически. Так, в разных школа и других образовательных учреждениях на персональных компьютерах установлены ограничители, которые запрещают доступ к сайтам с возможным отрицательным контентом. Доступ у учеников имеется только к сайтам с положительной информацией, полезной для работы. В обеспечении мер по Интернет-безопасности образовательное учреждение должно играть ключевую роль, так как в современной школе обучение проводится с использованием технологий, отвечающих своему времени, имеются в виду информационно-коммуникационные технологии. Поэтому школа должна взять на себя главную ответственность за развитие у детей и их родителей цифровой грамотности и обучение их навыкам безопасности. Стимулируя детей к более широкому разнообразию онлайн-деятельности и одновременно с этим обучая их критически оценивать ресурсы, развивая навыки безопасного поведения в сети, педагоги приумножают те преимущества, которые дает обучение в онлайне, усиливает защиту наших детей и повышают компетентность всех участников образовательного процесса. Особые усилия необходимы в отношении наименее привилегированных и самых младших детей.
Список литературы 1. Ануфриев А.Ф. Поисковые технологии обучения в психологическом образовании / А.Ф. Ануфриев // Инновации в образовании. - 2019. - №1. - С. 79-91. 2. Вербицкий А.А. «Цифровое поколение»: проблемы образования / А.А. Вербицкий // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - №7. - С. 10-13. 3. Вербицкий А.А. Теория контекстного образования как концептуальная основа современной образовательной парадигмы / А.А. Вербицкий // Scientific and practical reviewed journal. Israeli independent academy of development of science. - 2016. - Vol. 8, №1. - Pp. 5-17. 4. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. - М.; Л., 1935. - 236 c. 5. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. - М., 1984. - 254 c. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|