Андрианова Роза Ахбановна канд. пед. наук, старший научный сотрудник ФГБУН «Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук» г. Москва Ключевые слова: безопасная образовательная среда, формирование ценностных ориентаций, профилактика, агрессивные способы взаимодействия, детско-взрослая общность, воспитание в общности.
Научно-исследовательская работа выполнена в рамках государственного задания ЦИПБ РАН на 2022 год №FFFZ-2021-0005. Безопасная образовательная среда как условие предупреждения агрессивных способов взаимодействия всех субъектов образовательных отношений - обучающихся, их семей и специалистов, работающих в образовательной организации, не может рассматриваться вне формирования ценностных ориентаций личности. Анализ проблемы показал, что факторами агрессивных способов взаимодействия становятся: деструктивная позиция специалистов, работающих в образовательной организации, способствующая конфликтам; вмешательство взрослых только в случаи проявления физической агрессии (драки, порчи личных вещей и др.), непонимание негативных последствий косвенной агрессии и опасности тактики реагирования «сами лучше разберутся»; отсутствие у педагогов и родителей необходимых компетенций в области предупреждения и преодоления различных видов и форм агрессивного поведения: физической агрессии, вербальной агрессии, буллинга, киберагрессии. Очевидно, что проявления вербальной и физической агрессии, буллинга, киберагрессии чаще взаимосвязаны и взаимообусловлены, могут проявляться одновременно во время конфликтной ситуации или провоцировать переход от одной формы агрессии в другую в процессе взаимодействия субъектов образовательных отношений [1; 5; 7]. Необходимо выделить особую связь буллинга и киберагрессии, кибер- буллинга, как агрессивных преследований в современных реалиях: травля в стенах образовательной организации переходит в травлю в социальных сетях и мессенджерах, групповых чатах класса или группы. При этом ки- бербуллинг, как дистанционная травля, может проявляться круглосуточно, непрерывно травмируя обучающегося. Очевидно, что подобная деструктивная ситуация возможна, если предупреждение проявлений агрессии в общих чатах, социальных сетях, воспитание культуры поведения в информационном пространстве не стали воспитательной и превентивной практикой образовательных организаций [1, 5, 7]. Рассмотрим исследование специфики сферы ценностных ориентаций подростков в российских научных публикациях и определим воспитательные и превентивные социально-педагогические инструменты преодоления агрессивных способов взаимодействия субъектов образовательных отношений. С.А. Никитина в своей работе приводит данные исследований ценностных подростков с поведенческими девиациями - самая непривлекательная жизненная сфера - «обучение и образование», наиболее приоритетная жизненная сфера - «увлечения», лидирующее место в иерархии ценностей занимают «интимное общение», «признание окружающих» [6]. В.С. Собкин и Е.А. Калашникова показали приоритеты в жизненных ценностях, характер сформированнности планов на будущее на основе сравнительного анализа данных опросов обучающихся 7, 9, 11 классов общеобразовательной школы и выявили явное проявление влияния материального положения семьи на популяризацию оценок относительно своей жизненной успешности, что свидетельствует о значимости фактора социальной стратификации для жизненного самочувствия на этапе подросткового возраста. При этом для обучающихся из высокообеспеченных семьей более значимы ценности, связанные с социальной успешностью, для малообеспеченных - с личностной самореализацией [9]. Е.Н. Скавычева подчеркивает, что именно в подростковом возрасте определение личностно значимых ценностей становится наиболее актуальной и необходимо развивать умения аргументировать свою позицию, анализировать свои и чужие ценностные ориентации, а также принимать и отстаивать значимые ценности [8]. Е.С. Верясова выделяет особую воспитательную роль педагога и отмечает, что важнейший фактор формирования ценностных ориентаций подростка - это собственная социальная активность педагога, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, построение отношений со сверстниками и взрослыми [2]. А.Г. Гостев рекомендует развивать у подростков навыки самоконтроля, интерес к здоровому образу жизни, реализовать целевые программы «Познай себя», «Компания или команда», «Активный отдых», «Основы ЗОЖ» [3]. Для формирования ценностных ориентаций К.В. Дашук предлагает последовательную поддержку стремления подростка к самостоятельности, целенаправленное обучение его приемам саморазвития, включая самоактуализацию, самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование [4]. Известно, что в современных условиях социализация подрастающего поколения в информационном пространстве. При этом широкое распространение информационных технологий формирует как определенные риски и угрозы, так и определенные новые ресурсы в формировании ценностных ориентаций подростков, снижения и нейтрализации рисков негативного влияния, усиления педагогического влияния на сферу взаимодействия субъектов образовательных отношений не только в дистанционном режиме, но и так называемом «очном» взаимодействии в учебной и внеучебной деятельности. Мониторинг поведения обучающихся в социальных сетях и мессенджерах позволит выявить агрессивные способы взаимодействия и оперативно организовать индивидуальную и групповую работу с обучающимися группы риска, преодолеть кризисную ситуацию и направить взаимодействие обучающихся в позитивное русло [1]. Известно, что в подростковом возрасте возрастает роль влияния сверстников, по этой причине воспитание в общности становится ведущим условием формирования ценностных ориентаций. Важное направление - конструктивное решение проблемных ситуаций, недопустимо разделение сообщества на противодействующие группы «свои/чужие», «мы/они» с целью проявления групповой агрессии. Для организации воспитательного и превентивного пространства важно понимание событийного подхода, в котором отмечается особая воспитательная роль не только значимых событий в общности, но со-бытия как совместного бытия в одном воспитательном пространстве [1]. Формирование ценностных ориентаций в воспитательном и превентивном пространстве общности включает: эмоциональное включение субъектов образовательных отношений в созидательную урочную и внеурочную деятельность; определение общих интересов с установкой на бесконфликтное взаимодействие, совместная деятельность, в процессе которых формируется ценности дружбы, добра, безопасности, справедливости, принятия норм и правил ответственного поведения, создаются условия для самореализации и повышения социального статуса каждого обучающегося.
Список литературы 1. Андрианова Р.А. Профилактика буллинга в школе: роль классного руководителя / Р.А. Андрианова // Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление: сборник трудов XIV Международной научно-практической конференции (Москва, 6-8 апреля 2021 года) / сост. А. А. Бочавер, М.Я. Кац, отв. ред. А. А. Бочавер. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021. - С. 12-16. 2. Верясова Е.С. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в формировании ценностных ориентаций современного подростка / Е.С. Верясова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - №4. - С. 263-266. 3. Гостев А.Г. Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков в образовательно-развивающем пространстве лицея / А.Г. Гостев, Т.В. Бондарчук // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №1. - С. 43-48. - 4. Дашук К.В. К вопросу о формировании ценностных ориентации подростков в условиях педагогической организации свободного времени / К.В. Дашук // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2018. - №4(81). - С. 298-301. - 5. Хломов К.Д. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде / К.Д. Хломов, А. А. Бочавер, Р.А. Андрианова [и др.]; Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. - М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2022. - 364 с. 6. Никитина С.А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков, склонных к девиантному поведению и подростков с нормативным поведением / С.А. Никитина // Мировая и российская наука: области развития и инноваций: сборник научных статей / науч. ред. Р.Ю. Самхарадзе. - М.: Перо, 2020. - С. 156-161. 7. Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / Р.А. Андрианова, А.А. Шемшурин, В.А. Чернов [и др.] // Психолого-педагогические исследования. - 2021. - Т. 13. - №4. - С. 107-125. 8. Скавычева Е.Н. Формирование ценностных ориентаций у старших подростков / Е.Н. Скавычева, Д.А. Петров // Педагогический вестник. - 2020. - №17. - С. 77-79. 9. Собкин В.С. Ценностные ориентации современного подростка / В.С. Собкин, Е.А. Калашникова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - №2. - С. 656-665.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|