Психолого-педагогические аспекты формирования и причины девиантного поведения несовершеннолетних |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
Холопова Екатерина Юрьевна, Девиантное поведение несовершеннолетних давно считается важнейшей проблемой, требующей разрешения. До XX в. не существовало особой системы правосудия для детей. Дети моложе 8 лет не отвечали за свои поступки, дети до 14 лет не несли жестокого наказания, формальные различия между детьми и взрослыми еще не были введены. К началу текущего столетия политические реформаторы, многие из которых занимались социальной работой, разработали систему правосудия для несовершеннолетних, основные положения которой стали стандартом для государства. Система основана не на правовых нормах, существующих для взрослых преступников, а на том положении, что в интересах общества дети должны подвергаться реабилитации (исправлению), а не наказанию. Юрисдикция отдельной системы для несовершеннолетних, по крайней мере на декларативном уровне, предусматривает в первую очередь необходимость воспитания детей. Сегодня система правосудия для несовершеннолетних находится в тисках противоречий. Оценка усилий по реабилитации позволила многим исследователям сделать вывод о провале системы. Одни реформаторы подчеркивают юридические права детей и призывают поддерживать усилия по реабилитации. Другие считают, что политика невмешательства лучше, чем наказание или реабилитация. Третьи исходят из необходимости сфокусировать внимание не столько на воспитании, сколько на наказании преступников [1 с.21]. Изучение официальной статистики позволяет сделать следующий вывод: большая часть несовершеннолетних совершают незначительные преступления, не допуская в дальнейшем никаких проступков. Не имеется также свидетельств, подтверждающих теорию о том, что противоправное поведение постоянно усугубляется и приводит к совершению более тяжких преступлений. Существуют факты, указывающие на то, что лишь небольшой процент несовершеннолетних действительно совершает серьезные правонарушения. Среди исследователей нет единого мнения по поводу причин противоправного поведения молодежи. Социальные работники должны оценивать теорию с точки зрения логики, концептуальной ясности и способности оперировать эффективными программами. Согласно многим теориям преступления совершаются из-за нарушений в социальной жизни общества. Антисоциальное поведение несовершеннолетнего обусловлено влиянием многих факторов, и в первую очередь внешней социальной среды и микросреды, а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые объясняют его индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками. Мораль подчинения, которая раньше характеризовала отношения ребенка со взрослыми, вследствие обостренного чувства взрослости в процессе заменятся на мораль равенства. Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения и высказывания старших. Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется также в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него характерны повышенная потребность в общении с ровесниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на их мнение, это может в свою очередь вызвать неудовлетворенность и раздражение взрослых. Наряду с отклонениями нервно-психического характера особую проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей. Слабоумие детей, являясь одной из психофизиологических предпосылок отклоняющегося поведения, тем не менее, само нередко оказывается порождением социальных факторов, в частности алкоголизма. Так, наше уголовное законодательство содержит такое правовое понятие, как уменьшенная вменяемость, что позволяет в настоящее время осуществлять дифференцированный подход к несовершеннолетним при назначении наказания, решении вопросов об обеспечении в отношении их принудительных мер безопасности и лечения. Нередко антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы, явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими чертами личности. Такие подростки отличаются большей степенью внушаемости, некритичностью поступков, их влечения принимают нередко извращенный характер (садистский оттенок агрессии и т. д.). Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего обусловлено влиянием факторов в первую очередь внешней социальной среды (микросреды), индивидуальными особенностями личности подростка, объясняющими его индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи. Девиантное поведение подростков и молодежи имеет общие для всех девиантных проявлений причины. Прежде всего это противоречие между относительно равномерно распространенными и растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения. Возможности человека определяются в основном его социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам (стратам). В связи с этим следует рассмотреть, как специфически для подростков и молодежи проявляются социальное неравенство, противоречие между потребностями (ценностями, устремлениями) и возможностями их удовлетворения. Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные различия, но и статусные. Понятие «старшинство» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие «младший» указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус. Так, возрастное неравенство оборачивается социальным. В обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от репрессивных мер воспитания, но и от неравенства шансов по сравнению со взрослыми получить жилье, работу, вознаграждение за нее. Сегодня представители молодежи - первые кандидаты в безработные, что создает противоречия между постоянно растущими потребностями и относительно неравными возможностями их удовлетворения. С учетом происшедших изменений в социально-политической обстановке общества, его ценностях, с учетом того нового, что вошло в жизнь исправительных учреждений, реальной целью исполнения наказания должно стать исправление правонарушителей и подготовка социально адаптированной личности, способной к самостоятельной правопослушной жизни в обществе. По прибытии в воспитательную колонию несовершеннолетний чаще всего вынужден поступать так, как поступают окружающие. Воспитатель должен учитывать, что осужденный находится в искусственно созданном мире, где объективно имеются дополнительные условия для криминализации как среды обитания, так и их самих. В данной среде прежде всего искажены отношения собственности и спектр жизненных ценностей, созданы свои нормы жизни. Кроме этого несовершеннолетние строят свою жизнь таким образом, чтобы выжить в экстремальной обстановке, которой являются места лишения свободы, и одновременно сохранить свою индивидуальность. Процесс такого выживания, с их точки зрения, заключается в постоянном погружении в среду обитания, систему групповых норм, традиций, ценностей, приоритетов и установок. Чем сильнее подросток погружается в среду, тем легче ему жить. Если он не принял нормы среды обитания, то эта среда его отторгает как несовместимый объект. В местах лишения свободы вообще, а в воспитательных колониях в особенности возникает комплекс новых отношений, сопряженных с образованием социально-криминогенной напряженности, что порождает аффектогенные формы взаимодействия между правонарушителями, вызывая новые неспецифические и неадекватные ситуациям дефектные реакции. Остановимся более подробно на тех подростках, которые, совершив преступления, уже находятся в местах лишения свободы. Несовершеннолетние осужденные, допускающие нарушения установленного порядка отбывания наказания в период содержания в воспитательных колониях (далее - ВК), признаются одной из наиболее сложных категорий лиц, требующих повышения усилий при проведении с ними психолого-педагогической работы и подготовке их к жизни в обществе. В первую очередь это относится к так называемым злостным осужденным- правонарушителям. Мероприятия, проводимые с такими осужденными, являются частью общей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, определенной Планом мероприятий на 2015-2017 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г. (п. 60, 62, 65), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 167-р, а также Концепцией развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Ведомственная статистика показывает, что, несмотря на внешне снижающийся из года в год показатель нарушений осужденными ВК установленного порядка отбывания наказания (2012 год - 2286, 2013 год - 2159, 2014 год - 2065), в реалиях тенденция обратная. Расчет коэффициента (k) частоты нарушений в день указывает на постепенно возрастающую динамику: k (2012 г.) = 0,0024, k (2013 г.) = 0,0027, k (2014 г.) = 0,003. При этом увеличивается и среднее количество нарушений установленного порядка отбывания наказания, приходящееся на одного несовершеннолетнего осужденного-правонарушителя ВК (2012 год - 1,66, 2013 год - 1,73, 2014 год - 2,14). Возрастающая сложность личности и негативной направленности поведения осужденных ВК, безусловно, требует научного подхода в решении профилактических задач с учетом особенностей современной обстановки и предъявляемых на государственном уровне требований. С целью анализа правонарушений осужденных ВК, сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России в 2015 г. был проведен опрос 406 сотрудников режимной, воспитательной, психологической и оперативной служб 20 воспитательных колоний территориальных органов ФСИН России, которые, опираясь на свой профессиональный опыт работы, оценивали по 10-балльной шкале их причины и мотивы (46 показателей, включенных в состав 6 тематических блоков). В результате было установлено, что наиболее распространенными причинами и мотивами совершения правонарушений несовершеннолетними осужденными ВК являются: отсутствие правовой осведомленности и культуры, дефекты нравственного сознания осужденных ВК; отсутствие твердых позитивных нравственных установок, моральных убеждений и принципов; недооценка серьезности последствий правонарушающего поведения; непонимание значимости правовых запретов в обществе и необходимости их соблюдения; социально-правовой нигилизм (негативизм), цинизм осужденных ВК: юношеский максимализм, нежелание прислушиваться к предостережениям сотрудников ВК, внимать их советам; несогласие с правовыми нормами и режимными требованиями, их неприятие; наличие антиобщественных взглядов, установок, принципов, привычек, отрицание значимости любых запретов; зараженность криминальной субкультурой, устойчивость криминальных установок; личностные и поведенческие особенности осужденных ВК: психические отклонения, в том числе интеллектуальная недостаточность; безалаберность, неорганизованность, недисциплинированность; склонность к демонстративным поступкам, «рисовке», браваде; склонность к риску; склонность к зависимости от других, выполнению их воли; легкая податливость негативному влиянию, подражание «крутым»; слабая способность к самообслуживанию; личные интересы, скрытые и скрываемые мотивы осужденных ВК: потребность заработать авторитет у сверстников, добиться их расположения, принятия; увлеченность «блатной романтикой»; потребность повысить статус в криминальной среде в связи с переводом из ВК в ИК (после совершеннолетия) [2 с.18]. Полученные результаты указывают на значимую роль в совершении несовершеннолетними осужденными правонарушений деформаций правосознания, которые им были присуще еще до совершения преступления. Это подтверждается рядом исследований, показывающих, что для учащихся общеобразовательных школ с отклоняющимся поведением характерны: некий «информативный снобизм», то есть слабое знание правовых норм, низкое нравственно-правовое сознание, сформированное искаженное, ошибочное, завышенное представление о собственной информативной (познавательной) базе; пренебрежительное отношение к официальным законам и общепринятым нормам и правилам поведения; неумение сопоставлять свои действия и поступки с правовыми нормами; «извращенное» понимание законов и подзаконных актов только как карательных мер; легкомысленность предположений о том, что незнание закона освободит от ответственности; наличие убежденности в собственной безнаказанности на фоне «беспредела» в нарушении законодательных норм взрослыми, в том числе в семье. Эффективности профилактики правонарушений, проводимой в процессе индивидуализации процесса исполнения наказания, может способствовать знание личности несовершеннолетнего осужденного-правонарушителя ВК. В 2017 г. сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России на основе анализа 55 материалов, предоставленных воспитательной службой, и психологических заключений был составлен усредненный профиль несовершеннолетнего осужденного ВК, относящегося к категории злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказаниянесовершеннолетнему осужденному-правонарушителю присущи такие личностные особенности как импульсивность и вспыльчивость, склонность к нарушению норм и правил, режима содержания, недоверчивость к окружению, неуравновешенность эмоций, демонстративность, непредсказуемость поведения, зависимость от настроения, раздражительность, агрессивность со вспышками гнева, конфликтность, тревожность, скрытность и хитрость, общительность, частая смена интересов. Выявленные характеристики согласуются, например, с результатами другого комплексного исследования деформаций личности подростков 13-17 лет и причин возникновения у них противоправного поведения, в котором приняли участие учащиеся общеобразовательных школ, подростки, допустившие правонарушения и состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, а также подростки, отбывающие наказание в воспитательной колонии. Исследование отношения к своему будущему, социальных отношений, а также характерологических особенностей несовершеннолетних показало, что у 96 % подростков-осужденных (у большей части выборки по сравнению с двумя другими) в структуре личности выявляется сочетание не менее трех криминогенных исследуемых качеств, причем у 55 % из них они являются основными, ведущими, проявляясь в большинстве различных сфер, у 4 % - сочетание двух криминогенных качеств. Остальные качества говорят об общих трудностях и отставании в развитии личности. Так называемый криминогенный комплекс, «сплав» взаимосвязанных личностных особенностей, характеризующих склонность к криминогенному поведению, создает препятствия для воспитательного воздействия на подростков ВК, повышая к нему их толерантность. Это обосновывает необходимость психолого-педагогической коррекции не отдельных качеств личности несовершеннолетних осужденных, а комплексного подхода, одновременного влияния на различные аспекты их личности и поведения с целью формирования положительных свойств и стереотипов поведения, применения новых технологий и методов профилактического и коррекционного воздействия. Исходя из вышеизложенного, центральным условием формирования у несовершеннолетних осужденных просоциальной субъектной позиции является включение их в событийную общность. Учитывая возрастные особенности несовершеннолетних осужденных, для формирования у них просоциальной субъектной позиции в основу такой общности может быть положена спортивная деятельность, которая имеет своей целью физическое развитие осужденных, снятие психологической усталости от ограниченного пространства, малоподвижного образа жизни. На наш взгляд недостаточно таких форм как, утренняя зарядка, праздники, и проведений соревнований. Стоит расширить данный круг и добавить занятия в спортивных секциях, оборудование спортивных площадок, изготовление осужденными средств наглядной агитации с целью пропаганды спорта и здорового образа жизни, организация показательных выступления по различным видам спорта, встречи со спортсменами и тренерами, ветеранами спорта. При этом основная идея - организация просоциальной общности несовершеннолетних осужденных на базе значимой для них совместной спортивной деятельности. Для достижения цели формирования у несовершеннолетних осужденных просоциальной субъектной позиции необходимо комплексно использовать все средства исправления осужденного, предусмотренные ст. 9 УИК РФ. Важнейшими из основных средств исправления осужденных являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) и труд. Изначально необходимо выделить время для построения и оборудования силами несовершеннолетних осужденных спортивного городка. Строительные материалы будет предоставлять администрация колонии. В настоящее время в воспитательных колониях запрещено принуждать осужденных к труду, но законодатель устанавливает возможность привлечения сотрудниками несовершеннолетних осужденных к общественно-полезному труду, продолжительность которого составляет 2 часа в неделю. Это время нужно направить на подготовку места для оборудования спортивного городка, на само строительство, а после, поддержание порядка на данной территории. Подросткам предоставляется право увеличения продолжительности работы по их письменному заявлению (ст. 106 УИК РФ). После оборудования спортивного городка в распорядок дня воспитательной колонии можно внести положение о занятии спортом 1,5 часа в день, а для положительно характеризующихся до 2,5 часов в день, исходя из местных условий. Также необходимо обеспечивать выезд несовершеннолетних осужденных, победивших во внутренних соревнованиях, на игры, проводящиеся за пределами воспитательной колонии (ст. 76). При этом важно, чтобы в процессе оборудования спортивного городка и тренировок спортивных команд постепенно складывалась сплоченная общность несовершеннолетних осужденных, реализующая в совместной деятельности просоциальные цели. Следует уделить внимание и таким средствам исправления как общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка. Учителя в воспитательной колонии должны заинтересовать осужденных в процессе обучения для показания хороших результатов в учебе, так как отсюда будет следовать предоставление возможности больше заниматься спортом. Также на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности возможно создание коллективного творческого проекта по организации в колонии здорового образа жизни. Для оборудования спортивного городка необходимо использовать ресурс профессиональной подготовки - помощь мастеров профессионального обучения в получении специальных умений, использование мастерских и т. п. Большое влияние на формирование просоциальной субъектной позиции несовершеннолетних осужденных может оказать общественность. Необходимо привлекать тренеров - для создания системы физического развития, спонсоров - для оказания финансовой поддержки, а также СМИ, уполномоченного по защите прав ребенка, родственников. Данные субъекты в силах оказать помощь в закупке стройматериалов, оборудования для организации трудовой деятельности, спортивного инвентаря непосредственно для самих занятий. Можно привлечь и спортивные команды для проведения соревнований. Исследуя опыт воспитательной работы с осужденными, мы видим, что к такой работе привлекаются и волонтеры - студенты педагогических ВУЗов. В нашем случае студенты могли бы проводить соревнования, играть в футбол с несовершеннолетним осужденными. Благодаря непосредственному общению, совместной деятельности со студентами-волонтерами подростки с девиантным поведением обретут позитивные социальные ориентиры. Таким образом, центральным условием формирования у несовершеннолетних осужденных просоциальной субъектной позиции является их участие в событийной общности, создаваемой на основе значимой для всех участников просоциальной деятельности. Список литературы 1. Кадушкин С.А. Особенности формирования и причины противоправного поведения несовершеннолетних: учеб.-методическое пособие / С.А. Кадушкин, А.В. Шарков, В.Б. Шабанов. Минск, 2001. С. 5. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |