Телепов Михаил Николаевич, доцент кафедры психологии и коррекционного образования, кандидат психологических наук (МБОУ ОДПО «Центр развития образования» городского округа Самара) Отечественные и зарубежные педагоги и психологи, среди которых Д.Б. Эльконин, В.В. Рыжов, М.С. Каган, Т.В. Драгунов, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Э. Берн, Г. Коллинс и другие - отмечают в своих работах важность становления личности подростка как необходимое условие для формирования устойчивости к любому асоциальному и рискованному поведению, в том числе зависимости.
Становление личности рассматривается наряду с понятием взросления. Д.Б. Эльконин в своих работах по этому вопросу выделяет две категории: объективную готовность и субъективную готовность. Объективная готовность - внешнее проявление взрослости; она рассматривается в таких аспектах, как труд, учеба, взаимоотношения со сверстниками, внешний облик, поведение, построение ответственных отношений с противоположным полом и др. Субъективная готовность - внутренняя, социально-моральная сторона, которая проявляется в стремлении отстоять свое мнение, наличии, защите и отстаивании собственных взглядов и морально-этических представлений, наличии способности к самообразованию. Чувство взрослости определяется с следующими основными показателями:
* Желание быть воспринимаемым в качестве взрослого человека со стороны окружающих людей; иначе неминуемы обида как форма протеста, а так же непослушание, грубость и упрямство. * Стремление к самостоятельности, активному взаимодействию с ровесниками за пределами контроля со стороны старших, а так же к ограждению некоторых сфер своей жизни от вмешательства старших (это может проявляться в отказе от помощи со стороны родителей или других старших людей). * Наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников [5].
Д.И. Фельдштейн считает, что вышеназванные показатели взросления, перечисленные в работах Д.Б. Эльконина, имеют отношение к взрослению личности подростка только в том случае, он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, причем не из эгоистических побуждений, но через социально значимые дела. Г. Коллинз утверждает, что подростковый возраст - это, в первую очередь, возраст выбора собственной идентичности, когда подросток стремится найти ответы на определяющие его идентичность вопросы: «Кто я?» (личностная идентификация); «Какой я?» (морально-нравственная позиция и ценностные ориентиры); «С кем я?» (социальный статус личности)» [6]. Становление идентичности, а, следовательно, взросление подростка напрямую зависит от социального окружения. В этом возрасте важен баланс между стремлением отстаивать собственные взгляды и ограниченностью жизненного опыта, которая не позволяет подростку справиться с жизненными ситуациями без помощи извне. При отсутствии значимой помощи со стороны нравственного взрослого человека подросток оказывается в ценностном хаосе, что влечет за собой кризис идентичности из-за вакуума неопределенности в вопросе о ценностях (Какой я? Во что я верю?). В результате подростки «спасаются» в субкультурах, коммунах, асоциальных сообществах, киберпространстве, где пытаются идентифицировать себя для выработки системы убеждений, которые могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Мы считаем, что в прежние времена формирование устойчивой идентичности проходило проще, потому что набор возможных идентификаций был более ограничен. Об этой особенности идентификации современного подростка пишут в своих работах Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. СМИ, а так же произведения массовой культуры обрушивают на подростков лавину всевозможных, часто противоречащих друг другу образов, причем абсолютное их большинство не имеет ничего общего с реалиями конкретного социума. Одни подростки сбиваются с толку, попадая в зону риска, другие продолжают пребывать в состоянии поиска основы для самоидентификации, третьи, разочаровавшись в предпринимаемых попытках, предпочитают пассивное времяпровождение, зачастую в состоянии нехимической аддикции (гаджет-зависимости, интернет-серфинга, игровой зависимости и т.д.) [4,5].
Д.Б. Эльконин приводит четыре основные линии развития неадекватной идентичности подростка: 1. Уход от близких взаимоотношений, характеризующийся стереотипизацией и формализацией отношений, а также самоизоляцией). 2. Размывание времени, куда относится неспособность строить планы на будущее из-за тревоги и страха перемен. 3. Размывание способности к продуктивной работе; этой линии свойственны невозможность эффективно использовать собственные внутренние ресурсы, неспособность сосредоточиться, а также избегание вовлеченности во внешнюю деятельность. 4. Негативная идентичность, что проявляется в неприятии и презрительно враждебном отношении к своей роли, которая считается нормой, в семье или в ближайшем окружении; например, негативно воспринимается собственное имя, пол, национальность и т.д.
Процесс взросления и становление идентичности тесно связаны с реализацией личностного потенциала подростка. Формирование личности с точки зрения реализации ее потенциалов рассмотрено в работах М.С. Кагана, М.В. Носкова, В.В. Рыжова и др. Личностный потенциал, исходя из исследований вышеназванных авторов, складывается из следующих компонентов: 1. Гносеологический, включающий в себя интеллект и умственные способности личности. 2. Творческий, открывающий способность личности творить, созидать, принимать оригинальные, нестандартные решения. 3. Аксиологический, включающий в себя систему целей, ценностей и социальных установок личности 4. Коммуникативный, представляющий собой систему таких свойств личности, которые обеспечивают успешность в построении взаимоотношений и в достижении взаимопонимания с другими людьми. 5. Художественный, базирующийся на системе эстетических предпочтений, художественно-творческих способностей и возможностей 6. Профессиональный, выражающийся в профессиональных ориентациях, склонностях и предпочтениях. 7. Духовный, включающий систему духовно-нравственных ценностей и ценностно-смысловых ориентиров, а также мировоззрений и убеждений, которые дают человеку понимание свободы, ответственности и трансцендентности [1].
В данном контексте очень уместен термин «субъектность», означающий умение принимать не только самостоятельные, но и ответственные решения [3]. Повзрослевшая личность - это та личность, которая способна проявлять субъектность определяется умением человека совершать выбор, соотнося его с собственным «Я», поведением в системе отношений и множественными связями с окружающим его миром. То есть повзрослевшая личность вышла из состояния так называемого «подросткового мышления [3]. Приведем признаки зрелой личности в сопоставлении с человеком неповзрослевшим, оставшимся на уровне подросткового мышления: 1. Пребывание в зоне эмоциональной стабильности в противовес повышенной эмоциональности. 2. Способность к гибкости в противовес крайней категоричности. 3. Разумная осторожность в противовес отсутствию чувства опасности. 4. Способность к анализу прошлого опыт в противовес полному непринятию этого опыта. 5. Способность состыковывать видение будущего с настоящим в противовес отсутствию временной перспективы. 6. Способность отстаивать собственное мнение в противовес растворению в группе и слепой вере в лидера.
На процесс взросления человека оказывают влияние как внешние факторы (среда и обстоятельства), так и внутренние факторы (собственные решения). Существуют две опасности в этом процессе: отсутствие образцов правильного поведения в индивидуальном опыте, а также внешние и внутренние противоречия, возникающие в ситуации неопределенности. Эти опасности преодолеваются, если у подростка есть значимый взрослый, помогающий проявлять субъектность (не адаптивность или инфантильность) в условиях неопределенности и риска. В результате личность развивается, на смену подростковому мышлению приходит взросление. Проявление же инфантилизма ведет к деградации, а адаптивность приводит к стагнации. Психологическая устойчивость личности — это способность самостоятельно принимать ответственные решения по отношению к формированию я-концепции, социальной направленности личности и духовно-нравственных ориентиров [2].
Психологическая устойчивость личности представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: a) когнитивный: система знаний и представлений об аддикции, факторах зависимого и асоциального поведения, потенциале личности, обеспечивающем ее свободу и независимость, а так же знания о путях и условиях сохранения здорового образа жизни и укрепления собственной идентичности и потенциала; b) мотивационно-поведенческий: соответствующие вышеназванным знаниям мотивы и установки, которые объединяют основные потребности, мотивы и стремления в жизни, а также максимальная сформированность мотивов на достижения, успех, признание, здоровый образ жизни; c) эмоционально-оценочный: компонент, объединяющий систему переживаний и отношения к себе на уровне самоуважения и принятия, и свободу от неблагоприятных эмоциональных состояний; d) операциональный: уверенность в себе, свобода от зависимости, умение оптимально организовывать жизненное пространство, избавляться от вредных и приобретать полезные привычки и навыки; e) ценностно-смысловой: система ориентаций на высокие нравственно - духовные ценности жизни, на оптимизацию социальных навыков общения, альтруизм, выработка готовности следовать этим ценностям; f) рефлексивный: осознание себя уникальным, неповторимым и самоценным человеком, включение соответствующих мотиваций и жизненных позиций в структуру психологической устойчивости, в результате чего происходит снятие страхов, избавление от симптомов тревожности, неуверенности и зависимости, а так же овладение умениями и навыками самоанализа и самоуправления [1].
Аддиктивные факторы - это совокупность и/или проявление отдельно взятых аспектов, которые негативно влияют на физиологическую психологическую, социальную и духовную сферы личности. Это те факторы, которые мешают эффективному формированию и развитию личностных потенциалов, а именно: негативное влияние круга значимых людей, несформированные конструкты личности, продолжительное воздействие зависимого поведения на личность, экзистенциальный вакуум [2]. На базе Центра Детского Творчества «Металлург» г. Самары мы курировали эксперимент, который включал в себя проведение специальных занятий для подростков из неблагополучных семей и поставленных на учет в детскую комнату милиции. В эксперименте участвовали 55 человек: 15 подростков 12-13 лет, 26 подростков 13-14 лет и 14 подростков 15 -17 лет. Эксперимент проводился в два этапа: этап констатирующего и этап формирующего эксперимента. Для диагностики мы использовали следующие методики: тест на выявление аддиктивного поведения Егорова А.Ю. (увлечение компьютером, телефоном); методика изучения коммуникативных способностей (интерпретация Овчаровой Р.В.); методика изучения социализированности личности подростка М.И. Рожкова (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности). Формирующий эксперимент включил в себя программу, состоящую из семи блоков (четырнадцати занятий), включающих в себя работу по следующим темам: «Личность, установки личности», «Феномен зависимости», «Эмоции и чувства», «Уникальность личности», «Язык общения», «Во что я верю? (ценностные и духовные установки)», «Лидерский потенциал», «Формирование здорового образа жизни». Иными словами, занятия ставили перед собой целью содействовать взрослению личности подростка как условию, в котором формируется личностная устойчивость к аддиктивным факторам. В ходе эксперимента отслеживалась приверженность к компьютерной и гаджет зависимостям. Полученные данные по приверженности подростков к компьютерной и гаджет зависимостям представлены в таблице 1.
Таблица 1
Данные по компьютерной зависимости и гаджет-зависимости среди участников эксперимента
Уровень зависимости
|
Компьютерная зависимость
|
Гаджет зависимость
|
|
ДО
|
ПОСЛЕ
|
ДО
|
ПОСЛЕ
|
низкий
|
35%
|
65%
|
12%
|
52%
|
средний
|
42%
|
33%
|
12%
|
38%
|
высокий
|
23%
|
2%
|
76%
|
9%
|
Как видно из таблицы, в результате целенаправленной работы по личностному взрослению подростков, наблюдается значительное снижение количества тех, кто имел высокий уровень компьютерной зависимости (было 23%, а стало 2%) и гаджет-зависимости (было 76%, а стало 9%). Кроме того, наблюдается динамика показателей низкого уровня зависимости после проведения эксперимента по факторам взросления: (низкий уровень компьютерной зависимости был у 35% респондентов, а после проведения эксперимента - у 65%; что касается гаджет-зависимости цифры так же сместились с 12% до 52%)
Для определения личностного взросления мы диагностировали уровень коммуникативных коммуникативных способностей и степень социализированности личности подростка, куда включены социальная адаптированность, активность, автономность, нравственная воспитанность. Данные по эти показателям представлены ниже. Показатели выраженности коммуникативных способностей участников эксперимента ДО и ПОСЛЕ его проведения представлены в таблице 2.
Таблица 2 Показатели коммуникативных способностей у участников эксперимента
Уровни проявления
|
ДО
|
ПОСЛЕ
|
низкий
|
27%
|
2%
|
ниже среднего
|
14%
|
2%
|
средний
|
25%
|
8%
|
выше среднего
|
19%
|
20%
|
высокий
|
15%
|
62%
|
При повторной диагностике, как это видно из таблицы, высокая степень выраженности качества наблюдается у 62% участников, при первичной диагностике было 15%. Уменьшилось количество подростков с низким уровнем развития коммуникативных способностей (было 27%, стало 2% - 1 человек). По результатам обследования по методике изучения социализированности личности подростка (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) мы пришли к следующим результатам, которые представлены в таблице 3. Количество подростков с высокой степенью социализированности значительно выросло (с 14% до 42%).
Таблица 3
|
ДО
|
ПОСЛЕ
|
Низкий
|
56%
|
13%
|
Средний
|
30%
|
45%
|
Высокий
|
14%
|
42%
|
Показатели социализированности личности у участников эксперимента
В ходе исследования мы практически утвердились в теоретических выкладках, которые дали в первой части статьи. В взросление личности подростка, приобретение субъектности, осознание и использование личностных потенциалов, а также развитие идентичности оказывают значительное влияние на формирование личностной устойчивости к аддиктивным факторам. Подросток, которого научили понимать и отслеживать свои установки, работать над эмоциями, отрабатывать в себе коммуникативные навыки, принимать собственную уникальность, видеть свои потенциалы и стремиться к цели в жизни, следовать духовно-нравственным установкам,- имеет большие шансы устоять перед аддиктивными факторами, включающими в себя негативное влияние круга значимых людей, несформированные конструкты личности, продолжительное воздействие зависимого поведения на личность, экзистенциальный вакуум.
Список литературы 1. Рыжов В.В. Личностный потенциал / Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования/ вып.17. М.: Русско-американский институт, 2011. 224 с. 2. Телепова, Н.Н. Формирование психологической устойчивости к аддиктивным факторам / Н.Н. Телепова // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 15. С. 80-84. 3. Телепов М.Н., Телепова Н.Н. Диалогизация педагогического процесса как фактор становления субъектности / Субъектность личности в профессиональнообразовательном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: ЧОУ ВПО «АСО», 2013. 398 с. 4. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. М.:Инст-т практич. психологии, 1996. 304 с. 5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:Педагогика, 1989. 560 с. 6. Collins G. Christian counseling: a comprehensive guide. World Publishing, Dallas, 1988. 712 с.
Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с. |