На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Молодежный экстремизм в условиях развития современного общества
Молодежный экстремизм в условиях развития современного общества
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Морозова Татьяна Александровна
старший преподаватель кафедры предварительного расследования, кандидат юридических наук (ФГКОУ ВО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»)
Российское общество в последнее время претерпевает изменения в системе ценностей, которые объясняются совершенствованием общественной жизни, тогда как процессы совершенствования общественной жизни, в свою очередь, выступают факторами, порождающими напряженность межличностных отношений, возникновение межэтнических конфликтов, оппозиционных групп, достигающих желаемого результата посредством терроризма.

Современная молодежь в условиях усиленного прироста мигрантов должна стать связующим звеном в идеологии терпимости, усиления межнациональных отношений, а также быть готова к тому, что ей предстоит противостоять политическим манипуляциям и призывам экстремизма. Но, к сожалению, современная молодежь незащищена в культурном отношении, испытывает недостаток как в ценностном, так и в духовном плане. Нельзя не обращать внимание на тот факт, что при всех положительных качествах нынешнего молодого поколения, их детское восприятие социальнополитических моментов, отстаивание собственной позиции, не считаясь с чужим мнением, социально-опасное поведение, изменение культурных и духовных ценностей, отсутствие дальнейших жизненных целей и желание самореализации вызывают тревогу. Все это, в своей совокупности ведет к деморализации молодежи, склонности к экстремизму, подрывающему основы ценностей как русской культуры, так и других народов, созданию неформальных молодежных организаций экстремистской направленности, задачей которых является привитие негативного отношения к ценностям существующего общества.

Так что же представляет собой это сложное общественное явление- экстремизм? Чем он опасен?
Под экстремизмом понимается склонность к проявлению крайних взглядов, применение крайних методов для достижения своих целей, вплоть до террористических актов и взятие заложников. Экстремизму свойственны такие черты как насилие или угроза насилия, желание навязать свои принципы, ограниченное восприятие проблем и неспособность, нежелание их разрешать, нетерпимость.
Юридическое определение понятию экстремизма дано в статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которой под экстремизмом понимается наряду с другим изменение основ конституционного строя путем применения насилия; разжигание социальной, национальной, религиозной ненависти; популяризация преимущества одних перед другими в зависимости от социального, расового, национального, религиозного происхождения.
Уголовный кодекс Российской Федерации к преступлениям экстремистской направленности относит запрещенное виновно совершенное общественно опасное деяние, мотивами совершения которого выступают социально-политическая, нравственно-идеологическая, национальнорелигиозная ненависть как в отношении конкретного лица, так и в отношении социальной группы. В случаях, когда указанный мотив не выступает квалифицирующим признаком, он будет отнесен к отягчающим наказание обстоятельств ам.
К важнейшим целям государственно-общественной безопасности, согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной указом Президента РФ № 683 от 31.12.2015 года, относятся охрана конституционного строя, государственной и территориальной целостности России, прав и свобод как человека и гражданина, так и гражданского мира в целом.
Наряду с политическим, националистическим, религиозным выделяется и подростково-молодежный экстремизм, который характеризуется наличием молодежных взглядов и поведения, построенных на принципах силы, агрессивного отношения к окружающим, выражающийся в нетерпимости к мыслящим иным образом, в желании построить деспотическое общество, основой которого было бы безусловная подчиненность.
Стоит отметить, что общественный статус современной молодежи с присущими ей, как социально-демографической группе, возрастными особенностями, интересами, потребностями, зависит как от социальнополитических, экономических процессов, так и сложившейся исторической ситуации. Именно существующие разногласия в обществе, разрушение политических и идеологических институтов, снижение жизненного уровня ведут к порождению экстремизма. Возникновение и существование неформальных групп и молодежных объединений говорят о существенных общественных проблемах, расхождении интересов и желаний молодежи тому, что предоставляется им государством и общественностью. Произошедшая смена общественных традиций, желание молодых людей к самостоятельности привели к разрыву имеющихся отношений молодежи с обществом. Нехватка общественных молодежных объединений, целью которых было бы воспитание подростков на положительных образах, стремление создать свое, новое устройство жизни, при этом разрушая существующий порядок, и явились причиной увеличения числа неформальных групп, в которых молодежь реализует имеющуюся у них потребность в объединении, творческой реализации. Происходящие процессы глобализации заставляют молодое поколение жить в современных условиях, но при этом существующие условия общества не способствуют формированию этой готовности у молодежи, а все это в совокупности и ведет к конфликтам культурно-межнационального общения и противоречиям ценностного кризиса. Данную сложившуюся ситуацию осложняет и то, что вопросы усиления института семьи, улучшения общественного воспитания, культурно-досуговой организации молодежи, к нашему сожалению, разрешаются очень медленно.
На наш взгляд, не только существующие общественные условия повинны в возникновении экстремизма в молодежной среде. Причиной тому все же является как интеллектуальная, так и нравственная ограниченность личности, придерживающейся идей нетерпимости к инакомыслию. Заявления в категорической форме, невыносимость критики, нежелание слышать мнение другого- все это свидетельствует о человеке, обнаруживающем признаки ограниченности, стремящегося решать те или иные вопросы не применяя разум, а лишь используя силу. Интеллектуально же развитый человек, понимая многогранность мира и форм познаний о нем, имеет терпимое отношение ко всему происходящему вокруг и к теориям оппозиционных сообществ, ему присуща самокритика, анализ возникающих ситуаций. Именно развитие социально-психологической устойчивости у подрастающего поколения к преодолению барьера между своим и чужим является на сегодняшний день первостепенной задачей. Социально-психологическая устойчивость выражается в формировании стойкого представления о многообразии мира, его этнических, культурных, социальных различий и должно проявляться в способности к сохранению спокойствия в различных ситуациях жизни.
Говоря об основных характерных признаках современного молодежного экстремизма, можно отнести к ним следующие, во-первых, единение и все возрастающая сплоченность группировки, во-вторых, усиление мер маскировки, в-третьих, наличие в подобных объединениях идеологических, аналитических и боевых подразделений, в-четвертых, применение для пропаганды своих идей достижения новейших коммуникационных и информационных средств. Наблюдается активное упрочение межрегиональных и международных связей организаций, целью которых является экстремизм. В этой связи серьезное беспокойство вызывает насаждение экстремистских воззрений на националистической почве среди молодежи. Укрепление групповых проявлений среди молодежи является важнейшим фактором оценки общего криминогенного влияния на подрастающее поколение. Для возросшей за последнее время противоправной деятельности молодежных организаций характерно совершение тяжких, вызывающих большой общественный резонанс преступлений, среди которых и убийства иностранных студентов, мигрантов, и демонстративные административные правонарушения, при чем, полагаем, что доля молодежных групповых преступлений в ближайшее время возрастет. Объяснение этому, прежде всего, кроется в росте числа молодежных преступных группировок, во включении в молодежные преступные группировки преступников из числа старших возрастных групп, а также возрастание количества группировок с участием и молодежи, и подростков, последнее же грозит влиянием молодых преступников на несовершеннолетних преступников.
Помимо прочего, молодежный экстремизм характеризует то, что в поле зрения правоприменителей молодые люди попадают в случае совершения ими, как правило, тяжких и особо тяжких преступлений. Объяснение этому лишь одно- достижение шестнадцатилетнего возраста наступления уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности.
Необходимо сказать, что именно уличные подростковые группировки и неформальные молодежные объединения выступают каналами распространения экстремизма среди молодежи. Для экстремистских действий уличной группировки характерно отсутствие приверженности какой-либо идеологии, а совершение противоправных действий является ни чем иным как выплеском агрессии. Неформальная группа характеризуется активностью ее членов. Подобные группы занимают важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, поскольку удовлетворяют их интересы к тому, о чем сложно поговорить со взрослыми, дарят психологический комфорт, в котором они так нуждаются в этом возрасте. Существующее многообразие неформальных групп объясняется различными формами молодежной субкультуры и ее внутренним развитием. Неформалы могут, как успешно вписываться в процесс демократизации общества, так и явиться разрушающим элементом, открыто выступая против правоохранительных органов и органов власти.
Основной причиной влечения подростков к неформальным объединениям является их возрастная потребность в общении со сверстниками, дружбе, в ощущении своей нужности, понимании, уважении и положительной оценки со стороны сверстников. Подростки нуждаются в том, чтобы быть принятыми такими, каковы они есть в поведении, манерах, в пристрастиях к музыке, литературе. Не чувствуя себя полноценным членом своего класса, подросток лишен возможности быть популярным, быть признанным, его жизнь не раскрашена яркими красками, как того бы хотелось, но самое страшное, если он находится в позиции изгоя среди сверстников, при чем это может касаться не только детей из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, но где отсутствует душевное тепло и уют, доверительные отношения с родителями. Тогда именно неформальные группы становятся той средой, где подросток проявит свою индивидуальность, реализует желание быть лидером и
получит ответы на те вопросы, на которые ему не отвечают ни в стенах школы, ни в стенах дома.
На наш взгляд, именно образовательные учреждения, выступая центром многонациональных культур, изучая природу приобщения подростков к неформальным группам, исследуя возможные причины экстремистских проявлений в молодежной среде, учитывая возрастные потребности подростков, способны сформировать у учащихся социально-психологическую устойчивость, толерантное сознание и разработать систему мер, направленных на предупреждение подросткового экстремизма.

Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.