Каплина Светлана Викторовна, старший преподаватель-методист кафедры юридической психологии и педагогики (Академия ФСИН России) В современном мире постоянно происходят процессы, принципиально меняющие положение личности в обществе. Эти изменения происходят практически во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, бытовой, и как следствие - резко меняют положение людей, поделив их на добившихся успеха и оказавшихся на «обочине» этих процессов. Следствием этого является существенное изменение настроений в обществе, его конфликтность резко увеличивается. Вырастает агрессивность людей как проигравших в гонке за социальный статус, так и лиц прямо противоположного положения.
Проблема агрессии является в психологии одной из самых актуальных и ведущих тем исследований. Эти исследования имеют долгую традицию, проводились в рамках различных школ, рассматривались в теоретическом и прикладном аспекте. Причина столь пристального интереса к данной проблематике заключается в стремлении содействовать предотвращению явных актов насилия и сдерживанию роста данного вида преступлений во всем мире посредством лучшего понимания природы агрессивных действий. При исследовании агрессивного поведения одной из парадоксальных проблем в юридической психологии является правильная оценка совершаемых субъектом действий: агрессивных или неагрессивных, с применением противоправного насилия или остающихся в рамках закона. Согласно словарю психологических терминов, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Агрессия - это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям. Термин агрессия справедлив для описания различных явлений, начиная от словесных оскорблений («вербальная агрессия») и заканчивая международными войнами («физическая агрессия»). Различают как инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту. Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в таких формах как: ситуативной, где имеется ввиду ее эпизодическое проявление у человека и личностной, где у человека имеется наличие соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда где для этого складываются подходящие условия. Раскрывая базовые особенности агрессивного поведения, исследователи отмечают, что оно направлено на причинение вреда или ущерба другому живому существу, стремящемуся избегать подобного с собой обращения [2]. Объект агрессивного поведения и его истоки определяются согласно ситуации. Что происходит с человеком в результате направленной против него агрессивной атаки? Каковы особенности ситуации, в зависимости от которой агрессивное поведение направляется против одного или другого человека? Своеобразие агрессивного поведения обычно определяется в соответствии с функциями, которые оно выполняет. Наиболее развернуто разновидности агрессии исследуются в области поведенческой и когнитивной психологии. По выполняемым функциям различают враждебную (эмоциональную) и инструментальную агрессию. Цель враждебной агрессии - причинение страданий, зла или ущерба другому человеку. В инструментальной агрессии перечисленное не является самоцелью, а служит побочным результатом достижения других целей и удовлетворения других интересов [1, 2]. Между тем агрессивное поведение может быть не связано с намерением обиды или оскорбления. Так, отдельные аспекты деятельности военного, соревнования и ожидание награды, некоторые виды спортивной деятельности (бокс, борьба), педагогические взаимоотношения, наказание, ведение переговоров и т. д. могут включать в себя агрессию, продиктованную общественно значимыми целями. Такого рода агрессивное поведение может характеризоваться преодолением человеком препятствий, противодействием, наступлением, проникновением в сознание другого человека, но без умысла причинения ему страданий, зла или ущерба. Следовательно, агрессивное поведение можно понимать двояко: это и форма поведения, направленного на причинение вреда другому человеку, и форма поведения, направленного на преодоление препятствий безнамерения навредить. Как и другие черты личности, агрессивность можно описывать, следуя диспозициональному направлению в теории личности: у личности есть широкий набор предрасположенностей (склонностей) реагировать определенным образом в различных ситуациях, т. е. у каждого человека наблюдается определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта [3]. Агрессивность как черта личности описывается в терминах стабильности и трансситуативности. Ее стабильность обнаруживается в устойчивости на протяжении относительно продолжительных периодов жизни, а трансситуативность связана не столько с конкретной ситуацией (внешними обстоятельствами), сколько собственно с личностными (внутренними) причинами [2]. В таком контексте агрессивность представляет собой личностный конструкт: диспозициональную агрессию, готовность к агрессии, склонность личности к насилию [2], особенности личности, которые толкают ее на враждебные и агрессивные действия, или черты характера, имеющие отношение к насилию [2]. Наиболее часто в качестве базовых характеристик агрессивности личности выделяют: склонность к нападению (атаку), косвенную агрессию, раздражительность, негативизм, негодование (чувство обиды), подозрительность, вербальную агрессию. В результате анализа этих данных выделяются два фактора: «агрессивность» (склонность к нападению, косвенная агрессия, раздражительность, вербальная агрессия) и «враждебность» (негодование, подозрительность). В работах отечественных психологов показано, что вербальная агрессия, негативизм и физическая агрессия образуют фактор «агрессивность», а чувство обиды, чувство вины, подозрительность - фактор «враждебность». Агрессивное поведение и агрессивность личности представляют собой сходные понятия. Их родство может проистекать из близости родовых для них понятий поведения и личности. Так, понятием личности обозначают устойчивые свойства человека, определяющие его поведение в обществе, говорящие о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях. Если сравнить понятия враждебность и враждебное поведение, жестокость и жестокое поведение, мстительность и мстительное поведение, неуступчивость и неуступчивое поведение и т. п., то мы увидим, что идет явное сходство по значению, хотя отличаются по тому какие стороны агрессии описывают агрессивность личности или агрессивное поведение. Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания. Различие понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным выводам. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется явно в агрессивных действиях. Проявление - не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуационных факторов. В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе генеза, первопричины этих действий, лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности первенство принадлежит личностным качествам [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что: 1. Агрессия носит скорее гетерогенный, чем гомогенный характер. Во- первых, понятие агрессии дифференцируется на понятия агрессивного поведения и агрессивности личности. Во-вторых, различаются значения агрессивного поведения, в которых акцент делается на насилии и причинении вреда другому человеку, и значения, в которых агрессия рассматривается в контексте воли, самоутверждения, отстаивания своего достоинства, личностного роста. 2. Агрессивное поведение и агрессивность личности представляют собой сходные понятия. Их родство может проистекать, в частности, из близости родовых для них понятий поведения и личности. Хотя понятия агрессивного поведения и агрессивности личности являются сходными, они все же равноценны. Причиной агрессивных действий не всегда является агрессивность личности. И наоборот, агрессивность личности не всегда проявляется в открытых агрессивных действиях. Агрессивное поведение есть результат взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов. 3. Фундаментальным является вопрос о том, обозначает ли одно и то же понятие агрессии разные психические явления или, напротив, у агрессии есть общие психологические корни. Этот вопрос правомерен как в отношении агрессивного поведения, так и в отношении агрессивности личности.
Список литературы 1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М.: Прайм- Еврознак, 2005. 512 с. 2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 2006. 607 с. 4. Шестакова Е.Г., Дорфман Л.Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности//Образование и наука. 2009. № 7 (64). Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.
|