Дикопольцев Дмитрий Евгеньевич, заместитель начальника центра, начальник отдела 1 НИЦ-2, кандидат психологических наук (ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний») Науменко Светлана Викторовна, студент (ГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет»)
Старосвитская Наталья Николаевна, студент (ГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет») Проблема влияния общества на личность, особенно на молодежь периодически попадает в фокус внимания психологов, но до настоящего времени остается актуальной и малоизученной. Данную проблематику начали затрагивать еще древние философы, потом богословы и, наконец, в процессе отделения от философии остальных наук в конце XIX-начале XX века указанная проблема стала обсуждаться представителями различных наук: социологии, медицины, и, наконец, психологии (с 1879 г., с момента открытия психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге). К сожалению, в мире нет единой общепринятой теории человека как единого существа. Существует множество разрозненных научных теорий человека и человечеству еще предстоит создать единую онтологическую картину мира и человека в нем. Всю роскошь человеческих страстей - любовь и ненависть, ревность и зависть, скупость, тщеславие, все это многообразие проявления человеческих личностей было достоянием певцов, сказочников, гусляров, трубадуров и историков. Многие цивилизации оставили после себя наследие, исследующее человеческие добродетели и страсти. Основным методом ученых мужей Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья, Нового времени было наблюдение и описание в соединении с критическим мышлением. Интересно, что в ХХ веке именно З. Фрейд сделал все это достоянием научного исследования, из которого стало ясно, что человек в своём поведении поступает иногда хуже, чем любой представитель животного мира, ни одно животное не получает удовольствия мучая другое животное, только человек (имеется ввиду психически здоровый) способен на такое поведение, доказательством чему служат различные примеры поведения охранников в лагерях для военнопленных во время Великой Отечественной войны. Антропологи и историки выделяют три важных принципа человеческой деструктивности: Первый - человеческие группы отличаются друг от друга степенью своей деструктивности. Второй - разнообразные формы деструктивности связаны с различными психическими факторами и с различиями в социальных структурах. Третий - при возрастании цивилизационного прогресса степень деструктивности возрастает [12 С. 20-21]. Человек - единственный вид на земле, который без биологической и экономической надобности мучает и убивает себе подобных, находя в этом удовольствие. В этом деянии проявляется человеческая деструктивность, по словам Э. Фромма, «аномальная и филогенетически не запрограммированная «злокачественная» агрессия, которая представляет настоящую опасность для выживания человеческого рода». Существует очень тонкая грань между такими понятиями как экстремизм, терроризм, ксенофобия, шовинизм, фашизм, геноцид, интолерантность. Понятию экстремизм дано множество определений в разных науках, однако единого определения в современном мире так и не было выработано. Экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Однако это определение не имеет конкретики, здесь стоит добавить акцент на то, что экстремизм - это совершение противоправных действий. В интернациональной практике также нет унифицированного определения самого термина «экстремизм». К данному понятию «экстремизм» наиболее подходит определение приверженность человека к радикальным взглядам, которое характеризуется асоциальным поведением и выражается в применении насилия по отношению к инакомыслящим вне зависимости от их пола и возраста. Экстремисты нетерпимы к инакомыслящим, к другим социальным группам, этносам, а также чуждым им идеям - религиозным, культурным, политическим, экономическим и др. По мнению исследователя человеческой деструктивности Эрика Фромма, «страсти, произрастающие из потребности в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм, жажда собственности и власти» - все это является ответом на экзистенциальные потребности человечества [13, с. 22]. По-видимому, молодежный экстремизм является с одной стороны, исканием чего-то неординарного, необычного, жертвенного (по отношению к «своим», «своей идее», экстремизм всегда связан с идеей, которой служит ее адепт), с другой - неоправданной жестокостью (по отношению к «чужим» инакомыслящим). В СМИ проповедуется культ насилия, жестокости, стяжательства. Искривление информационных потоков в сторону героизации криминальных «авторитетов», уголовников, лиц, нарушающих законы [3, 4], привело к тому, что именно молодежь, не способная критически оценить получаемую информацию, оказалась наиболее подверженной влиянию экстремистских группировок. В результате такой деятельности средств массовой информации следует отметить дезориентацию части молодежи, бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрата чувства сопричастности и ответственности за ее судьбу. Молодежь, как особая возрастная категория и социальная группа, является объектом изучения объемного комплекса социально-гуманитарных наук - социологии, социальной философии, социальной психологии и педагогики, культурологии, конфликтологии и других. Стоит заметить, что в ценностно-смысловой структуре сознания и поведения молодежи появилось все больше грозящих личности элементов (криминализация сознания, экстремизм, агрессивность и др.). Социальное самочувствие большинства учащихся может быть описано в терминах «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм» и т п. Кроме того, индивидуальные особенности, представляющие собой совокупность свойств нервной системы, темпераментных и характерологических особенностей, способностей, при отсутствии нормальной социальной среды, влияют на склонность молодежи к отклоняющемуся поведению. Задачу для современного психолога составляет то, что на фоне подробного исследования в отечественной и зарубежной психологии экономической и политической стороны экстремизма, практически полностью отсутствуют социально-психологические исследования по этой проблематики. Такое положение дел приводит к низкой эффективности предупредительных мер, в то время как потребность современного российского общества в таких исследованиях огромна. Отсутствует как теоретическая, так и методическая база подобных исследований. Разработка механизмов противодействия экстремизму, заключающихся в пропаганде, и проведение разъяснительной работы среди широких кругов населения станет профилактикой проявления экстремизма среди молодежи. Экстремистский характер поведения, в основе которого лежит мощный потенциал агрессивности, лежит за рамками жизненных интересов. Среди причин, объясняющих вступление молодежи в нетрадиционные для России неформальные и религиозные объединения, конфликтные отношения в семье, алкоголизация и наркотизация родителей, состояние фрустрации, чувство отверженности и одиночества, диффузная идентичность, информационный и коммуникативный голод, общая эмоциональная неудовлетворённость. Экстремисты уверены в том, что лишь только насилием может радикально изменить невыносимые условия жизни, критическое положение, в котором, например, оказалась близкая террористу социальная группа в результате экономического или любого другого кризиса [5, с. 26]. Предрасположенные к экстремизму особы обладают высоким болевым порогом, бесчувственностью к другим людям, невосприимчивостью и зацикленностью на одной идее, с различного рода отклонениями от логики рассуждения и познания действительности. Реальность у такого человека кажется ему выдуманной, а экстремистская идея - истиной. Такое видение мира поражает своей однобокостью и минимализмом, за которым следует невосприимчивость к любой критике. Среди чувственных переживаний экстремиста преобладают такие базовые эмоции как гордость, страх, омерзение, пренебрежение, ярость и извращённая радость. Страх террориста вызван неадекватным восприятием действительности, его взглядами и желанием, сопровождаемым предположением о том, что мир враждебен этим представлениям и люди будут бороться против попыток навязать им экстремистские идеалы и изменить мир в соответствии с ними. Экстремист ненавидит мир и испытывает от этого странную радость. В системе чувств экстремиста можно выделить четыре основных: приверженность к собственной идее, которой экстремист предан безраздельно, к себе как носителю высшей идеи, агрессию и ненависть к обществу, далёкому от его экстремистской идеи, ненависть к миру, так как он противоречит его идеалам [5, с. 8]. Многообразие причин возникновения экстремизма ставит вопрос о подробном и более качественном изучении этого отрицательного феномена. Возникновение и рост экстремизма в России многие специалисты связывают с резким имущественным расслоением различных социальных групп населения. Формирование экстремистских групп происходит за счет вовлечения в них людей, не способных адаптироваться к новым политическим и социальноэкономическим условиям жизни. В число людей, сочувственно относящихся к экстремизму, относится молодежь, которая, не имея жизненного опыта, четких морально-нравственных ориентиров, не может определить, где проходит грань между преступным и непреступным действием, и которая все чаще становится объектом вовлечения в противоправную экстремистскую деятельность. Проблема проведения профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде, как в отечественной, так и в зарубежной психологической литературе, недостаточно проработана, так как феномен экстремизма и терроризма появился совсем недавно. Это также связано с тем, что определение самого понятия «экстремизм» является неоднозначным и многоаспектным, нет единого определения этого понятия и среди исследователей. Научная разработка проблем в области экстремизма в психологии началась совсем недавно. Анализ диссертационных исследований по психологии за последние двенадцать лет показал, что только двенадцать работ посвящены изучению тех или иных аспектов по проблемам изучения экстремизма или антитерроризма в молодёжной среде. Больше всего исследований посвящено формированию толерантности у молодёжи [7, с. 105; 1, с. 15; 6, с. 21; 11, с. 201], вопросам социально-психологической адаптации подростов-мигрантов [2, с. 405], отношению молодёжи к терроризму [9, с. 168], влиянию материалов экстремистской направленности на молодежь [8, с. 111; 10, с. 65]. Одна работа посвящена теме социально-психологическим особенностям формирования антитеррористических установок в молодёжной среде [13, с. 115]. К настоящему времени системных исследований индивидуальных особенностей молодёжи, склонной к экстремизму, в полном объёме не проводилось, ввиду чего актуализируется необходимость такого исследования с целью разработки технологии выявления учащихся предрасположенных к экстремизму в учебных заведениях и применения психологического моделирования по коррекции отклоняющегося поведения и дальнейшего психологического сопровождения таких подростков. Молодёжный (подростковый) экстремизм проявляется в разных формах в том числе в агрессивном поведении и насильственных действиях. Важной задачей в изучении молодёжного экстремизма становится исследование предикторов в двух направлениях: с одной стороны, должна проводиться работа в образовательных учреждениях, с другой - проводится коррекция отклоняющегося поведения. При проведении профилактики молодёжного экстремизма стоит иметь ввиду факторы, обуславливающие регулятивы агрессивного поведения: это норма поведения, характерная и принятая в группе, ценности группы, подражание, сильная психологическая зависимость от лидера и от самой группы. Таким образом, молодежные субкультуры имеют в своей основе дуализм, с одной стороны поведение юношей обусловлено в значительной мере их референтной молодежной группой, с другой стороны также группа является средой социализации и формирования личности подростка. Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов, повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе, внедрение в общество норм толерантного поведения, создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности, разработка системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур - все это область развития общества в целом для снижения молодежного экстремизма. Развитие молодёжного экстремизма - это свидетельство активной рекламы жестокости в СМИ (фильмы со сценами жестокости, восхваление криминала), которая воспринимается молодой психикой как норма на уровне импринтинга. Кризис идентичности, принадлежность к неформальным организациям, футбольный, политический, этнический или религиозный фанатизм, все это в совокупности выступает условием деструктивного поведения молодежи. Результаты анализа проблемы психологической профилактики молодежного экстремизма выявили наличие ряда существенных противоречий: между заинтересованностью психологии проблемами агрессии, насилия и экстремизма и отсутствием исследований, посвященных психологической профилактике таковых. Можно констатировать наличие противоречий между низким уровнем теоретического, методологического и эмпирического изучения этой проблемы как фактора противодействия вовлечению молодежи в экстремистские группировки и их высокой востребованностью в социальной практике. Практически отсутствуют работы изучающие социальнопсихологические особенности личных антитеррористических установок, таких как структурные, содержательные и процессуальные характеристики когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В настоящий момент состояние социально-психологического знания о молодежном экстремизме таково, что дальнейшее эффективное развитие научного познания требует систематизации и синтеза современных теорий, концепций и подходов для формирования одной или нескольких парадигмальных теорий, выступающих в качестве основы для осуществления дальнейших теоретических построений и практических исследований. Эта проблема ждет своих исследователей. В настоящее время сильно снизился порог чувствительности к жестокости, во всех слоях общества, особенно в молодежной среде. Проявляются такие тенденции как активный рост интереса ко всему механическому, автоматическому, не живому, то есть очень заметны некрофильские тенденции. Все это может привести в ближайшем будущем к тому, что человек станет придатком машины (айфона, компьютера, очередной компьютерной игрушки). Современные социальные условия способствуют формированию нездоровых разрушительных тенденций. Единственная сила, способная победить влечение к смерти - это любовь к жизни, к природе, подлинная свобода. Итогом совместной работы психологов, родителей и самих учащихся должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и любви к Родине. Список литературы 1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: диссертация ... доктора психологических наук. СПб., 2007. 457 с. 2. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: диссертация ... доктора психологических наук. - М., 2012. 503 с. 3. Гаврина Е.Е. Социально-психологическое исследование личности участника террористической деятельности // Юридическая психология. 2006. № 4. С. 20-35. 4. Сочивко Д.В., Гаврина Е.Е., Боковиков А.К., Белокуров Г.И. Подсознание террориста : монография. М.: Пер сэ. 2012. 192 с. 5. Дибиров А.Н. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. 2009. 512 с. 6. Драганова О.А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. СПб., 2007. 24 с. 7. Литвинова В.Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодёжи: диссертация ... кандидата психологических наук. М., 2007. 214 с. 8. Оселков А.А. Психологические особенности влияния на студентов высших учебных заведений материалов экстремистской направленности: диссертация ... кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2011. 186 с. 9. Пейсахов Т.А. Кросскультурные особенности отношения молодежи к терроризму в условиях современной России: диссертация ... кандидата психологических наук. М., 2006. 221 с. 10. Сериков А.В. Молодежный экстремизм в современной России: динамика и отражение в общественном мнении у студентов: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2005. 168 с. 11. Солынин Н.Э. Психологическая структура этнической толерантности учащихся средней школы, студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений: диссертация ... кандидата психологических наук. - Ярославль, 2014. 303 с. 12. Фромм Э. Анатомия человеческой дестуктивности. Мн.: ООО «Попурри». 1999. 624 с. 13. Шмелькова Т.С. Социально-психологические особенности формирования антитеррористических установок в молодежной среде: диссертация ... кандидата психологических наук. Черкесск, 2018. 237 с. Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с. |