На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Комплекс методик для исследования познавательной сферы подростков с трудностями в обучении
Комплекс методик для исследования познавательной сферы подростков с трудностями в обучении
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Комплекс методик для исследования познавательной сферы подростков с трудностями в обучении
Исследование памяти
Диагностика восприятия
Исследование интеллекта
Исследование невербального интеллекта
Все страницы

Введение
Современная жизнь, производство, система социальных отношений предъявляют к человеку высокие требования. Развитие общества и человека невозможно без обучения. Обучение – одно из ключевых понятий современного образования. В законе «Об образовании в Российской федерации» обучение определяется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». Таким образом, благодаря обучению выпускники образовательных учреждений приобретают знания, умения, навыки, компетенции, необходимые человеку для жизни в обществе.

Проблемы, возникающие при обучении в школе, отмечают у 15-40% школьников (Вострокнутов Н.В., 1995). Тем не менее, сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. По данным Боряковой Н.Ю. в детском возрасте в рамках проблемного развития более 40% составляют образовательные затруднения, более 20% - нарушения интеллекта, около 20% - нарушения речи, остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%.

Вострокнутов Н.В. выделяет три компонента трудностей в адаптации к школе:
1. Когнитивный компонент школьной дезадаптации определяется как неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка.
2. Эмоционально-оценочный или личностный компонент включает постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, к учению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой.
3. Поведенческий компонент - это систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде.
Чутко Л.С. с коллегами в качестве компонента дезадаптации рассматривают также психоневрологический: тревожные расстройства, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тики, головные боли, астеничные расстройства. Данные патологические состояния могут выступать в качестве причины развития школьной дезадаптации или быть следствием ее проявления (Чутко Л.С. и др., 2013).

Причины возникновения проблем в развитии, в том числе проблем в обучении, могут быть описаны в нескольких моделях (Осипова А.А., 2002).


1. Биологическая модель причины возникающих проблем рассматривает с точки зрения нарушения процессов органического созревания.
2. Медицинская модель рассматривает нарушения развития как следствие аномального развития.
3. Интеракционистская модель описывает причины нарушений развития как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением.
4. Педагогическая модель рассматривает проблемы в развитии как результат социально-педагогической запущенности.
5. Деятельностная модель рассматривает недостаточность ведущей деятельности в качестве главной причины нарушений развития.
Курапова Т.Ю. и Ежевская Т. И. указывают на различия в понятиях «успеваемость» и «успешность». По мнению авторов, успеваемость – это степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Успешность обучения – качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого учащегося. Таким образом, учебная успеваемость как результат обучения, измеряется: а) субъективно – учительская оценка б) объективно - тесты достижений.
Важно отметить, что индивиды с интеллектом ниже среднего никогда не будут иметь высокую успеваемость. Ученики с высоким интеллектом могут иметь низкую успеваемость, вследствие низкой мотивации и отсутствия личностных качеств «идеального ученика»: исполнительности, дисциплинированности, самоконтроля, отсутствия критичности, доверия к авторитетам. Успеваемость не может расти бесконечно, уровень успеваемости ограничивается системой оценок и требованиями педагогов к учащимся. Таким образом, интеллект лежит в основе обучаемости, но не является главным фактором, определяющим школьную успеваемость. С ростом исполнительности, эмоциональной уравновешенности и практичности растет успеваемость (Дружинин В.Н., 2007).


Трудности в обучении делятся на:
1. Временные и стойкие.
Временные трудности в обучении испытывают дети с задержкой психического развития, если задержка психического развития связана с замедленным темпом созревания мозговых структур. При дизонтогенезе по типу недоразвития (умственная отсталость) нарушение обучаемости будет иметь стойкий характер.

2. Ранние и поздние.
Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещѐ в 1-м классе. Поздняя появляется в средних классах. Отмечено, что при переходе из начальной школы в среднее звено качество знаний снижается на 30%.

3. Специфические и неспецифические.
Неспецифическими называются трудности, причиной которых являются сниженная работоспособность, повышенная утомляемость и школьные факторы риска. Причиной возникновения многих проблем с учебой может служить дефицитарность таких значимых функций, как организация деятельности, внимание, восприятие, речь, моторика и пр. Специфические трудности связаны с трудностями усвоения конкретных учебных навыков, данные трудности можно прогнозировать, они проявляются на начальных этапах обучения письму, чтению, счету (Безруких М.М., 2014).


Особую группу детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, составляют дети с замедленным темпом развития. Трудности обучения, вызванные дефицитом познавательных процессов, легкой интеллектуальной недостаточностью, недостаточностью общей нейродинамики, характерны для комплексного нарушения психического развития, квалифицируемого как «задержка психического развития». Термин «задержка психического развития» был предложен Сухаревой Г.Е. в 1959 году. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами, включая замедление темпа интеллектуального и эмоционально-волевого развития. По мнению Певзер М.С. (1966), основным механизмом ЗПР является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий.

ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста (Скоромец А.П., 2011). Сохраняющиеся признаки дефицитарности психических функций в более старшем возрасте в настоящий момент не имеют четкой классификации. Скоромец А.П. и совторы отмечают, что при недоразвитии мышления речь может идти об умственной отсталости. Следовательно, при недостаточности отдельных познавательных процессов, можно говорить о наличии частного нарушения как результата поражения соответствующих мозговых зон. Соответственно, речь может идти о стойких неспецифических трудностях в обучении.
На сегодняшний момент родители детей, имеющих диагноз «задержка психического развития», могут выбрать образовательное учреждение: общее или специальное коррекционное. В общеобразовательной школе при отсутствии диагноза обучаются дети, имеющие временные или стойкие, специфические или неспецифические трудности в обучении и нуждающиеся в специальном психолого-педагогическом сопровождении.
Реализация идеи дифференцированного обучения в условиях общеобразовательной школы была осуществлена путем организации специальных классов с различными названиями (адаптации, здоровья, педагогической поддержки, индивидуализированного обучения и др.). Наибольшее развитие в системе общего образования получили классы выравнивания для учащихся с задержкой психического развития и классы компенсирующего обучения для детей «группы риска». Эти формы отражают два разных подхода к обучению детей, испытывающих трудности в традиционных условиях общеобразовательной школы. Классы выравнивания комплектуются детьми, имеющими заключение ПМПК (МПК) о задержке психического развития. В классы выравнивания принимают преимущественно детей с более выраженной формой задержки психического развития (церебрально-органического происхождения). Дети с другими формами задержки остаются в массовых классах (Лебединская К.С., 1982). Организация психолого-педагогической помощи подросткам со стойкими трудностями обучения в общеобразовательной школе не имеют столь системного характера в сравнении с младшими школьниками.
Ранее коррекционная модель обучения подростков предполагала уменьшение количества учащихся в одном классе и упрощенную программу обучения. Обучение осуществлялось по тем же учебникам, что и у подростков традиционной модели, но в учебной программе были исключены отдельные темы или допускалось их неполное изучение (Будрина Е.Г., 2009).
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создает условия для обучения детей с ЗПР в общеобразовательных учреждениях по специально разработанным адаптивным программам. Опыт коррекционного образования при необходимой модификации может быть применим в рамках образовательного учреждения.
В данном пособии систематизированы методики исследования памяти, внимания, восприятия, интеллекта подростков, использование которых в диагностической работе будет способствовать выявлению недостаточности когнитивных способностей, как возможной причины стойких трудностей в учебе подростков. Представленные результаты проведенного исследования познавательной сферы подростков коррекционной и общеобразовательной школ дают возможность дифференциальной диагностики учебных затруднений в подростковом возрасте.

Для исследования памяти мы использовали методики: «10 слов», «6 слов», «6 фигур», «Пересказ рассказа», которые позволяют оценить развитие слухоречевой памяти (механической, смысловой) и зрительной памяти.
Для изучения внимания мы использовали методику «Таблицы Шульте». Восприятие слов оценивалось с помощью теста Мюнстернберга, восприятие фигур сиспользованием теста Готшальдта. Для анализа уровня интеллектуального развития применялся тест Равена и Школьный тест умственного развития (ШТУР).
Для статистической обработки данных мы использовали компьютерные программы Microsoft Excel и SPSS.


Исследование проводилось в два этапа:
1 этап. Диагностика познавательной сферы подростков коррекционной школы VII вида. Выборка составила 55 человек. Средний возраст - 13,49 (14 девочек и 41 мальчик)
2 этап. Диагностика познавательной сферы подростков общеобразовательной школы. Выборка составила 25 человек. Средний возраст – 13,86 (13 девочек и 12 мальчиков).
Показатели познавательных способностей учащихся 5-7 классов коррекционной школы VII вида отражены в таблице 1. Полученные данные свидетельствуют о недостаточности всех исследованных познавательных способностей учащихся, что, по нашему мнению, в первую очередь затрудняет усвоение учебного материала общей образовательной программы подростками коррекционной школы.
Таблица 1. Средние значения показателей познавательных способностей учащихся 5-7 классов коррекционной школы VII вида

 

показатели

5е классы

6е классы

7е классы

слухоречевая память (1о слов)

3,30

3,24

3,73

слухоречевая память (6 слов)

3,86

4,06

3,40

зрительная память

4,25

4,05

4,00

смыслова память

4,68

4,28

3,42

внимание

60,13

54,86

52,29

восприятие слов

8,17

8,43

9,41

восприятие фигур

16,09

12,2

13,47

невербальный интеллект

33,00

33,13

30,14

вербальный интеллект

-

18,63

23,13

Обращает на себя внимание, что оценки восприятия фигур (тест Готшальдта) учеников 5го класса выше, чем у учеников 6 и 7 классов. У семиклассников выявлен более низкий уровень зрительной и смысловой памяти, а также невербального интеллекта. Такие результаты, вероятнее всего, обусловлены особенностями выборки.
Для уточнения уровня продуктивности познавательных способностей подростков коррекционной школы мы провели сравнительный анализ различий внимания, восприятия, невербального мышления подростков 6-7 классов коррекционной школы и подростков 7-х классов общеобразовательной школы (таблица 2). Учитывая тот факт, что дети коррекционной школы зачастую дублируют обучение в каком-либо классе, наиболее типична такая практика в начальной школе, по возрасту ученики 6 класса коррекционной школы ближе к ученикам 7 класса общей школы.
Таблица 2. Средние значения показателей познавательных способностей подростков коррекционной школы VII вида и общеобразовательной школы

 

показатели

коррекц. школа 6 кл.

коррекц. школа 7 кл.

общеобраз. школа 7 кл.

внимание

60,13

52,29

39,28

восприятие слов

8,43

9,41

17,42

восприятие фигур

12,2

13,47

17,07

невербальный интеллект

33,13

30,14

43,21

средний возраст

13,32

14,23

13,86

С помощью непараметрического критерия Манна-Уитни мы выявили значимые различия всех показателей познавательных способностей между подростками коррекционной и общеобразовательной школ.
Полученные данные позволяют нам сделать вывод о снижении уровня внимания, восприятия, невербального и вербального интеллекта подростков, имеющих стойкие трудности в обучении, значительно ниже нормативных показателей.

1. У большинства подростков коррекционной школы выявлены трудности непосредственного воспроизведения в слухоречевой и зрительной модальности, при этом смысловая организация материала повышает эффективность запоминания. Следовательно, для разработки коррекционных мероприятий необходимо уделить особое внимание развитию памяти за счет осмысления материала с помощью приемов мнемотехники.
2. У подростков коррекционной школы эффективность выполнения заданий на исследование восприятия слов и фигур значительно ниже сверстников общеобразовательной школы. Это может быть связано с первичной недостаточностью процессов восприятия как вербальных, так и невербальных стимулов, детям трудно дифференцировать стимулы в обеих модальностях. Восприятие подростков с трудностями обучения характеризуется повышенной инертностью, инактивностью. На сегодняшний день разграничение процессов восприятия и внимания в процессе функциональной диагностики не представляется возможным. Для более ясной картины необходимо использовать лабораторное оборудование.
3. Недостаточность внимания, проявляющаяся в трудностях его концентрации, переключения, распределения, обнаружена у 53 % подростков коррекционной школы. Несомненно, что нарушения внимания затрудняют процессы приема, переработки и сохранения информации. Помимо познавательной функции внимание выполняет регуляторную задачу, является регуляторной составляющей поведения. В связи с этим, развитие внимания у подростков, имеющих стойкие трудности в обучении, позволит улучшить эффективность познавательной деятельности и обеспечит развитие регуляции поведения в целом.
4. Результаты нашего исследования выявили соответствие вербального интеллекта нижней границе нормы, что является закономерным фактом. Школьный тест умственного развития определяет интеллектуальные способности, связанные с усвоением школьной программы, у детей коррекционной школы этот процесс вызывает затруднения. Кроме этого, ШТУР позволяет оценить развитие операций абстрагирования, обобщения, аналогии. Развитие абстрактного мышления подростков коррекционной школы протекает замедлено или может быть затруднено. Однако организация систематической работы, включающей специальные задания способствующие развитию абстрактного мышления на уроках, во внеурочное время, на коррекционных занятиях позволит преодолеть выявленные затруднения.
5. Полученные нами данные изучения невербального мышления подростков коррекционной школы заслуживают особого внимания. По данным литературы тест Равена выявляет особенности «природного» интеллекта и мало зависит от обучения. У детей с задержкой психического развития данный показатель значительно ниже нормативного. Нами выявлены значимые взаимосвязи невербального интеллекта с показателями внимания и восприятия. Из чего мы высказали предположение о возможности влияния недостаточности внимания и восприятия на эффективность выполнения заданий теста Равена и возможности развития невербального интеллекта за счет развития внимания и восприятия.
Знание специфики дефицитарности познавательных процессов подростков позволит оптимизировать коррекционно-развивающую работу с подростками, имеющими трудности в обучении.

Для    оптимизации    коррекционно-развивающей   работы    трудностей обучения подростков необходимо учесть следующие результаты:


Исследование памяти

I. Смысловая память
Методика «Пересказ рассказа»

Цель исследования: исследование смысловой памяти через определение понимания смысла и содержания рассказа (Семенович А.В., 2002). Процедура исследования: для проведения исследования необходим текст, напечатанный или написанный крупным шрифтом на карточке. Дети старше 11 лет сами читают предложенный им рассказ, а потом пишут изложение. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволяет судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов испытуемым.
Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»:
1. Этот рассказ о добре или о зле?
2. А кто кому сделал добро? А какое добро? Почему?
3. Почему лев отпустил мышку?
4. Почему лев засмеялся?
5. Чему учит этот рассказ? Инструкция испытуемому: сейчас я прочитаю тебе рассказ, а потом ты мне его перескажешь.
Рассказ «Лев и мышь».
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил еѐ. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,-бывает и от мыши добро».
Интерпретация теста и анализ результатов: исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного изложения. Оценка результатов: 5балла – понимает, принимает инструкцию, правильно выполняет задание; 4балла – небольшая помощь экспериментатора; 3балла – массивная помощь экспериментатора, частичное выполнение задания; 2балла – массивная помощь, единичное выполнение задания; 1балла – не выполнил задание.


II. Зрительная память Методика «6 фигур»
Инструкция: Перед ребенком на 10-15 с. Выкладывается набор из 6 фигур.«Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее» должен воспроизвести его по памяти (Семенович А.В., 2002).

6 фигур

Образец убирается и ребенок рисует то, что запомнил. При ошибочном воспроизведении образец предъявляется еще, но не более пяти раз. При повторном воспроизведении весь ряд элементов рисуется заново, т.е. убирается образец и закрывается то, что нарисовал ребенок в предыдущий раз. Прочность хранения исследуется через 20-25 мин., после выполнения других заданий.
Оценка результатов: 5 баллов – воспроизведение всех фигур с первого предъявления;
4 балла – все фигуры воспроизведены, но нарушена их последовательность или все фигуры со 2-го раза;
3 балла – воспроизведение всех фигур с третьего предъявления или с одной ошибкой;
2 балла – воспроизведение фигур с двумя ошибками; 1 балла – частичное воспроизведение фигур.
В рамках качественной характеристики исследования зрительной памяти анализируются параметры, каждый из которых также оценивается в баллах:
1. Объем – определяется по количеству правильно воспроизведенных стимулов с учетом числа предъявлений, потребовавшихся для их воспроизведения. Например, 5 баллов дается за воспроизведение всех фигур с первого раза, 4 балла – со второго раза и далее по убыванию, т.е. ставится тем меньше баллов, чем больше предъявлений потребовалось.
2. Воспроизведение заданного порядка зрительных стимулов – количество предъявлений, необходимых для запоминания всех фигур в заданном порядке. Начисление баллов производится также как за объем, т.е. за воспроизведение правильного порядка элементов с первого раза ставится 5 баллов, со второго – 4 баллов и т.д.
3. Воспроизведение пространственной конфигурации зрительных стимулов:
-наличие реверсий;
-параграфии – воспроизведение фигуры, близкой к стимулу по начертанию;
-контаминации – объединение элементов двух фигур.
4. Регуляция и контроль зрительной памяти обеспечивают сознательную организацию мнестической деятельности, направленную на произвольное запечатление и воспроизведение заданной информации. Для нарушений регуляции и контроля зрительной памяти характерны конфабуляции -замещение другой фигурой при воспроизведении недостающего стимула.


III. Слухоречевая память Методика «6 слов»


Инструкция: «Я скажу тебе несколько слов, ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: «рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенок повторяет. При неудачном воспроизведении (нарушен порядок, неполное воспроизведение по объему; другие слова и т.п.) тест повторяется не более пяти раз. Затем проводится гетерогенная интерференция (3-5 мин.), для этого используется серийный счет, попеременное вычитание из 30 то 1, то 2. После этого ребенка просят воспроизвести слова без дополнительного предъявления (Семенович А.В., 2002).


Оценка результатов:
5 баллов – воспроизведение всех фигур с первого предъявления;
4 баллов – все фигуры воспроизведены, но нарушена их последовательность;
3 балла – воспроизведение всех фигур с третьего предъявления с одной ошибкой;
2 балла – воспроизведение фигур с двумя ошибками;
1 балла – частичное воспроизведение фигур.


Качественная характеристика исследования слухоречевой памяти включает в себя анализ следующих параметров. За каждый из них также начисляются баллы.
1. Объем слухоречевой памяти – оценка производится по количеству правильно воспроизведенных слов, учитывая количество предъявлений. Ставится тем меньше баллов, чем больше предъявлений потребовалось.
2. Воспроизведение порядка заданных стимулов – количество предъявлений, необходимых для запоминания всех слов в заданном порядке. Например, 6 баллов дается за воспроизведение всех слов с первого раза, 5 баллов – со второго раза и так далее, т.е. ставится тем меньше баллов, чем больше предъявлений потребовалось.
3. Воспроизведение звуковой структуры слов:
- наличие вербальных парафазий – ошибочное воспроизведение слов, схожих по смыслу;
- литеральных парафазий – ошибочное воспроизведение слов, схожих по звучанию.
4. Регуляция и контроль слухоречевой памяти:
- наличие конфабуляций – пробелы памяти заполняются ложными воспоминаниями.


Методика «10 слов»
Цель исследования: определение объема и уровня слухоречевой памяти, устойчивости запоминания.
Процедура исследования: ребенку зачитываются 10 слов, затем он называет их в любом порядке; через час ребенка просят повторить слова. Все ответы заносятся в бланк. Инструкция к тесту: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. Спустя час: «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

 

 

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

1

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спустя час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка:

5 баллов – 10 слов, через час называет 8;
4 баллов – 8 слов, через час называет 6;
3 балла – 6-7 слов, через час называет 6;
2 балла – до 6 слов, через час называет не менее 5;
1 балл – менее 5 слов. Через час называет единичные слова.


Диагностика восприятия

I. Исследование восприятия вербальных стимулов
Тест Мюнстернберга
Методика направлена на исследование восприятия слов.
Инструкция. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Время выполнения задания - 2 минуты. Пример: «лгщьбапамятьшогхеюжп».

Стимульный материал:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихологиябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Обработка результатов и интерпретация:
Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). В тексте содержится 25 слов.
Для взрослых испытуемых нормативным считается результат – 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели - 18 и менее баллов. Для подростков нормативным показателем рассматриваются значения от 15 баллов.

Ключ

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихологиябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт


II. Иследование восприятия невербальных стимулов


Тест Готшальдта

Методика   включает   в   себя   карточки   с   изображением   вложенных   фигур
( приложение 2). Тест Готшальдта используется для диагностики когнитивного стиля «полезависимость-поленезависимость». Мы использовали методику для оценки эффективности восприятия, фиксируя время выполнения и количество правильных заданий.
Инструкция

 

Помните:

  1. В каждом рисунке имеется один из элементов той же величины и также расположенный как на образце;
  2. В каждом рисунке имеется только один из элементов.

Ключ для обработки:

 

1. А

6. В

11. Б

16. Д

21. Г

26. Б

2. Б

7. А

12. А

17. А

22. Б

27. А

3. В

8. В

13. А

18. Д

23. Г

28. Д

4. Г

9. Д

14. В

19. Б

24. А

29. В

5. В

10. Д

15. Б

20. В

25. Д

30. Б

За каждый правильный (совпадающий с ключом) ответ присваивается 1 балл.
Индекс полезависимости рассчитывается по формуле:
I=Nt, где N - общая сумма баллов (т.е. число правильно выполненных заданий), а t - время работы над всем тестом в минутах.
Интерпретация:

  1. Если    I    больше    2,5,    то    можно    делать    вывод    о    выраженной поленезависимости.
  2. Если    I    меньше    2,5,    то    можно    делать    вывод    о    выраженной полезависимости.

Восприятие поленезависимых - аналитично, восприятие полезависимых -синтетично.
Эффективность восприятия подростков с трудностями в обучении отражены в таблице 1, 2.

 

Исследование внимания Методика Шульте

Данная методика позволяет оценить распределение и устойчивость внимания. Стимульным материалом служат 5 черно-белых 25-значных таблиц (приложение 1). В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Испытуемый по очереди просматривает все 5 таблиц и находит в них, указывая, все цифры от 1 до 25. Учитывается скорость работы с каждой таблицей; определяется среднее время работы с одной таблицей (числовой индекс распределения внимания). Устойчивость внимания рассчитывается путѐм сравнения между собой времени, затраченного на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время не меняется, меняется незначительно (не превышает 10 секунд), то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.
Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена \"кривая истощаемости (утомляемости)\", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой):
• эффективность работы (ЭР),
• степень врабатываемости (ВР),
• психическая устойчивость (ПУ). Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где Тi - время работы с i-той таблицей. Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

 

Возраст

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

10 лет

45 и меньше

46-55

56-65

66-75

76 и больше

11 лет

35 и меньше

36-45

46-55

56-65

66 и больше

12 лет

30 и меньше

31-35

36-45

46-55

56 и больше

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4 / ЭР Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.


Исследование интеллекта

I. Исследование вербального интеллекта Школьный тест умственного развития (ШТУР) (М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова, В. Г. Зархин) Психологические характеристики, которые за рубежом рассматриваются в рамках изучения интеллекта, в отечественной психологии изучаются в связи с понятием умственного развития.

Умственное развитие, являясь динамической системой, зависит как от усвоения общественного опыта, так и от созревания органической основы (мозга и нервной системы в первую очередь), создающей, с одной стороны, необходимые предпосылки развития, а с другой стороны, меняющейся под влиянием осуществления деятельности. Умственное развитие протекает неодинаково в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизованном процессе развития его уровень снижен, несет на себе отпечаток неполноценного функционирования психических процессов. Потому весьма актуальной для психолога, работающего в системе образования. Характеристика тестов умственного развития.
1. Содержание большинства заданий тестов опираются на анализ школьных программ. В них содержатся основополагающие понятия примерно в равных пропорциях представляли все изучаемые учебные предметы и циклы (общественно-гуманитарный, естественно-научный и физико-23 математический), а также умственные действия, владение которыми может служить показателем умственного развития школьников.
2. Способы репрезентации и обработки диагностических результатов, основными среди которых является отказ от статистической нормы как критерия оценки индивидуальных и групповых результатов в пользу критерия приближения данных к социально-психологическому нормативу. В тестах норматив представлен в форме полного набора заданий.
3. Коррекционность, дающая возможность проследить ближайшее развитие учащихся и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов развития.
Школьный тест умственного развития (ШТУР) предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста и контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения. Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.
Тест включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведомленность» (два субтеста), «аналогии», «классификация», «обобщение», «числовые ряды». Тест имеет две эквивалентные формы — А и Б.
Процедура тестирования
Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении ими заданий.
Общая инструкция испытуемым по всему тесту дается экспериментатором в устной форме. Для этого он обращается к ним со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий понадобятся ручки и бланки, которые мы вам раздадим.
Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается их описание, на примерах объясняется способ решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!»
После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает бланки (приложение 3) и просит заполнить в них графы, в которых должны указываться фамилия учащегося, дата проведения эксперимента, номера класса и школы, где он учится. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем экспериментатор зачитывает инструкцию первого субтеста и разбирает примеры. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует вновь зачитать соответствующее место текста. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер, чтобы не фиксировать на этом внимания испытуемых и не создавать у них чувства напряженности. По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту. Время проведения каждого субтеста приведено в таблице. При проведении теста необходим периодический контроль правильного выполнения испытуемыми процедуры тестирования.

Время проведения субтестов

 

Название

Число

Время

 

субтеста

в зсаудбатнеисйт е

(мин)

1

«Осведомленность 1»

20

8

2

«Осведомленность 2»

20

4

3

«Аналогии»

25

10

4

«Классификации»

20

7

5

«Обобщение»

19

8

6

«Числовые ряды»

15

7

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 1
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово. Пример.
Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ...?
а) случай б) подвиг в) жизнеописание г) книга д) писатель.
Правильным будет слово «жизнеописание». Поэтому оно подчеркнуто.
Следующий пример:
Противоположным слову «отрицательный» будет слово...?
а) неудачный б) спорный в) важный г) случайный д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово «положительный», оно и подчеркнуто.

Набор заданий № 1А
1. Начальные буквы имени и отчества называются...? а) вензель б) инициалы в) автограф г) индекс д) анаграмма.
2. Гуманный — это...?
а) общественный б) человечный в) профессиональный г) агрессивный д) пренебрежительный.
3. Система взглядов на природу и общество есть...? а) мечта б) оценка в) мировоззрение г) кругозор д) иллюзия.
4. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и...? а) анархия б) абсолютизм в) народовластие г) династия д) классы.
5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется...?
а) бионика б) химия в) селекция г) ботаника д) физиология.
6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада -
это...?
а) абзац б) цитата в) рубрика г) отрывок д) конспект.
7. Начитанность, глубокие и широкие познания — это...? а) интеллигентность б) опытность в) эрудиция г) талант д) самомнение.
8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это...? а) рациональность б) пассивность в) чуткость г) противоречивость д) черствость.
9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и
деятельности, называется...?
а) резолюцией б) постановлением в) традицией г) кодексом д) проектом.
10. Противоположностью понятия «лицемерный» будет...? а) искренний б) противоречивый в) фальшивый г) вежливый д) решительный.
11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о...? а) компромиссе б) общении в) объединении г) переговорах д) противоречии.
12. Этика — это учение о...? а) психике б) морали в) природе г) обществе д) искусстве.
13. Противоположностью понятия «идентичный» будет...?
а) тождественный б) единственный в) внушительный г) различный д) изолированный.
14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах - это...? а) закон б) эмиграция в) воззрение г) действие д) эмансипа-ция.
15. Оппозиция — это...? а) противодействие б) согласие в) мнение г) политика д) решение.
16. Цивилизация - это...? а) формация б) древность в) производство г) культура д) общение.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и ...? а) изобретение б) идея в) выбор г) первенство д) руководство.
18. Коалиция - это...? а) конкуренция б) политика в) вражда г) разрыв д) объединение.
19. Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и...?
а) человеколюбие б) взаимоотношение в) вежливость г) эгоизм д) нравственность.
20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является...?
а) демократом б) радикалом в) консерватором г) либералом д) анархистом.

Набор заданий № 1Б
1. Эволюция — это...? а) порядок б) время в) постоянство г) случайность д) развитие.
2. Бодрое и радостное восприятие мира — это...? а) грусть б) стойкость в) оптимизм г) сентиментальность д) равнодушие.
3. Одинаковыми по смыслу являются слова «антипатия» и...? а) окружение б) симпатия в) отношение г) расположение д) неприязнь.
4. Государство, не находящееся в зависимости от других государств,
является...?
а) суверенным б) малоразвитым в) миролюбивым г) процветающим д) единым.
5. Систематизированный перечень каких-либо предметов (книг, картин и пр.)
— это...?
а) аннотация б) словарь в) пособие г) каталог д) абонемент.
6. Предельно краткий и четкий ответ называется...?
а) красноречивым б) лаконичным в) детальным г) многословным д) спонтанным.
7. Миграция — это...? а) развитие б) условие в) изменение г) переселение д) жизнь.
8. Человек, который обладает чувством меры, умением вести себя подобающим образом, называется...? а) общительным б) объективным в) тактичным г) компетентным д) скромным.
9. Интересная или законченная мысль, выраженная коротко и метко,
называется...?
а) афоризм б) отрывок в) рассказ г) эпос д) диалог.
10. Универсальный — это...?
а) целенаправленный б) единый в) распространенный г) полезный д) разносторонний.
11. Противоположностью понятия «уникальный» будет...? а) прозрачный б) распространенный в) хрупкий г) редкий д) точный.
12. Отрезок времени, равный десяти дням, называется...? а) декада б) каникулы в) неделя г) семестр д) квартал.
13. Одинаковыми по смыслу являются слова «самоуправление» и...? а) автономия б) закон в) право г) прогресс д) зависимость.
14. Противоположностью понятия «стабильный» будет...? а) постоянный б) знающий в) непрерывный г) изменчивый д) редкий.
15. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, — это...? а) логика б) социология в) филология г) эстетика д) философия.
16. Высказывание, которое еще не полностью проверено, обозначается как...? а) парадоксальное б) правдивое в) двусмысленное г) гипотетическое д) ошибочное.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова «гегемония» и...? а) равноправие б) господство в) революция г) союз д) отставание.
18. Тотальный — это...? а) частичный б) редкий в) всеохватывающий г) победоносный д) быстрый.
19. Равноценный заменитель чего-либо — это...? а) сырье б) эквивалент в) ценность г) суррогат д) подделка.
20. Конфронтация — это...?
а) солидарность б) переговоры в) сотрудничество г) агрессия д) противоборство. ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 2
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним, это слово следует подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.
Пример. Век — а) история б) столетие в) событие г) прогресс.
Правильный ответ — «столетие», поэтому это слово подчеркнуто.
Пример. Прогноз — а) погода б) донесение в) предсказание г) причина.
Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и подчеркнуто.
Набор заданий № 2А
1. Прогрессивный — а) интеллектуальный б) передовой в) ловкий г) отсталый.
2. Аннулирование — а) подписание б) отмена в) сообщение г) отсрочка.
3. Идеал — а) фантазия б) будущее в) мудрость г) совершенство.
4. Аргумент — а) довод б) согласование в) спор г) фраза.
5. Миф — а) древность б) творчество в) предание г) наука.
6. Аморальный — а) устойчивый б) трудный в) неприятный г)
безнравственный.
7. Анализ — а) факты б) разбор в) критика г) умение.
8. Эталон — а) копия б) форма в) основа г) образец.
9. Сферический — а) продолговатый б) шаровидный в) пустой г) объемный.
10. Социальный — а) принятый б) свободный в) запланированный г) общественный.
11. Гравитация — а) притяжение б) отталкивание в) невесомость г) подъем.
12. Сентиментальный — а) поэтический б) чувствительный в) радостный г) странный.
13. Экспорт — а) продажа б) товары в) вывоз г) торговля.
14. Эффективный — а) необходимый б) действенный в) решительный г) острый.
15. Мораль — а) этика б) развитие в) способность г) право.
16. Модифицировать — а) работать б) наблюдать в) изучать г) видоизменять.
17. Радикальный — а) коренной б) ответный в) последний г) отсталый.
18. Негативный — а) неудачный б) ложный в) отрицательный г) неосторожный.
19. Субъективный — а) практический б) общественный в) личный г) скрытый.
20. Аграрный — а) местный б) хозяйственный в) земельный г) крестьянский.

Набор заданий № 2Б
1. Аналогия — а) случай б) явление в) свойство г) сходство.
2. Интернациональный — а) многочисленный б) международный в) нерушимый г) известный.
3. Адаптироваться — а) приспосабливаться б) научиться в) двигаться г) присмотреться.
4. Ироничный — а) мягкий б) насмешливый в) веселый г) настоящий.
5. Симптом — а) характер б) система в) желание г) признак.
6. Импорт — а) собственность б) товары в) ввоз г) фирма.
7. Компенсировать — а) терять б) истратить в) увеличить г) возместить.
8. Надменность — а) чуткость б) скрытность в) высокомерие г)
торжественность.
9. Антагонистический — а) враждебный б) убежденный в) чужой г) классовый.
10. Интеллектуальный — а) опытный б) умственный в) деловой г) хороший.
11. Абсолютный — а) властный б) спорный в) раздельный г) неограниченный.
12. Порицание — а) равнодушие б) обсуждение в) внушение г) преступление.
13. Дискуссия — а) мнение б) спор в) убеждение г) беседа.
14. Утопический — а) невыполнимый б) идеальный в) жизненный г) неопытный.
15. Консерватизм — а) косность б) самостоятельность в) героизм г) повседневность.
16. Интерпретация — а) толкование б) чтение в) беседа г) сообщение.
17. Нюанс — а) образ б) чувство в) оттенок г) слух.
18. Сентиментальный — а) поэтический б) радостный в) чувствительный г)
странный.
19. Абстрактный — а) практический б) опытный в) несущественный г) отвлеченный.
20. Объективный — а) беспристрастный б) полезный в) сознательный г) верный.

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 3
Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная (та же самая) связь. Это слово вам следует подчеркнуть.
Пример. Песня: композитор = самолет : ?
а) аэропорт б) полет в) конструктор г) горючее д) истребитель.
Правильный ответ — «конструктор». Поэтому это слово подчеркнуто.
Следующий пример. Добро : зло = день : ?
а) солнце б) ночь в) неделя г) среда д) сутки.
Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно подчеркнуто.
Набор заданий № ЗА
1. Глагол : спрягать = существительное : ? а) изменять б) образовывать в) употреблять г) склонять д) писать.
2. Холодно : горячо = движение : ? а) инерция б) покой в) молекула г) воздух д) взаимодействие.
3. Колумб : путешественник = землетрясение : ?
а) первооткрыватель б) образование гор в) извержение г) жертвы д) природное явление.
4. Слагаемое: сумма = множители : ? а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) число.
5. Рабовладельцы: буржуазия = рабы : ?
а) рабовладельческий строй б) буржуазия в) рабовладельцы г) наемные рабочие д) пленные.
6. Папоротник : спора = сосна : ? а) шишка б) иголка в) растение г) семя д) ель.
7. Стихотворение : поэзия = рассказ : ? а) книга б) писатель в) повесть г) предложение д) проза.
8. Горы : высота = климат : ? а) рельеф б) температура в) природа г) географическая широта
д) растительность.
9. Растение : стебель = клетка : ?
а) ядро б) хромосома в) белок г) фермент д) деление.
10. Богатство : бедность = крепостная зависимость : ?
а) крепостные крестьяне б) личная свобода в) неравенство г) частная собственность д) феодальный строй.
11. Старт : финиш = пролог : ? а) заголовок б) введение в) кульминация г) действие д) эпилог.
12. Молния : свет = явление тяготения : ? а) камень б) движение в) сила тяжести г) вес д) земля.
13. Первобытно-общинный строй : рабовладельческий строй = ра
бовладельческий строй : ?
а) социализм б) капитализм в) рабовладельцы г) государство д) феодализм.
14. Роман : глава = стихотворение : ? а) поэма б) рифма в) строфа г) ритм д) жанр.
15. Тепло : жизнедеятельность = кислород : ? а) газ б) вода в) растение г) развитие д) дыхание.
16. Фигура : треугольник = состояние вещества : ? а) жидкость б) движение в) температура г) вода д) молекула.
17. Роза : цветок = капиталисты : ? а) эксплуатация б) рабочие в) капитализм г) класс д) фабрика.
18. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон: ? а) ясная погода б) циклон в) климат г) влажность д) метеослужба.
19. Прямоугольник: плоскость = куб : ? а) пространство б) ребро в) высота г) треугольник д) сторона.
20. Война : смерть = частная собственность: ? а) феодалы б) капитализм в) неравенство г) рабы д) крепостные крестьяне.
21. Числительное : количество = глагол: ? а) идти б) действие в) причастие г) часть речи д) спрягать.
22. Север: юг = осадки: ? а) пустыня б) полюс в) дождь г) засуха д) климат.
23. Диаметр: радиус = окружность: ? а) дуга б) сегмент в) отрезок г) линия д) круг.
24. Эпителий: ткань = аорта : ? а) сердце б) внутренний орган в) артерия г) вена д) кровь.
25. Молоток : забивать = генератор : ?
а) соединять б) производить в) включать г) изменять д) нагревать.

Набор заданий № ЗБ
1. Светло : темно = притяжение : ? а) металл б) молекула в) отталкивание г) взаимодействие д) движение.
2. Крепостные крестьяне : рабы = феодалы : ? а) король б) рабовладельцы в) церковь г) сеньоры д) дворяне.
3. Глагол : спрягать = существительное : ? а) понятие б) склонять в) название г) обозначать д) образовывать.
4. Гольфстрим : течение = цунами : ? а) Япония б) катастрофа в) шторм г) Куросио д) волна.
5. Глаз : зрение = нос : ? а) осязание б) обоняние в) лицо г) рот д) запах.
6. Запад : восток = обмеление : ? а) фарватер б) засуха в) юг г) паводок д) пороги.
7. Существительное : предмет = глагол : ? а) бежать б) деепричастие в) спряжение г) действие д) признак.
8. Квадрат : площадь = куб: ? а) сторона б) перпендикуляр в) ребро г) периметр д) объем.
9. Жара : жажда = классы : ? а) крестьяне б) капитализм в) рабовладельцы г) государство д) неравенство.
10. Лучи : угол == отрезки : ? а) диагональ б) точка в) прямоугольник г) хорда д) линия.
11. Стихотворение : поэзия = былина: ?
а) сказка б) богатырь в) лирика г) эпос д) драма.
12. Нагревание : расширение = сила упругости: ? а) пружина б) взаимодействие в) деформация г) тело д) вес.
13. Береза : дерево = рабовладельцы : ? а) рабы б) рабовладельческий строй в) класс г) эксплуатация д) буржуазия.
14. Начало : конец = гармония : ? а) беспорядок б) мораль в) антоним г) гротеск д) понятие.
15. Число : дробь = состояние вещества: ? а) объем б) молекула в) железо г) газ д) температура.
16. Птицы : воробьиные = млекопитающие: ? а) кенгуру б) лошадь в) теленок г) насекомые д) грызуны.
17. Круг : окружность = шар : ? а) сфера б) пространство в) дуга г) радиус д) сегмент.
18. Слово : буква = предложение: ? а) союз б) фраза в) слово г) запятая д) тетрадь.
19. Феодализм : капитализм = капитализм: ? а) социализм б) феодализм в) капиталисты г) общественный строй д) классы.
20. Повышение атмосферного давления : ясная погода = циклон: ? а) осадки б) солнце в) антициклон г) погода д) метеослужба.
21. Дыхание : углекислый газ = фотосинтез : ? а) воздух б) кислород в) хлорофилл г) свет д) лист.
22. Пила : пилить = аккумулятор : ? а) включать б) проводить в) нагревать г) превращать д) накапливать.
23. Человек : толпа = клетка : ? а) растение б) плод в) микроскоп г) ядро д) ткань.
24. Океан : глубина = климат : ?
а) географическая долгота б) влажность в) растительность г) местность д) рельеф.
25. Абсолютизм : демократия = товарно-денежные отношения: ?
а) натуральное хозяйство б) торговля в) ремесло г) товар д) промышленность.


ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 4
Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно олово.
Пример:
а) тарелка б) чашка в) стол г) кастрюля д) чайник. Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье - мебель, поэтому оно подчеркнуто.
Следующий пример:
а) идти б) прыгать в) танцевать г) сидеть д) бежать. Четыре слова обозначают состояние движения, а слово «сидеть» — состояние покоя, поэтому подчеркнуто слово «сидеть».
Набор заданий № 4А
1. а) приставка б) предлог в) суффикс г) окончание д) корень.
2. а) прямая б) ромб в) прямоугольник г) квадрат д) треугольник.
3. а) барометр б) флюгер в) термометр г) компас д) азимут.
4. а) рабовладелец б) раб в) крестьянин г) рабочий д) ремесленник.
5. а) пословица б) стихотворение в) поэма г) рассказ д) повесть.
6. а) цитоплазма б) питание в) рост г) раздражимость д) размножение.
7. а) дождь б) снег в) осадки г) иней д) град.
8. а) треугольник б) отрезок в) длина г) квадрат д) круг.
9. а) пейзаж б) мозаика в) икона г) фреска д) кисть.
10. а) очерк б) роман в) рассказ г) сюжет д) повесть.
11. а) параллель б) карта в) меридиан г) экватор д) полюс.
12. а) литература б) наука в) живопись г) зодчество д) художественное ремесло.
13. а) длина б) метр в) масса г) объем д) скорость.
14. а) углекислый газ б) свет в) вода г) крахмал д) хлорофилл.
15. а) пролог б) кульминация в) информация г) развязка д) эпилог.
16. а) скорость б) колебание в) сила г) вес д) плотность.
17. а) Куба б) Япония в) Вьетнам г) Великобритания д) Исландия.
18. а) товар б) город в) ярмарка г) натуральное хозяйство д) деньги.
19. а) описание б) сравнение в) характеристика г) сказка д) иносказание.
20. а) аорта б) вена в) сердце г) артерия д) капилляр.


Набор заданий № 4Б
1. а) запятая б) точка в) двоеточие г) тире д) союз.
2. а) глобус б) меридиан в) полюс г) параллель д) экватор.
3. а) морфология б) синтаксис в) пунктуация г) орфография д) терминология.
4. а) движение б) инерция в) вес г) колебание д) деформация.
5. а) круг б) треугольник в) трапеция г) квадрат д) прямоугольник.
6. а) картина б) мозаика в) икона г) скульптура д) фреска.
7. а) рабочий б) крестьянин в) раб г) феодал д) ремесленник.
8. а) легенда б) драма в) комедия г) трагедия д) пьеса.
9. а) аорта б) пищевод в) вена г) сердце д) артерия.
10. а) Канада б) Бразилия в) Вьетнам г) Испания д) Норвегия.
11. а) тело б) площадь в) объем г) вес д) скорость.
12. а) направление б) курс в) маршрут г) азимут д) компас.
13. а) корень б) стебель в) лист г) тычинка д) цветок.
14. а) землетрясение б) цунами в) стихия г) ураган д) смерч.
15. а) метафора б) монолог в) эпитет г) аллегория д) преувеличение.
16. а) товар б) город в) ярмарка г) натуральное хозяйство д) деньги.
17. а) цилиндр б) куб в) многоугольник г) шар д) параллелепипед.
18. а) пословица б) басня в) поговорка г) сказка д) былина.
19. а) история б) астрология в) биология г) астрономия д) медицина.
20. а) питание б) дыхание в) раздражимость г) рост д) сознание.

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 5
Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки общих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.
Пример. Ель — сосна
Правильным ответом будет: «хвойные деревья». Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.
Следующий пример. Дождь — град
Правильным ответом будет слово «осадки», это его и следует написать.
Набор заданий № 5А
1. Азия — Африка
2. Ботаника — зоология
3. Феодализм — капитализм
4. Сказка — былина
5. Газ — жидкость
6. Сердце — артерия
7. Копенгаген — Манагуа
8. Атом — молекула
9. Жиры — белки
10. Наука — искусство
11. Стойкость — мужество
12. Ампер — вольт
13. Канал — плотина
14. Мозаика — икона
15. Облачность — осадки
16. Сумма — произведение
17. Иносказание — описание
18. Классицизм — реализм
19. Цунами — ураган

Набор заданий № 5Б

1. Европа — Австралия
2. Жидкость — твердое тело
3. Почки — желудок
4. Деление — вычитание
5. Лиссабон — Луанда
6. Феодализм — социализм
7. Нос — глаз
8. Алгебра — геометрия
9. Сила тока — напряжение
10. Предательство — трусость
11. Государство — церковь
12. Землетрясение — смерч
13. Мастерская — мануфактура
14. Водохранилище — арык
15. Роман — рассказ
16. Температура — атмосферное давление
17. Реформа — революция
18. Спора — семя
19. Метафора — аллегория

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 6
Предлагаем Вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы найти число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда Вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.
Пример: 2 4 6 8 10 ...
В этом ряду каждое последующее число больше предыдущего на 2. Поэтому следующее число будет — 12. Его и нужно записать.
Следующий пример: 9 7 10 8 11 9 12 ...
В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его Вам и нужно написать.

Набор заданий № 6А

 

1.

6

9

12

15

18

21

2.

9

1

7

1

5

1

3.

2

3

5

6

8

9

4.

10

12

9

11

8

10

5.

1

3

6

8

16

18

6.

3

4

6

9

13

18

7.

15

13

16

12

17

11

8.

1

2

4

8

16

32

9.

1

2

5

10

17

26

10.

1

4

9

16

25

36

11.

1

2

6

15

31

56

12.

31

24

18

13

9

6

13.

174

171

57

54

18

15

14.

54

19

18

14

6

9

15.

301

294

49

44

11

8

Набор заданий № 6Б

 

1.

5

9

13

17

21

25

2.

3

7

6

7

9

7

3.

1

4

3

6

5

8

4.

6

8

11

13

16

18

5.

2

4

6

12

28

 

6.

1

4

8

13

19

26

7.

11

12

10

13

9

14

8.

128

64

32

16

8

4

9.

1

3

7

13

21

31

10.

255

127

63

31

15

7

11.

3

4

8

17

33

58

12.

47

39

32

26

21

17

13.

92

46

44

22

20

10

14.

256

37

64

31

16

25

15.

1

2

4

7

28

33

Ключ к форме А
(Приведены правильные ответы, обозначенные буквами и цифрами)

 

Задание №1А

Задание №2А

Задание №3А

Задание №4А

Задание №6А

1. б

1. б

1. г

1. б

1. 24

2. б

2. б

2. б

2. а

2. 3

3. в

3. г

3. д

3. д

3. 11

4. в

4. а

4. в

4. а

4. 7

5. в

5. в

5. г

5. а

5. 36

6. д

6. г

6. г

6. а

6. 24

7. в

7. б

7. д

7. в

7. 18

8. б

8. г

8. б

8. в

8. 64

9.   г

9. б

9. а

9. д

9. 37

10. а.

10. г

10. б

10. г

10. 49

 

11. а

11. а

11. д

11. б

11. 92

12. б

12. б

12. в

12. б

12. 4

 

13. г

13. в

13. д

13. б

13. 5

14. д

14. б

14. в

14. г

14. 2

15. а

15. а

15. д

15. в

15. 14

16. г

16. г

16. а

16. б

 

17. г

17. а

17. г

17. в

 

18. д

18. в

18. а

18. г

 

19. а

19. в

19. а

19. г

 

20. в

20. в

20. в

20. в

 

 

 

21. б

 

 

 

 

22. г

 

 

 

 

 

23. а

 

 

 

 

24. в

 

 

 

 

 

25. б

Задания № 5А
1. Части света
2. Биология; наука о живой природе
3. Общественный строй; строй; социально-экономическая формация
4. Устное народное творчество
5. Агрегатное состояние вещества; состояние вещества
6. Органы кровообращения; кровообращение
7. Столицы
8. Мельчайшие частицы вещества; состав вещества; составные части вещества
9. Органические вещества
10. Культура
11. Положительные черты характера
12. Электрические единицы измерения
13. Искусственные водные сооружения; водные сооружения
14. Изобразительное искусство; произведение изобразительного искусства
15. Атмосферные явления; климатические (погодные) явления
16. Результаты математических действий
17. Литературные приемы
18. Направления в искусстве; художественный стиль
19. Стихийное бедствие

 


Ключ к форме Б

(Приведены правильные ответы)

 

Задание №1Б

Задание №2Б

Задание №3Б

Задание №4Б

Задание №6Б

1. д

1. г

1. в

1. д

1. 29

2. в

2. б

2. б

2. а

2. 12

3. д

3. а

3. б

3. д

3. 7

4. а

4. б

4. д

4. в

4. 21

5. г

5. г

5. б

5. а

5. 30

6. б

6. в

6. г

6. г

6. 34

7. г

7. г

7. г

7. г

7. 8

8. в

8. в

8. д

8. д

8. 2

9. а

9. а

9. г

9. б

9. 43

10. д

10. б

10. в

10. в

10. 3

11. б

11. г

11. г

11. а

11. 94

12. а

12. б

12. в

12. д

12. 14

13. а

13. б

13. в

13. г

13. 8

14. г

14. а

14. а

14. в

14. 4

15. в

15. а

15. г

15. б

15. 198

16. г

16. а

16. д

16. г

 

17. б

17. в

17. а

17. в

 

18. в

18. в

18. в

18. б

 

19. б

19. г

19. а

19. б

 

20. д

20. а

20. а

20. д

 

 

 

21. б

 

 

 

 

22. д

 

 

 

 

23. д

 

 

 

 

24. б

 

 

 

 

25. а

 

 

Задание № 5Б

1. Части света
2. Состояние вещества
3. Внутренние органы
4. Математические действия
5. Столицы государств
6. Социальный строй; общественно-экономическая формация
7. Органы чувств
8. Разделы математики; математические науки
9. Характеристики электрического тока
10. Отрицательные черты характера
11. Средства угнетения 2. Стихийное бедствие
13. Способы производства
14. Искусственные водные сооружения
15. Проза; прозаические произведения
16. Характеристики погоды
17. Социальные изменения; преобразования
18. Способы размножения
19. Литературные приемы
Отнесѐнность заданий к разным школьным предметам по субтесту 5

 

 

Форма А

Форма Б

Литература, русский язык

№ 4, 11, 17, 10

№ 15,19

Математика, физика

№ 5, 8, 12, 16

№ 2, 4, 9

История

№ 3, 10, 14, 18

№ 6, 11, 13, 17

Биология

№ 2, 6, 9

№ 3, 7, 18

География

№ 1, 7, 13, 15, 19

№ 1, 5, 12, 14, 16

Оценка ответов в заданиях субтеста 5 «Обобщение»
задания                           2 балла                           1 балл                             0 баллов

 

1.  азия-африка

части света

материки, континенты

страны,                экватор, климат

2.  ботаника-зоология

биология,      наука      о живой природе

наука, предмет

природа

3.  феодализм-капитализм

общественный строй,
экономическая формация

общество,         ступени развития

классы,               история,
буржуазия,
угнетение

Обработка результатов тестирования

Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением задания № 5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый в наборе заданий № 3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.
Результаты набора заданий № 5 в зависимости от качества обобщения оцениваются в 2 балла, 1 балл и 0 баллов. Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов (возможны синонимические замены понятий). Более широкие по сравнению с приведенными в таблице категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, если испытуемый в задании № 3 (форма А) дал ответ «науки», он получает оценку 1 балл. Оценкой в 1 балл оцениваются также правильные ответы, но более узкие, частные обобщения, чем приведены в таблице, например ответ в задании № 18 (форма А) «литературные направления». Нулевую оценку получают неправильные ответы. Максимальное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно 38. Эта цифра соответствует 100% выполнения набора заданий № 5.
Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий. Перечень приведенных в таблицах ответов, оцениваемых одним баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа одним баллом можно оценить и ответы, отличающиеся от приведенных в таблицах. При этом следует иметь в виду, что один балл получают ответы, представляющие собой или широкие категориальные обобщения (обобщения только по родовому признаку), или узкие, частные обобщения (указание только видового отличия). Неправильные ответы оцениваются в ноль баллов. Примеры ответов, оцениваемых в два, один и ноль баллов, приводятся в таблице выше. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтеста «Обобщения», равно 38.
Далее все показатели субтестов суммируются; так получается общий балл по тесту. Поскольку субтесты имеют разное количество заданий, то результаты их выполнения переводятся в проценты. Общий балл по тесту также следует представлять в процентном исчислении.
По замыслу авторов тест в полном его составе принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается количество заданий, реально выполненных испытуемым. Максимальное число баллов, которое можно получить по тесту, равно 148. Этот показатель принимается за 100 %. Если учащийся получил балл по тесту, равный 74, то это говорит о том, что он выполнил тест только на 50 %. Другими словами, он приблизился к нормативу умственного развития на 50 %. При анализе результатов отдельного ученика глобальные оценки умственного развития типа «лучше», «хуже», «выше», «ниже» мало что дают для понимания своеобразия его развития. Однако в качестве первого шага для получения самого общего впечатления об учащемся в ШТУР имеются условные шкалы оценок умственного развития. При этом приводятся не возрастные, а образовательно-возрастные границы. Это означает, что оценивается раздельно не умственное развитие 13-, 14-, 15-летних подростков, а развитие семиклассников, восьмиклассников, девятиклассников и десятиклассников. Ниже приводится примерная шкала оценки индивидуальных показателей по тесту.


Высокое умственное развитие:
семиклассники — более 54 %; восьмиклассники — более 65 %; девятиклассники — более 72 %; десятиклассники — более 80 %.
Низкое умственное развитие:
семиклассники — менее 21 %; восьмиклассники — менее 28 %; девятиклассники — менее 32 %; десятиклассники — менее 36 %.


II. Исследование невербального интеллекта

Прогрессивные матрицы Равена
Тест Равена (в оригинальном варианте) состоит из 60 матриц (размер 7,5х11см), в каждой из которых отсутствует 1 из составляющих ее элементов. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Задания сгруппированы в 5 серий-А,В,С,Д,Е, каждая серия состоит из 12 матриц. Стимульный материал и бланк для тестирования представлен в приложении 4. Принцип «прогрессивности» реализуется двояким образом: а) внутри каждой серии задания расположены с учетом их возрастающей сложности; б) все серии отличаются различной трудностью, которая возрастает от серии А к серии Е.
Возрастные трудности заданий определяются:
-увеличением числа элементов в матрице,
-увеличением предлагаемых вариантов решения,
-усложнением логического принципа, лежащего в основе каждой композиции, который испытуемому необходимо понять, чтобы закономерно выбрать недостающий элемент.
«Прогрессивность» матриц определяет существенное достоинство методики, ее обучающий характер, заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является своеобразной подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Тем самым тест имплицитно содержит в себе иерархизированную модель «пространственно- комбинаторных» мыслительных операций.
Расположение матриц в определенной последовательности соответственно принципу возрастающей сложности мыслительных операций, необходимых для их решения, не исключает варианта парциальной несформированности умственных операций у обследуемого. В этом случае профиль суммарных оценок за 5 серий не будет отражать нарастающую сложность.
Проведение исследования и обработка результатов
Испытуемому дается следующая инструкция: «Определите закономерность, связывающую фигуры на рисунке, и выберите из предложенных вариантов - недостающую. Укажите на бланке ее номер». Испытуемый работает в течение 20 минут.
По окончании работы испытуемого, психолог с помощью ключа (см. ключ) подсчитывает количество правильных ответов, причем правильное решение каждого отдельного задания оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий.

Ключ к методике Равена

 

 

А

В

С

Д

Е

1

4

2

8

3

7

2

5

6

2

4

6

3

1

1

3

3

8

4

2

2

8

7

2

5

6

1

7

8

1

6

3

3

4

6

5

7

6

5

5

5

2

8

2

6

1

4

4

9

1

4

7

1

1

10

3

3

6

2

6

11

4

4

1

5

3

12

5

5

2

6

5

Психолог имеет возможность выбора определенной процедуры обработки «сырых» баллов в соответствии с той задачей, которую он решает данной психодиагностической процедурой.
1. Определение интеллекта согласно процентной шкале.
Полученный суммарный показатель переводят в проценты , исходя из того, что 60 пунктов - 100%. После чего определяют уровень интеллектуального развития респондента по существующей шкале градаций интеллектуального развития.
Таблица процентного определения уровня интеллектуального развития

 

Степень интеллекта

% правильно решенных задач

Уровень интеллектуального развития

1 степень

95% и выше
(57 правильных ответов)

Особо высокоразвитый интеллект

2 степень

75-94%
(45-56 правильных ответов)

Интеллект выше среднего (незаурядные умственные способности)

3 степень

25-74%
(15-44 правильных ответов)

Средний интеллект

 

4 степень

5-24%
(3-14 правильных ответов)

Интеллект ниже среднего

5 степень

Ниже 5%
(меньше 3 правильных ответов)

Интеллектуальный дефект

2. Перевод полученных результатов в IQ-показатель.
При переводе результатов, полученных в тесте Равена, в IQ, следует исходить из того, что 10-ти правильным решениям соответствует IQ-100, а 60-ти правильным решениям- IQ-140.
Промежуточные значения вычисляются. Напомним, что IQ-140 и выше -это исключительно высокий интеллект.
Используемая психологическая интерпретация IQ, полученного по
результатам выполнения прогрессивных матриц Равена несколько отличается
от традиционной, которая соответствует –15-16 и имеет следующий вид:
120-140-высокий интеллект
110-120-выше среднего
100-110-средний
90-100-ниже среднего
80-90-слабый
80 и ниже - различные виды IQ-го дефекта.


Качественный анализ результатов теста Равена

В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Список информационных источников
1. Айзенк, Г. Природа интеллекта – битва за разум [Текст] / Г. Айзенк, Л.
Кэмин. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика. - 1982. - 128 с.
3. Андерсон, Д.Р. Когнитивная психология [Текст] / Д.Р. Андерсон. – 5-е изд. – СПб. :Питер, 2002, 496 с.
4. Безруких М.М. Как определить истинные причины школьных трудностей первоклассника [Электронный ресурс] // Справочник педагога-психолога. Школа, 2014, №9.
5. Безруких, М.М., Возрастная физиология (физиология развития ребенка) [Текст] / М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. Из-во Academia. 2009. 416с.
6. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями развитии [Текст] / Н.Ю. Борякова. _ М.: Астрель, 2008, – 114с.
7. Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения. // Психологический журнал, 2009, том 30, № 4, с. 33-46.
8. Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков [Текст] / Н.В. Вострокнутов // Материалы всероссийской научно-практической конференции: Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. М., 1995. С. 8-11.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин.- 3-е изд. – СПБ.: Питер, 2007. -368с.
10. Дубровинская, Н.Ф. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
11. Осипова А.А. Общая психокоррекция [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова; – М.:ТЦ Сфера, 2002. – 512с.
12. Психологическая диагностика [Текст]. Под редакцией М. К. Акимовой. СПб.: Питер, 2005 - 304 с.
13. Психологическая наука и образование. [Электронный ресурс]
14. Психофизиология [Текст]: Учебник для вузов / под ред Ю.И. Александрова. – 4-е изд. - СПб: Питер, 2014, - 464 с.
15. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. [Текст] / А.В. Семенович; - М: Академия, 2002. – 232.
16. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников. [Текст] / А.Л. Сиротюк; Изд-во Сфера, 2007.
17. Скоромец, А. П. Задержки психического развития и принципы их коррекции [Электронный ресурс] / А.П. Скоромец, И.А. Крюкова, И.Л. Семичова, М.В. Шумилина, Т.В. Фомина // Лечащий врач. 2011, №5.
18. Солсо, Р. Когнитивная психология [Текст] / Р. Солсо.- 6-е изд. - СПб.:
Питер, 2006. - 589 с.
19. Фабер, Д.А. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка [Текст] / Д.А.Фабер, М.М. Безруких. Изд-во: МПСУ, 2009, 432 с.
20. Чутко, Л.С. Применение деанола ацеглумата при лечении неврастении у подростков со школьной дезадаптацией [Электронный ресурс] / Л.С. Чутко, С.Ю. Сурушкина, И.С. Никишена, Е.А. Яковенко, Т.И. Анисимова Т.И. // Вопросы современной педиатрии. 2013, Том 12, №5, С. 99-103.
21. Энциклопедия психодиагностики. [Электронный ресурс]

Комплекс методик для исследования познавательной сферы подростков c трудностями в обучении / Авт. – сост. M.М.Лобаскова, С.А. Коротаева. Уч. - мет. пос. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016, -92 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.