Страница 5 из 5
II. Исследование невербального интеллекта
Прогрессивные матрицы Равена Тест Равена (в оригинальном варианте) состоит из 60 матриц (размер 7,5х11см), в каждой из которых отсутствует 1 из составляющих ее элементов. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Задания сгруппированы в 5 серий-А,В,С,Д,Е, каждая серия состоит из 12 матриц. Стимульный материал и бланк для тестирования представлен в приложении 4. Принцип «прогрессивности» реализуется двояким образом: а) внутри каждой серии задания расположены с учетом их возрастающей сложности; б) все серии отличаются различной трудностью, которая возрастает от серии А к серии Е. Возрастные трудности заданий определяются: -увеличением числа элементов в матрице, -увеличением предлагаемых вариантов решения, -усложнением логического принципа, лежащего в основе каждой композиции, который испытуемому необходимо понять, чтобы закономерно выбрать недостающий элемент. «Прогрессивность» матриц определяет существенное достоинство методики, ее обучающий характер, заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является своеобразной подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Тем самым тест имплицитно содержит в себе иерархизированную модель «пространственно- комбинаторных» мыслительных операций. Расположение матриц в определенной последовательности соответственно принципу возрастающей сложности мыслительных операций, необходимых для их решения, не исключает варианта парциальной несформированности умственных операций у обследуемого. В этом случае профиль суммарных оценок за 5 серий не будет отражать нарастающую сложность. Проведение исследования и обработка результатов Испытуемому дается следующая инструкция: «Определите закономерность, связывающую фигуры на рисунке, и выберите из предложенных вариантов - недостающую. Укажите на бланке ее номер». Испытуемый работает в течение 20 минут. По окончании работы испытуемого, психолог с помощью ключа (см. ключ) подсчитывает количество правильных ответов, причем правильное решение каждого отдельного задания оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий.
Ключ к методике Равена
|
А
|
В
|
С
|
Д
|
Е
|
1
|
4
|
2
|
8
|
3
|
7
|
2
|
5
|
6
|
2
|
4
|
6
|
3
|
1
|
1
|
3
|
3
|
8
|
4
|
2
|
2
|
8
|
7
|
2
|
5
|
6
|
1
|
7
|
8
|
1
|
6
|
3
|
3
|
4
|
6
|
5
|
7
|
6
|
5
|
5
|
5
|
2
|
8
|
2
|
6
|
1
|
4
|
4
|
9
|
1
|
4
|
7
|
1
|
1
|
10
|
3
|
3
|
6
|
2
|
6
|
11
|
4
|
4
|
1
|
5
|
3
|
12
|
5
|
5
|
2
|
6
|
5
|
Психолог имеет возможность выбора определенной процедуры обработки «сырых» баллов в соответствии с той задачей, которую он решает данной психодиагностической процедурой. 1. Определение интеллекта согласно процентной шкале. Полученный суммарный показатель переводят в проценты , исходя из того, что 60 пунктов - 100%. После чего определяют уровень интеллектуального развития респондента по существующей шкале градаций интеллектуального развития. Таблица процентного определения уровня интеллектуального развития
Степень интеллекта
|
% правильно решенных задач
|
Уровень интеллектуального развития
|
1 степень
|
95% и выше (57 правильных ответов)
|
Особо высокоразвитый интеллект
|
2 степень
|
75-94% (45-56 правильных ответов)
|
Интеллект выше среднего (незаурядные умственные способности)
|
3 степень
|
25-74% (15-44 правильных ответов)
|
Средний интеллект
|
4 степень
|
5-24% (3-14 правильных ответов)
|
Интеллект ниже среднего
|
5 степень
|
Ниже 5% (меньше 3 правильных ответов)
|
Интеллектуальный дефект
|
2. Перевод полученных результатов в IQ-показатель. При переводе результатов, полученных в тесте Равена, в IQ, следует исходить из того, что 10-ти правильным решениям соответствует IQ-100, а 60-ти правильным решениям- IQ-140. Промежуточные значения вычисляются. Напомним, что IQ-140 и выше -это исключительно высокий интеллект. Используемая психологическая интерпретация IQ, полученного по результатам выполнения прогрессивных матриц Равена несколько отличается от традиционной, которая соответствует –15-16 и имеет следующий вид: 120-140-высокий интеллект 110-120-выше среднего 100-110-средний 90-100-ниже среднего 80-90-слабый 80 и ниже - различные виды IQ-го дефекта.
Качественный анализ результатов теста Равена В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Список информационных источников 1. Айзенк, Г. Природа интеллекта – битва за разум [Текст] / Г. Айзенк, Л. Кэмин. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352с. 2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика. - 1982. - 128 с. 3. Андерсон, Д.Р. Когнитивная психология [Текст] / Д.Р. Андерсон. – 5-е изд. – СПб. :Питер, 2002, 496 с. 4. Безруких М.М. Как определить истинные причины школьных трудностей первоклассника [Электронный ресурс] // Справочник педагога-психолога. Школа, 2014, №9. 5. Безруких, М.М., Возрастная физиология (физиология развития ребенка) [Текст] / М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. Из-во Academia. 2009. 416с. 6. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями развитии [Текст] / Н.Ю. Борякова. _ М.: Астрель, 2008, – 114с. 7. Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения. // Психологический журнал, 2009, том 30, № 4, с. 33-46. 8. Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков [Текст] / Н.В. Вострокнутов // Материалы всероссийской научно-практической конференции: Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. М., 1995. С. 8-11. 9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин.- 3-е изд. – СПБ.: Питер, 2007. -368с. 10. Дубровинская, Н.Ф. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с. 11. Осипова А.А. Общая психокоррекция [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова; – М.:ТЦ Сфера, 2002. – 512с. 12. Психологическая диагностика [Текст]. Под редакцией М. К. Акимовой. СПб.: Питер, 2005 - 304 с. 13. Психологическая наука и образование. [Электронный ресурс] 14. Психофизиология [Текст]: Учебник для вузов / под ред Ю.И. Александрова. – 4-е изд. - СПб: Питер, 2014, - 464 с. 15. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. [Текст] / А.В. Семенович; - М: Академия, 2002. – 232. 16. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников. [Текст] / А.Л. Сиротюк; Изд-во Сфера, 2007. 17. Скоромец, А. П. Задержки психического развития и принципы их коррекции [Электронный ресурс] / А.П. Скоромец, И.А. Крюкова, И.Л. Семичова, М.В. Шумилина, Т.В. Фомина // Лечащий врач. 2011, №5. 18. Солсо, Р. Когнитивная психология [Текст] / Р. Солсо.- 6-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 589 с. 19. Фабер, Д.А. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка [Текст] / Д.А.Фабер, М.М. Безруких. Изд-во: МПСУ, 2009, 432 с. 20. Чутко, Л.С. Применение деанола ацеглумата при лечении неврастении у подростков со школьной дезадаптацией [Электронный ресурс] / Л.С. Чутко, С.Ю. Сурушкина, И.С. Никишена, Е.А. Яковенко, Т.И. Анисимова Т.И. // Вопросы современной педиатрии. 2013, Том 12, №5, С. 99-103. 21. Энциклопедия психодиагностики. [Электронный ресурс]
Комплекс методик для исследования познавательной сферы подростков c трудностями в обучении / Авт. – сост. M.М.Лобаскова, С.А. Коротаева. Уч. - мет. пос. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016, -92 с.
|