На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Организация практики студентов - Учебно-ознакомительная практика: требования и методические рекомендации
Организация практики студентов - Учебно-ознакомительная практика: требования и методические рекомендации
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Организация практики студентов
Учебно-ознакомительная практика: требования и методические рекомендации
Производственная практика: требования и методические рекомендации
Помощь студентам в реализации и решении задач практики
Все страницы

 

2. Учебно-ознакомительная практика: требования и методические рекомендации

2.1. Требования и результаты учебно-ознакомительной практики студентов

Учебно-ознакомительная практика является одним из важнейших видов учебной работы. Она призвана углубить представление будущих специалистов о теоретических и практических основах профессиональной деятельности психолога.
Учебно-ознакомительная практика направлена на первичное ознакомление студентов с реальной практической деятельностью психологов в различных профессиональных направлениях. Это могут быть различные психологические службы в сфере образования, сфере здравоохранения, в сфере производства и управления.
Основной смысл ознакомительной практики заключается в постепенном введении студентов в профессиональную действительность практического психолога, в их профессиональное поле. Здесь у студентов появляется возможность увидеть комплексное решение задач психолога-практика, ознакомиться с особенностями психологической профессии и уже использовать первичные профессиональные знания и умения, полученные в ходе овладения теоретическими основами психологических наук. Учебно-ознакомительная практика является важной ступенью в поэтапном формировании профессиональных навыков, отражающих компетентностный уровень бакалавра психологии.
Учебно-ознакомительная практика студентов, обучающихся в Тольяттинском государственном университете по направлению подготовки «Психология», разработана в соответствии с учебным планом подготовки.
Цель практики – сформировать у студентов целостное представление о современном состоянии профессиональной деятельности психолога, особенностях ее организации, а также направлениях деятельности практического психолога психологической службы в разных типах социальных и образовательных учреждений, закрепить первичные профессиональные знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе овладения теоретическими основами психологических наук в практической деятельности.

Задачи
1. Формировать интерес к психологической профессии.
2. Создать представление о специфике работы психолога в учреждениях разного типа, о его функциях и профессиональных обязанностях, формах и методах работы.
3. Развивать умение общения с людьми разных возрастных и социальных категорий: устанавливать и поддерживать психологический контакт, анализировать особенности поведения человека.
4. Уметь целенаправленно и обоснованно применять профессиональный анализ психологических явлений и собственной деятельности.
5. Содействовать определению и выбору собственной профессиональной специализации.
Учебно-ознакомительная практика базируется на таких дисциплинах, как введение в профессию, общая психология, возрастная психология и психология развития, методология и методы психологических исследований, психология личности.
Знания и умения, полученные в ходе практики, необходимы для более глубокого освоения профессионально ориентированных дисциплин, таких как личность в экстремальных ситуациях, психология кризисных состояний, клиническая психология, психодиагностика, психологическая коррекция личности, консультирование личности.
В ходе практики у студентов формируются и совершенствуются различные компетенции.
К общекультурным компетенциям можно отнести:
• способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
• способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
• способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
В профессиональных компетенциях формируются:
– способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
– способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
– способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
– способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
– способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
– способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);
– способность к использованию методических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);
– способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);
– способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13). В ходе практики студенты изучают законы и другие государственные документы, регламентирующие деятельность психолога, а также интегрируют теоретические знания с практической деятельностью психолога.
Для успешного выполнения задач практики студент должен знать: – Закон Российской Федерации «Об образовании», Декларацию
прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка; – нормативную документацию по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты; – основы фундаментальных наук о человеке, включающие философские, культурологические, морально-этические, правовые и анатомо-физиологические знания. При выполнении заданий практик студенты должны опираться на полученные знания, умения и навыки по следующим направлениям:
• общая и возрастная психология;
• современные подходы и методы психологической диагностики отклонений в психосоциальном развитии человека;
• современные достижения в области отечественной и зарубежной науки в области теории и практики оказания психологической поддержки.
Помимо этого студент должен уметь:
– анализировать особенности структуры учреждения практики, организацию и деятельность психологических служб в учреждениях различного типа;
– изучать и анализировать особенности оснащения и зонирования кабинета психолога;
– анализировать документацию, виды психологической отчетности, методическое обеспечение и методическую литературу;
– проводить организационную и методическую работу по пропаганде психологических знаний.
В ходе практики студент должен овладеть:
• навыками проведения психологического наблюдения и заполнения протоколов наблюдения за поведением и деятельностью испытуемого;
• умением обрабатывать и обобщать полученную информацию, отражать ее в дневнике практики;
• умением проводить психологический анализ урока или занятия;
• методами сбора первичных данных, их анализа и интерпретации;
• умениями в составлении психодиагностических заключений и рекомендаций.

2.2. Методические рекомендации по выполнению заданий учебно-ознакомительной практики

Задание 1. Ознакомление и анализ структуры психологической службы учреждения, функциональных обязанностей психолога учреждения.

Цель – изучение организационной структуры психологической службы и определение круга функциональных обязанностей психолога учреждения.
В ходе выполнения задания необходимо: – определить структурные характеристики организации и место
психологической службы в системе учреждения; – ознакомиться с функциональными обязанностями психолога психологической службы организации.

Методические указания к выполнению задания 1
Задание предполагает в качестве основных методов работы: – анализ структуры организации и дифференциацию места психолога в организации; – анализ нормативной документации деятельности психолога; – беседу с практическим психологом организации о специфике работы и основных профессиональных задачах в рамках конкретной организации. Для повышения эффективности поставленных задач можно использовать теоретические представления о структуре организации, а также о методе беседы как способе получения необходимой информации.

Структура организации
Под структурой организации принято понимать форму распределения различных видов деятельности между компонентами организации и координации деятельности этих компонентов, направленной на достижение основных целей организации. В структуре организации отражаются состав и иерархия подразделений предприятия, определяются связи между структурными подразделениями, распределяются ответственность и полномочия внутри организации.

Методы беседы
Беседа – это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Беседа может быть стандартизированной (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандар-тизированной (вопросы ставятся в свободной форме) (табл. 3, c. 66).
Основные рекомендации для ведения беседы
1. Не торопите собеседника. Дайте ему высказаться полностью.
2. Помогайте наводящими (не внушающими) вопросами.
3. Проверяйте искренность ответов соответствующими вопросами.
4. Поощряйте собеседника на взаимность, слушайте дружелюбно.
Примерная схема описания организации (или учреждения), на базе которой проходит практика
1. Полное название, к какой категории относится: государственная или частная, к какой сфере относится (центр, школа, дошкольное учреждение, производство и т. д.).
2. Структура организации.
3. Основные функции организации.
4. Место психологов в организации, в какое подразделение входят, включенность в профессиональные объединения за пределами данной организации.
5. Основные направления работы и функции психологов в организации.
6. Рабочие места психологов.
7. Примерный распорядок дня психолога в организации.
8. Наиболее актуальные проблемы психолога.

Прогнозируемая результативность выполнения задания Обобщение и анализ полученных данных с целью создания точного представления, включающего в себя характеристики организационной системы, определение места психологической службы в ней и описание функциональных обязанностей практического психолога.
Результаты выполненной работы оформляются в виде описательной схемы структурной модели организации и психологической службы и перечня обязанностей психолога. Проведенная с психологом организации беседа должна быть представлена в виде стенографического отчета. Выполненная работа должна быть использована для подготовки пакета документов и представлена групповому руководителю практики по истечении второй недели практики [3; 22].

Задание 2. Проанализировать и четко обозначить основные задачи и направления работы практического психолога в учреждении.

Цель – изучение задач работы психолога учреждения и основных направлений их деятельности.
В ходе выполнения задания необходимо:
• сформировать представление о направлениях работы практического психолога (психологов) базовой организации;
• определить многоаспектность задач, отражающих особенности психологического сопровождения людей определенной категории в базовом учреждении.

Методические указания к заданию
Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора данных беседу с практическим психологом организации и анализ соответствующей документации.
Для выполнения задания рекомендуется использовать знания о видах деятельности психолога-практика и основных целях каждого вида деятельности.

Прогнозируемая результативность
Обобщение и анализ полученных данных с целью создания точного представления, включающего в себя формулировку и перечисление задач работы психолога, определение основных направлений работы психолога учреждения.

Результаты оформляются в виде описательной схемы задач психологической службы и подробного описания основных направлений в работе психолога. Выполненная работа должна быть использована для подготовки пакета документов и представлена групповому руководителю практики по истечении второй недели практики [7; 24].


Задание 3. Изучение организационных и функциональных аспектов рабочего места психолога и анализ особенностей планирования его рабочего времени.

Цель – изучение особенностей организации рабочего места психолога и принципов планирования рабочего времени психолога (психологов) учреждения.
В ходе выполнения задания необходимо:
• определить принципы и способы организации рабочего места психолога в базовом учреждении;
• проанализировать документы, регламентирующие организацию рабочего времени практического психолога базовой организации, и соотнести их с видами психологической деятельности.

Методические указания к заданию
Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора данных беседу с практическим психологом, наблюдение и визуальный осмотр кабинета психолога организации, а также анализ соответствующей документации.
Для эффективного анализа рекомендуется использовать нормативные документы по организации рабочего места психолога организации и норм времени. В качестве примера можно рассмотреть требования для психологов образовательных учреждений.
Для организации кабинета психологической службы необходимо учитывать реальные условия образовательного учреждения, а именно:
– тип и вид образовательного учреждения, его потребности (запросы); – кадровые ресурсы;
– особенности реализуемой психолого-педагогической концепции; – материально-технические возможности; – особенности выделенных помещений и др.

Согласно требованиям, предъявляемым к психологической службе в образовании, кабинет психолога должен состоять из нескольких комнат, имеющих различную функциональную нагрузку.
Организация рабочего пространства кабинета
Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку.
Можно выделить следующие зоны:
• зона первичного приема и беседы с клиентом,
• зона консультативной работы,
• зона диагностической работы,
• зона коррекционно-развивающей работы,
• зона игровой терапии (тренинговая зона),
• зона релаксации и снятия эмоционального напряжения,
• личная (рабочая) зона психолога,
• зона ожидания приема.
Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, картотекой с данными о клиентах (детях, учителях, родителях). Рядом со столом психолога целесообразно поместить шкаф, где можно расположить необходимый диагностический, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.
В этой зоне ведется первичная беседа с родителями, официальные беседы с детьми, педагогами и пр. Мебель в этой части кабинета должна быть расположена так, чтобы подчеркнуть профессиональный статус психолога и создать определенную дистанцию. Очень хорошо, если стоящая здесь мебель будет достаточно официальной, солидной.
В зоне первичного приема располагаются рабочий стол и кресло психолога, несколько стульев для посетителей, поставленных на разном расстоянии от стола под разным углом к нему (прямо, под углом, далеко от стола, несколько стульев вместе, один отдельно в углу комнаты и т. п.), для того чтобы посетитель (взрослый, ребенок, взрослый вместе с ребенком) мог выбрать наиболее удобное для себя место.
Зона консультативной работы.
Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Данная зона должна быть оформлена максимально комфортно. Способствуют этому (помимо профессионализма самого психолога) такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов, а также общая цветовая гамма обстановки, выдержанная в мягких, пастельных тонах.
В комнате желательно иметь три источника света: верхний свет – для деловых бесед, лампу на столе психолога и бра, дающие мягкий свет, – для консультативной работы.
Если кабинет расположен в одной комнате, то зона консультативной работы выделяется в стороне от рабочего стола психолога, на достаточном расстоянии от него.
Зона диагностической работы.
Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно находиться лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
Все необходимые психологу материалы для работы должны быть систематизированы и удобно размещены в специальных шкафах, чтобы ими было удобно воспользоваться.
Для диагностической работы в кабинете полезно иметь 2-3 рабочих стола (школьные парты) разного размера, чтобы детям любого возраста было удобно за ними сидеть, выполняя задание (при необходимости это может быть один стол и при нем стул, высоту сиденья которого можно изменять). Вокруг столов предусматривается достаточно места, чтобы психолог мог занять любую позицию около ребенка (напротив, рядом, несколько сбоку, под углом). Один из рабочих столов используется как вспомогательный. Здесь перед проведением работы подготавливаются необходимые методики, формы для регистрации, секундомер, диктофон и пр.
Зона коррекционно-развивающей работы.
Многообразие форм коррекционно-развивающей работы предполагает соответствующее оснащение этой зоны психологического кабинета. Для занятий с детьми здесь могут быть расставлены индивидуальные столы-парты, доска, фланелеграфы, мольберт и пр.
Для проведения занятий в игровой форме, которые предполагают свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный раздаточный материал.
Зона игровой терапии (тренинговая зона). Эта зона обязательно присутствует в кабинете детского психолога в том случае, если он работает с детьми младшего школьного возраста. Она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т. д. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.
При работе с подростками психолог чаще применяет тренинговые формы работы, что накладывает свой отпечаток на оформление зоны. Остается актуальным мягкое покрытие, позволяющее детям разместиться на полу, передвижная мебель, наличие места для удобного размещения необходимых для работы материалов: карандашей, бумаги, клея и др. Однако пространство становится менее насыщенным яркими акцентами, дает большую возможность для трансформации.
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога может служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых (учителей, воспитателей). Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, легкое журчание фонтанчика, негромкое звучание спокойной музыки – все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности.
Личная (рабочая) зона психолога.
В кабинете обязательно должна быть предусмотрена личная зона психолога, необходимая ему для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.
Зона ожидания приема. Эта зона выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к психологу дети и взрослые могут удобно разместиться и подождать. Здесь могут находиться информационные стенды, библиотечка специальной психолого-педагогической литературы для родителей, подборка популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания.
Во время работы психолога с ребенком родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (заполнение анкет, опросников и т. д.). Зону ожидания приема лучше организовать в пространстве перед кабинетом психолога, с учетом того, что она не должна находиться в районе активного передвижения людей.
Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии. Если в силу объективных причин психолог не реализует какое-то направление работы, соответствующая зона может быть в кабинете не представлена.
Прогнозируемая результативность
Обобщение и анализ полученных данных с целью создания точного представления, включающего в себя план рабочего места психолога с определением зон работы и анализ документации, определяющей организацию рабочего времени психолога (рабочего дня, недели, месяца и текущего года), определение места основных направлений работы психолога учреждения в данной документации.
Результаты оформляются в виде схемы рабочего места психолога с определением зон работы и подробного анализа, отражающего основные направления работы психолога при планировании его рабочего времени. Выполненная работа должна быть использована для подготовки пакета документов и представлена групповому руководителю практики по истечении второй недели практики [3; 7; 24].

Задание 4. Изучение нормативных и законодательных документов, регламентирующих работу психолога

Цель – изучение основных документов, регламентирующих работу практического психолога (психологов) учреждения. В ходе выполнения задания необходимо:
• изучить и проанализировать базовые нормативные документы, регламентирующие работу практического психолога (психологов) организации;
• составить структурный анализ с учетом иерархической значимости документов.
Методические указания к заданию
Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора данных самостоятельное изучение основных нормативных документов, а также анализ соответствующей документации. Также рекомендуется провести беседу с практическим психологом с целью прояснения значимости документов.
Прогнозируемая результативность
Обобщение и анализ полученных данных с целью создания точного представления об основных нормативных и законодательных документах, регламентирующих работу психолога, и способах их учета и реализации в работе психолога учреждения.
Результаты оформляются в виде перечисления и краткого описания основных нормативных и законодательных документов и анализа, отражающего способы учета и реализации соответствующих документов в работе психолога. Выполненная работа должна быть использована для подготовки пакета документов и представлена групповому руководителю практики по истечении второй недели практики [3; 7; 24].


Задание 5. Наблюдение за ходом занятия, проводимого специалистом, и проведение психологического анализа урока / занятия.

Цель – формирование навыков наблюдения за реализацией профессиональных задач специалистом-психологом в ходе урока / занятия и навыков составления психологического анализа урока (занятия).

В ходе выполнения задания необходимо:
– разработать программу наблюдения за педагогическим уроком (занятием),
– подготовить материально-техническую базу для процедуры наблюдения,
– провести психологический анализ по итогам психологического исследования с помощью метода наблюдения за уроком (занятием).
Методические указания к заданию
Работу над заданием рекомендуется начинать с выбора урока, в котором представлены и обучающий, и воспитывающий моменты, а также ярко выражена деятельность учащихся и учителя. При этом следует заранее узнать цели и задачи урока, особенности его методического построения, а также специфику изучаемого на данном уроке материала. Для анализа необходимо подробно законспектировать урок.
Для решения поставленных задач необходимо использовать: – знание понятий возрастной психологии – «психологический возраст», критерии возраста и иметь представление об особенностях возрастного развития детей разных возрастов; – знание метода наблюдения, его критериев и способов организации данного исследования; – знания о проведении психологического анализа по итогам психологического исследования с помощью метода наблюдения за уроком (занятием). Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора данных методы беседы с педагогом, наблюдение и психологический анализ урока (занятия).
Прогнозируемая результативность
Оформление пакета документов, необходимых для реализации деятельности, состоящих из конспекта урока (занятия), протокола наблюдения и составленного студентом психологического анализа по итогам психологического исследования с помощью метода наблюдения за педагогической деятельностью.
Документы должны быть подготовлены и представлены групповому руководителю практики по истечении третьей недели практики [17; 18].


Задание 6. Знакомство с разными направлениями деятельности практического психолога.

Цель – получение дифференцированных представлений о видах деятельности психолога и способах осуществления различных направлений работы психологом организации.
В ходе выполнения задания необходимо: – познакомиться с различными видами деятельности психолога (психолого-просветительской, диагностической, коррекцион-ной, консультативной); – провести наблюдение за реализацией одного из видов деятельности практического психолога и проанализировать результаты наблюдения.

Методические указания к заданию
Для решения поставленных задач необходимо использовать: – знания о видах деятельности практического психолога; – знание метода наблюдения, его критериев и способов организации.

Прогнозируемая результативность
Оформление пакета документов, необходимых для реализации деятельности, состоящего из составленного студентом и изложенного свободным стилем описательного анализа особенностей видов деятельности психолога, включающего перечисление вопросов методического обеспечения; наличие программ, оборудования; методов работы психолога.
Документы должны быть подготовлены и представлены групповому руководителю практики по истечении третьей недели практики [3; 13; 25].


Задание 7. Наблюдение за особенностями поведения детей разного возраста (по выбору студента) и составление психологического заключения по результатам наблюдения.

Цель – научиться использовать метод психологического наблюдения и сформировать умение составлять психологическое заключение на ребенка по итогам исследования.

В ходе выполнения задания необходимо:
– разработать программу наблюдения за поведением и деятельностью ребенка (возрастная категория определяется выбором студента или производственной необходимостью);
– выделить критерии наблюдения за поведением и деятельностью;
– подготовить материально-техническую базу процедуры наблюдения;
– составить психологическое заключение по итогам исследования с помощью метода наблюдения за ребенком.

Методические указания к заданию
Для решения поставленных задач необходимо использовать:
• знание понятий возрастной психологии, критерии возраста и иметь представление об особенностях детей разных возрастов;
• знание организации метода наблюдения, его критерии и способы организации данного исследования;
• знание о составлении психологического заключения на ребенка по итогам исследования.
Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора данных метод наблюдения и изучение способов составления заключения по итогам исследования.

Прогнозируемая результативность
Оформление пакета документов, необходимых для реализации деятельности, состоящих из протокола наблюдения и заключения на ребенка по итогам исследования и основных выводов.
Документы должны быть подготовлены и представлены групповому руководителю практики по истечении третьей недели практики [1; 12].

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.