На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Организация практики студентов - Производственная практика: требования и методические рекомендации
Организация практики студентов - Производственная практика: требования и методические рекомендации
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Организация практики студентов
Учебно-ознакомительная практика: требования и методические рекомендации
Производственная практика: требования и методические рекомендации
Помощь студентам в реализации и решении задач практики
Все страницы

 

3. Производственная практика: требования и методические рекомендации

3.1. Требования и результаты производственной практики студентов

Производственная практика – это вид учебной работы, направленной на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной специальности.
Практика студентов, обучающихся по основным образовательным программам подготовки бакалавров, является составной частью основных образовательных программ высшего профессионального образования.
Производственная практика студентов направлена главным образом на овладение определенной профессиональной деятельностью и методами ее реализации. Разные виды практики, решая частные учебные задачи, вносят свой вклад в достижение этой цели.
Подготовка психологов для различных сфер социальных практик представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный процесс. Необходимый и достаточный набор профессиональных умений и навыков, уровень и глубина теоретической и общекультурной подготовки и, конечно, личностные и индивидуальные характеристики, важные для психолога, задаются в соответствии с обобщенным образом специалиста. Он определяется, прежде всего, сферами трудоустройства психолога. Все это определяет содержательную сторону профессионального обучения и интеграцию фундаментальной психологической подготовки и практико-ори-ентированного характера обучения. Учебный процесс строится на следующих принципах:
♦ деятельностный принцип освоения профессии позволяет структурировать обучение, определяет последовательность решения учебных задач, их психологическое содержание. Этот принцип утверждает единство психологической теории и практики, обеспечивает надежные научные основы всех видов работы психолога. Понятие о каждом направлении профессиональной деятельности формируется как логический ряд обобщенных и функциональных представлений и понятий о конкретных психологических задачах и методах их решения;
♦ принцип возрастно-психологического изучения человека. Освоение и решение «задач возраста» происходит уже на начальных этапах обучения, что отвечает запросам молодых людей о более раннем начале профессионального становления и тем требованиям, которые выдвигает современный рынок труда;
♦ принцип построения учебного процесса состоит в непрерывном обосновании высокой социальной значимости и востребованности будущей профессиональной деятельности студентов; включении в учебную деятельность задач личностного роста молодых людей. Развитие нравственных качеств и в целом личности будущего специалиста приобретает ключевое значение, поскольку психолог имеет дело с душой человека;
♦ четвертый принцип – это системный подход в познании психической реальности, который в приложении к образованию способствует адекватной постановке проблем и учебных задач, ориентирует процесс обучения на раскрытие целостного образа человека. Путь познания идет не через исследование дискретных психических свойств и качеств, а через решение комплексных проблем, в которых взаимоувязаны экономические, социальные, духовные, экологические и прочие аспекты общественной жизни.

Цель производственной практики — формирование профессиональной компетентности будущих психологов как целостной системы профессиональных знаний, умений и навыков и рефлексивно-деятельной позиции.
Задачи
1. Проводить диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную и просвещенческую работу.
2. Развивать и реализовывать гностические, конструктивные и коммуникативные умения.
3. Отработать сформированные базовые психологические умения и навыки.
4. Отработать применение навыков психологического профессионального общения.
5. Учиться целенаправленно и обоснованно применять навыки профессионального анализа психологических явлений и собственной деятельности.
6. Отработать применение навыков профессиональной ориентации в производственной ситуации.
Производственная практика базируется на освоении общетеоретических и отраслевых направлений психологической науки и дисциплин профессиональной подготовки, где студенты изучали основы различных видов деятельности психологов-практиков.
В результате прохождения практики студент формирует и демонстрирует следующие компетенции.
К общекультурным компетенциям можно отнести:
• способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
• способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
• способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
В профессиональных компетенциях формируются:
– способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
– способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
– способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
– способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к ген-дерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
– способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
– способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
– способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
– способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
– способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);
– способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);
– способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);
– способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);
– способность к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).

В ходе практики студенты изучают законы и другие государственные документы, регламентирующие деятельность психолога, а также интегрируют теоретические знания с практической деятельностью психолога.
Для успешного выполнения задач практики студент должен знать:
• Закон Российской Федерации «Об образовании», Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка;
• нормативную документацию по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты;
• основы фундаментальных наук о человеке, включающие философские, культурологические, морально-этические, правовые и анатомо-физиологические знания.
При выполнении заданий практик студенты должны опираться на полученные знания, умения и навыки по следующим дисциплинам и направлениям.
1. Возрастная и специальная психология.
2. Современные подходы и методы психологической диагностики отклонений в психосоциальном развитии человека.
3. Приемы психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работы, основы психотерапии.
4. Современные достижения в области отечественной и зарубежной науки в области теории и практики оказания психологической поддержки.
Для успешной реализации задач практики студент должен уметь:
1) в контексте проблем возраста выделять психологический аспект, грамотно переформулировать практический запрос в психологическую задачу и подбирать средства для ее решения;
2) проводить психологическое изучение личности с целью решения психодиагностических и дифференциально-диагностических задач, включая навыки интерпретирования полученных результатов, написание психологического заключения;
3) адекватно относительно возраста и имеющейся психологической проблемы подбирать и использовать методы психологической коррекции;
4) проводить организационную и методическую работу по пропаганде психологических знаний.

В ходе выполнения заданий практики студент должен овладеть:
1) знаниями в области разработки теоретических и методических моделей психодиагностики;
2) методами сбора первичных данных, их анализа и интерпретации;
3) умениями в составлении психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-практической, экспертной и консультативной деятельности;
4) навыками консультирования организаций по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, а также в области социальной, образовательной деятельности;
5) навыками индивидуального консультирования в области интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста;
6) навыками разработки моделей диагностики жизненных проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разработки, выбора и реализации адекватных проблемам форм, методов и программ коррекционных мероприятий.

3.2. Методические рекомендации по выполнению заданий производственной практики

В ходе решения задач практики студенты:
1) анализируют организационную структуру базы практики; производственную ситуацию и определяют круг потенциальных клиентов;
2) подготавливают материальную базу и документацию для начала практической работы психолога;
3) подготавливают и распространяют информацию о работе психолога-практика среди потенциальных клиентов;
4) разрабатывают программу диагностики организации и/или личности в соответствии с кругом выявленных психологически значимых аспектов социальной среды;
5) проводят индивидуальные и групповые консультации по запросу;
6) организуют взаимодействие с потенциальными клиентами в аспекте задач психологического просвещения.

Задание 1. Анализ производственной ситуации.

Цель – изучение особенностей организационной структуры и определение круга потенциальных клиентов.
Задачи:
• определение структурных характеристик организации, стратегической конфигурации организационных функций, рабочих мест и модели политики, которая лучше всего соответствует достижению целей организации;
• определение готовности организационных подсистем к изменению;
• выявление подсистем, наиболее готовых к изменению.

Прогнозируемая результативность
Обобщение, категоризация и анализ полученных данных с целью формулировки точного диагностического впечатления, включающего в себя характеристики организационной системы, определение круга проблем (описание спорных вопросов, потребностей или трудностей) и идентификация основных целей работы психолога.
Результаты оформляются в виде «портрета» организации:
• структура учреждения,
• кадровый состав,
• социальные и психолого-педагогические особенности контингента,
• актуальные проблемы данной организации,
• специфика их решения коллективом.
Выполненная работа должна быть использована студентами для
подготовки пакета документов, включена в него в виде психологической характеристики изучаемой ситуации и представлена групповому руководителю практики по истечении второй недели практики.

Методические указания к заданию


Анализ психологической службы базы практики. Приступая к изучению психологической службы базы практики, следует обратить внимание:
1) на специфику самого учреждения или организации;
2) на круг вопросов, решаемых психологической службой, специфику работы психолога, основные проблемы и перспективы, которые выделяет психолог базы практики;
3) желательно сформулировать свое представление о проблемах и перспективах развития психологической службы учреждения или организации. Базы производственной практики, на которых работают студенты-психологи, условно можно подразделить на следующие типы: – организации и учреждения здравоохранения; – силовые структуры (МВД и МЧС); – структуры службы занятости и профориентации; – реабилитационные и развивающие центры, в которых работа психолога не относится к медицинскому направлению и клинической психологии; – производственные и коммерческие организации, рекрутинговые и консалтинговые агентства. Для квалифицированного анализа психологической службы конкретной организации невозможно использовать усредненный подход. Нужно учитывать нормативные документы, по которым работает изучаемая служба, ее степень свободы при формулировании и постановке задач, является ли изучаемая служба чисто психологической, или она имеет выраженный психологический компонент, но чисто психологической не является (например, служба по персоналу в коммерческой организации).

Специфика различных учреждений


При прохождении практики в силовых структурах следует учитывать то, что психолог, соответственно и студент-практикант, должны выполнять определенные правила поведения, не характерные для гражданских организаций (специфика одежды, выезды по разным подразделениям базы, специфика оформления заключений по психодиагностике личности или группы). В таких организациях много внимания уделяется работе психолога по сплоченности и психологической совместимости групп, вопросам адаптации сотрудников и курсантов, работе с последствиями стресса и посттравматическими состояниями.
При работе в медицинских учреждениях важно не только учесть клинические аспекты применения психологических знаний, но и специфику самого учреждения. Это может быть стационар или диспансер, детское либо взрослое лечебное учреждение. Работа может проводиться как с психически здоровыми людьми, так и с лицами с алкогольной или наркотической аддикцией, а также с пациентами психиатрических больниц. При всей многогранности работы особое внимание следует уделить изучению карты пациента и клиническому анамнезу личности. Работа психолога, как диагностическая, так и терапевтическая, проводится в русле медицинской и клинической психологии, в тесном взаимодействии с врачами. Это накладывает отпечаток на виды деятельности психолога, на характер психологических заключений и рекомендаций.
Психологическая служба в центрах службы занятости и профориентации связана с профориентационной и профконсультацион-ной работой. Нередко психолог является не только психологом, но и профконсультантом. Это придает определенную специфику его работе, накладывает определенные обязанности, в том числе административного порядка. При анализе психологической службы, как и при составлении остальных отчетных документов, эту особенность следует учитывать, выдвигая предложения и рекомендации. Часто психолог работает по стандартной профессиограмме, содержащей минимальную психограмму. Тренинговая работа имеет, помимо реабилитационного, и профориентационный компонент.
Работая в реабилитационных и развивающих центрах немедицинского направления, следует опираться на специализацию самого центра и характеристики контингента клиентов, с которыми проводится психологическая работа. На основании этого изучается психологическая служба и составляются остальные отчетные документы.
При работе в коммерческих и производственных организациях необходимо учесть то, что чисто психологической службы в них нет. Психолог либо входит в состав службы персонала, либо сам является менеджером по персоналу. Основные направления работы, как правило, включают профотбор и проведение собеседований с кандидатами на вакантную должность, аттестацию персонала, разработку корпоративной идеи и оценку корпоративной лояльности. Следует помнить, что задача производственной и коммерческой организации – получение прибыли. Поэтому не стоит смешивать профотбор и профконсультирование, аттестационную и психотерапевтическую работу.
В случае консалтингового агентства психологи работают над одним из блоков какого-либо крупного проекта, поэтому часто может возникнуть необходимость корректировки программы практики под текущую проектную задачу.
При выявлении студентом необходимости реконструкции одного из направлений профессиональной деятельности психолога базы практики необходимо при составлении соответствующего отчетного документа обратить внимание на следующее:
1) стаж работы психолога в данной организации;
2) на каком этапе развития психологической службы психолог пришел в организацию;
3) изначальный круг обязанностей и приоритеты в работе;
4) развитие службы и изменение круга обязанностей психолога;
5) приоритеты в работе в настоящий момент и планы на будущее;
6) основные направления работы психолога базы практики;
7) особенности анализируемого направления (по выбору студента).
Пункты, приведенные выше, могут быть изменены и дополне
ны с учетом реальной производственной ситуации.

Методы сбора данных об организационной ситуации
Задание предполагает использование широкого арсенала методов сбора данных. Может быть рекомендовано использование: – обтрузивных методов, т. е. методов, нарушающих привычный распорядок в организации. К ним относятся интервью, сессии диагностики проблем, опросы, анкеты; – необтрузивных методов. Ко второй группе методов относятся наблюдение, анализ отчетов и документов, исследование истории клиента/заказчика. Обтрузивные методы
1. Интервью – это целенаправленная, специально организуемая встреча в форме диалога. Может быть стандартизированным или нестандартизированным, индивидуальным или групповым.
2. Анкетирование – процесс анонимного заполнения анкет, которые выявляют полезную информацию или мнения по определенным вопросам или проблемам консультации. Позволяет исследовать личностные установки, чувства, мнения и оценки. Следует учитывать возможные ошибки интерпретации полученных данных, они обусловлены ошибками выборки и систематическими ошибками.
3. Сессии диагностики проблемы – форумы, на которых участники могут обмениваться информацией, относящейся к проблемам клиентов, программы или организации.

Необтрузивные методы
1. Наблюдение – это получение непосредственной информации, специальное отслеживание консультантом событий. Необходимо для формулирования гипотез относительно личностных качеств клиента, его поведения, а также для выявления процессов в организации, которые не замечаются или не признаются консультируемыми.
2. Анализ учетной документации – хронологически упорядоченные отчеты, формальные рейтинги, отметки о продвижении клиента, картотеки случаев, отчеты о выполнении работы, неофициальные, эпизодические записи.
3. История клиента – это собранная информация, факты и наблюдения, которые позволяют оценить развитие клиента в предшествующий период жизни (биографические данные, учетные записи о местах работы, данные о проводившихся ранее тестированиях и психологических обследованиях).
Оформление результатов работы первого задания
Структурные характеристики организационной системы:
■ анализ стратегической конфигурации организационных функций, рабочих мест, модели политики организации, которая лучше всего соответствует достижению целей организации.
■ анализ подсистемных единиц организации, которые представлены: административной подсистемой, подсистемами планирования, власти производства и человеческой подсистемой.
Оформление диагностического впечатления:
■ идентификация конкретных проблем и их формулирование в виде психологического диагноза;
■ выделение круга потенциальных клиентов;
■ постановка и классификация целей консультирования. Целями консультирования являются определенные результаты, которые позволят решить или устранить проблемы. При постановке целей следует учитывать, что это процесс сотрудничества, цели должны быть реалистичны, выражены конкретно, ясно и точно, сложные и глобальные цели нежелательны, по ходу движения к целям необходимо отслеживать реальные достижения, должны быть определены временные рамки, крайние сроки, должны быть предвосхищены препятствия или барьеры, которые угрожают достижению цели. Цели должны быть сформулированы в терминах измерения, так как это облегчает оценку конкретных результатов и позволяет обосновывать необходимость в материальных и человеческих ресурсах для решения проблем [3; 18; 24].

Задание 2. Подготовка документации и материальной базы для начала практической работы психологической консультации.

Цель – определение и создание условий реализации поставленных производственных задач.
Задачи:
• определение модели собственной деятельности и структурирование консультативного пространства, которое лучше всего соответствовало бы достижению целей психологической консультации;
• разработка и/или подбор методов диагностики (стандартизированные опросники, разработанные анкеты, рейтинговые листы, стандартизированные интервью);
• подготовка материально-технической базы процедур диагностики;
• определение режима и регламента работы.
Прогнозируемая результативность
Оформление пакета документов, необходимых для реализации деятельности психолога-стажера.
Методические указания к заданию
Для решения поставленных задач необходимо использовать:
1) знания о видах деятельности практического психолога;
2) знания об организации профессионального пространства психолога-практика;
3) сборники психологических опросников и психодиагностических методик исследования.

Социально-психологический анализ подразделения организации

При изучении отмечается:
1) структура и особенности изучаемой организации;
2) место изучаемого подразделения в структуре организации, специфика его деятельности, задачи;
3) если изучается группа, не являющаяся подразделением или отделом организации, то указываются условия формирования группы (учебная группа, группа курсантов, тренинговая группа и т. д.).
Кроме этого раскрывается: – структура изучаемой группы/подразделения организации; – указывается количественный, возрастной и половой состав; – проводится социометрическое и/или референтометрическое изучение исследуемой группы; – дается психологическая характеристика взаимоотношений в группе, выделение лидеров; – исследование группы может проводиться и по специальной программе базы практики в соответствии с поставленной групповым руководителем задачей. Результат: создается социально-психологическая характеристика изучаемого подразделения организации.

Социально-психологический анализ личности

При проведении этого вида работ всегда учитывается цель – для чего, для решения каких проблем, стоящих перед организацией, проводится анализ личности. Это может быть оценка руководящего и лидерского потенциала, оценка стрессоустойчивости и прогнозирование поведения в экстремальной ситуации, профотбор и профпригодность, профконсультирование, оценка психологической совместимости испытуемого и сложившейся группы.
Поставленной цели должны соответствовать методики, используемые для анализа и составления психологического портрета, ей должно отвечать психологическое заключение и соответствовать психологические рекомендации. Следует избегать двух крайностей: минимального анализа по ограниченному набору методик, не позволяющему создать полную реальную картину, и избытка психодиагностического инструментария, когда на диагностику требуется несколько часов. Последний случай обычно является следствием ошибки: либо студент не понял (не конкретизировал) цель диагностики, либо выбрал неадекватный метод.

Психологический анализ профессиональной деятельности

Психологический анализ профессиональной деятельности должен учитывать специфику базы практики, иначе он не имеет смысла. Как и в предыдущем задании, важно знать цель анализа – профотбор, профпригодность, профконсультации, профориентация, адаптация к новому виду деятельности, создание должностной инструкции и т. п. При анализе профессиональной деятельности должен соблюдаться принцип субъектности – с какой конкретной целью и для кого именно осуществляется этот анализ.
Анализируя деятельность, полезно учесть следующие ее параметры и характеристики:
– специфика деятельности, ее психологические особенности, инженерно-психологические аспекты деятельности и ее психологические закономерности; – требования к изучаемой профессии и рациональное соотношение между этими требованиями. Указываются как формальные требования к субъекту профессиональной деятельности (образование, возраст, обязательные специальные знания и т. д.), так и желательные психологические личностные характеристики, на которые студент, как психолог, должен обратить особое внимание при составлении профессиограммы; – кроме того, целесообразно проанализировать профессиограммы,
имеющиеся на базе практики; – опыт профотбора (профконсультирования) данной организации. По итогам составляется профессиограмма изучаемой профессии и формулируются психологические рекомендации по профотбору. При выполнении данного задания может быть составлена психограмма и разработаны рекомендации по профконсультированию и/или профориентации. В этом случае задача будет состоять в том, чтобы проанализировать не саму деятельность, а соответствие человека той или иной профессиограмме, изучить инженерно-психологические характеристики деятельности и т. д. Психологический анализ профессиональной деятельности может проводиться и в целях оценки и аттестации персонала организации, создания и корректировки должностных инструкций и т. п.


Оформление результатов выполнения заданий 1, 2


План работы психолога-консультанта
1. Место прохождения практики, его характеристика, описание целей и задач организации, организационной структуры, структурных подсистем.
2. Психологический анализ изученной ситуации:
• цели этого этапа деятельности;
• задачи этапа;
• средства, использованные для решения исследовательских задач, и их методологическое обоснование;
• полученные результаты и выводы в виде психологического диагноза.
3. Описание круга потенциальных клиентов и формулирование конкретных целей деятельности.
4. Планирование видов вмешательства и определение стратегий работы.
5. Контроль эффективности и оформление чек-листа формирующей оценки для консультантов (прил. 4) [5; 25].


Задание 3. Подготовка и распространение информации о работе психолога-практика среди потенциальных клиентов.

Цель – составление, оформление и продвижение информации о психологическом сопровождении организации или личности во всех сферах социальных практик.
Задачи:
• составить информацию о деятельности психолога, о возможностях и результатах психологической помощи или сопровождения психологического развития личности;
• оформить информационные буклеты;
• подготовить видеопрезентацию деятельности психолога;
• разработать и реализовать стратегию продвижения психологических услуг.

Прогнозируемая результативность
Оформление и распространение информационных буклетов о возможностях и преимуществах психологической помощи и других видов рекламной продукции.
Методические указания к заданию
Для решения поставленных задач необходимо:
– использовать теоретические знания о видах деятельности практического психолога, их целях;
– владеть информацией о целях психологической помощи и психологического сопровождения группы/организации;
– уметь в доступной для понимания потенциального клиента форме излагать направленность деятельности и ее предполагаемую эффективность;
– уметь составлять рекламные сообщения на бумажных и электронных носителях. Рекомендации по продвижению консалтинговых услуг:
• экспериментальный анализ клиентского поля;
• в средствах массовой информации (общих и профессиональных);
• семинары для клиентов и коллег;
• информационные бюллетени;
• издание книг и специальных отчетов;
• поддержание отношений с бывшими клиентами;
• участие в профессиональных ассоциациях;
• участие в реализации социально значимых проектов.
Алгоритм реализации маркетинговой программы
1. Выберите проблему, общую для большей части ваших потенциальных клиентов.
2. Напишите разъяснительный доклад на тему данной проблематики, в котором предложите пути ее решения.
3. Подготовьте рекламный материал, побуждающий клиента воспользоваться вашими услугами.
4. Распечатайте доклад в форме буклета, приложите к нему рекламный материал.
5. Разместите квалифицированное объявление, что вы бесплатно предлагаете свой доклад.
6. Организуйте процедуру принятия звонков по поводу заказов.
7. Ведите точную запись звонков.
8. Разошлите доклад, после чего лично позвоните каждому.
9. Выберите и подготовьте аудиторию для семинара.
10. Разместите имиджевое рекламное объявление о бесплатном семинаре.
11. Составьте список с почтовыми адресами его потенциальных участников.
12. Разошлите приглашения на семинар клиентам, указанным в списке.
13. Продублируйте приглашения по телефону.
14. Зарегистрируйте всех участников до того, как они войдут в аудиторию.
15. Распространите свой буклет до того, как участники разойдутся.
16. В конце семинара отведите время для ответов на вопросы и коротких индивидуальных бесед.
17. На следующей после семинара неделе обзвоните всех участников семинара.
18. Проанализируйте все переменные в рекламном буклете, определите, что нужно изменить для того, чтобы добиться большей ответной реакции.
19. Проанализируйте все переменные в семинаре, определите, что нужно изменить для того, чтобы увеличить его посещаемость.
20. Повторите шаги 18 и 19.

Критерии грамотного коммерческого предложения
При подаче коммерческого предложения рекомендуется:
• описать цель, не давая при этом гарантий ее достижения;
• предложить проект, разбитый на несколько этапов, что дает клиенту возможность выйти из проекта по окончании любого из них;
• определить все шаги каждого из этапов, не раскрывая фактического содержания работы;
• познакомить клиента с обязанностями обеих сторон;
• предложить разные режимы оплаты;
• дипломатично объяснить клиенту, что без предварительной оплаты работа не начнется (не для студентов-стажеров);
• приложить сопроводительное письмо с личным обращением к клиенту;
• указать каналы связи [1; 4; 22].

Задание 4. Разработка и реализация программ углубленной психодиагностики личности или группы.

Цель – составление программы углубленной психодиагностики
личности или группы в аспекте планирования психологического
вмешательства и ее реализация. Задачи:
– определить клиента или консультируемого;
– выделить задачи психологического изучения личности или группы;
– подобрать средства психодиагностики;
– методологически обосновать отобранные психодиагностические методики;
– реализовать разработанную программу исследования;
– определить ее эффективность (соотнести полученную психологическую информацию с целями работы и сделать вывод об актуальности данных).
Прогнозируемая результативность
Получение достоверной и объективной психологической информации о клиенте, отработка навыков ведения беседы в целях сообщения и осмысления полученной информации.
Методические указания к заданию
Для решения поставленных задач необходимо:
• использовать теоретические знания о способах получения психологической информации и их целях;
• владеть психологическим инструментарием;
• уметь интерпретировать полученную информацию и составлять психологическое заключение;
• уметь проводить беседу по результатам диагностики с учетом требований и этических норм профессиональной деятельности.

 

Применение психодиагностики
Чаще всего вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях социальной практики: – расстановка кадров, профотбор, профориентация; – оптимизация обучения и воспитания;
– прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников, реклама, активизация продаж и др.); – судебно-психологическая экспертиза; – консультативная, психотерапевтическая помощь; – другие.
Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:
1) ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (телефон доверия, центры психологической консультации, частные обращения и др.);
2) ситуация экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т. д.
Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам:
а) мотивация клиента, готовность к сотрудничеству. В ситуации СК клиент сам обратился за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации СЭ человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен. В случае СЭ заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение правильного исследования с получением надежных и валидных результатов требует от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента; б) характер обратной связи с заказчиком (клиентом и администрацией). В ситуации СК ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции. В ситуации СЭ ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения.

 

Варианты использования психодиагностических данных
1. Данные используются обследуемым в целях саморазвития или в других целях (например, в методике «Биограф» испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать со своим опытом).
2. Данные используются психодиагностом (например, для психо-коррекционной работы).
3. Данные используются администрацией для принятия решения.
На этапе предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого определения целей и задач психодиагностики (то есть оформления заказа). Четкое определение того, чего хочет заказчик, необходимо, чтобы не сообщить о человеке лишней информации (не отвечающей на вопросы заказчика).
Лучше всего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом. Если заказчик требует ответа психолога в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям.

 


Основные требования к психологическому заключению
1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.
2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:
• состояние респондента;
• характер контакта испытуемого с психологом;
• нестандартные условия тестирования и другие.
Способы решения психодиагностических задач
Ниже приведены некоторые способы решения психодиагностических задач.

 

1. Длительное наблюдение за обследуемым в реальных условиях. Для этого необходима постановка цели исследования, а также знания о том свойстве, которое наблюдается.
2. Создание психологом ситуаций, в которых респондент проявился бы согласно цели исследования.
3. Применение методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и др.).
С точки зрения решения психодиагностических задач психодиагностические методы имеют следующие преимущества:
• представляют информацию о человеке за короткий промежуток времени;
• данные, полученные с помощью психодиагностических методов, позволяют дать количественное и качественное сравнение респондента с другими людьми;
• позволяют прогнозировать поведение человека и др.
Этапы психодиагностического процесса
Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них.

 


Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).
2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.
3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.
4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).
5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.
6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными, на основании психологического заключения.


Анализ личности
1. Устанавливается причина обращения к психологу или обосновывается выбор для анализа конкретного испытуемого.
2. Указывается цель и задачи проведения диагностической работы с конкретным испытуемым.
3. Для практикантов в медицинских учреждениях обязателен сбор клинического анамнеза. При его составлении может быть использована история болезни. Анамнез включает в себя историю развития клиента и информацию о семье. При диагностике ребенка изучают информацию о протекании беременности и родов у матери (с описанием при возможности психологической ситуации, сопутствовавшей беременности и родам), поэтапное возрастное психоэмоциональное развитие (при возможности получения такого рода информации), основные трудности (по возрастам), проблемы социализации (в детском саду и школе), если такие возникали. Другие пункты клинического анамнеза включаются по согласованию с психологом базы практики.
4. Проводится психодиагностика с использованием собственных методик студента и/или методик психолога базы практики. Выбор методик обосновывается, он должен отвечать целям и задачам исследования именно этого испытуемого. При проведении беседы и наблюдения студент обязан предоставить фиксированные на типовом бланке организации или на форме, составленной самостоятельно, результаты этих методов изучения личности. Все результаты психодиагностики оформляются письменно.
5. На основании результатов беседы, наблюдения, психодиагностики составляется письменный психологический портрет испытуемого.
6. По итогам изучения личности строится программа коррек-ционной или консультативной работы.
При исследовании личности применяют различные психодиагностические методики, которые подбираются в аспекте целей диагностики.
Выделяют:
– тесты интеллекта (например, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; матрицы Равенна; тест на измерение IQ Айзенка и др.); – методики изучения самосознания личности (например, методика исследования самооценки А.Ц. Пуни; методика исследования уровня притязаний Шварцландера и др.); – методики изучения эмоционально-волевой сферы (например, методика «ВОЛ» (волевая организация личности) А.А. Хохлова; методика «УСК» (уровень субъективного контроля) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинд; методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов (автор В.В. Бойко и др.);
– методики изучения мотивационной сферы (например, тест-опросник «ТМД» (тест мотивации достижения) А. Мехрабиана и пр.);
– методики изучения коммуникативных способностей (например, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методика оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского; методика «КОС-2» (коммуникативные и организаторские склонности);
– прочие [10; 13; 20].
Результаты должны быть оформлены согласно требованиям психодиагностики, должны включать в себя отчет о проведенной стандартизированной беседе с перечнем запланированных вопросов и тем, обсуждаемых с клиентом. Материалы представляются и обсуждаются на супервизионных сессиях с групповыми руководителями и студентами-практикантами.

Задание 5. Подготовка и проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Цель – формирование технологических компетенций психолога-консультанта.
Задачи:
• отработать навыки установления и поддержания контакта;
• уметь создавать терапевтические отношения;
• уметь анализировать первичную жалобу клиента, определять его мотивационную ориентацию и решать задачи реориентации в ситуации консультативной беседы;
• уметь формулировать запрос и принимать решения о виде или типе проводимой психологической консультации (консалтинг, конси-линг, коучинг, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, консультирование по проблемам психического здоровья, интимно-личностное консультирование);
• уметь структурировать консультативный процесс;
• уметь эффективно использовать техники и стратегии психологического консультирования.

 

Прогнозируемая результативность
Приобретение навыков ведения консультативной беседы в целях оказания психологической помощи клиенту в рамках его индивидуального запроса и социально-психологической ситуации. Приобретение обязательных компетенций в аспекте формирования профессиональной компетентности.
Методические указания к заданию
Для решения поставленных задач необходимо:
– использовать теоретические знания о психологическом консультировании как виде деятельности;
– уметь создавать и удерживать психологический контакт;
– владеть технологией ведения беседы и техниками активного слушания;
– уметь интерпретировать полученную информацию и формулировать ее в форме, понятной и терапевтичной для клиента;
– владеть методами и способами психологического воздействия.
Разработка программы консультативной или коррекционно-развивающей работы
Перед началом составления своей программы студент изучает, обобщает, анализирует и описывает в отчетной документации опыт проведения подобного вида работы на базе практики.
Разработка программы консультативно-коррекционной, развивающей работы проводится на основании анализа личности и включает в себя следующие аспекты.
1. Указание того, с кем будет проведена консультация.
2. Обоснование целей проведения консультативной или коррекци-онно-развивающей работы. Должны быть указаны цели и задачи как всей программы, так и каждого ее раздела и упражнения.
3. Тип работы (консультативная, коррекционная, развивающая, коррекционно-развивающая).
4. Форма проведения, этапы и процедуры.
5. Описывается ожидаемый результат, форма и способы оценки эффективности программы.
Самостоятельное проведение коррекционной и /или развивающей работы студент может осуществлять только с согласия и под контролем психолога базы практики/руководителя подгруппы. При невозможности выполнения данного условия работа студента ограничивается только разработкой программы коррекционно-разви-вающей работы, а также анализом и обобщением опыта подобной работы своего руководителя подгруппы, норм и требований, предъявляемых к развивающей и /или коррекционной работе на конкретной базе практики [5; 7; 25].
Результаты оформляются в индивидуальном журнале консультаций, по материалам которого проводится обсуждение и анализ деятельности на супервизионных сессиях с групповыми руководителями и студентами-практикантами.

 

Задание 6. Разработка программы психологического просвещения и реализация ее в различных сферах социальных практик.

 

Цель – формирование у студентов умений передавать значимую для личности или группы психологическую информацию в целях актуализации потребностей личностного роста, саморазвития, самореализации и повышения личностной эффективности.
Задачи:
• уметь планировать и организовывать просвещенческую деятельность;
• уметь передавать теоретические психологические знания доступным языком;
• владеть различными методами и способами реализации этого вида деятельности;
• уметь ставить и решать задачи психологической профилактики;
• уметь ставить и решать задачи формирования делового адекватного психологического запроса у потенциальных клиентов.
Прогнозируемая результативность
Приобретение навыков изложения психологических теорий в аспекте их доступности для понимания неспециалистом. Накопление индивидуального профессионального пакета информационных материалов для использования их в своей профессиональной деятельности.
Методические указания к заданию
Для решения поставленных задач необходимо:
– использовать теоретические знания о психологическом просвещении как виде деятельности;
– уметь создавать и удерживать психологический контакт;
– владеть различными формами работы (лекции, беседы, диспуты, проблемные группы и др.).
Организация работы по психологическому просвещению
Психологическое просвещение – это приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.
Основной целью психологического просвещения является формирование психологической культуры населения. В общепринятом понимании психологическая культура предполагает интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание учитывать это в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и т. д.
Психологическая глухота людей, которые не умеют или не желают прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать, часто приводят к межличностным конфликтам, к обострению внутриличностного напряжения, что не может не сказаться на психическом и психологическом здоровье людей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
• знакомить клиентов с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития человека;
• популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
• формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в профессиональных целях или в интересах развития собственной личности;
• знакомить клиентов с основами самопознания, саморазвития и самовоспитания;
• донести понимание необходимости практической психологии и ее значения в жизни человека.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разнообразными: это и лекции, и беседы, и семинары, и выставки, и подборка специальной литературы и другое. Но для достижения цели востребованности психологических знаний необходимо тщательно организовывать работу по психологическому просвещению. Важно, чтобы эти знания предлагались не на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные и актуальные проблемы тех людей, на кого направлены усилия психолога. Считается, что эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания даются в качестве средства решения жизненных проблем.
Результаты оформляются в виде тематических развернутых отчетов с характеристикой потребителя, указанием темы, цели работы, задач, формы и методов работы. Материалы предоставляются для обсуждения и анализа эффективности деятельности при встрече с групповыми руководителями и студентами-практикантами [13; 18].

 

Задание 7. Разработка коррекционно-развивающей программы и ее реализация.

 

Цель – формирование у студентов умений планировать и реализовывать коррекционно-развивающую деятельность психолога в целях актуализации потребностей личностного роста, саморазвития, самореализации и повышения личностной эффективности.
Задачи:
• уметь формулировать цель развивающей или коррекционной работы;
• планировать и организовывать коррекционно-развивающую деятельность;
• владеть различными методами и способами реализации этого вида деятельности;
• уметь ставить и решать задачи психологической профилактики;
• уметь ставить и решать задачи формирования делового адекватного психологического запроса у потенциальных клиентов.
Прогнозируемая результативность
Приобретение навыков психологической профилактики, коррекции, консультирования. Накопление индивидуального профессионального пакета информационных и методических материалов для использования их в своей профессиональной деятельности.

 

Методические указания к заданию
Для решения поставленных задач необходимо:
• использовать теоретические знания о психологической коррекции и профилактике как виде деятельности;
• уметь создавать и удерживать психологический контакт;
• владеть различными формами работы (тренинги, психологические беседы, индивидуальное и групповое консультирование).
Принципы составления психокоррекционной программы
Составляя коррекционную программу, необходимо руководствоваться следующими принципами.
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства диагностики (личностные особенности, интеллектуальная лабильность) и коррекции.
3. Деятельностный принцип коррекции.
4. Принцип учета возрастных особенностей.
5. Принцип комплексности методов.
6. Принцип активного привлечения к коррекционным мероприятиям ближайшего окружения (привлечение значимых людей в работу) – для отдельных возрастных групп.
7. Принцип опоры на коррекцию каузального типа (коррекция причины возникновения проблемы).
8. Принцип программного обучения (домашние задания по саморегуляции, запоминанию, речевая активность и пр.).
9. Принцип возрастания сложности.
10. Принцип учета объема и степени разнообразности материала.
11. Принцип эмоциональной сложности материала.

Основные требования к составлению коррекционных программ
При составлении коррекционных программ необходимо учитывать основные моменты.
1. Четко сформулировать цель коррекционной работы.
2. Определить круг задач.
3. Выбрать стратегию и тактику проведения работы.
4. Определить форму работы с клиентом (индивидуальная, смежная, групповая).
5. Подобрать методики коррекционной работы.
6. Определить частоту встреч.
7. Определить длительность каждого занятия.
Оценка эффективности коррекционных мероприятий
Эффективность коррекционного воздействия может оцениваться:
1) в аспекте разрешения реальных трудностей развития личности или ее отношений и деятельности;
2) в аспекте поставленных целей и задач коррекционной программы.
Цели и задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней.
1. Коррекционный уровень – направление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.
2. Профилактический уровень – предупреждение отклонений и трудностей в развитии.
3. Развивающий уровень – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

 

Рекомендации по проектированию коррекционной программы

 

Тема: должна формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Позитивная форма представления темы коррекционной программы включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента (ориентиры для точек роста индивида).
Цель: при формулировании цели коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», они не должны носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.
2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и способов действий в реальную практику жизненных отношений.
Задачи: при постановке задач необходимо учитывать принцип системности развития психологической деятельности, принцип задает необходимость учета в коррекционной работе коррекцион-ных, профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гeтepoxpoнность их развития. Задач должно быть не менее 5–7, из них 50 % и более – это коррекционные, остальные – развивающие и психопрофилактические задачи.
Предмет программы: содержание психокоррекции (см. вопрос «Виды психокоррекции»).
Объект программы: человек или группа людей, на которых направлена психокоррекционная работа (указать возраст и количество участников).
Объем программы: общее время коррекционной работы и частота встреч (сессий).
Форма работы: индивидуальная, групповая или индивидуально-групповая.
Средства психокоррекции: конкретные направления работы, технологии, техники, методы психокоррекции.
Содержание программы
(составить краткое описание каждого этапа)
1 этап. Диагностический:
• сформулировать и указать цель этапа;
• перечислить диагностические процедуры.
2 этап. Аналитический:
• составить список проблем и сделать вывод об источнике недостатков и трудностей клиента;
• сделать вывод об индивидуальных особенностях личности клиента;
• обозначить собственную модель оказания коррекционной помощи, произвести выбор техник и методов коррекционной интервенции.
3 этап. Установочный:
• установить психологический контакт между клиентом и психологом (обозначить приемы);
• заключить долгосрочный контракт на работу;
• подобрать серию привлекательных, создающих интерес к совместной деятельности игровых упражнений.
4 этап. Коррекционный:
• разбивается на ряд условных подэтапов, и определяется цель коррекции на каждом из них. Решающее значение имеет определенная логическая последовательность этих подэтапов и последовательное введение разных методов, техник, упражнений (не должно быть случайного набора упражнений).
5 этап. Оценка эффективности:
• необходимо использовать методы наблюдения за поведением клиента в естественных условиях;
• беседы с ближайшим социальным окружением клиента (по возможности);
• диагностические методики, использовавшиеся на диагностическом этапе.
6 этап. Завершающий:
• подобрать упражнения для отработки «круга эмоций» клиентом для завершения на стадии принятия и создания установки для переноса изменений в реальную жизненную ситуацию клиента.
Результаты работы оформляются в виде тематических развернутых отчетов с характеристикой потребителя, указанием темы, цели работы, задач, формы и методов работы. Обязательно представляются конспекты развивающих и коррекционных занятий. Материалы предоставляются для обсуждения и анализа эффективности деятельности с групповыми руководителями и студентами-практикантами [13; 20; 25].

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.