Сказкотерапия: программа дисциплины |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Цель, задачи, структура и содержание дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Сказкотерапия» является знакомство студентов с концептуальными представлениями о сказкотерапии. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и умениям студента
Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕ зачетных единиц (72 часа)
Таблица 1 - Структура дисциплины
Тема 1. Общее представление о сказкотерапии1. Предмет, объект, основные направления сказкотерапии.
1. Современная трактовка понятия сказки через призму научнопсихологических теорий.
1. Подходы к интерпретации сказки. Особенности интерпретации сказки в сказкотерапии.
1. Общие и возрастные особенности сочинения сказок.
1. Проективные рисуночные тесты: понятие и возможности использования в сказкотерапии.
1. Организация процедуры тестирования.
1. Организация процедуры тестирования. Тема 8. Исследование индивидуального образа цели 1. Соотнесение образов цели с группами потребностей по А.Маслоу (приложение М). Тема 9. Песочная терапия на современном этапе 1. Многообразие взглядов и подходов к песочной терапии. Песочная терапия в России. Тема 10. «Ключи» к пониманию песочных картин 1. Ключевые характеристики песочных картин. Тема 11. Сказочная куклотерапия 1. Понятие куклотерапии. Тема 12. Использование телесно-ориентированных техник в практике сказкотерапии. 1. Подходы к телесно-ориентированной терапии в зарубежной и отечественной психологии. Тема 13. Создание сказочно-игровой среды. 1. Условия организации сказкотерапевтических занятий. 2. Примерные вопросы к зачету1. Определение понятия «сказкотерапия». Предмет и объект сказкотерапии. 3. Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины1. Вачков, И.В. Материалы курса «Сказкотерапевтические технологии в работе школьного психолога»: лекции 1-4. / И.В. Вачков. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 60 с.
Приложение А(обязательное) Таблица А.1- Схема показателей и критериев для анализа рисунков
Анализ рисунков на основании данной схемы позволит установить, какая потребность проявлена, «проблемно» акцентирована, а какая гармонизирована. Если в рисунке проявились преимущественно «проблемные» критерии по большинству групп потребностей, можно говорить о низком уровне самоактуализации. Это, в сою очередь, свидетельствует, о необходимости психологической работы с автором. Если в рисунке проявились преимущественно «ресурсные» критерии по большинству групп потребностей, можно говорить о достаточном уровне самоактуализации автора. Такой человек не нуждается в коррекции, но профилактическая и развивающая работа ему будет на пользу. Приложение Б(обязательное) Таблица Б.1 - Основы формирования задач психологической работы
В таблицу вносятся только те группы потребностей, которые являются актуальными для автора рисунка. В случае выявления нескольких «проблемных» групп потребностей необходима расстановка приоритетов в реализации задач - от «низших» потребностей к высшим. То есть, если у автора рисунка имеются проблемы в области безопасности и в области эстетики, начинать работу необходимо с формирования моделей эффективного поведения в условиях действия стрессовых факторов. Чаще всего решение задач психологической работы происходит комплексно и параллельно, т.к. основные метолы коррекции оказывают влияние на личность в целом. Приложение В(обязательное)
|
Инструкция |
Примеры вопросов психолога |
1 |
2 |
Инструкция 2. «Нарисуйте свою семью» |
Кто изображен на рисунке? Какое у них настроение? Хорошо ли всем вместе? Чем они занимаются? Что будет с ними завтра? Когда просыпается каждый из членов семьи, какое у него настроение? Часто ли все собираются вместе? И пр. |
Инструкция 3. «Нарисуйте свою семью в любых образах» |
Пожалуйста, расскажите о тех, кто здесь изображен. Пожалуйста, опишите эти образы: каков их характер, что они любят и не любят, какие между ними отношения? К чему они стремятся? Что для них самое главное в жизни? Что их радует? Что каждого огорчает? Могут ли они существовать все вместе? Если да, то каким образом это может выглядеть? |
Инструкция 4. «Нарисуйте свою семью в образах животных» |
Расскажите, пожалуйста, об этих животных: какой у них нрав, повадки; что они любят; чего не любят. Расскажите о каждом животном подробно. В каких отношениях животные между собой находятся? Кто за кем охотится? Кто от кого спасается? Что является самым главным для каждого животного? Чем можно помочь этим животным, чтобы они жили дружно? Чем можно помочь каждому животному? |
Инструкция 5. «Нарисуйте свою семью в образах сказочных или мифологических героев» |
Расскажите, пожалуйста, об этих героях: из каких они сказок (или мифов)? В какой момент их застал художник: что они делали? К чему стремится каждый герой? Если это герои разных сказок, то легко ли им находить понимание друг с другом? Чем можно помочь этим героям? Расскажите, что могло произойти, если бы эти герои оказались вдруг в одной сказке по воле Доброго Волшебника. |
(обязательное)
Таблица Г.1 - Информативные признаки для описания рисунка семьи
Рисунок |
Информативные признаки |
Рисунок |
Эстетика изображения; площадь (размер) рисунка; наличие или отсутствие смещения композиции (вверх, вниз, вправо, влево); |
Рисунок семьи в |
Признаки, выделенные для рисунка семьи, сохраняются, и к ним добавляются новые: символическое значение нарисованных образов (субъективное и глубинное); характер взаимоотношений между образами (есть ли образы-антагонисты, или родственные образы); принадлежность образов к определенной группе (например, все образы — машины или деревья; или один образ относится к животному миру, другой к миру людей, третий к миру техники); эмоциональное восприятие образов; история прошлой и будущей жизни изображенных образов |
Рисунок семьи в |
Признаки, выделенные для рисунка семьи, сохраняются, и к ним добавляются новые: символическое значение нарисованных животных (субъективное, природное и глубинное); характер взаимоотношений между животными (особенно если в рисунке присутствуют как хищники, так и травоядные, домашние и дикие животные); родовидовая принадлежность животных; эмоциональное восприятие животных |
Рисунок семьи в |
Признаки, выделенные для рисунка семьи, сохраняются, и к ним добавляются новые: принадлежность изображенных героев определенным сказкам и мифам и характеристика данных персонажей; суть созидательного потенциала каждого героя, в особенности персонажа, олицетворяющего автора рисунка; теневая сторона каждого героя и возможности ее компенсации; сказочно-мифологическая принадлежность героев (все из одной сказки или из разных; изображенные герои принадлежат к сказкам/мифам одной культуры или разных); характер взаимоотношений между героями; перспектива совместных |
(обязательное)
Таблица Д.1 - Содержание информативных признаков
Признак |
Содержание признака |
Информация о потребностях автора (в случае наличия «проблемного» содержания) |
|
«гармоничное» |
«проблемное» |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Эстетика рисунка |
Общие признаки |
||
Рисунок аккуратно выполнен |
Рисунок неаккуратный, грязный, мятый |
Эстетические потребности. Потребность в знаниях |
|
Размер рисунка |
Рисунок соразмерен листу |
Слишком большой, слишком маленький, несоразмерен листу, дисгармоничен |
Эстетические потребности |
Смещение композиции |
В рисунке ощущается наличие центра |
Наблюдается существенное смещение композиции относительно центра |
Потребность самоуважения |
Соразмерность фигур |
Фигуры адекватны полу и возрасту, соразмерны друг другу |
Имеются слишком большие или слишком малые фигуры. Наблюдается несоответствие размера фигур полу и возрасту |
Потребность принадлежности и любви |
Расстояние между членами семьи |
Не превышает 40 мм, или члены семьи держатся за руки, изображены «плечом к плечу» |
Расстояние между членами семьи большое, фигуры разбросаны по листу, между ними разно великие промежутки. Или фигуры «накладываются» друг на друга (симбиотические связи) |
Потребность принадлежности и любви |
Наличие предметов между фигурами |
Предметы отсутствуют или имеют созидательное, конструктивное символическое значение |
Между фигурами изображаются предметы, несущие символическую нагрузку преграды, барьера или средства защиты |
Потребность принадлежности и любви. Потребности безопасности и защиты |
|
|
|
|
Наличие |
Животные, являющиеся реальными «членами семьи». Конструктивные предметы: например, книги |
Образы, имеющие амбивалентное значение, не существующие в реальном мире семьи |
Потребность принадлежности и любви. Потребность в знаниях |
Контекст изображения |
Благоприятный: общий стол, пикник |
Неблагоприятный: насилие или разобщенность |
Потребность принадлежности и любви |
Показатели близости членов семьи |
Имеются общие цве- товыепятна, близкие образы |
Отсутствие общих цветовых пятен, наличие образов- антагонистов |
Потребность принадлежности и любви |
Символическое значение образов |
Дополнительные признаки |
||
На рисунках изображаются образы, животные, сказочные герои, имеющие созидательную доминанту |
На рисунках изображаются образы, животные, сказочные герои, несущие преимущественно разрушение, боль |
Потребность самоуважения. Потребность личностного совершенствования и самоактуализации |
|
Родовидовая |
Образы животных, героев относятся к Одной группе или дружественным группам |
Изображаются животные и герои- антагонис- ты, конкурирующие друг с другом, находящиеся в состоянии войны |
Потребность принадлежности и любви |
Характер взаимоотношений между персонажами |
Конструктивный, дружественный, помогающий, заботливый, проявляется сотрудничество и взаимопонимание |
Агрессивный, избегающий, отчужденный, конфликтующий, конфронтация явная и скрытая, стремление героев доминировать, контролировать, навязывать свою волю |
Потребность принадлежности и любви |
Перспектива совместной жизни, действий |
Благоприятная. Персонажи могут оказывать друг другу поддержку, помогать другим |
Неблагоприятная. Совместная жизнь или действия носят разрушительный характер, травмируют героев и других |
Потребность принадлежности и любви. Потребность самоуважения. Потребность личностного совершенствования |
(обязательное)
Ф.И.О., возраст
Дата « » 20 г.
Общие сведения о рисунке
Цветовые предпочтения
Таблица Е.1 - Общее описание
Признаки |
Проявление признака |
Интерпретация |
1 |
2 |
3 |
Рисунок семьи |
|
|
Эстетика изображения |
|
|
Размер рисунка |
|
|
Наличие или отсутствие |
|
|
Соразмерность фигур друг другу и листу |
|
|
Расстояние между членами семьи |
|
|
Наличие предметов (или иных преград/посредников) между |
|
|
Наличие дополнительных |
|
|
Контекст изображения (дома за столом, в интерьере, |
|
|
на природе, в контексте определенного события |
|
|
Близость членов семьи по цветовым пятнам, характеру изображения, одежде, образу действий |
|
|
Рисунок семьи в образах животных |
|
|
Символическое значение нарисованных животных (субъективное, природное и глубинное) |
|
|
Характер взаимоотношений между животными (особенно если в рисунке присутствуют как хищники, так и травоядные, домашние и дикие животные) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Родовидовая принадлежность животных |
|
|
Эмоциональное восприятия животных |
|
|
Семья в образах сказочных героев |
|
|
Принадлежность изображенных героев определенным сказкам и мифам и характеристика данных персонажей |
|
|
Суть созидательного потенциала каждого героя, в особенности персонажа, олицетворяющего автора рисунка |
|
|
Теневая сторона каждого героя и возможности ее компенсации |
|
|
Сказочно-мифологическая принадлежность героев (все из одной сказки или из разных; изображенные герои принадлежат к сказкам/мифам одной культуры или разных). Характер взаимоотношений между героями |
|
|
Перспектива совместных созидательных действий (могут ли эти герои жить в одной стране, городе, новой сказке и при этом помогать людям) |
|
|
Таблица Е.2 - Выводы
Уязвимые места семьи с точки зрения автора рисунков |
Ресурсы семьи |
|
|
Таблица Е.3 - Перспективные задачи психологической работы
Задачи |
Содержание задач |
Г лавная задача |
|
Задача 1 |
|
Задача 2 |
|
Задача 3 |
|
(обязательное)
Организация процедуры тестирования способности противостояния неблагоприятным воздействиям
Материалы: 3 листа белой бумаги формата А4; 1 лист бумаги с нарисованными в ряд восьмью кружочками (диаметр 25-30 мм); набор из восьми цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный).
Инструкция1: «Пожалуйста, раскрасьте эти кружочки разноцветными карандашами. Каждый кружочек должен быть одного цвета». Назначение этой процедуры уже известно из рисунков семьи.
Желательно, чтобы все четыре задания были выполнены за один раз. Время рисования обычно 20-25 минут. После рисования психолог организует обсуждение.
Таблица Ж.1 - Основные инструкции для тестирования способности противостояния неблагоприятным воздействиям
Инструкция |
Примеры вопросов психолога |
Инструкция 2: |
Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует? Какое у него настроение? В какой момент времени мы его застали? Какие у него перспективы? |
Инструкция 3: |
Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации? Что ему больше всего хочется сделать? Дождь пошел неожиданно или согласно прогнозу? Человек был готов к тому, что пойдет дождь, или для него это неожиданность? Любите ли вы дождь? Если да — почему? Если, нет — почему? Если человеку под дождем дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь? Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, справиться с дождем? |
Инструкция 4: |
Расскажите об этой сказочной стране. Что произойдет в сказочной стране после того, как дождь закончится? Как относятся к дождю жители сказочной страны? Что дает дождь жителям сказочной страны? Давайте попробуем придумать сказку, которая начнется словами: «Однажды в одной сказочной стране пошел дождь...» |
Приложение И
(обязательное)
Таблица И 1 Сравнительный анализ рисунков «Человек» и «Человек под дождем»
|
|
|
|
|
|
Признак |
Информативность при сравнении рисунков «Человек» и «Человек под |
1 |
2 |
Эстетика |
Эстетика рисунка может измениться как в лучшую сторону, так и в худшую. |
рисунка |
Если эстетика рисунка меняется в лучшую сторону, возможно в условиях действия неблагоприятных факторов, давления, автор мобилизуется. Если эстетика меняется в худшую сторону, возможно в условиях действия неблагоприятных факторов, давления, автор «дичает», перестает за собой следить и пр. |
Размер рисунка |
Общая композиция в рисунке «Человек под дождем» больше. Капли дождя нередко заходят за невидимые границы листа (40 мм от краев). Но бывает, что размер рисунка «Человек под дождем» существенно уменьшается. Возможно, это свидетельствует о бессознательном стремлении автора минимизировать «энергозатраты» в связи с действием неблагоприятных обстоятельств, спрятаться, укрыться. |
Размер фигуры |
Размер фигуры изменяется часто. Либо уменьшается, либо увеличивается. Нередко изменения незначительны. Резкое же уменьшение размера фигуры в рисунке «Человек под дождем» может свидетельствовать об ощущении собственного бессилия, потребности в поддержке. Иногда размер фигуры резко увеличивается, до такой степени, что ногам не хватает места на листе. Это также является признаком ощущения бессилия, потери опоры, «почвы под ногами». |
Расположение |
В рисунке «Человек под дождем» нередко «теряется центр». Это сви- |
относительно |
детельствует об ощущении внутреннего дискомфорта, потери ощущения |
центра |
«стержня», «центра» вследствие действия неблагоприятных факторов. |
Характер действий человека, стиль |
Может изменяться динамика рисунка. В рисунке «Человек» фигура стоит, в рисунке «Человек под дождем» бежит, идет, двигается. Изображение двигающегося человека под дождем свидетельствует о склонности к активным |
поведения под дождем |
действиям. Важно, какого они характера. Человек под дождем может спасаться бегством, спокойно идти, прыгать от радости, лежать или сидеть в луже, — все это покажет характер действий человека в условиях действия неблагоприятных факторов. |
Цвет |
Нередко в рисунке «Человек под дождем» используются отвергаемые цвета или, наоборот, предпочитаемые. Цвет позволит определить бессознательное отношение к дождю, себе, ситуации. |
Пол |
Пол показывает преимущественную модель поведения в условиях действия неблагоприятных факторов. Можно действовать по «мужскому» или «женскому» типу. «Мужской тип» свидетельствует о том, что автор рисунка склонен проявлять активность, ответственность, принимать решения, искать выход. «Женский тип» отражает пассивность, доминирование интуиции, чувствительность, ранимость, избегание и пр. Когда автор меняет пол, это говорит об изменении стиля реагирования и поведения. |
|
|
Возраст |
Нередко меняется возраст человека. Он становится либо старше, либо младше своего биологического возраста. Увеличение возраста «под дождем» может говорить о стремлении проявлять мудрость, зрелость в сложных ситуациях, а также может свидетельствовать о потребности в поддержке, добром совете. Рисование ребенка под дождем указывает на проявление детского начала в авторе. Какой характер носит актуализированное детское начало, можно увидеть из образа действий и настроения изображенного ребенка. Если он плачет, сидя в луже, — можно предположить проявление инфантилизма и бессилия в сложных ситуациях. Если он радуется, танцует, бежит за радугой, — вероятно, это можно использовать как творческий ресурс противостояния стрессу. Также подобная картина может отражать проявление потребности в личностном росте. |
Средства защиты от |
Традиционно в рисунке «Человек под дождем» рисуют зонт, плащ, накидку. Человек надевает средства защиты и продолжает заниматься обычными для себя делами — это естественно. Однако бывает, что человек хоть и находится под зонтом, но от дождя его это не защищает — капли проникают всюду. Подобное положение дает психологу сигнал о том, что прежние способы реагирования, защиты, противостояния стрессу исчерпали себя и требуется проработка нового стиля сопротивления неблагоприятным воздействиям. Встречается и другая картина. В рисунке «Человек под дождем» изображена фигура в непроницаемом плаще, с зонтом, а дождь и тучи не нарисованы. Такая картина характерна для человека «чрезмерно защищенного», который всегда «готов к удару». Безусловно, он успешен в противостоянии стрессу, но какого напряжения это требует! «Стоит ли игра свеч», предстоит решить автору совместно с психологом. |
Лужи, тучи |
Туча — источник дождя. Лужа — след от дождя. Бывает, что туча символизирует конкретную стрессовую ситуацию в реальной жизни человека. Мы заметили, что лужи рисуют люди чувствительные, долгое время переживающие последействия стресса |
Дополнительные |
Дополнительные образы, имеющие позитивное символическое значение (солнце, радуга, дерево и др.), могут являться указанием на проявление ресурсов психологической адаптации. Образы, имеющие негативное символическое значение, усугубляют ситуацию стресса и конкретизируют содержание неблагоприятного воздействия |
окружающего |
|
Общий эмоциональный фон |
Изменение общего эмоционального фона укажет на динамику настроения и состояния |
(обязательное)
Таблица К.1 - Основания для поиска ресурсов противостояния неблагоприятным воздействиям
Признаки ресурса в рисунке «Дождь в сказочной стране» |
Информативность признаков |
Эстетика рисунка |
Рисунки преимущественно эстетичны, выполнены с любовью, аккуратно, старательно |
Сюжет рисунка |
Сюжет рисунка часто отражает благоприятную для автора ситуацию, в которой он чувствует себя комфортно и защищенно; в которой он восстанавливает свои силы |
Образы рисунка |
Образы рисунка символизируют либо наиболее |
Цвет |
Прн раскрашивании используются преимущественно предпочитаемые цвета. Даже капли дождя могут становится разноцветными, приятными, безопасными |
(обязательное)
Схема психологического анализа рисунков «Человек», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране»
Ф.И.О., возраст
Дата « » 20 г.
Общие сведения о рисунке
Цветовые предпочтения
Таблица Л.1 - Общее описание
«Человек» |
«Человек под дождем» |
«Дождь в сказочной стране» |
|
|
|
Таблица Л.2 - Сравнение рисунков «Человек» и «Человек под дождем»
Признак |
Проявление признака в рисунках |
Эстетика рисунка |
|
Размер рисунка |
|
Размер фигуры |
|
Расположение относительно центра |
|
Характер действий человека, стиль поведения под дождем |
|
Цвет |
|
Пол |
|
Возраст |
|
Средства защиты от дождя |
|
Лужи, тучи |
|
Дополнительные образы: солнце, радуга, растения и пр. |
|
Общий эмоциональный фон |
|
Таблица Л.3 - Поиск ресурсов противостояния неблагоприятным воздействиям
Признаки ресурса в рисунке «Дождь в сказочной стране» |
Проявление признака ресурса в рисунке «Дождь в сказочной стране» |
Эстетика рисунка |
|
Сюжет рисунка |
|
Образы рисунка |
|
Цвет |
|
Таблица Л.4 - Психологические выводы
Тема рисунка |
Психологические выводы |
«Человек» |
|
«Человек под дождем» |
|
«Дождь в сказочной стране» |
|
Общие выводы |
|
Таблица Л.5 -Определение перспективных задач психологической работы
Задачи |
Содержание задач |
Г лавная задача |
|
Задача 1 |
|
Задача 2 |
|
Задача 3 |
|
Приложение М
(обязательное)
Таблица М.1 - Варианты образов цели, обусловленные различными потребностями
Г руппа потребностей |
Образ цели |
Психофизиологические |
Приобретение чувства сытости, ощущений телесного комфорта и сексуального удовлетворения |
Потребности безопас |
Достижение чувства комфорта и защищенности |
Потребности принадлежности и любви |
Достижение ситуаций, в которых можно испытать ощущения «принятости», «понятости», «любимости», «по читаемости» |
Потребность самоуважения |
Приобретение ощущений собственной силы, уверенности, ума, способностей, возможностей. Переживание чувства «нужности», «востребованности» |
Потребность в знаниях |
Переживание ощущения постижения нового, важного; приобретение чувства ясности, понятности, обьяснимости явлений; проживание ощущения соприкосновения с Истиной |
Эстетические потребности |
Переживание ощущения красоты и гармонии |
Потребности самоактуализации, личностного совершенствования |
Переживание чувства внутренней гармонии, выполненного Долга, реализованности собственных талантов и возможностей |
(обязательное)
Организация процедуры тестирования индивидуального образа цели с помощью методики «Карта сказочной страны»
Материалы: 1 лист белой бумаги формата А4; один лист бумаги с нарисованными в ряд восемью кружочками (диаметр 25-30 мм); набор из восьми цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный); блокнот (тетрадь, листы писчей бумаги), ручка.
Инструкция 1: «Пожалуйста, раскрась эти кружочки разноцветными карандашами. Каждый кружок должен быть одного цвета».
Инструкция 2: «Представьте себе, что мы отправляемся с вами в сказочную страну. Мудрецы говорят, что она находится внутри нас. Это, конечно, красивая метафора, так как из уроков анатомии нам известно, что находится внутри нас... Мудрецы подразумевают, конечно, то, что называют душой. Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту внутреннего мира» или «Карту сказочной страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же нам делать? Придется рисовать карту самим. С чего начнем?
Сначала положим перед собой лист бумаги. Теперь задумаемся о контуре, который обозначает границы страны. Контур образует силуэт страны.
На что похож силуэт внутренней страны? Одни путешественники считают, что контур сказочной страны образует силуэт человека, другие — рисуют символ сердца, третьи — обводят свою ладонь, четвертые — изображают фантастический контур... Мудрецы говорят, что разум здесь не поможет, что только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней сказочной страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать контур сказочной страны.
Чем наполнена сказочная страна, какой у нее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное, не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту страны...
Итак, карта внутренней сказочной страны готова. Это прекрасно. Но, скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Чего не хватает? Конечно, условных обозначений! Обычно таблица условных обозначений помещается снизу или сбоку карты.
Пожалуйста, сделайте на своем листе надпись «Условные обозначения, использованные на карте». Теперь вам предстоит составить таблицу условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, вынесите в таблицу условных обозначений в виде небольшого цветного прямоугольника. Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, полей, болот, гор, - их также необходимо представить в таблице условных обозначений.
Теперь необходимо присвоить каждому цветному прямоугольнику, каждому значку особое значение. Поскольку эта карта внутренней сказочной страны, то и ее ландшафт будет связан с внутренними процессами: мыслями, чувствами,
желаниями, состояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...
Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знаешь направление.
Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путешествие?
Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. Посмотрите, где она находится и как к ней лучше добраться. Теперь поставьте особый флажок в том месте, в котором вы планируйте войти в эту страну. Естественно, «точка входа» располагается на границе страны. Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути; и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь. Теперь нужно проложить маршрут до цели. Как вы пойдете, пожалуйста, обозначьте пунктиром и небольшими стрелочками.
Путешествие и называется „путешествием" потому, что предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к достижению цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты обратного пути. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, где вы планируете выйти из страны. Далее, проложите маршрут от точки цели до точки выхода из страны.
Итак, у нас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность путешествия по нашей внутренней сказочной стране. Спасибо!»
Инструкция 3: «Опытные путешественники, прежде чем отправиться в дорогу, описывают свой путь. Пожалуйста, возьмите бумагу и ручку, положите перед собой вашу карту и, глядя на нее, опишите свой маршрут. Описание может начаться словами: „Я захожу в эту сказочную (или иную) страну в месте... Меня встречают... Я прохожу через..., и так далее". Опишите место вашей цели, и что будет происходить там, как вам кажется; и далее опишите свой путь домой. Спасибо.
Иногда полезно разделять выполнение заданий 2 и 3.
После окончания выполнения задания 2 можно задать уточняющие вопросы:
Расскажите об этой стране, какой там ландшафт, атмосфера, легко ли она принимает путешественников?
Расскажите о точке, в которой у вас стоит «флажок цели», почему именно туда вы идете, что это вам даст? Когда вы достигнете этой точки, что вы почувствуете? Как это может повлиять на вашу жизнь?
Если представить, что маршрут от «флажка входа» до «флажка цели» есть ваша жизнь, покажите, в какой точке пути вы находитесь в данный момент.
Легко ли вам дается этот путь?
Что мешает вам в пути?
Что помогает вам в пути?
Теперь, зная маршрут, его трудности и радости, скажите, какое снаряжение вам потребуется, чтобы дойти до цели? Как вы будете использовать каждый предмет снаряжения?
Как долго вы собираетесь пробыть в точке цели? Когда вы планируете собираться в обратный путь?
Путь к точке выхода представляется вам достаточно легким или вы видите определенные трудности? Если да, то какого они характера? И что можно сейчас предусмотреть для благополучного возвращения?
Представьте себе, что вы уже вернулись домой и подводите итоги своего путешествия. Перед вами чистый лист бумаги, вы уже написали: «Это путешествие научило меня, прежде всего...» Как вы закончите эту фразу?
Что бы вы пожелали другим путешественникам?
Какое пожелание вам хотелось бы услышать от других путешественников для себя?
Задание № 3 дает нам описание маршрута и, соответственно, более глубокое его проживание. Фактически в описании, в той или иной степени конкретности, будут содержаться ответы на обозначенные выше вопросы.
(обязательное)
Схема психологического анализа «Карты сказочной страны»
Ф.И.О., возраст
Дата « » 20 г.
Общие сведения о рисунке
Цветовые предпочтения
Общее описание рисунка
Таблица П.1 - Условные обозначения:
Цвет (указываются предлагаемые цвета) |
Обозначение ландшафта |
Желтый |
|
Красный |
|
Зеленый |
|
Синий |
|
Фиолетовый |
|
Коричневый |
|
Серый |
|
Черный |
|
Расположение флажков «входа» и «выхода»
Таблица П.2 - Установление группы потребностей, к которой относится образ цели
Действия психолога |
Информация |
Установить местоположение «флажка цели» |
|
Символическое значение образа ландшафта, где располагается «флажок цели» |
|
Чувства автора в связи с образом цели, влияние достижения цели на жизнь |
|
Рабочая гипотеза о том, к какой группе потребностей относится образ цели |
|
Таблица П. 3 - Оценка степени достижимости цели
Действия психолога |
Информация |
Расположение «флажка цели» относительно центра |
|
Изучение маршрута путешествия |
|
Установление препятствий, ловушек, трудностей, рисков |
|
Определение способов нейтрализации ловушек |
|
Наличие нетронутых территорий |
|
Общий эмоциональный фон путешествия |
|
Психологический анализ информации
Шаг третий: установление «связок» с образом цели, основанным на самоактуализации, формирование задач перспективной работы
Таблица П.4 - Ответы на ключевые вопросы:
Вопрос |
Ответ автора |
1. Чему научило путешествие? |
|
2. Пожелания другим путешественникам |
|
3. Пожелания себе от других путешественников |
|
Таблица П.5 - Перспективные задачи психологической работы с автором карты
Задачи |
Содержание задач |
Г лавная задача (формулируется на основе знания о принадлежности образа цели к определенной группе потребностей) |
|
Задача 1 |
|
Задача 2 |
|
Задача 3 |
|
(обязательное)
Организация процедуры тестирования индивидуального образа цели с помощью методики «Метафорические автопортреты»
Материалы: 1 лист белой бумаги формата А4; один лист бумаги с нарисованными в ряд восемью кружочками (диаметр 25-30 мм); набор из восьми цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный); блокнот (тетрадь, листы писчей бумаги), ручка.
Инструкция 1: «Пожалуйста, раскрась эти кружочки разноцветными карандашами. Каждый кружок должен быть одного цвета».
Инструкция 2: «Нарисуйте, во что бы вас могли заколдовать» (при этом допускаются уточнения: заколдовать может злая ведьма, колдун и пр.).
Инструкция 3: «Нарисуйте, в кого бы вас превратил Добрый Волшебник».
Таблица Р.1 - Символическое значение метафорических автопортретов
Тема |
Символическое значение |
|
проблемное |
ресурсное |
|
«Во что бы меня заколдовали» |
Отражает «уязвленное Я», теневые аспекты личности автора, |
Ресурсы терпения. Символическое значение образа прояснит |
«В кого бы меня превратил Добрый Волшебник» |
Нереальность образа, недостижимость заявленного со |
Отражает «идеальное Я», созидательные аспекты личности, идею самоактуализации, ресурсные |
(обязательное)
Схема психологического анализа «Метафорических автопортретов»
Ф.И.О., возраст
Дата « » 20 г.
Общие сведения о рисунке
Цветовые предпочтения
Таблица С.1 - Общее описание рисунков
«Во что бы меня заколдовали» |
«В кого бы меня превратил добрый волшебник» |
|
|
Таблица С.2 - Ответы автора рисунков на вопросы: «Во что бы меня заколдовали?»
Вопрос психолога |
Ответ автора рисунка |
Расскажите об этом образе: какой он? Какими качествами обладает? |
|
Как произошло колдовство? Это наказание? Злая воля или случайность? |
|
Чего желает заколдованный персонаж? |
|
Что нужно сделать, чтобы его расколдовать? |
|
Что мешает расколдоваться? |
|
Каким он станет, когда расколдуется? |
|
Таблица С.3 - «В кого бы меня превратил добрый волшебник?»
Вопрос психолога |
Ответ автора рисунка |
Расскажите об этом образе: какой он? Какими качествами обладает? |
|
Какую новую силу приобрел персонаж в связи с добрым волшебством? |
|
В каких ситуациях реальной жизни вам могут потребоваться качества и возможности этого персонажа? |
|
Каким самым важным качеством и способностью он обладает? |
|
Таблица С.4 - Символическое значение метафорических автопортретов
Гипотеза о том, к какой группе потребностей относится образ цели
Тема метафорического автопортрета |
Символическое значение |
|
проблемное |
ресурсное |
|
«Во что бы меня |
|
|
«В кого бы меня |
|
|
Таблица С.5 - Перспективные задачи психологической работы с автором
Задачи |
Содержание задач |
Г лавная задача (формулируется на основе знания о принадлежности образа цели к определенной группе потребностей) |
|
Задача 1 |
|
Задача 2 |
|
Задача 3 |
|
(обязательное)
Протокол групповой консультации с использованием песочницы
« » 20 г.
1. Характеристика группы: детская, подростковая, члены семьи, партнеры по совместной жизни, партнеры по бизнесу, команда, учебная группа, - нужное подчеркнуть.
2. Тема песочной композиции
3. Имена участников группы (и роль в семье или бизнесе)
4. Стиль ситуативной коммуникации (общие комментарии)
Таблица Т.1 - Проявления стиля ситуативной коммуникации
Характеристика взаимодействия участников группы |
Распределение ролей в группе |
Стиль поведения каждого участника группы |
Ценности, объединяющие участников группы |
Сотрудничество Ассимиляция Параллельная игра Конфронтация Борьба за территорию |
|
|
|
5. Прогноз относительно жизнеспособности группы
6. Актуальные задачи работы с группой
Подпись психолога
(обязательное)
Протокол индивидуальной консультации с использованием песочницы
« » 20 г.
1. Ф.И.О. (или псевдоним) клиента
2. Краткая характеристика темы обращения за консультацией (при первой консультации) или краткая характеристика обсуждаемых при консультации вопросов (при повторных обращениях)
3. Энергоинформационное поле картины (краткая характеристика ощущений психолога)
4. Основная идея песочной картины (со слов клиента)
5. Анализ основной идеи песочной картины
Таблица У.1 - Уровни анализа основной идеи
Ценностный уровень |
Ментальный уровень |
Эмоциональный |
Витальный уровень |
|
|
|
|
6. Краткое описание сюжета песочной картины (динамичный, статичный, смешанный - нужное подчеркнуть)
7. Конфликтное содержание песочной картины (заполняется только при наличии такового) явное, скрытое (подчеркнуть)
8. Анализ конфликтного содержания картины (заполняется только при наличии такового)
Таблица У.2 - Показатели конфликтного содержания картины
Уровень агрессии |
Направленность |
Адресность агрессии |
Динамика проявления конфликтного содержания |
Высокий |
Аутоагрессии Г етероагрессия (подчеркнуть) |
|
Хаос |
9. Ресурсное содержание картины (комментарии того, что можно использовать в качестве ресурса)
10. Ресурсное содержание картины, с точки зрения психолога. Можно использовать в качестве ресурса: энергетику, идею, сюжет картины, образ и характер героя, чудесные предметы, фигуры помощников - (нужное обвести)
11. Символическое поле картины
Таблица У.3 - Символическое поле картины
Наиболее значимые элементы ландшафта, их местоположение и возможное личное символическое значение |
Наиболее значимые фигуры композиции, их местоположение и возможное личное символическое значение на поверхностном, проблемном и глубинном уровнях |
|
|
Наиболее значимые элементы ландшафта, их местоположение и возможное личное символическое значение Наиболее значимые фигуры композиции, их местоположение и возможное личное символическое значение на поверхностном, проблемном и глубинном уровнях
12. Схематический рисунок (фотография) песочной картины.
Подпись психолога
Источник: Щербинина О. А. Сказкотерапия: методические указания / О. А. Щербинина; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2014.- 51 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |