На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Сказкотерапия: программа дисциплины - Приложения Н - С
Сказкотерапия: программа дисциплины - Приложения Н - С
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Сказкотерапия: программа дисциплины
Приложения А-Ж
Приложения И-М
Приложения Н - С
Приложения Т- У
Все страницы

Приложение Н

(обязательное)

Организация процедуры тестирования индивидуального образа цели с помощью методики «Карта сказочной страны»
Материалы: 1 лист белой бумаги формата А4; один лист бумаги с нарисованными в ряд восемью кружочками (диаметр 25-30 мм); набор из восьми цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный); блокнот (тетрадь, листы писчей бумаги), ручка.
Инструкция 1: «Пожалуйста, раскрась эти кружочки разноцветными карандашами. Каждый кружок должен быть одного цвета».
Инструкция 2: «Представьте себе, что мы отправляемся с вами в сказочную страну. Мудрецы говорят, что она находится внутри нас. Это, конечно, красивая метафора, так как из уроков анатомии нам известно, что находится внутри нас... Мудрецы подразумевают, конечно, то, что называют душой. Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту внутреннего мира» или «Карту сказочной страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же нам делать? Придется рисовать карту самим. С чего начнем?
Сначала положим перед собой лист бумаги. Теперь задумаемся о контуре, который обозначает границы страны. Контур образует силуэт страны.
На что похож силуэт внутренней страны? Одни путешественники считают, что контур сказочной страны образует силуэт человека, другие — рисуют символ сердца, третьи — обводят свою ладонь, четвертые — изображают фантастический контур... Мудрецы говорят, что разум здесь не поможет, что только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней сказочной страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать контур сказочной страны.
Чем наполнена сказочная страна, какой у нее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное, не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту страны...
Итак, карта внутренней сказочной страны готова. Это прекрасно. Но, скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Чего не хватает? Конечно, условных обозначений! Обычно таблица условных обозначений помещается снизу или сбоку карты.
Пожалуйста, сделайте на своем листе надпись «Условные обозначения, использованные на карте». Теперь вам предстоит составить таблицу условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, вынесите в таблицу условных обозначений в виде небольшого цветного прямоугольника. Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, полей, болот, гор, - их также необходимо представить в таблице условных обозначений.
Теперь необходимо присвоить каждому цветному прямоугольнику, каждому значку особое значение. Поскольку эта карта внутренней сказочной страны, то и ее ландшафт будет связан с внутренними процессами: мыслями, чувствами,
желаниями, состояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...
Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знаешь направление.
Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путешествие?
Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. Посмотрите, где она находится и как к ней лучше добраться. Теперь поставьте особый флажок в том месте, в котором вы планируйте войти в эту страну. Естественно, «точка входа» располагается на границе страны. Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути; и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь. Теперь нужно проложить маршрут до цели. Как вы пойдете, пожалуйста, обозначьте пунктиром и небольшими стрелочками.
Путешествие и называется „путешествием" потому, что предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к достижению цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты обратного пути. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, где вы планируете выйти из страны. Далее, проложите маршрут от точки цели до точки выхода из страны.
Итак, у нас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность путешествия по нашей внутренней сказочной стране. Спасибо!»
Инструкция 3: «Опытные путешественники, прежде чем отправиться в дорогу, описывают свой путь. Пожалуйста, возьмите бумагу и ручку, положите перед собой вашу карту и, глядя на нее, опишите свой маршрут. Описание может начаться словами: „Я захожу в эту сказочную (или иную) страну в месте... Меня встречают... Я прохожу через..., и так далее". Опишите место вашей цели, и что будет происходить там, как вам кажется; и далее опишите свой путь домой. Спасибо.
Иногда полезно разделять выполнение заданий 2 и 3.
После окончания выполнения задания 2 можно задать уточняющие вопросы:
Расскажите об этой стране, какой там ландшафт, атмосфера, легко ли она принимает путешественников?
Расскажите о точке, в которой у вас стоит «флажок цели», почему именно туда вы идете, что это вам даст? Когда вы достигнете этой точки, что вы почувствуете? Как это может повлиять на вашу жизнь?
Если представить, что маршрут от «флажка входа» до «флажка цели» есть ваша жизнь, покажите, в какой точке пути вы находитесь в данный момент.
Легко ли вам дается этот путь?
Что мешает вам в пути?
Что помогает вам в пути?
Теперь, зная маршрут, его трудности и радости, скажите, какое снаряжение вам потребуется, чтобы дойти до цели? Как вы будете использовать каждый предмет снаряжения?
Как долго вы собираетесь пробыть в точке цели? Когда вы планируете собираться в обратный путь?
Путь к точке выхода представляется вам достаточно легким или вы видите определенные трудности? Если да, то какого они характера? И что можно сейчас предусмотреть для благополучного возвращения?
Представьте себе, что вы уже вернулись домой и подводите итоги своего путешествия. Перед вами чистый лист бумаги, вы уже написали: «Это путешествие научило меня, прежде всего...» Как вы закончите эту фразу?
Что бы вы пожелали другим путешественникам?
Какое пожелание вам хотелось бы услышать от других путешественников для себя?
Задание № 3 дает нам описание маршрута и, соответственно, более глубокое его проживание. Фактически в описании, в той или иной степени конкретности, будут содержаться ответы на обозначенные выше вопросы.

Приложение П

(обязательное)

Схема психологического анализа «Карты сказочной страны»
Ф.И.О., возраст
Дата « » 20 г.
Общие сведения о рисунке
Цветовые предпочтения
Общее описание рисунка

Таблица П.1 - Условные обозначения:

Цвет (указываются предлагаемые цвета)

Обозначение ландшафта

Желтый

 

Красный

 

Зеленый

 

Синий

 

Фиолетовый

 

Коричневый

 

Серый

 

Черный

 

Расположение флажков «входа» и «выхода»
Таблица П.2 - Установление группы потребностей, к которой относится образ цели

Действия психолога

Информация

Установить местоположение «флажка цели»

 

Символическое значение образа ландшафта, где располагается «флажок цели»

 

Чувства автора в связи с образом цели, влияние достижения цели на жизнь

 

Рабочая гипотеза о том, к какой группе потребностей относится образ цели

 

Таблица П. 3 - Оценка степени достижимости цели

Действия психолога

Информация

Расположение «флажка цели» относительно центра

 

Изучение маршрута путешествия

 

Установление препятствий, ловушек, трудностей, рисков

 

Определение способов нейтрализации ловушек

 

Наличие нетронутых территорий

 

Общий эмоциональный фон путешествия

 

Психологический анализ информации

Шаг третий: установление «связок» с образом цели, основанным на самоактуализации, формирование задач перспективной работы
Таблица П.4 - Ответы на ключевые вопросы:

Вопрос

Ответ автора

1. Чему научило путешествие?

 

2. Пожелания другим путешественникам

 

3. Пожелания себе от других путешественников

 

Таблица П.5 - Перспективные задачи психологической работы с автором карты

Задачи

Содержание задач

Г лавная задача (формулируется на основе знания о принадлежности образа цели к определенной группе потребностей)

 

Задача 1

 

Задача 2

 

Задача 3

 

Приложение Р

(обязательное)

Организация процедуры тестирования индивидуального образа цели с помощью методики «Метафорические автопортреты»
Материалы: 1 лист белой бумаги формата А4; один лист бумаги с нарисованными в ряд восемью кружочками (диаметр 25-30 мм); набор из восьми цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный); блокнот (тетрадь, листы писчей бумаги), ручка.
Инструкция 1: «Пожалуйста, раскрась эти кружочки разноцветными карандашами. Каждый кружок должен быть одного цвета».
Инструкция 2: «Нарисуйте, во что бы вас могли заколдовать» (при этом допускаются уточнения: заколдовать может злая ведьма, колдун и пр.).
Инструкция 3: «Нарисуйте, в кого бы вас превратил Добрый Волшебник».


Таблица Р.1 - Символическое значение метафорических автопортретов

Тема
метафорического
автопортрета

Символическое значение

проблемное

ресурсное

«Во что бы меня заколдовали»

Отражает «уязвленное Я», теневые аспекты           личности           автора,
отношение к давлению со стороны внешней среды, разрушительные тенденции         автора;          содержит
информацию            о         факторах,
сдерживающих                   личностное
развитие, препятствия.

Ресурсы терпения. Символическое значение           образа           прояснит
источники, откуда автор черпает ресурсы терпения, способности противостояния неблагоприятным воздействиям.

«В кого бы меня превратил Добрый Волшебник»

Нереальность       образа,                            недостижимость                            заявленного      со
стояния, в связи с этим может актуализироваться                 комплекс
бессилия,         апатия,          скепсис,
недоверие.

Отражает «идеальное Я», созидательные аспекты личности, идею самоактуализации,             ресурсные
возможности, энергию, образ цели.



Приложение С

(обязательное)

Схема психологического анализа «Метафорических автопортретов»
Ф.И.О., возраст
Дата « » 20 г.
Общие сведения о рисунке
Цветовые предпочтения

Таблица С.1 - Общее описание рисунков

«Во что бы меня заколдовали»

«В кого бы меня превратил добрый волшебник»

 

 

Таблица С.2 - Ответы автора рисунков на вопросы: «Во что бы меня заколдовали?»

Вопрос психолога

Ответ автора рисунка

Расскажите об этом образе: какой он? Какими качествами обладает?

 

Как произошло колдовство? Это наказание? Злая воля или случайность?

 

Чего желает заколдованный персонаж?

 

Что нужно сделать, чтобы его расколдовать?

 

Что мешает расколдоваться?

 

Каким он станет, когда расколдуется?

 

Таблица С.3 - «В кого бы меня превратил добрый волшебник?»

Вопрос психолога

Ответ автора рисунка

Расскажите об этом образе: какой он? Какими качествами обладает?

 

Какую новую силу приобрел персонаж в связи с добрым волшебством?

 

В каких ситуациях реальной жизни вам могут потребоваться качества и возможности этого персонажа?

 

Каким самым важным качеством и способностью он обладает?

 

Таблица С.4 - Символическое значение метафорических автопортретов

Гипотеза о том, к какой группе потребностей относится образ цели

Тема метафорического автопортрета

Символическое значение

проблемное

ресурсное

«Во      что         бы       меня
заколдовали?»

 

 

«В      кого         бы       меня
превратил                добрый
волшебник»

 

 


Таблица С.5 - Перспективные задачи психологической работы с автором

Задачи

Содержание задач

Г лавная задача (формулируется на основе знания о принадлежности образа цели к определенной группе потребностей)

 

Задача 1

 

Задача 2

 

Задача 3

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.