На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Креативность и интеллект - предикторы и дескрипторы одаренности
Креативность и интеллект - предикторы и дескрипторы одаренности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Креативность и интеллект - предикторы и дескрипторы одаренности
Теории творчества в зарубежной психологии
Интеллект как предиктор и дескриптор одаренности
Все страницы

2.1. Теории творчества в отечественной и зарубежной психологии. Синяя птица творчества или презумпция одаренности. А. А. Мелик-Пашаев

2.1.1. Теории творчества в отечественной психологии

Изучение механизмов творчества и креативности - одна из наиболее актуальных задач современности [101]. Генезис идей психологии творчества в отечественной психологии, динамика их преобразований и тенденций развития отражены в работах Г. С. Альтшуллера, Б. Г. Ананьева, В. М. Бехтерева, Д. Б. Богоявленской, В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, В. П. Зинченко, Б. М. Кедрова, Б. А. Лезина, Ф. Ю. Левинсона-Лессинга, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, А. П. Нечаева, Д. Н. Овсянико-Куликовского, А. В. Петровского, Я. А. Пономарева, В. Н. Пушкина, А. И. Раева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, О. К. Тихомирова, П. К. Энгельмейера, М. Г. Ярошевского и др. Интерес к феномену творчества в России имеет глубокие традиции, актуальные и в настоящее время.
При определении содержания концептов «творчество» / «креативность» четко проявляются направленности на такие его составляющие, как процессуальная, продуктивная, личностная, интеллектуальная (табл. 6).


В процессе развития психологии творчества и креативности в аспекте одаренности были получены значимые научные факты, тенденции и закономерности в процессуальном, продуктивном, личностном, интеллектуальном аспектах изучения содержания этих понятий.
В содержание этих понятий включено создание нового как признак и творчества, и одаренности, которая представлена как норма. Причем это не среднестатистическая норма, а ценностный показатель стремления к созданию наилучшего из возможного (А. А. Мелик-Пашаев).


Таблица 6
Содержание концепта в процессуальном, продуктивном, личностном, интеллектуальном аспектах разных подходов

Аспекты содержания концепта «Творчество»/ «Креативность»

Процесуальныи

Интеллектуальный

Примечание

Личностный

Продуктивный

Творчество - создание нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения проблем                               прошлый               опыт
(А. М. Бехтерев: рефлексологическая концепция [261)

Творчество - особый вид экономии мысли (А. А. Потебня: философско-лингви- стическая концепция [26])

 

Творчество - только результат, а озарение, раскрытие бесконечного [Н. А. Бердяев: философско-религиозно-психологическом [261)

 

Творчество - способ познания философии [30]

Творчество - процесс восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия (Р. Ассаджи- оли вслед за А. Адлером [18]

 

Творчество - созидание нового: разные преобразования в сознании и поведении субъекта; порождаемые им и другими продукты. Творческий акт - это, условно говоря, прорыв в бесконечность. Характеристики продукта творчества: конечность; ограниченность; обращенность к культуре; локализован- ность в пространстве и времени (М. Г. Ярошевский:                             системно
структурный подход [261)

 

Психология не способна проникнуть в тайны творчества только          своими
средствами (М. Г. Ярошевский) [26])

Творческая деятельность - такая деятельность человека, в которой создается нечто новое (вещь внешнего мира, обогащение, рождение чувства)

Схема стратегии изучения творчества: форма художественного произведения   функциональный анализ элементов   эстетическая реакция

Л. С. Выготский обосновал взаимосвязь эмоций и творчества. Выдвинул гипотезу о многоуровневой структуре креа-

 

 

 

 

установление общих                             законов (Л. С. Выготский: культурно-исторический подход [26]). Его идеи актуальны и в настоящее время

тивности как системе межфункциональных связей

Творчество - деятельность, создающая новый, оригинальный продукт, включенный не только в историю развития человека, но в историю развития науки, искусства и т. д. (C. Л. Рубинштейн: деятельностный подход [261)

 

Творческий компонент содержится в любом виде деятельности и соотносится с возможностями и способностями субъекта (Б. М. Теплов. Концепция индивидуальных различий [26])

Незаурядные способности в различных областях деятельности, зависящие от общей направленности личности - характерная особенность выдающегося человека

Творчество - ситуативно-нестимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной темы, задачи, проблемы (Д. Б. Богоявленская). Креативная активность личности (понятие Д. Б. Богоявленской), обусловленная специфичной психической структурой, характерна для креативного типа личности новаторов [181

 

Центральное звено психологического механизма творчества может быть представлено в виде структурно-уровневой модели, включающей интеллект, интуитивное мышление как нижний предел, логическое мышление как верхний предел.
Критерий творческого акта - уровневый переход: от потребности в новом знании (оно образуется на высшем структурном уровне организации творчества) к средствам удовлетворения этой потребности на низких структурных уровнях и до их включения в процесс на высшем уровне. Результаты: новый способ взаимодействия субъекта с

Концепция Пономарева Я. А. (1988) - наиболее целостная концепция творчества как психического процесса

объектом; новое знания. Творческий акт является частью интеллектуальной деятельности. Однако продукт творческой деятельности - это результат не только логического вывода (Я. А. Пономарев. Концепция психологического структурно-уровневого моделирования творческой деятельности [83]). Творческий человек наблюдает побочные результаты как творение нового в отличие от нетворческого, который направлен только на целесообразные результаты, не замечая новизну [ 18]

 

Креативность - способность к фантазии, формируемая средой [18]. Креативность - творческая способность. Она представляет собой самостоятельный фактор при изучении интеллекта (В. Н. Дружинин, исходя из исследований Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера, Я. А. Пономарева). Креативность (исходя из исследований Я. А. Пономарева) - творческость, суть которой заключается в интеллектуальной активности и сензитивности к незапланированным продуктам своей деятельности [18]

 

В содержание понятия «креативность» включена способность к фантазии, взаимосвязанной с эмоциями и влияющей на чувства (переживания) человека. Л. С. Выготский описал эту взаимосвязь на основе закона эмоционального знака. Он выражается в способности выделять впечатления (образы), сонаправленные с настроением в данную минуту. На значимость этой способности в творческом процессе указывает и А. А. Мелик-Пашаев (он ввел термин «вообразить» - значит создать образ). Этот процесс сопровождается переживаниями, которые взаимосвязаны со спецификой индивидуального ресурса и целостного отношения человека к жизни. С этой идеей созвучно мнение Л. С. Выготского о креативности как многоуровневой структуре с системой межфункциональных связей, формирующихся в процессе развития высших психических функций и образования эвристического потенциала.
В этом процессе усложняются замыслы, возникают противоречия (зазоры) между замыслом и возможностями, творческие неудачи. Проявления таких противоречий и неудач представляют собой ряд признаков и предикторов: потенциальной одаренности; динамической структуры развития (создания) творческого продукта; разрешения проблемы в виде короткого замыкания противоположных эмоциональных полюсов (катарсис); рождения или наличия замысла, в том числе замысла, опережающего возможности.
В результате создается пространство развития и творчества, условия для формирования новых средств в опыте для воплощения замысла и возникновения нового знания.
Таким образом представление о творчестве и творческом процессе имеет биполярную форму, образованную диадами противоположных элементов (например, интуитивность / логичность; непроизвольность / произвольность; импульсивность / рефлексивность; бессознательность / сознательность; наследственность / приобретенность и т.д.) (Я. А. Пономарев).
В творчестве заложен механизм развития в виде особой структурноуровневой модели. Ее основным элементом является организация, включающая шесть уровней (от интуитивного до логического) (рис. 5). Между уровнями происходит усложнение внутриплановых действий [54].
В условиях такой организации центральным звеном ее психологического механизма являются фазы творческого процесса: крушение логических программ; интуитивное озарение; вербализация; формализация. Периферия этого механизма взаимосвязана с качествами личности, креативность (как важнейшее качество), мотивационная напряженность, высокий уровень чувствительности (сенситивность) к интуитивно-побочным образованиям (рис. 5).
Творчество - условие наибольшей активности человека посредством побуждения в нем духа искания, исследования, духовных ценностей. Творчество - аксиологический ориентир каждого человека и общества в целом.


Условные обозначения:
МР - механизм развития;
ЦЗПМТП - центральное звено психологического механизма творческого процесса;
ФТ - фазы творческого процесса;
Напряженность м-я - напряженность мотивационная;
ВПД - внутриплановые действия;
ТП - творческий процесс;
ИПО - интуитивно-побочные образования;
И - интуитивный и Л - логический как крайние уровни-полюсы.

творчество



Рис. 5. Модель структурно-уровневой организации психологического механизма творчества как механизма развития (по Я. А. Пономареву)

Попытка нахождения в науке способа определения творческих способностей привела (В. Г. Герасимов, И. Н. Орлов, Л. И. Филлипов) к разработке «формулы творчества». В ней творчество взаимосвязано с интеллектуальным и познавательным ресурсами (знаниями, способностью к самообразованию, любознательностью, наблюдательностью, воображением, памятью), личностными (настойчивостью характера, энтузиазмом, скептицизмом) и физическим ресурсами [26].
Она принимает следующий вид:

уровни творчества


Условные обозначения:
З - знания (база творчества);
Сс - способность к самообразованию;
Л - любознательность (стремление к знаниям);
Н - наблюдательность;
В - воображение;
Ск - критическое восприятие, отказ от догм (скептицизм);
Нс - настойчивость характера;
Э - энтузиазм (активный интерес к происходящему);
П - память («хранилище» знаний);
Ф - физическое здоровье.


Исходя из разного уровня показателей, можно спрогнозировать уровни творчества от низкого (Т = 0) до высокого творческого потенциала.
По мнгению А. М. Матюшкина, высокий творческий потенциал - существенный признак творческой одаренности [43, 107].


Вопросы для самоконтроля
1. Кто из виднейших отечественных ученых занимался изучением творчества/креативности?
2. Охарактеризуйте содержание понятия «творчество/креативность» в процессуальном и продуктивном аспектах.
3. Охарактеризуйте содержание понятия «творчество/креативность» в личностном аспекте.
4. Охарактеризуйте содержание понятия «творчество/креативность» в интеллектуальном аспекте.
5. Что включено в центральное звено психологического механизма творчества по модели Я. А. Пономарева?
6. Охарактеризуйте биполярную форму творческого процесса в соответствие с концепцией Я. А. Пономарева.
7. Охарактеризуйте взаимосвязь эмоций и творчества в концепции Л. С. Выготского.
8. В чем специфика формулировки творчества в концепции Д. Б. Богоявленской?
9. Какого мнение В. Н. Дружинина о творческой способности как фактора интеллекта?
10. Охарактеризуйте взаимосвязь мышления и творчества в трактовке А. В. Брушлинского.
11. Обоснуйте биполярную форму творческого процесса (приведите примеры критериев оценки биполярной формы по Я. А. Пономареву).
12. Охарактеризуйте содержание структурно-уровневой модели творчества.
13. Перечислите фазы творческого процесса.
14. Какие качества личности взаимосвязаны с креативностью?
15. Что является существенным признаком творческой одаренности в соответствие с концепцией А. М. Матюшкина?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.