В центре теоретического анализа и практической работы гуманистических и экзистенциальных психологов находятся экзистенциальные дилеммы - проблемы, затрагивающие самые важные вопросы человеческого существования.
Экзистенциальные проблемы, с которыми сталкивается личность: - имеют фундаментальный характер [12], их решение оказывает сильное влияние на психологическое благополучие и здоровье человека; - лежат в основе других проблем и могут проявляться, конкретизироваться в разных жизненных ситуациях;
- не имеют разового решения, это - вызовы, требующие постоянного ответа на каждом этапе жизненного пути (индивидуальность не сможет раз и навсегда разрешить проблему смысла жизни, на разных жизненных этапах будут разные смыслы); - требуют непрерывной работы над своим «Я».
В процессе становления человек переживает угрозу своему существованию (Р. Мэй). Он экзистенциально уязвим перед миром, болезнями, смертью и т.д. - это нормальная тревога, испытываемая индивидуальностью.
Такая тревога: а) соответствует объективной угрозе, б) не приводит к подавлению, в) скорее конструктивна, чем разрушительна, ей можно противостоять.
Экзистенциальный вакуум - это состояние «пропасти», состояние в котором человек переживает внутреннюю пустоту, страдает от ощущения бессмысленности, тщетности и скуки [26]. В. Франкл рассматривал три причины возникновения экзистенциального вакуума: а) побуждения к действию у человека детерминированы не только инстинктами и готовыми программами реагирования на стимулы; б) традиции, нормы и ценности не подсказывают человеку, что он должен делать; в) к человеку относятся как к совокупности влечений, инстинктов, как к существу, которое сформировалось под воздействием обуславливания и научения и не способно принимать решения (т.н. «редукционизм») [Цит по: 20, С. 171-176].
Экзистенциальная фрустрация возникает, когда заблокирова- но/фрустрировано стремление к смыслу. Главными характеристиками экзистенциальной фрустрации В. Франк называл апатию и скуку [26, С. 189]. Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум могут приводить к ноогенному неврозу, - он связан не с инстинктами или биологическими влечениями, а скорее представляет собой бегство от свободы и ответственности. В его основе, согласно В. Франклу, лежит духовная проблема и моральный или этический конфликт (например, конфликт между Супер-Эго и сознанием). В целом, невротическая тревога, ноогенный невроз и экзистенциальный вакуум - это реакции человека на деструктивное взаимодействие с основными базовыми экзистенциалами: смыслом и страхом смерти, свободой и ответственностью, одиночеством и изоляцией, выбором и виной и пр. К сожалению, в рамках настоящего пособия мы не сможем описать все экзистенциалы, а остановимся лишь на некоторых из них.
Свобода - это основной принцип существования индивидуальности; это специфическая активность, которая: а) осознается, б) опосредуется ценностным «для чего» и в) управляется самим субъектом.
Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов детерминации; человек свободен внутри жизненного пространства, которое предоставлено ему судьбой.
В. Франкл писал, что свобода существует на духовном уровне: она исчезает по мере того как происходит спуск по лестнице от человеческого духа к телу. Свобода не есть «свобода от», она - «свобода для» и всегда сопряжена с ответственностью.
Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы. Свободные люди обречены на ответственность. Они ответственны не только за придание миру значения, но и за свою жизнь, за свои действия и неудачи.
По Ж.-П. Сартру, человек абсолютно свободен в выборе самого себя и всего мира. Ж.-П. Сартр предлагает интересное, с нашей точки зрения, понятие «непреднамеренного самообмана». Человек колеблется между самообманом и истинным бытием, однако он в любом случае свободен: «Человек не может быть то свободным, то рабом, он полностью и всегда свободен или его нет» [24]. Ж.-П. Сартр неоднократно повторяет эту фразу, утверждая, что человек осужден быть свободным. Такая свобода неизбежно превращается в свою противоположность - жесткую необходимость: «Свобода сама создает препятствия, от которых мы страдаем», но если человек абсолютно свободен, то он также абсолютно за все ответственен.
Другими словами, человеческое существо - не только свободно, но и обречено на свободу. Каждый человек в ответе за свой выбор, за действие или бездействие; он отвечает за свою экзистенцию. Таким образом, человеческое бытие - это ответственное бытие, потому что это свободное бытие, которое каждый раз решает, чем ему быть.
В рамках гуманистической психологии свобода и ответственность, сознание и рефлексия - это то, что отличает человеческое существование от животного.
Экзистенциальные психологи полагают, что смерть превосходит все остальное: смерть - есть условие, дающее возможность человеку жить аутентичной жизнью (М. Хайдеггер, Дж. Бьюдженталь). Только через осознание конечности своего существования человек может вдохнуть «свободный воздух жизни», только перед лицом Ничто он одинок и совершенно незаменим (про экзистенциальное отношение к смерти см. работы И. Ялома).
По убеждению К. Роджерса, экзистенциальное одиночество возникает вследствие обезличенности современной культуры и аномии, когда человек пытается поделиться с Другим чем-нибудь личным и понимает, что его не принимают или отвергают: «Человек наиболее одинок в те минуты, когда он сбросил внешнюю оболочку, или маску, повернулся к миру лицом, и вдруг четко осознает, что никто не понимает, не принимает и не интересуется его внутренним содержанием, которое оказывается совершенно обнаженным» [Цит по: 21, С. 245].
С другой стороны, если человека эмпатически понимают, то подобное переживание дает ощущение безопасности и облегчения, освобождая индивидуальность от экзистенциального одиночества.
Еще один важный экзистенциал - поиск смысла существования. В. Франкл утверждал, что воля к обретению смысла - самый человеческий феномен из всех, так как ни одно животное никогда не беспокоится о смысле своей жизни [26]. По В. Франклу, смысл уникален и специфичен, он выходит за пределы человека, уходит в трансцендентную духовную сферу и не может быть познан рациональными средствами. Смысл открывается, находится, обретается человеком, а не изобретается: чем труднее дается жизнь индивиду, тем, как правило, она осмысленнее. Обобщая вышеизложенное, отметим, что человек как автор жизненного пути творит самого себя. Важнейшим условием его становления является диалог с миром. Именно поэтому индивидуальность необходимо изучать в культурно-историческом контексте, во взаимодействии с окружающим миром.
Дополнительная литература
Гришина Н.В. Экзистенциальная психология в поисках своего вектора развития // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 2. Гришина Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2011. № 4. С. 109-116. Мэй Р. Любовь и воля. - Москва: Издательство «Винтаж», 2007. - 288 с. Мэй Р. Проблема тревоги. - Москва: Издательство ЭКСМО- Пресс, 2001. - 432 с. Первин Л.А., Джон О. Психология личности: теория и исследования: учебник для вузов. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 607 с. (Институт «Открытое общество»). Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - Москва: Изд. группа «Прогресс», 1998. - 480 с. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - Москва: АСТ, 2015. - 928 с. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. - 286 с. Экзистенциальная психология. Экзистенция. - Москва: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - Москва: РИМИС, 2008. - 608 с. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. - Москва: Бомбора, 2019. - 272 с. Ясперс К. Разум и экзистенция. - М.: Каон+, 2013. - 336 с.
Источник: Шпунтова, Виктория Владимировна Психология индивидуальности: учебное пособие / В.В. Шпунтова, - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 112 с. |