Экзистенциальная психология - сложное направление, а сложное, как известно, никогда не сумеет стать популярным. Чтоб сделать идею популярной, её нужно упростить, а с экзистенциальной психологией это не совсем получается (Д.А. Леонтьев). Экзистенциальная психология - это особый подход, сосредоточенный на существовании личности; это направление, акцентирующее внимание на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится (Р. Мэй).
Неразрывность человека и условий его существования выражается в понятии «жизненного мира» как состоящего из трех «миров»: внешнего мира, окружающего человека, внутреннего мира и совместного мира общения с другими людьми (Л. Бинсвангер); позднее к этому был добавлен мир объективных идеальных сущностей (Э. ван Дорцен). Внешний мир несёт в себе определённые опасности и различные возможности, из которых человек должен делать выбор, и в процессе этого выбора он «строит» себя самого. Внутренний мир, формирующийся в результате работы рефлексивного сознания, создает независимую точку опоры, позволяя человеку занять позицию по отношению к тому, что влияет на его жизнь, в т.ч. к собственной наследственности, потребностям и давлениям среды (В. Франкл). Совместный мир в экзистенциальной психологии рассматривается в понятиях диалога, открытых и заинтересованных отношений «Я - Ты» в противовес формальнобезличным «Я - Оно» (М. Бубер) [Цит по: 14].
Цель экзистенциальной психологии: 1 (теоретическая): анализ человеческого существования и понимание реальности, которая лежит в основе всех критических ситуаций (Р. Мэй); 2 (практическая): создать условия для пациента, в которых он смог бы научиться жить продуктивно в настоящем, переживать свое существование как реальное, стать активным творцом собственной жизни.
Экзистенциальное психологическое консультирование и психотерапия не стремятся излечить или объяснить что-либо, они пытаются исследовать, описывать и прояснять, для того, чтобы постараться понять человеческие затруднения (Э. ван Дорцен). Они стремятся это делать с готовностью непредубежденно отмечать разнообразные способы, которыми разум оказывается закрытым. Конечная цель заключается в том, чтобы дать человеку возможность мужественно выдерживать напряжение жизни тем способом, который его облагораживает и оживляет, поскольку принимает в расчет обстоятельства и горизонты мира, в котором он существует. Предмет экзистенциальной психологии: экзистенция - уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование; выбор человеком своих возможностей и будущего, доопределение себя в акте своего решения о мире и своем способе быть в нем. По М.К. Мамардашвили, экзистенция - это то, что сейчас тут ты обязан сделать. Она исключает откладывание на завтра либо перекладывание на плечи другого, на плечи близкого, нации, страны, общества. Ты обязан сам.
Экзистенцию можно представить как структуру, состоящую из экзистенциалов - данностей, основных черт человеческого существования (они априорны, предшествуют категориям и понятиям).
На современном этапе развития экзистенциальной психологии весьма точно очертил проблемное поле данного направления Ирвин Ялом [30]: - проблемы времени, жизни, смерти; - проблемы свободы ответственности и выбора; - проблемы общения, любви и одиночества; - проблемы поиска смысла существования.
В самом общем варианте экзистенциальная психология изучает способ существования человека в мире.
С одной стороны, экзистенциально ориентированный психолог пытается выйти к общей универсалии - структуре описывающей условия существования индивидуального сущего как такового, во всех его ракурсах рассмотрения: временных, пространственных, ментальных, гностических и т.д. Эта универсалия есть целостное трансцендентальное основание мира индивидуальности, т.н. смысловая матрица; в ней психолог может найти источник смысла конкретных симптомов психического расстройства.
С другой стороны, экзистенциальный анализ стремится открыть человеку путь к свободному и ответственному (т.е. подлинному) существованию.
Дополнительная литература Ван Дорцен Э. Повседневные тайны. Экзистенциальные измерения психотерапии. - Москва: ИОИ, 2019. - 446 с. Ван Дорцен Э. Экзистенциальное консультирование и психотерапия на практике. - Москва: ИОИ, 2020. - 368 с. Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. - Москва: Изд. Дом «Территория будущего», 2010. - 640 с. Гришина Н.В. Введение в экзистенциальную психологию: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2015. - 120 с. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ в психологии: история, теория, практика. Дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 2001. - 222 с. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. - Москва: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 240 с. Экзистенциальная психология / Под ред. Р. Мэя.. - Москва: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - Москва: РИМИС, 2008. - 608 с.
Вопросы и упражнения для самопроверки
1. Назовите цель экзистенциальной психологии. 2. Опишите предмет экзистенциальной психологии 3. Кратко охарактеризуйте пять отличительных черт экзистенциального направления в психологии. 4. Перечислите основные экзистенциалы внутреннего мира человека. 5. Что такое «экзистенция»? Как данное понятие раскрывается в работах психологов и философов? 6. Обсудите разницу между понятиями Dasein и экзистенция. 7. Как вы понимаете понятие «Человек-и-Мир»? Поясните вашу точку зрения. 8. Как бы вы оценили прогностические способности экзистенциальной психологии? 9. В чем, на ваш взгляд, состоит сущность экзистенциальной сферы личности? Приведите примеры. 10. Согласны ли вы с экзистенциальными психологами в том, что способ существования каждого человека в мире уникален?
Выбрать правильный ответ. 1. Экзистенциальная психология - это направление, которое часто относят к: а) аналитической психологии; б) когнитивной психологии; в) бихевиористической психологии; г) гуманистической психологии.
2. Экзистенциальная психология изучает: а) проблемы времени, жизни и смерти; б) проблемы свободы, ответственности, выбора; в) проблемы общения, любви, одиночества, поиска смысла жизни; г) все ответы верны.
3. Базовая концепция экзистенциально-гуманистической терапии, когда в результате клиент начинает относиться с безусловным принятием и эмпатией к самому себе, проявляя конгруентность в отношениях с собой и другими людьми: а) изменение копинг-стратегии; б) любовь к себе; в) общение; г) присутствие; д) работа с фрустрацией.
4. К основным экзистенциальным проблемам относят: а) буллинг; б) проблема свободы, ответственности и выбора; в) проблемы межличностного общения; г) проблемы смысла и бессмысленности существования.
5. В истории становления экзистенциальной психологии и психотерапии авторами-основателями являются: а) А. Адлер; б) 3. Фрейд и К.Г. Юнг; в) Ф. Перлз; г) Р. Мэй, И. Ялом, В. Франкл, Дж. Бьюдженталь.
6. Понятие экзистенция означает: а) взаимодействие; б) превосходство; в) существование; г) творчество.
7. Ключевое понятие «присутствие» (Dasein) в экзистенциальной психологии включает в себя: а) жизнь в контакте со своими мыслями и чувствами, со своим телом; б) искреннее глубокое участие; в) обучению сочувствию; г) помощь справляться с чувством тревоги, на протяжении своей жизни.
8. Цель психотерапии - высказывание «сделать людей свободными» принадлежит: а) К. Роджерсу; б) К.Г. Юнгу; в) А. Маслоу; г) Р. Мэю.
9. Цель психотерапии по И. Ялому заключается в том, чтобы: а) найти смысл жизни; б) осмыслив свою жизнь, найти в ней свой путь; в) понять основы группового воздействия; г) понять проблему из детства.
10. Экзистенциальное направление в психологии связано с: а) тренировкой различных стратегий поведения до оптимального выбора; б) огромным риском для жизни; в) повышением компетентности в сфере общения; г) поиском смысла жизни человеком.
11. Экзистенциально-гуманистическая психология подчеркивает роль: а) гордыни; б) развитие социального интеллекта; в) самосознания, ответственности за выбор и познание смысла жизни; г) сострадания и сочувствия попавшему в беду человеку.
Упражнение 9. Прочитайте диалог Виктора Франкла и его 80-летней пациентки, которая страдала неоперабельной формой рака [Цит по: 26, С. 284-286] и ответьте на вопросы. - Ну, дорогая госпожа Котек, что видите вы в своей долгой жизни, когда теперь на нее оглядываетесь? Это была прекрасная жизнь? - Ах, господин профессор, я должна искренне признать, это была хорошая жизнь. Жизнь была так прекрасна! И я должна благодарить Бога за все то, что он мне подарил. Я ходила в театр. Я бывала на концертах. Видите ли, семья, в доме которой в Праге я служила несколько десятилетий, много раз брала меня с собой на концерты. И за все прекрасное я должна быть благодарна Богу. - У Вас такие прекрасные воспоминания, госпожа Котек. Но ведь теперь все это кончится? - (задумчиво) Да, теперь всего этого не будет. - И вы полагаете, госпожа Котек, что все то прекрасное, что вы пережили, уйдет из мира, станет незначимым, пропадет? - (все еще задумчиво) Эти прекрасные воспоминания... - Скажите мне, госпожа Котек, может кто-нибудь отнять то счастье, которое вы пережили, сделать так, словно его и не было? - Вы правы, господин профессор, никто не может этого сделать. - Может кто-нибудь отнять то добро, которое вы встречали в жизни? - Нет, этого не сможет никто. - Может кто-нибудь уничтожить то, чего вы добились в жизни? - Вы правы, господин профессор, этого никому не под силу. - Может кто-нибудь стереть то, за что вы мужественно боролись? Вычеркнуть это из прошлого? Из прошлого, в котором вы посеяли и собрали урожай? Из прошлого, в котором вы все это сберегли и приумножили? - (тронутая до слез) Никто этого не сможет. Никто! (через некоторое время) Конечно, я много страдала. Однако я старалась противостоять ударам, которые встречала в жизни. Видите ли, господин профессор, я полагаю, что страдания - это наказание. Я ведь верю в Бога. - Но скажите мне, госпожа Котек, может страдания были испытанием для вас? Не могло бы статься, что Бог хотел узнать, как госпожа Котек выносит страдания? И возможно, Он решил: «Да, она мужественно вынесла их». А теперь ответьте мне, как Вы полагаете, может ли кто-нибудь уничтожить все достигнутое? - Нет, этого не сможет никто. - Так, значит, это останется, не правда ли? - Конечно, это останется. - Видите ли, госпожа Котек, вы не только многого добились в своей жизни, но и свои страдания обратили себе на пользу. И в этом отношении вы являетесь образцом для наших пациентов. Я поздравляю их с тем, что они имеют возможность брать с вас пример. - Слышите, госпожа Котек, эти аплодисменты адресованы вам. Они относятся к вашей жизни, которая была огромным достижением. Вы можете гордиться своей жизнью. Как мало есть людей, которые могли бы гордиться своей жизнью! Я хотел бы сказать, госпожа Котек, что своей жизнью вы воздвигли себе памятник, памятник, который никто не сможет уничтожить! Назовите некоторые экзистенциалы, с которыми работал В. Франкл. Каким образом, на ваш взгляд, в приведенном диалоге была достигнута практическая цель экзистенциальной психотерапии? Какие слова, приемы и техники вы заметили? Если в настоящее время вам не хватает смысла в жизни, могли бы вы помочь себе найти больший смысл? Источник: Шпунтова, Виктория Владимировна Психология индивидуальности: учебное пособие / В.В. Шпунтова, - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 112 с.
|