На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Основные методы работы с пространством и временем внутреннего мира человека
Основные методы работы с пространством и временем внутреннего мира человека
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Феноменологический анализ - один из базовых методов психологии, это качественный метод получения данных о человеке (К. Ясперс, Э. Блейлер, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Л. Бинсвангер и др.).
Феноменологический анализ - метод понимания, описания или экспликации опыта на языке опыта (последний абстрактен, в нем используются повседневные слова, а не термины). Феноменологический анализ - это метод работы с пространством и временем, который старается раскрыть и пролить свет на феномены, как они явлены в своей воспринимаемой непосредственности; это способ исследования самосознания и внутреннего мира человека сквозь призму его опыта.


По Г. Рюмке, феноменологический анализ полезен как описательная стратегия, он помогает схватить все богатство психической жизни. Данные самосознания артикулируются на языке внутреннего мира индивидуальности. При помощи данного метода можно «услышать язык вещей» [Цит. по: 11].
Р. Мэй писал, что феноменологический анализ «выявляет наиболее существенные характеристики и сущностную структуру экспериментально исследуемого явления во временном и логическом аспектах» [19, С. 42]. При этом психологическая проблема как феномен анализируется с позиции понимания ее наиболее существенных характеристик. Личностные смыслы, которые порождает индивидуальность в попытке понять проблему, способствуют высвечиванию целостного феномена психологической проблемы в сознании человека.
Согласно Н.С. Бурлаковой и В.И. Олешкевич [8], феноменологический анализ отличается от других методов исследования тем, что он стремится проникнуть за пределы объективирующего сознания. Он ориентирован на постижение первоначального опыта, на фиксацию феноменов, непосредственно данных самосознанию индивидуальности. Таким образом, феноменологический анализ - это всегда движение вглубь, к истокам, в изначальный опыт, который является основой для последующих его рационализаций и объективаций. Итогом такого исследования выступает непосредственная данность опыта индивидуальности в соответствующей диалогической ситуации.
Диалогическая ситуация и социо-культурный контекст, внутри которых человек получает опыт, - одни из важнейших условий феноменологического анализа. Для того, чтобы понять опыт внутреннего мира индивидуальности, то, как он проявляется, репрезентируется и осознается, необходимо знать особенности конкретной ситуации, условия жизненного пути личности.
Метод феноменологического анализа предполагает: 1) феноменологическую редукцию и 2) постепенный переход от предметных структур к структурам мышления и структурам субъекта, что дает возможность проникнуть в реальную динамику «Я», которое «живет» и «играет», уловить динамику и структуры этого процесса [8, С. 13]. Другими словами, процесс феноменологического анализа опирается на проживание и осознание проблемных ситуаций самим человеком. Данный метод направлен на понимание и восстановление внутренних структур, которые инициируют переживания - феномены опыта индивидуальности.
В результате такого анализа исследователь/психолог получает субъективные данные, касающиеся выделенного, осознанного и понятого самой индивидуальностью феномена психологической проблемы.


В целом, феноменологический анализ позволяет:
а) пролить свет на характеристики того или иного процесса;
б) увидеть и прояснить особенности психической ситуации и психических изменений в их специфике;
в) воссоздать психическую жизнь, внутренний мир индивидуальности;
г) предоставить метод и облечь в слова те состояния, которые переживает человек;
д) обнаружить феномен, стоящий за психической болезнью;
е) проверить подлинность и достоверность психологических представлений, полученных в результате других процедур и методов.


На базе феноменологического анализа строится экзистенциальный анализ. Данный исследовательский метод пытается проникнуть через поверхность феноменов во внутренний мир индивидуальности и определить соотношение между реальным миром человека и фантастическим (вымышленным, придуманным).


Основная цель экзистенциального анализа: помочь человеку обрести смысл бытия через выявление экзистенциальной структуры Dasein. Последняя - есть своеобразная смысловая матрица, являющаяся ключом к пониманию конкретных проявлений деятельности субъекта. Данная матрица создает объекты мира, с которыми сталкивается человек, создает, поскольку придает им определенный смысл, обусловливая контекст индивидуального значения.


По мнению Л. Бинсвангера, Dasein конституирует свой мир, находит его и либо: а) постигает свой мир и свое Я посредством открытого отношения, проецирует себя по направлению к будущему; либо б) сдается своему миру (падшесть, омирение - термины Л. Бинсвангера) и управляется как бы извне своим собственным модусом конституирования мира; между реальным миром и его идеалом происходит разрыв, идеал ограничивает возможности быть-самим-собой, ограничивает настолько, что Dasein может быть собой в довольно специфических узких пределах.


Миропроект - понятие, введенное Л. Бинсвангером для обозначения всеобъемлющей картины индивидуального модуса бы- тия-в-мире. Миропроект определяет каким образом человек будет действовать в определенной ситуации, задает априорный горизонт смыслов, опираясь на который личность понимает себя, интерпретирует свой опыт и действует в мире. Жизненная история человека выводится из Миропроекта и становится его жизненным проектом (самопроектом).
Р. Кун утверждает, что каждый человек накладывает Миропроект на все, что его окружает: при помощи Миропроекта он интерпретирует все, с чем сталкивается, исходя из Миропроекта формируется контекст его отношений к чему-либо и именно Миропроектом детерминирована экзистенция (Dasein) каждого человека.


Л. Бинсвангер выделил три ключевых момента в понимании Миропроекта:
1) Миропроект всегда индивидуален, но при этом не становится понятным для человека с помощью сознательной интерпретации;
2) Миропроект носит характер экзистенциального априори: это модус бытия-в-мире, который делает возможным такой опыт, делает его понятным;
3) человек всегда застает себя в границах своего Миропроек- та, что означает экзистенциально-ориентированный структурный анализ и сопоставление индивидуальных жизненных проектов [6].


В целом, экзистенциальный анализ конституирует мир индивидуальности, воссоздает его посредством узнавания экзистенциальных априорных структур.


На начальном этапе анализа необходимо собрать как можно больше данных о человеке, затем психолог-консультант выделяет всеобщую априорную структуру, которая позволяет событиям быть таковыми во всех сферах опыта индивидуальности: временной, пространственной, личной, социальной и т.д. Причем это должна быть такая структура, которая сможет объяснить весь мир человека.


Проект мира не выбирается человеком, наоборот, человек определяется Миропроектом; в нем проявляется то, как складывается реальность человеческого опыта (значения, мотивация, цели, оценки, ожидания), и то, как оформляется весь жизненный опыт в своей конкретной целостности.
По мысли Л. Бинсвангера, экзистенциальный анализ призван вернуть человеку свободу определять свое будущее путем преодоления «отрезанности от будущего» и искажающего воздействия Миропроекта, который может подавлять и подчинять себе все смысловое содержание индивидуальной жизни, что приводит к потере смысловой определенности в мире [6]. Именно Миропро- ект соотносит жизненную историю человека с прошлым и направляет ее к будущему.


Dasein-анализ рассматривает человека таким, каков он есть, каким он сам себя представляет.


Согласно М. Боссу: а) человек - есть духовная светлость, б) главная характеристика человеческой экзистенции - открытость. Следовательно, Dasein-анализ можно назвать процессом «высветления»: чем больше человек открыт миру, тем ярче свет. Для наглядности приведем метафору окна. Окна невротиков узкие и тусклые, окна психотиков - совсем маленькие дырочки, которые едва пропускают луч света. Вспышка света (инсайт, озарение) позволяет свету прорваться через все преграды и высветить вещи из темноты, только в этом случае человек способен эти вещи осознать, понять значение этих вещей, их смысл.


Dasein-анализ возвращает индивидуальность к ее базовой открытости. Цель данного метода: вернуть человеку открытость экзистенции, таким образом, чтобы другие сущие (люди, объекты, события, сама бытийность) могли явиться, стать явленными, узнанными, понятыми именно тем путем, который наиболее соответствует их сущностной природе.


По М. Боссу путь к изучению человека лежит в исследовании его мира, вещей и людей, с которыми он взаимодействует. Метод Dasein-анализа - это процесс освобождения и психолога, и клиента. Это единый процесс бытия-вместе с уникальной спецификой для каждого: Dasein-аналитик выполняет роль ведущего, старается постепенно раскрыть клиенту доступ к его перспективам, которые он должен изложить самостоятельно; Dasein-аналитик угадывает будущее бытие клиента, настраивается на него, помогает последнему его высветить.


Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра - это метод, предназначенный для выявления субъективного выбора человека, посредством которого каждая личность делает себя личностью, то есть дает себе знать о том, что она есть. Данный метод открывает этическую сторону человеческих проектов и стремится определить первоначальный выбор человека (первоначальный проект).


Первоначальный проект - изначальный сознательный выбор человеком самого себя; это не редуцируемая далее унификация, несубстанциональный абсолют, лежащий в основе всех последующих решений и выборов, которые осуществляет человек на протяжении жизни. Первоначальный проект - это первое сознательное решение, принятое индивидуальностью по отношению к миру (как она будет относиться к миру, каким образом будет писать историю собственной жизни). Все последующие выборы, так или иначе, воспроизводят первоначальный проект, вокруг него кристаллизуются все последующие события.


Цель экзистенциального психоанализа: выявить первоначальный проект человека при помощи феноменологического описания символов, метафор; прояснить облик индивидуальности путем выявления тех обстоятельств и зависимостей, в ответ на которые она себя «проектирует». По Ж.-П. Сартру именно «открытие выбора» приводит к «о-со-знанию» в противоположность аналитическому «знанию». Экзистенциальный психоанализ есть метод, предназначенный обнаруживать в строго объективной форме субъективный выбор, посредством которого каждая личность делается личностью, то есть объявляет о себе, чем она является [24].
Логотерапия работает с человеком во всей его целостности: от психофизиологически-организменного до духовно-личностного уровня. Особый акцент при этом делается на духовной экзистенции и ее основных аспектах (экзистенциалах): свободе - ответственности и сознании (свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни).

Логотерапия стремится помочь человеку в осознании: а) смысла, который ждет от него реализации и б) воли к смыслу, которая ждет, чтобы пред ней поставили задачу.


Логотерапевты концентрируют внимание клиентов на выборе, позволяющем справляться с экзистенциальным вакуумом, они стремятся «столкнуть» клиентов с жизненными задачами и переориентировать их на решение этих задач. Логотерапевты - это воспитатели ответственности, они обучают клиентов брать на себя ответственность и пытаются разблокировать стремление клиентов к смыслу [20, С. 166]. Когда стремление к смыслу будет разблокировано, индивидуальность с большей долей вероятности сама найдет пути самотрансценденции через ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.


Итак, цель логотерапии: выявить не осознаваемую, но существующую реальность психического, сделать осознаваемым неосознанный имплицитный образ человека и затем его эксплицировать, развернуть, развить также, как мы проявляем фотографию, и тогда из небытия проявляется изображение.


Логотерапия В. Франкла по сравнению с экзистенциальным анализом А. Лэнгле - это метод анализа с точки зрения духовной экзистенции (не анализ самой экзистенции), с акцентом на воле к смыслу. Тогда как в работах А. Лэнгле вводятся понятия воля к опоре, воля к бытию самим собой, воля к отношению с другими.
А. Лэнгле полагал, что экзистенциальный анализ - это феноменологический метод, призванный помочь личности (духовно и эмоционально) свободно и полно проживать жизнь, выйти на аутентичные установки и актуализировать ответственность по отношению к собственной жизни и миру.


В центре данного метода находится человек, связанный с бытием.


Цели экзистенциального анализа А. Лэнгле: 1) достичь состояния экзистенции и сделать ее духовной; 2) понять жизненную историю и опыт личности, которые привели к подобной жизненной позиции; 3) достичь особого рода согласия с жизнью (имеется ввиду согласия-подтверждения, согласия-соучастия).
В целом, методы работы с пространством и временем внутреннего мира человека стремятся исследовать жизнь так, как она переживается индивидуальностью, не раскалывая «Я» на отдельные разрозненные части и не сводя их к физиологическим принципам. Данные методы применяются не только для решения лежащих на поверхности проблем, но и используются для оказания помощи в противостоянии человека основным проблемам существования, связанным с тревогой, отчаянием, одиночеством, бессмысленностью и др.


Дополнительная литература


Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Избранные статьи. Нидлмен Я. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ. -
Москва: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1999.
Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ / Пер. под ред. С. Римского. - Москва: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. - 272 с.
Босс М. Аналитическая экзистенц-психология // Ю.В. Тихо- нравов. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. - Москва: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1998.
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Феноменологический метод в психологии: движение к адаптации в духе позитивизма или к развитию? // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 1. С. 8-27.
Летуновский В.В. Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л. Бинсвангера и М. Босса // Понимание как фактор личностного развития. - Кемерово: Графика, 2002.
Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ в психологии: история, теория, практика. Дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 2001 - 222 с.
Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни. - Москва: Генезис, 2017. - 144 с.
Лэнгле А. Экзистенциальный анализ. Экзистенциальные подходы в психотерапии. - Москва: Когито-Центр, 2020. - 322 с.
Сартр Ж.П. Экзистенциальный психоанализ // Ю.В. Тихонра- вов. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. - Москва: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1998.
Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - Москва: АСТ, 2015. - 928 с.
Соколова Э.А. Метод феноменологического анализа в диагностике психологических проблем человека и социальной группы // Журн. Белорус. гос. ун-та. Философия. Психология. 2018. № 2. С. 108-112.
Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. - 286 с.
Франкл В. Психотерапия на практике. - Санкт-Петербург: «Ювента», 1999. - 256 с.
Экзистенциальная психология. Экзистенция. - Москва: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с.


Вопросы, упражнения и творческие задания для самопроверки


1. Согласны ли вы, что опыт является важной частью внутреннего мира индивидуальности?
2. Сформулируйте ограничения феноменологического подхода в психологии. Аргументируйте ответ.
3. Верно ли, что при феноменологическом анализе могут выпадать существенные моменты, находящиеся по ту сторону сознания? Проиллюстрируйте ответ.
4. Перечислите основные цели Dasein-анализа М. Босса?
5. Вспомните, что М. Босс подразумевал под открытостью экзистенции?
6. Можете ли вы сказать, что такое Миропроект по Л. Бинсвангеру?
7. Назовите очевидные заслуги и потенциальные опасности экзистенциального психоанализа.
8. Опишите ваше понимание Первоначального проекта Ж.-П. Сартра.
9. Почему, на ваш взгляд, логотерапия является феноменологически личностно-ориентированным направлением в психологии?
10. Прокомментируйте фразу А. Лэнгле: «Поскольку жизнь протекает в настоящем времени, исходным моментом экзистенциального анализа является 'актуальное'. Однако в центр терапевтической работы ставится созидание дальнейшей жизни, т.е. будущее».


Упражнение 6.
Ознакомьтесь с утверждением и ответьте на вопросы.
Ролло Мэй полагал, что лучшие консультанты - это те, кто сами были «ранены», то есть страдали и были излечены.
На какие из своих переживаний консультанты могли бы опираться, чтобы лучше понимать себя и своих клиентов? Какие преимущества имеют консультанты, пережившие ситуации, подобные тем, с которыми сталкиваются клиенты? Каковы отрицательные стороны такого опыта?


Упражнение 7.
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы.
Пациентка доктора Курта Коцоурека лечилась различными методами в течение одиннадцати лет, но ее состояние не только не улучшилось, но даже ухудшилось. Она страдала от приступов сердцебиения, сопровождаемых сильной тревогой и антиципированными страхами внезапной смерти. После первого приступа она стала бояться, что он повторится, и впоследствии так и получилось. Пациентка рассказывала, что всякий раз, когда появлялся страх, вслед за ним начиналось сердцебиение. Больше всего, однако, она тревожилась по поводу того, что она может умереть на улице. Доктор Коцоурек посоветовал ей говорить самой себе в такие моменты: «Мое сердце будет биться еще сильнее! Я как раз хотела бы умереть прямо здесь на тротуаре!» Кроме того, пациентке посоветовали намеренно искать такие места, которые она переживала как неприятные, или даже опасные, вместо того чтобы избегать их. Две недели спустя пациентка сообщила: «У меня теперь все хорошо, и я не испытываю никаких сердцебиений. Страх исчез совершенно».
Какой метод был использован доктором Куртом Коцоуреком? Опишите его механизм?


Упражнение 8.
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы.
Слушая рассказ одного пациента о важности и ответственности той работы, которой он занимается, психотерапевт внезапно попросил его остановиться и прислушаться, а затем сказать, что он слышит. «Тиканье часов, которые висят у вас на стенке», — недоуменно ответил пациент. «Верно, — подтвердил психотерапевт. — Только это не просто часы: они отмеривают время. Время, которое отпущено нам на сегодняшнюю встречу. А еще время, которое в целом отпущено нам на жизнь. У каждого оно разное и зависит от генетики, образа жизни, воли к жизни и еще массы других факторов. Но в одном оно похоже — его нельзя рассчитать и повернуть вспять. А теперь подумайте, действительно ли важность и престижность той работы, которой вы занимаетесь, — это те значимые вещи, ради которых вы готовы потратить столько своего личного времени?».
Какой метод был использован психотерапевтом? Опишите его механизм? В каком пространственно-временном модусе была построена работа? Обоснуйте ответ.


Творческое задание 6.
Попытайтесь построить Миропроект героя, опираясь на следующие пункты:
а) наследственность;
б) анамнез и катамнез;
в) экзистенциальный анализ: конфликт, окружение, вербальная коммуникация, ориентация во времени и пространстве, отношение к миру и пр.;
г) анализ: ваши рассуждения, профессиональный взгляд, рефлексия (здесь необходимо избегать оценок и простого пересказа сюжета).
Миропроект следует строить строго по аналогии с описанием и общими исследованиями Л. Бинсвангера. В качестве примера, за основу, можно взять экзистенциальный анализ случая Лолы Восс (История болезни Лолы Восс, из кн. Л. Бинсвенгера «Бытие-в- мире»).
Выберите материал для построения Миропроекта (на выбор - один фильм и одна книга):
- случай Анжелики («Любит - не любит», A la folie... pas du tout, 2002, реж. Летиция Коломбани);
- случай Кобба («Начало», Inception, 2010, реж. Кристофер Нолан);
- случай Тедди Дэниелса (Деннис Лихэйн «Остров проклятых»);
- случай Лу Форда (Джим Томпсон «Убийца внутри меня»).

Источник: Шпунтова, Виктория Владимировна Психология индивидуальности: учебное пособие / В.В. Шпунтова, - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 112 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.