Страница 1 из 3 Проект «Профилактика конфликтного поведения в коллективах дошкольников»
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Понятие конфликта и конфликтного поведения
Конфликт – это всегда сложный и многогранный феномен. В конфликтах могут задействоваться самые различные стороны: как один индивид, так и социальные группы, национально-этнические общности, государства и их коалиции. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что означает столкновение. В других языках слово «конфликт» практически неизменно (conflit — франц., konflikt — нем., conflict — англ.) Определения конфликта, принятые в современных энциклопедиях также весьма сходны.
Понятие конфликт на сегодняшний день не принадлежит к какой-либо определенной области науки. Его широко используют как в психологии, так и в других человековедческих науках, а также в философии, искусствоведении, математике и в военных науках. Наиболее популярными являются следующие два толкования, которые характеризуют конфликт в общих чертах. Исследователь детских конфликтов Рояк А. А. дает следующее определение: «Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия». [8 ] В отечественной литературе специалист по конфликтологии, Ю. Г. Запрудский, определяет конфликт как: «Явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству». [1] Также, существует большое количество классификаций конфликта. Наиболее общая классификация разделяет конфликты по субъектам (сторонам конфликта):
- Внутриличностные конфликты,
- Межличностные конфликты,
- Между личностью и группой,
- Межгрупповые,
- Межгосударственные.
Любой конфликт представляет собой динамическую целостность, в которой присутствуют объективные (внеличностные) элементы (объект, участники и среда конфликта) и личностные элементы (черты характера и тип личности, основные психологические доминанты поведения, манеры, этические ценности и т. п.). Неотрывно от понятия «конфликт» и конфликтное поведение личности. Конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами. Конфликтное поведение подразделяется на наступательное и оборонительное и отступательное. [17] Следует отличать тактику и стратегию поведения в конфликтных ситуациях. Стратегия поведения – ориентация личности (группы) на достижение конечной цели в конфликте. Она определяет смысл выбранных конфликтующими тактик. Тактикой является уже совокупность характерных приемов и способов, направленных на преодоление проблемы, приведшей к конфликту. Как правило, конфликты вызывают у личности массу негативных эмоций, которые могут стать серьезной проблемой. Множество конфликтов человека с другими людьми и с самим собой имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве, поэтому так важна проблема профилактики конфликтного поведения в коллективах дошкольников.
Причины возникновения конфликтов и конфликтного поведения у детей дошкольного возраста
Понятие «причина» в общефилософском плане обозначает какое-либо явление, которое повлекло за собой другое явление – следствие. В обществе и природе существует огромное количество причинно-следственных связей и конфликты не составляют исключение. Причины возникновения конфликтных ситуаций могут быть разные: внешние и внутренние, всеобщие и единичные, материальные и идеальные, объективные и субъективные и т. д. Рояк А.А. утверждает, в основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, её возникновению способствует более или менее длительный период скрытой или односторонней неудовлетворенности. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон. Она может определенное время сохраняться (чаще в открытой форме), не приводя к инциденту и не переходя, следовательно, к открытому конфликту. [8] Отечественный исследователь, Е. В. Буртовая, в своём труде «Конфликтология», приводит три основные группы причин возникновения конфликтов [1]: 1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов; 2. Объективные факторы возникновения конфликтов; 3. Личностные факторы возникновения конфликтов. Противоречие интересов как фундаментальная причина возникновения конфликтов предполагает борьбу между осознанной потребностью субъекта в чем-либо (интерес) и дефицитом явления, выступающего в виде данной потребности. Любой конфликт – это форма выражения этого противоречия. Объективные факторы возникновения конфликтов – это факторы, объединяющие людей независимо от их сознания, воли, ценностей и пристрастий. Например: ресурсы, материальные блага, власть, статус, общественные духовные ценности и т. п. В качестве личностных факторов возникновения конфликтов выступают тип личности, черты характера, основные доминанты и манеры поведения, неадекватные оценки, этические ценности и т. п. Кроме того, Е. В. Буртовая обращает внимание на то, что следует различать причины конфликта и его повод. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины, повод возникает случайно и может создаваться искусственно. Причина же отражает закономерную связь вещей. [1] Существуют как общие причины возникновения конфликтов, присущие всем людям без исключения, так и специфические, присутствующие на определенном возрастном этапе. Отечественные исследователи, Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский, указали, что в дошкольном возрасте такими причинами являются [4]:
- «Разрушенные игры»,
- «По поводу выбора общей темы игры»,
- «По поводу состава участников игры»,
- «Из-за ролей»,
- «Из-за игрушек»,
- «По поводу сюжета игры»,
- «По поводу правильности игровых действий».
Кроме того, причиной конфликтности детей-дошкольников могут выступать неадекватный стиль родительского воспитания и в целом неправильный образ взрослого. В дошкольном возрасте ребёнок часто подражает поведению наиболее близких ему людей, и негативный пример может стать нормой поведения и перенестись на сверстников. Исследования российских учёных, Е. О. Смирновой и М. В. Соколовой по выяснению родительской позиции по отношению к ребенку показали, что у родителей конфликтных детей ориентация на достижение и формирование ценных качеств является доминирующей, а проявления личностного отношения подавляются. Как правило, в таких семьях применяется строгий стиль воспитания (накажу; заставлю; добьюсь своего). [9] Подводя итог, можно сказать, что изучение и выявление причин конфликтности в дошкольном возрасте – это одна из главнейших задач психолого-педагогической работы, так как именно из нее исходит дальнейшая профилактическая, коррекционная и консультационная работа с детьми, родителями и педагогами.
Психологические особенности конфликта и конфликтного поведения у детей дошкольного возраста
Конфликтное поведение детей на этапе дошкольного детства имеет ряд психологических особенностей, обуславливающих появление, протекание и завершение конфликтов. В качестве таких особенностей можно выделить: формирование самосознания, развитие эмоционально-волевой сферы и темперамента, а также ведущую деятельность ребенка-дошкольника – игровую. Все перечисленное в своей совокупности влияет на поведение ребёнка в конфликте и на причины его появления. Таким образом, конфликтность дошкольников имеет общие черты, присущие всем возрастам и специфические, вызванные возрастными характеристиками. Конфликтность дошкольников может быть спровоцирована развитием самосознания, которое тесно связано с самооценкой и саморегуляцией. Самосознание – это относительно осознанная и устойчивая система представлений человека о самом себе. Включает в себя три компонента [11]:
- когнитивный (самопознание),
- эмоциональный (реакции, переживания, оценочные суждения),
- волевой (принятие решений).
В период дошкольного детства только формируются эти компоненты, поэтому дошкольник еще не имеет твердой личностной позиции. На развитие самосознания большое влияние оказывает общение с другими людьми. Оценки и суждения взрослых формируют самооценку ребенка, между ровесниками происходит первый обмен мнениями, суждениями. При неадекватной самооценке ребенок не может объективно оценивать других детей и регулировать свое поведение самостоятельно, поэтому на этом фоне могут случаться конфликты. Другими словами, конфликтности сопутствует неадекватная самооценка. Дети часто обижаются друг на друга из-за несправедливых замечаний, суждений. Кроме того конфликтность может быть спровоцирована сформировавшейся у ребенка эгоистической позиции, когда ему безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Такие дети часто бывают грубыми, агрессивными по отношению к товарищу. Обычно дошкольники с эгоистической позицией мало знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато такой ребенок всегда запоминает игрушки, которые приносят другие дети. Данная позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить, поэтому он становится агрессивнее и вызывает конфликты. Другой особенностью конфликтного поведения дошкольников является высокая эмоциональность и неспособность к полноценному волевому решению. Эмоционально-волевая сфера дошкольников характеризуется наличием элементов произвольности, формированием целеполагания, иерархии мотивов, изменяется роль эмоций, происходит освоение социальных форм выражения чувств. Все эти особенности в своей совокупности могут провоцировать конфликты среди дошкольников, так как сталкиваются интересы детей, нет опыта решения проблемных ситуаций и т. д. И хотя чувства и эмоции в дошкольном возрасте постепенно становятся произвольными, они все еще имеют элементы импульсивности, могут быть очень бурными, особенно в ситуации соперничества, что нередко приводит к конфликтам. Также дошкольный возраст характеризуется склонностью к аффектам, т. е. к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, что выражается в неестественных интонациях, мимике, жестах, позах и т. д. Конфликтность выражается в стремлении победить, показать лучший результат. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему. В дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, проявляются также и свойства темперамента, которые ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Так как нервная система у детей близка к слабому типу, она характеризуется быстрым истощением, понижением работоспособности, а также повышенной возбудимостью и чувствительностью, что приводит к неадекватному поведению в случае конфликта. На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости, снижен контроль над своими действиями, у ребенка часто меняется настроение, он импульсивен, что также может способствовать развитию конфликтности. Кроме того, важнейшей психологической особенностью конфликтности в дошкольном возрасте является ведущая игровая деятельность. Как было упомянуто выше, существует 7 причин возникновения конфликтов, однако исследователи данной проблемы – Я. Л. Коломинский и Б.П. Жизневский – отметили, что виды конфликтов дифференцируются на этапах дошкольного детства. Как показывают данные, полученные Коломинским и Жизневским, у детей 1—2 года жизни наибольшее количество конфликтов возникает [4]:
- из-за обладания игрушками — 75%,
- из-за разрушения игры — 25%.
У детей следующей возрастной группы (2—3 года) это соотношение сохраняется примерно на том же уровне, но уже появляются и конфликты «из-за распределения ролей»—6%. В 3—4 года причины конфликтов уже более разнообразны:
- из-за игрушек и разрушения игры — 38%,
- из-за ролей — до 23%, что как раз и отражает процесс становления сюжетно-ролевой игры в этом возрасте.
Здесь же отмечаются и новые виды конфликтов:
- при выборе общей темы игры — 2%,
- при определении игрового сюжета — 3%,
- по поводу правильности игровых действий — 10%.
В среднем дошкольном возрасте (4—5 лет) конфликты чаще всего возникают:
- из-за ролей – 32%,
- по поводу правильности игровых действий — 26%,
- из-за игрушек — до 17 %.
Появляются новые конфликты:
- по поводу состава участников игры — 10 %,
- по поводу сюжета — до 8 %.
Очень резко сокращается число конфликтов из-за разрушения игры — до 6 %. Примерно то же соотношение сохраняется у старших дошкольников (5— 6 лет), однако исключение составляют конфликты по поводу правильности игровых действий – 26 %. Чуть меньше конфликтов из-за ролей — 24 %, 21% конфликтов из-за игрушек. Таким образом, можно сказать, что, так как дети-дошкольники проводят большую часть времени в игре, этим и обусловлено появление конфликтов, и дальнейшее развитие конфликтного поведения. В совокупности с другими психологическими особенностями это дает возможность определить специфический, свойственный только дошкольному возрасту портрет конфликтной ситуации и поведения. Также это позволяет наметить пути дальнейшей профилактики и коррекции конфликтного поведения у детей на данном возрастном этапе в п рофилактике конфликтности детей-дошкольников.
В педагогике и детской психологии всегда присутствовала проблема воспитания гуманных и доброжелательных отношений между детьми. Также остро стоял вопрос о профилактике конфликтности детей-дошкольников. Существует большое количество психолого-педагогических мер по предупреждению конфликтного поведения, когда оно еще не проявилось в полной мере, однако для того, чтобы работа была эффективной, необходимо комплексное воздействие на ребенка. В качестве метода по формированию у детей готовности к позитивному разрешению конфликтов можно выделить усвоение моральных норм и правил поведения через детскую литературу. В процессе ознакомления с различными жанрами и произведениями, ребенок учится оценивать поступки героев и соотносить их с собой, у него появляется понимание, «что такое хорошо, а что такое плохо». Кроме этого, детская литература положительно влияет на эмоциональный фон ребенка, развивает у него систему морали и ценностных ориентаций. [9] Другой формой формирования позитивного отношения к конфликту является организация совместной деятельности детей-дошкольников – игровой или продуктивной. В процессе игры или труда ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, согласовывать с ними свои действия. В процессе совместной деятельности также вырабатываются навыки сотрудничества и взаимопомощи. Организация такой деятельности должна осуществляться под контролем взрослых, чтобы они направляли и поддерживали процесс общения между детьми. Для формирования у ребенка готовности к позитивному разрешению конфликтов необходимо, чтобы он четко осознавал свое эмоциональное состояние, мог осознанно пользоваться своими чувствами. В качестве метода тут можно обозначить овладение «азбукой чувств». Его сущность заключается в том, чтобы дошкольник мог открыто говорить о своих эмоциях, рассказывать о переживаниях. Детей учат прислушиваться к себе и другим, называть свои чувства и состояния, понимать свои качества и достоинства. Как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи, формирование у детей готовности к позитивному разрешению конфликтов невозможно без оценок взрослых. Положительные отзывы и комментарии родителей и воспитателей оказывают благоприятное влияние на самооценку ребенка, а, в свою очередь, уже от нее зависит, насколько ребенок будет конфликтным. Выделяют два вида оценок взрослых: материальные и моральные. Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей. Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали. Практика показывает, что наиболее действенными оказываются моральные педагогические оценки, так как они несут в себе, помимо оценивания, отношение к ребенку. Итак, формирование у детей-дошкольников готовности к позитивному разрешению конфликтов напрямую зависит от личностно-ориентированного подхода взрослых к ребенку, от приобщения его к культурным ценностям, литературе, искусству. Немаловажную роль играет благоприятный психологический климат в семье. При правильной организации воспитательных, учебных и игровых компонентов деятельности детей, можно предупредить конфликтность и сформировать у ребенка позитивное отношение к поиску выхода из конфликтной ситуации.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
Таким образом, анализируя литературу по конфликтологии, дошкольной психологии и педагогике, можно сказать, что конфликты присущи всем людям и всем возрастам. Жизнь любого человека не обходится без конфликтных ситуаций, в том числе и жизнь ребенка дошкольного возраста. Конфликты, возникающие на данном этапе детства имеют, кроме отрицательной составляющей еще и положительную: в ходе решения конфликтных ситуаций ребенок учится находить выход из затруднений, налаживать компромисс, происходит становление его личности в социуме. Отрицательной стороной может являться развивающаяся конфликтность как качество личности ребенка, когда дошкольник не умеет конструктивно решать спорные ситуации и все больше обособляется от коллектива своих сверстников, его поведение становится все хуже и хуже. Следует различать конфликты и конфликтность. Если в одном случае это обязательная составляющая жизни человека, то в другом – это деструктивная особенность личности, которая мешает и ребенку, и взрослому нормально развиваться и жить в обществе. Следует отметить, что конфликтность дошкольников соотносится как с их возрастными, личностными, так и гендерными особенностями. Для решения такой психолого-педагогической проблемы, как конфликтность в коллективе дошкольников, наука предлагает обширные методы профилактики, диагностики и коррекции. Однако, для того, чтобы эффективность работы была наиболее высокой, психологи и педагоги советуют применять комплексный подход к решению проблемы конфликтности. Подводя итог, следует отметить, что только внимание родителей, их теплое отношение к ребенку и адекватность стиля воспитания наряду с профессионализмом работников ДОУ, могут обеспечить не только устранение конфликтности, но и предотвращение ее в целом.
|