На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Скрининг-программа доврачебного обследования детей дошкольного возраста. Форма 026 у
Скрининг-программа доврачебного обследования детей дошкольного возраста. Форма 026 у
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Скрининг-программа позволяет оценить состояние нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной систем, лор-органов, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, физического развития.

Для выявления отклонений по данным показателям проводится обследование по скрининг-программе. Данная программа состоит из 10 тестов и дифференцирована для детей разного возраста.


Обследование по скрининг-программе состоит из этапов:

 

1   этап – доврачебное обследование (выполняет медицинская сестра учреждения);
2этап – осмотр детей врачом (врач осматривает тех детей, которые выявлены с помощью тестов);
3   этап – осмотр детей специалистами (организуются консультации, исследования).
Обработка и накопление материалов может проводиться в компьютерном варианте, а также в форме таблиц, диаграмм, измерительных шкал, в текстовой форме.


Программа включает следующие меры.
1. Анкетный тест – опрос родителей с помощью специальной анкеты.
2. Оценку физического развития детей по специальной таблице (вкладыш к форме 026 /у).
3. Оценку физического развития с помощью специальных методик.
4. Проверку остроты слуха с помощью шепотной речи.
5. Выявление предмиопии с помощью теста Малиновского.
6. Измерение АД (с учетом возрастных поправок на стандартную манжету) для выявления гипертонического и гипотонического состояния.

Вкладыш к форме 026

Тестовые обследования
Ребенок (Ф.И.)__________________________________________

 

 

Вид исследования

Дата

Возраст

Дата

Возраст

Дата

Возраст

Физическое развитие

Вес, рост, оценка физического развития (подчеркнуть)

Норма.
Дефицит массы тела.
Избыток массы тела.
Низкий рост

Норма.
Дефицит массы тела.
Избыток массы тела.
Низкий рост

Норма.
Дефицит массы тела.
Избыток массы тела.
Низкий рост

Заключение (подчеркнуть)

Норма.
Наблюдение врача.
ДДУ. Консультация эндокринолога

Норма.
Наблюдение врача.
ДДУ. Консультация эндокринолога

Норма.
Наблюдение врача.
ДДУ. Консультация эндокринолога

 

Состояние опорно-двигательного аппарата

Дата

Возраст

Дата

Возраст

Дата

Возраст

1. Явное повреждение органов движения, выраженное врожденными пороками, травмой, болезнью

да    нет

да    нет

да    нет

2. Голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично

да    нет

да    нет

да    нет

3. Грудная клетка: «сапожника», «куриная», деформированная

да    нет

да    нет

да    нет

4. Чрезмерное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного, грудного кифоза, поясничного лордоза

да    нет

да    нет

да    нет

5. Чрезмерное отставание лопаток

да    нет

да    нет

да    нет

6. Чрезмерное выступание живота

да    нет

да    нет

да    нет

 

7. Нарушение осей нижних конечностей: О-образные, Х-образные

да    нет

да    нет

да    нет

8. Неравенство треугольников талии

да    нет

да    нет

да    нет

9. Вальгусное положение пятки или обеих пяток (ось пятки отклонена наружу) в положении стоя

да    нет

да    нет

да    нет

10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, утиная и др.

да    нет

да    нет

да    нет

Заключение (подчеркнуть)

Норма
Незнач.отклон.
Значит.отклон.

Норма
Незнач.отклон.
Значит.отклон.

Норма
Незнач.отклон.
Значит.отклон.

 

 

Дата

Возраст

Дата

Возраст

Дата

Возраст

 

 

 

 

 

 

Оценка плантограммы (подчеркнуть)

Норма.
Уплощение.
Плоскостопие

Норма.
Уплощение.
Плоскостопие

Норма.
Уплощение.
Плоскостопие

Итоговое заключение по осанке и плантограмме

Норма.
Консультация ортопеда

Норма.
Консультация ортопеда

Норма.
Консультация ортопеда

 

Вид
исследования

Дата

Возраст

Дата

Возраст

Дата

Возраст

 

 

 

 

 

 

Состояние органов зрения

1. Острота зрения

Норма.
1,0 оба глаза

Откл.
Пр-
Лев-

Норма.
1,0 оба глаза

Откл.
Пр-
Лев-

Норма.
1,0 оба глаза

Откл.
Пр-
Лев-

2. Тест
Малиновского

Отриц.
Пр-
Лев-

Полож.

Отриц.
Пр-
Лев-

Полож.

Отриц.
Пр-
Лев-

Полож.

3. Бинокулярное зрение

Норма

Откл.

Норма

Откл.

Норма

Откл.

Заключение (подчеркнуть).

Норма.
Откл.
Понижение остроты зрения.
Предмиопическое состояние.
Нарушение бинокулярного зрения.
Консультация окулиста.

Норма.
Откл.
Понижение остроты зрения.
Предмиопическое состояние.
Нарушение бинокулярного зрения.
Консультация окулиста.

Норма.
Откл.
Понижение остроты зрения.
Предмиопическое состояние.
Нарушение бинокулярного зрения.
Консультация окулиста.

 

Вид
исследования

Дата

Возраст

Дата

Возраст

Дата

Возраст

 

 

 

 

 

 

Состояние органов слуха

1. Шепотная речь (6м.).

Норма. Откл.

Норма. Откл.

Норма. Откл.

2. Аудиометрия.

Норма. Откл.

Норма. Откл.

Норма. Откл.

Заключение (подчеркнуть).

Норма. Откл.
Консультация отоларинголога.

Норма. Откл.
Консультация отоларинголога.

Норма. Откл.
Консультация отоларинголога.

Артериальное давление

АД – заключение подчеркнуть.

Норма. Откл.
Консультация педиатра

Норма. Откл.
Консультация педиатра.

Норма. Откл.
Консультация педиатра.

Подпись

М/С

М/С

М/С

 

Врач

Врач

Врач

Оценка физического развития


Рост ребёнка измеряют при помощи деревянного ростомера. Ребёнок стоит спиной к цифровым обозначениям и межвертикальной стойке ростомера. Голова ребёнка – в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположен на одном уровне. Затылком к ростомеру не прикасаться. Подвижную планку ростометра опускают на голову ребёнка (без надавливания).


Массу тела определяют путём взвешивания на медицинских весах. При взвешивании ребёнок встаёт на неподвижно закреплённую площадку.


После получения данных массы и роста производится оценка физического состояния детей 3 лет. При этом используется таблица «Показатели физического развития детей», приведённая в программе «Пралеска» (с.469).
При оценке физического развития в соответствующей полу и возрасту ребёнка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке – соответствующий данному росту диапазон «нормы» массы тела.
В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше максимальной его граница, оценивается физическое развитие ребёнка.
Дети с избыточной массой тела направляются на консультацию к эндокринологу.
Дети с низким ростом также направляются на консультацию к эндокринологу для решения вопроса, имеется ли задержка физического развития или низкий рост обусловлен генетическими факторами.
Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатра для установления причины этого дефицита.

Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата
Врач-педиатр или подготовленный медицинский работник осматривает ребёнка (раздетого до трусов) и отвечает на 10 вопросов скрининг-тестов, подчёркивая «да» и «нет» в тестовой карте.
Исследование проводится в положении стоя в привычной для ребёнка позе:
1. Осмотр в фас, руки вдоль туловища – определяются форма ног (нормальная, О-образная, Х-образная).
При нормальных ногах, поставленных рядом, пятки и колени соприкасаются, ось бедра и голени представляет прямую линию, ступни параллельны.
При Х-образных ногах ось бедра и ось голени образуют угол, открытый наружу, в положении стоя колени смыкаются, а стопы раздвинуты. Попытка поставить пятки вместе, выпрямить ноги остаётся безуспешной.
При О-образных ногах голень характеризуется дугообразной изогнутостью. Ось бедра с осью голени образует угол, открытый внутрь. При сомкнутых пятках колени не смыкаются, они раздвинуты.
Далее определяется положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии, наличие деформации грудной клетки.

  1. Осмотр сбоку – определяются форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.
  2. Осмотр со спины – определяются симметрия плеч, углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, равенство треугольников талии.

Все дети с подозрением на сколиоз должны быть направлены к ортопеду.

Оценка физического развития

Форма стопы.
Форму стопы можно определить по её отпечатку (плантография).
Для этого используются различные красящие вещества которыми
смазывают стопу. В качестве красящего вещества применяют раствор
Люголя, бриллиантовой зелени и др. По методу Штритерна на полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выдающимся точкам внутреннего края стопы. Из середины касательной (С) восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы (СЕ) и вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (ДЕ) ко  всей длине (СЕ). Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра (СЕ), стопа нормальная, 50-60% - уплощённая, свыше 60% - плоская.

плоскостопие

К уплощённым относятся стопы с площадью опоры, лежащей в пределах от 50 до 60 %.
Плоскими считаются стопы, площадь которых – в пределах от 60 до 100 %.
Нормальными считаются такие стопы, у которых площадь опоры занимает от 35 до 54% от общей площади стопы.

Исследование остроты зрения
Острота зрения определяется по таблице Сивцева – Головина. Таблица помещается в аппарат Ротта – специальный ящик с зеркальными стенками и подсветкой (по бокам расположены лампы мощностью 40Вт). При недостаточном освещении таблицы показатели остроты зрения занижаются, при избытке освещения – завышаются.
Таблица подвешивается на такую высоту, чтобы нижний край знаков был на уровне глаз ребёнка. Ребёнок сидит на стуле на расстоянии 5 метров от таблицы. При определении остроты зрения один глаз загораживается непрозрачной пластмассовой лопаточкой (10 х 15см) таким образом, чтобы внутренний край её находился на средней линии носа; прикрывать глаз рукой или накладывать повязку нельзя.
При проверке зрения следует показывать значки вразбивку, начиная с 10-й строчки таблицы (острота зрения = 1,0) не спеша. Если ребёнок не видит 9-10-е строчки, его следует направить на консультацию к офтальмологу.

Исследование остроты слуха

Проверка остроты слуха осуществляется с расстояния 6 метров и в полной тишине (шепотная речь). Сначала определяется острота слуха одного уха (другое ребенок закрывает пальцем), затем второго. Медицинская сестра шепотом произносит слова и цифры с одной интенсивностью (ребенок не должен видеть губ произносящего). Если ребенок неправильно идентифицирует произносимые слова, его необходимо направить к отоларингологу.

Тест Малиновского – выявление предмиопии
(предблизорукости)
Тест Малиновского позволяет выделить среди детей (6-7 лет) с нормальной остротой зрения (vis 0,9 - 1,0) «группу риска» по миопии.
После определения остроты зрения ребёнку с нормальной остротой зрения предлагается надеть очки (с линзами + 1 дпт. Дрп = 56-58мм), и вновь проверяется острота зрения (в очках).
В норме ребёнок (через очки) читает 9-10-ю строчки (тест Малиновского отрицательный – нормальная возрастная дефракция). Если ребёнок, глядя через очки, не может прочитать правильно буквы 9--10-й строк - тест положительный (предмиопическое состояние). Дети направляются к офтальмологу.

Измерение артериального давления

Измерение АД у дошкольников проводится ежегодно, начиная с 6 лет. АД измеряется аппаратом Рива-Роччи или тонометром. Манжету накладывают на середину плеча правой руки на 1-2 см выше локтевого сустава. Появление сердечных тонов – это систолическое давление, их исчезновение – диастолическое.
При отсутствии в медицинских кабинетах тонометров с детскими манжетами измерение проводится стандартной манжеткой, при этом результаты измерений систолического давления необходимо корректировать с учётом возраста, физического развития ребёнка и его массы тела. Показатели диастолического АД корректировке не подлежат.
Величины поправок к показателям систолического АД, получены при использовании стандартной манжеты (мм рт.ст).

 

Возраст

Нормальное физическое развитие

Дефицит массы тела

Избыток массы тела

6-7 лет

+10

+15

+5

Мониторинг физического воспитания

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития детей, развития физических качеств и физической подготовленности, двигательных навыков.
Физическое развитие детей — важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды. При оценке физического развития учитываются:
-длина и масса тела, окружность грудной клетки,
-функциональные показатели: жизненная ёмкость лёгких, коэффициент выносливости, мышечной силы;
-состояние осанки, опорно-двигательного аппарата и др.
Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития и др. Эти данные позволяют разработать для детей специальные оздоровительные программы.
Пропорциональность физического развития определяется в соответствии с индексом Пинье (ИП). Методика определения пропорциональности физического развития описана в данном пособии. Используя индекс Пинье, можно сделать определённые выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы.
О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности, которые также являются показателями эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей.
Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является коэффициент выносливости и сравнение его со стандартными показателями. По мере развития выносливости числовые показатели коэффициента выносливости снижаются.
Показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ). На эффективность физкультурно-оздоровительной работы будет указывать возрастание жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.
Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте ещё не является мониторингом физического развития. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесение его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленности с функциональным состоянием организма. Это позволяет видеть результаты педагогического воздействия на каждого ребёнка, группу в целом и своевременно проводить коррекционную работу по физическому развитию детей.

Сбор данных для мониторинга физического воспитания

1. Определение пропорциональности физического развития. Определяется с помощью индекса Пинье (ИП)
ИП = Рост (см) – [Масса (кг) + Окр. гр. кл. (см)].
Примечание: чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартным, тем крепче их телосложение.
2. Проведение функциональных проб
Ребенок выполняет в течение 20 секунд приседания.
Анализ выполнения.
При проведении функциональных проб у детей 4-7 лет нормальными показателями являются:

  • учащение пульса после 20 приседаний на 25-40% от исходных данных;
  • учащение дыхания на 5-6 единиц.

3. Определение показателей физической работоспособности
Степ-тест.
Детям предлагают две нагрузки возрастающей мощности:

  • подъем на ступеньку с частотой восхождений 22 раза в минуту;
  • подъем на ступеньку с частотой восхождений 30 раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки – 2 минуты, отдых между ними – 3 минуты.
Объем работы, выполненной ребенком, вычисляется по формуле:
W=P * n * h, где Р – масса ребенка, n – число подъемов на ступеньку, h – высота ступеньки в метрах.
Оценка результатов: нормой считается увеличение пульса на 15-20 %  при первой нагрузке и на 45-60% при второй по отношению к исходному уровню.
4. Определение коэффициента выносливости  (КВ) и сравнение его со стандартными показателями
Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:
КВ = П * 10/ПД, где П – пульс, ПД – пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).
Стандартные показатели коэффициента выносливости.

 

Возраст, лет

3

4

5

6

КВ

30

29

25

23

5.Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
Она замеряется с помощью прибора спирометра, в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и росту) – (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф.Синякова.
Уравнение для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф.Синякову).

 

Мальчики

ДЖЕЛ = (31 х рост в см.) +(32 х вес в кг.) – (20 х возраст) = 2950 (15)

Девочки

ДЖЕЛ = (25 х рост в см.) + (26 х вес в кг.) – (15 х возраст) = 2150 (15)

6. Определение жизненного индекса (ЖИ) ребенка
Он определяется по формуле:
ЖИ = ЖЕЛ /Р, где ЖЕЛ – жизненная емкость легких в мл., Р – масса тела в кг.

Оценка физических качеств детей
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты.

  • Быстрота оценивается по скоростному баллу на дистанцию 100м.
  • Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса – по показателям метания вдоль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей – по прыжкам в длину с места.
  • Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м. прямым и челночным способам (пробежать 5м, повернуться и бежать назад).
  • Гибкость измеряется по степени наклона туловища  из основной стойки, не сгибая колен. Упражнение выполняется на гимнастической  скамейке высотой 20-25 см, к которой прикрепляется специальная измерительная линейка. Ребенок должен встать на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклоняется вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксирует это положение в течение 5 секунд. Этот показатель считается нормой (номинальный). Если ребенок не смог удержаться в этом положении 5 секунд, не сгибая при этом колен, – результат считается неудовлетворительным (пессимальным). Оптимальным считается результат, при котором пальцы ребенка опускаются ниже края скамейки.
  • Выносливость оценивается по непрерывному бегу.

Примерные показатели:

 


Возраст

4года

5лет

6лет

7лет

Дистанция

100 м

200 м

300 м

1000 м

Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.
В течениегода показатели физических качеств могут изменяться. Это происходит за счёт естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию.
Анализ темпов прироста физических качеств можно рассчитать по формуле  В.И. Усакова,  которая используется для  оценки эффективности системы физического воспитания:

W= 100 (V2 – V1) / 1/2 (V2 + V1)

где W – темп прироста физических качеств, V1 – исходные показатели, V2 – конечные показатели.
Если темпы прироста физических качеств составляют не более 8%, то это свидетельствует о том, что в дошкольном учреждении отсутствует система физического воспитания (оценка «неудовлетворительно»). При приросте физических качеств от 9 до 10% можно сделать вывод о том, что в дошкольном учреждении отсутствует целенаправленная работа по физическому воспитанию, однако педагоги не ограничивают самостоятельную двигательную деятельность детей (оценка «удовлетворительно»). Если показатели темпов прироста физических качеств составили от 11 до 15%, то это указывает на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной системы физического воспитания (оценка «хорошо»). Темпы прироста 15% и выше говорят не только о целенаправленной системе физического воспитания, но и о правильной системе закаливания (оценка «отлично»).
Пользуясь методикой, предложенной В.И.Усаковым, необходимо следующее.
1. Определить темпы прироста физических качеств каждого ребёнка, сложить их и разделить на 5 (количество качеств). Получается средний процент прироста по всем видам физических качеств.
2. Сложить средние показатели всех детей и разделить эту сумму на количество детей. Получается средний процент прироста физических качеств по обследуемой группе детей.
3. Сложить средние показатели прироста физических качеств всех возрастных групп и разделить эту сумму на количество групп. Получаются средние показатели прироста физических качеств по дошкольному учреждению.


Технология формулирования выводов может быть следующей.


1. Вначале следует дать общую оценку деятельности дошкольного учреждения по развитию у детей физических качеств:

  • до 8% – неудовлетворительно (0 баллов);
  • 8-10% – удовлетворительно (1балл);
  • 11-14% – хорошо – (2 балла);
  • 15% и выше – отлично (3 балла).

2. Далее анализируется деятельность педагогов в каждой возрастной группе. Каждой возрастной группе на основании полученных данных выставляется оценка от 0 до 3 баллов.


3. Затем оценивается каждый ребёнок, его данные не сравниваются с данными других детей. Развитие каждого ребёнка рассматривается только в сравнении с ним самим. По полученным результатам выделяются подгруппы детей для дифференцированной работы.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.