Семинар-практикум. Тема: «Взаимодействие в системе «воспитатель - ребенок»: психологические аспекты»
- Изучение семьи как условие повышения эффективности взаимодействия педагога с родителями.
- Значение изучения семьи в оптимизации совместной деятельности родителей и педагогов по воспитанию ребенка; семья как источник знаний о ребенке.
- Методы изучения семьи:
▲ целенаправленное наблюдение ситуаций общения родителей с детьми; ▲ беседы с членами семьи и детьми; ▲ анкетирование и интервьюирование родителей; ▲ изучение продуктов детской деятельности; ▲ проективные методы. - Развитие у педагогов способности осуществлять правильную интерпретацию данных комплексного изучения семьи и активно использовать в работе с целью повышения эффективности взаимодействия с родителями.
- Примерные формы и методы работы.
- Информирование педагогов по проблеме. - Групповая дискуссия на тему «Надо ли изучать семью ребенка? Как это делать?» - Ознакомление воспитателей с проективными методиками: ▲ методом незаконченных предложений и рассказов, ▲ проективным рисованием, ▲ тестом «Рисунок семьи». - Отработка навыка использования социометрических методик. - Составление опросников и анкет для родителей.
Домашнее задание: - Изучить с помощью специально разработанной анкеты ценностные ориентации родителей в области воспитания ребенка.
- Оптимизация общения воспитателя с родителями.
- Значение общения с родителями; специфика функций общения в системе «воспитатель - родители». - Расширение представлений педагогов о своих коммуникативных способностях и их влияние на сферу общения с родителями. - Формирование навыков установления контакта с родителями и ведение конструктивного диалога с представителями семейной микросреды ребенка; трансляция родителям положительного образа ребенка как одно из условий установления доверительного общения. - Толерантность в общении; эмпатическое понимание родителей; использование невербальных средств общения (интонации, жестов, мимики, позы, контакта глаз, дистанции в общении и др.)
- Примерные формы и методы работы.
- Обсуждение материалов домашнего задания предыдущего занятия. - Информирование по проблеме. - Аутодиагностика коммуникативных умений социально-психологических качеств, важных для общения (тест на определение уровня потребности, экспресс – диагностики эмпатии, опросник Баса – Дарки и др.) - Групповая дискуссия «Всегда ли прав родитель? А воспитатель? …» - Разыгрывание ролевых ситуаций общения с членами семьи воспитанников. - Анализ последовательности установления контакта с родителями. - Ознакомление с приемами эмпатического слушания. - Психотехнические игры и упражнения на развитие невербальных средств общения.
Домашнее задание: - заполнить тестовую карту «Я глазами родителей и детей».
Влияние общения воспитателя и родителей на эмоциональное самочувствие ребенка.
- Влияние общения педагогов на развитие личности ребенка; зависимость эмоционального самочувствия дошкольника от характера педагогического воздействия на него со стороны взрослых. - Личностно ориентированная модель общения взрослых как условие эмоционального благополучия дошкольника. ▲ Способность взрослых к безусловному принятию ребенка в общении; ▲ эмпатические способности воспитателя и родителей; ▲ умение декодировать эмоциональные состояния детей по их внешним проявлениям; ▲ роль невербальных средств общения в поддержании эмоционального контакта с ребенком.
- Примерные формы и методы работы.
- Обсуждение материалов домашнего задания. - Постановка новой проблемы. - Информация по теме занятия. - Рефлексия эмоционального отношения педагога к детям (по заданным вопросам); рефлексия своих чувств по отношению к «Трудным » и эмоционально неблагополучным детям. - Разыгрывание ролевых ситуаций общения родителя и педагога с ребенком. - Анализ результатов наблюдений за общением членов семьи с ребенком по специально разработанной схеме. - Совершенствование приемов активного слушания. - Ознакомление с механизмами проявления эмпатии; анализ фотографии и определение по мимике лица, позе, жестам психоэмоционального состояния ребенка.
- Ознакомление с методами изучения эмоционального самочувствия воспитанника: ▲ наблюдение за поведением ребенка и его эмоциональными реакциями, ▲ тест тревожности, ▲ цветовой тест отношений, ▲ проективное рисование.
Домашнее задание: - выбрать 1-2 методики изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду и дома. С их помощью обследовать 2-3 детей и обдумать как использовать полученные данные в практике общения с ребенком.
Педагог-психолог я/с № 105 г. Витебска Середенко С.А. |