На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Семинар-практикум. Тема: «Взаимодействие в системе «воспитатель - ребенок»: психологические аспекты»
Семинар-практикум. Тема: «Взаимодействие в системе «воспитатель - ребенок»: психологические аспекты»
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Семинар-практикум. Тема: «Взаимодействие в системе «воспитатель - ребенок»: психологические аспекты»

  • Тема занятия № 1.

- Изучение семьи как условие повышения эффективности взаимодействия педагога с родителями.

  • Программа

- Значение изучения семьи в оптимизации совместной деятельности родителей и педагогов по воспитанию ребенка; семья как источник знаний о ребенке.


- Методы изучения семьи:

▲ целенаправленное наблюдение ситуаций общения родителей с детьми;
▲ беседы с членами семьи и детьми;
▲ анкетирование и интервьюирование родителей;
▲ изучение продуктов детской деятельности;
▲ проективные методы.
- Развитие у педагогов способности осуществлять правильную интерпретацию данных комплексного изучения семьи и активно использовать в работе с целью повышения эффективности взаимодействия с родителями.

  • Примерные формы и методы работы.

- Информирование педагогов по проблеме.
- Групповая дискуссия на тему «Надо ли изучать семью ребенка? Как это делать?»
- Ознакомление воспитателей с проективными методиками:
▲ методом незаконченных предложений и рассказов,
▲ проективным рисованием,
▲ тестом «Рисунок семьи».
- Отработка навыка использования социометрических методик.
- Составление опросников и анкет для родителей.

Домашнее задание:
- Изучить с помощью специально разработанной анкеты ценностные ориентации родителей в области воспитания ребенка.

 

  • Тема занятия № 2.

- Оптимизация общения воспитателя с родителями.

  • Программа.

- Значение общения с родителями; специфика функций общения в системе «воспитатель - родители».
- Расширение представлений педагогов о своих коммуникативных способностях и их влияние на сферу общения с родителями.
- Формирование навыков установления контакта с родителями и ведение конструктивного диалога с представителями семейной микросреды ребенка; трансляция родителям положительного образа ребенка как одно из условий установления доверительного общения.
- Толерантность в общении; эмпатическое понимание родителей; использование невербальных средств общения (интонации, жестов, мимики, позы, контакта глаз, дистанции в общении и др.)

  • Примерные формы и методы работы.

- Обсуждение материалов домашнего задания предыдущего занятия.
- Информирование по проблеме.
- Аутодиагностика коммуникативных умений социально-психологических качеств, важных для общения (тест на определение уровня потребности, экспресс – диагностики эмпатии, опросник Баса – Дарки и др.)
- Групповая дискуссия «Всегда ли прав родитель? А воспитатель? …»
- Разыгрывание ролевых ситуаций общения с членами семьи воспитанников.
- Анализ последовательности установления контакта с родителями.
- Ознакомление с приемами эмпатического слушания.
- Психотехнические игры и упражнения на развитие невербальных средств общения.

Домашнее задание:
- заполнить тестовую карту «Я глазами родителей и детей».

 

  • Тема занятия № 3.

Влияние общения воспитателя и родителей на эмоциональное самочувствие ребенка.

  • Программа

- Влияние общения педагогов на развитие личности ребенка; зависимость эмоционального самочувствия дошкольника от характера педагогического воздействия на него со стороны взрослых.
- Личностно ориентированная модель общения взрослых как условие эмоционального благополучия дошкольника.
▲ Способность взрослых к безусловному принятию ребенка в общении;
▲ эмпатические способности воспитателя и родителей;
▲ умение декодировать эмоциональные состояния детей по их внешним проявлениям;
▲ роль невербальных средств общения в поддержании эмоционального контакта с ребенком.

  • Примерные формы и методы работы.

- Обсуждение материалов домашнего задания.
- Постановка новой проблемы.
- Информация по теме занятия.
- Рефлексия эмоционального отношения педагога к детям (по заданным вопросам); рефлексия своих чувств по отношению к «Трудным » и эмоционально неблагополучным детям.
- Разыгрывание ролевых ситуаций общения родителя и педагога с ребенком.
- Анализ результатов наблюдений за общением членов семьи с ребенком по специально разработанной схеме.
- Совершенствование приемов активного слушания.
- Ознакомление с механизмами проявления эмпатии; анализ фотографии и определение по мимике лица, позе, жестам психоэмоционального состояния ребенка.


- Ознакомление с методами изучения эмоционального самочувствия воспитанника:
▲ наблюдение за поведением ребенка и его эмоциональными реакциями,
▲ тест тревожности,
▲ цветовой тест отношений,
▲ проективное рисование.

Домашнее задание:
- выбрать 1-2 методики изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду и дома. С их помощью обследовать 2-3 детей и обдумать как использовать полученные данные в практике общения с ребенком.

Педагог-психолог я/с № 105 г. Витебска Середенко С.А.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.