На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Эмоциональная уравновешенность
Эмоциональная выразительность
Эмоциональная отзывчивость на музыку
Двигательно-звуковая творческая активность
Готовность к общению
Легкость вступления в контакт
Инициативность общения
Эмпатия в общении
Все страницы

Н.Г. Куприна

Введение

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» нового поколения отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в формировании личностных качеств ребенка. В связи с этим актуализируется обращение к художественно-творческой деятельности в работе с детьми.
Детская игра близка к природе к специфике искусства. Не случайно дошкольный возраст сензитивен для проявления склонностей и способностей к художественно-творческой деятельности. Близость детской игры и художественно-творческой деятельности заключается в общности психологического выражения. Это эмоциональная непосредственность мотивов, интерес не к цели, а к самому процессу действия, формирование образного начала — «вхождение в образ», условность языка, действий и ситуаций.

 

Музыку как искусство, развертывающееся во времени, процессуальное, тесно связанное с моторно-мышечными и интонационно-речевыми ощущениями, сближает с игрой особое родство. Связь музицирования с игрой выражена в самом обозначении музыкальной деятельности - «музыкальная игра»: исполнить пьесу - значит сыграть ее.
Детская музыкально-игровая деятельность – это игра, сопровождающаяся звучанием музыки. Музыка выступает как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. Поэтому музыкально-игровая деятельность детей – синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями. Детская музыкально-игровая деятельность опирается на художественные образы различных искусств, но при этом выходит за пределы собственно музыки, хореографии, изобразительного искусства, поэзии и т.д. в область выразительного речевого интонирования, ритмических движений, тембровой, шумовой, цветовой, графической, двигательной импровизации.
Музыкальные игры, связанные с движением, танцем, словом, рисунком, могут получать уточняющие, конкретизирующие обозначения в связи с той формой практической деятельности, в которую они включают детей. Это могут быть игры-танцы, игры-пластические импровизации, музыкально-театрализованные игры, игры со звуками, игры в рисование музыки, интонационно-ритмические, речевые игры и т.д.
Важно, что в музыкально-игровую деятельность дети входят с позиции творцов, где они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания. Это своеобразное игровое «исполнение» музыки, игра «в музыку», где дети «входят в роль» ее персонажей и передают в различных действиях связанные с этой ролью эмоции, настроения, чувства, несложный игровой сюжет. При этом главным «инструментом» является сам ребенок, его тело: голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки; выразительные жесты, озвученные с помощью движений, различных предметов и детских инструментов. Одновременно ребенок является и исполнителем, и создателем этой игры. В результате музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия. Она помогает ребенку оказаться «внутри» музыки, стать творцом в ее звуковом мире, приобретать живой опыт эмоциональных переживаний, значимых именно для него самого, для его личности.
В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевальные сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки. Музыкально-игровая деятельность – феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальные игры представляются эффективным средством диагностики развития различных сторон личности ребенка. Музыкально-игровая деятельность может стать той ситуацией, которая послужит как стимулом для развития личностных качеств ребенка, так и основой для их мониторинга.
Развивающие возможности музыкально-игровой деятельности могут быть реализованы в следующих направлениях, соответствующих ФГТ к образовательно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста:
- развитие творческой активности;
- развитие эмоциональной отзывчивости как качества личности;
гармонизация эмоциональной сферы и развитие взаимосвязанных с ней психических процессов;
- приобщение к культурным ценностям и традициям своего народа;
- развитие общения, овладение вербальными и невербальными способами позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие познавательной активности;
- развитие двигательной активности, физическое совершенствование.
В предлагаемом методическом пособии представлены методические рекомендации к организации развивающей музыкально-игровой деятельности детей, музыкальные игры-тесты для диагностики у детей старшего дошкольного возраста развития эмоциональной сферы и динамической стороны общения в тех критериях и показателях, которые выделены в психолого-педагогической литературе относительно этих сфер личности ребенка. Идеями для разработки музыкальных игр-тестов послужили материалы семинаров по элементарному музицированию, проводимые педагогами Орф-института Барбарой Хазельбах, Ульрикой Юнгмайер, Леонардо Ривейро в Москве в период с 2003 по 2006 гг., а также многочисленные практические семинары отечественных педагогов по воспитательной работе с дошкольниками средствами музыкально-игровой деятельности (Вячеслава Жилина, Светланы Жилинской, Илизы Сафаровой, Татьяны Тютюнниковой и др.)

Гармонизация эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

Задача, которая формулируется как одна из важнейших в новых «Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» – это задача развития и гармонизации эмоциональной сферы ребенка, формирования у него позитивного отношения к окружающему миру и к самому себе.
В комплексе воспитательных средств, направленных на формирование позитивного, гармоничного мироощущения ребенка доминантой выступает педагогическая организация ситуация эмоциональной комфортности. Чувственную основу нравственного отношения к миру составляют любовь и доверие к окружающим близким людям, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Счастливый человек живет в согласии с природой, с окружающими и с самим собой. Закрепляясь в раннем детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера. Детское переживание радости в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. Напротив, затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния выполняют дезорганизующую роль в жизни ребенка, приводят к задержке общего психического развития, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции. Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, к окружающему миру, развития чувства доброты и гуманности, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни. Формирование эмоционально положительного самоощущения, позитивного отношения к жизни является важнейшей задачей воспитательного процесса в период дошкольного детства.
Музыкально-игровая деятельность является эффективным средством создания эмоционально положительной среды в развитии ребенка дошкольного возраста.
Исследования в современной психологии убедительно доказывают, что телесно-двигательные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Выводы, сделанные в свое время Ж. Пиаже о «сенсомоторном интеллекте» детей, получили дальнейшее осмысление и развитие в фундаментальных научных исследованиях по психологии детского возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.) Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесно-двигательный опыт. Не случайно в педагогической практике бытует выражение о том, что «ребенок мыслит телом». Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. В исследованиях О.А. Абдуллиной, А.А. Плигина выявлена динамика развития сенсорных систем на разных возрастных этапах: от преобладания кинестетической системы у дошкольников и младших школьников до становления в качестве ведущих визуальной и аудиальной систем у старшеклассников (1). Психология давно признала тот факт, что «психическая структура телесности» (по определению А. Носова) является единственной полноценно функционирующей структурой психики в дошкольном возрасте. Такие структуры, как сознание, логическое мышление, воля находятся у детей в различных стадиях становления. Опора на них не всегда является продуктивной в развитии у детей различных навыков и представлений. Более того, иногда опора на эти психические структуры оказывается бесполезной, а в худшем случае, противоестественной.
Действие, активная практическая вовлеченность в процесс – единственная гарантия усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него «живым действием» (по выражению физиолога Н.А. Бернштейна), связаться с двигательным, телесным опытом. К этому же выводу приходят и современные педагоги: «Тело человека психично… Для того, чтобы ребенок ощущал свое «Я» полностью включенным и эмоционально проживающим игровую ситуацию, его телесное «Я» должно быть физически вовлечено в процесс игры» (57, с. 28).
Ведущим методом работы с дошкольниками в педагогике является «метод опоры на внешние ориентировочные действия». Эти действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, закрепляются в сознании, формируются в понятия. При этом процесс интериоризации двигательного, телесного опыта достаточно длителен и охватывает практически все дошкольное детство.
Существенным моментом является то, что телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. С естественной необходимостью его реализации связаны у ребенка чувства радости, наслаждения от движений, от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий.
Одной из ведущих идей современной гуманистической психологии является позитивное отношение к биологической природе человека, к его бессознательному – «доверие к своему организму как средству достижения наилучшего поведения в каждой ситуации в настоящем» (64, с. 240). По выражению А. Маслоу, организм обладает «биологической мудростью»: «Здоровый организм сам дает ясные и громкие сигналы относительно того, что он, организм, предпочитает или выбирает, или признает желательным положением дел» (46, с. 20). По выводам гуманистической психологии, первичная, биологическая ориентация жизни направлена на удовольствие, поскольку на телесном уровне удовольствие способствует жизни и благосостоянию организма.
Восприимчивость к удовольствию является показателем полноценной жизни, а также и основой личностного самосовершенствования человека. «Зона телесного и психического комфорта – основа для развития принципов: невозможно развивать принципы, если человеку нечего терять. Без приятных ощущений нет мотивации защищать целостность личности» (44, с. 105.) Необходимость широкого диапазона позитивных переживаний для процесса становления человека акцентируется в работах К.Р. Роджерса. В этом же ключе А. Маслоу развивает теорию о значении пиковых переживаний – удовольствия, радости, экстаза – для приобщения личности к бытийным ценностям.
Расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Обоснование значимости оптимистического мировоззрения для физического и психического здоровья человека представлено в работах Н.М. Амосова, М. Аргайла, М. Бурно, А. Маслоу, Г. Селье, В. Франкла, Э. Фромма, А. Швейцера, А. Эллиса и многих других ученых современности.
Работы перечисленных авторов связаны с исследованиями проблем терапии личности взрослого человека, но имеют прямое отношение к педагогике детства. «Телесное сознание» ребенка ведет его к постижению действительности и ее законов через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Эмоции и чувства напрямую связаны с телесными проявлениями. Само слово «эмоция» (от лат. «emoveo»– потрясаю, волную) обозначает движение. Это движение внутри тела, обобщенным результатом которого является некое внешнее действие. В дошкольный период происходит интенсивное формирование нервной системы ребенка, доминирующей является деятельность правого полушария, связанная со сферой эмоций. Именно на этой основе формируются в детстве и хранятся всю жизнь фундаментальные установки, во многом определяющие судьбу человека.
Радость, которую приносит детям музыка, – это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. По мысли А. Лоуэна, можно определить удовольствие как ощущение свободных движений в теле: «когда человек находится в состоянии удовольствия, движения его тела ритмичны, не блокированы и имеют выход» (44, с. 105). Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные и голосовые реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Воспитатели и педагоги знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, пение, произвольные движения под музыку. Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения эмоциональных переживаний. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее, природосообразное средство развития и гармонизации эмоциональной сферы ребенка и его личности в целом.
В работах А.Н. Леонтьева зрелая человеческая личность предстает как сложная иерархическая система соподчиненных, подстраивающихся друг над другом уровней отражения действительности и психической регуляции действительности субъекта. Эта система функционирует как единое целое, согласованная работа всех «этажей» (42). При этом детство выступает как поэтапное формирование этих «этажей», и основы личности, ее психическое и душевное здоровье коренятся в эмоционально-телесных процессах.
Представители гуманистической психологии подчеркивают существование синергической обратной связи между душевным и физическим здоровьем. По мысли А. Маслоу, «полное здоровье означает открытость себе на всех уровнях», в том числе, идентификацию со своей телесностью (46, с. 93). Созвучно этому – высказывание А. Лоуэна: «Человек является целостной суммой своего жизненного опыта, каждая часть которого зарегистрирована в его теле… Живая история жизни человека находится в его теле, но сознательная история жизни – в его словах… Чтобы быть целостной личностью, нужно идентифицироваться со своим телом и со своим словом… жить сразу на всех уровнях» (44, с. 106).
Подобные рассуждения приводят исследователей к единому выводу. Оптимальный путь к достижению своей идентичности, путь открытия своего «я», своей первичной природы – обращение к музыке, ритмике и танцам. По словам А. Маслоу, «Эти искусства так близки нашей психологической и биологической сущности, нашей идентичности, что должны стать основой, сердцевиной в нашем образовании. Опыт такого обучения необходим» (46, с. 175). Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела и чувств, обретает личностно значимый для него опыт эмоциональных переживаний, необходимый для процесса становления человека. Не менее важным является и голосовое звучание. По меткому наблюдению А. Лоуэна, слово «персона» обозначает «через звук». Согласно этому значению личность отражается в звуке индивидуума, голос передает вибрирующее качество живого организма. Проявление эмоций через звук, как и через движение, обладает колоссальным терапевтическим эффектом. «Ритмический опыт, любовь к телу, его понимание, благоговение перед ним – это пути к пиковым переживаниям, к бытийному познанию, к восприятию внутренних ценностей, конечных ценностей бытия. А такое восприятие обладает терапевтическим эффектом – рост в направлении самоактуализации исцеляет от недугов» (466 с. 173). Музыка, слитая с танцем, выступает в исследованиях представителей гуманистической психологии как необходимая основа, фундамент становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.
Ценным в работах этих авторов является и четкое определение форм музыкальной деятельности, дающих терапевтический и развивающий эффект. А. Маслоу подчеркивает, что обучение посредством музыки может быть плодотворным при организации ситуаций спонтанного, свободного выражения ребенком своего эмоционального мира. В традиционной системе музыкального образования доминируют формы представления, исполнения музыки, которые влекут за собой «диктат объективности», и «озабоченность правильным и неправильным». В случае же самовыражения через музыку ребенок может взаимодействовать с самим собой, его психика может раскрыть себя более свободно. Только в этом случае музыка может превратиться в «разновидность терапии и роста, поскольку она дает возможность проявиться более глубоким слоям психики, что позволяет их поощрять, укреплять, тренировать и воспитывать» (46, с.102).
Пение и танец как игра, как спонтанное выражение себя ведут к развитию творческого потенциала личности, что также важно для ее психологического здоровья. А. Маслоу в качестве модели психологического здоровья описывает тип самоактуализирующейся личности и замечает, что «здоровая творческая личность каким-то образом осуществляет слияние и синтез сознательного и бессознательного, глубинного «Я» и сознательного «Я», и делает это изящно и эффективно» (46, с. 90). По мнению автора, «связь проблемы креативности с психологическим здоровьем глубока и очевидна».
Эти рассуждения ученых, исследователей о терапевтическом эффекте музыкально-игровой деятельности, связанной с эмоциональным самовыражением через интонирование и движение, приобретают особую актуальность в сегодняшних условиях значительного снижения уровня психосоматического здоровья детей.
Обобщая сказанное, сформулируем показатели гармоничности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся в музыкально-игровой деятельности.
Эмоциональная уравновешенность проявляется в музыкально-игровой деятельности как:
- способность к гибкому переключению и регуляции эмоциональных проявлений;
- естественность, раскрепощенность эмоциональных проявлений через движение и интонирование, их адекватность игровой ситуации;
- пластичность, ритмичность, координированность движений, свободное определение себя в игровом пространстве;
- удовольствие от двигательной и интонационной игровой активности.
Эмоциональная выразительность, выражающаяся в музыкально-игровой деятельности как способность передавать в интонациях, жестах, мимике, движениях разнообразные эмоции.
Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в различных формах музыкально-игровой деятельности (двигательная импровизация под музыку, рисование музыки, темброво-шумовой аккомпанемент) как:
- восприимчивость к смене эмоциональных состояний в музыкальном звучании;
- способность к выражению эмоционального содержания музыкальных образов.
Двигательно-звуковая творческая активность проявляется в музыкально-игровой деятельности как увлеченность, оригинальность и беглость в игровом воплощении художественных образов с помощью мимики, жестов, движений, интонаций, темброво-шумовых эффектов.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.