На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Связь специальной психологии с другими науками
Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Связь специальной психологии с другими науками
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Принципы и методы специальной психологии
Категории специальной психологии
Связь специальной психологии с другими науками
Первичный дефект и вторичные отклонения
Причины нарушений развития
Общие и специфические закономерности психического развития
Все страницы

Связь специальной психологии с другими науками

Специальная психология тесно связана с рядом наук: общей педагогикой, (принципы, методы, цель и задачи обучения), общей, педагогической, возрастной и детской психологией, психодиагностикой. Без знания закономерностей развития организма, взаимосвязей и взаимозависимостей функций органов и тканей в норме невозможно разработать или обосновать научную систему обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Специальная психология использует знания общей анатомии, физиологии и нейрофизиологии о строении и функционировании анализаторов Ей необходимы данные клинического изучения детей с физическими и психическими отклонениями, которые дает невропатология, так как основные формы нарушения слуха, зрения, речи, моторики, поведения, интеллекта связаны с отклонениями в развитии нервной системы. Общая и медицинская генетика, занимаясь вопросами изучения наследственных форм отклонений в развитии, позволяет уточнить специфику структуры первичного и вторичных дефектов. Подобные данные необходимы для разработки планов индивидуальной работы с детьми, страдающими наследственными болезнями, и являются базовыми для кор-рекционно-педагогического прогноза. Офтальмология, касающаяся лечения и профилактики болезней органа зрения, анатомии и физиологии зрительного анализатора, наряду с отоларингологией, наукой изучающей заболевания уха, носа, горла, помогают в решении задач специальной психологии, способствуя выработке эффективных методов коррекции и компенсации имеющихся дефектов у детей.
Значительный вклад в развитие специальной психологии вносит детская психиатрия - отрасль психиатрии, изучающая психопатологические проявления в связи с основными закономерностями возрастного развития ребенка.
Большое значение для специальной психологии имеют патопсихология. Патопсихология изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями, вызванными не текущим болезненным процессом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате крайне неблагоприятных социальных условий. В некоторых случаях лица с недостатками развития могут становиться и объектами патопсихологии. Так, например, при умственной отсталости неблагоприятные условия могут вызывать психотические проявления. В этих случаях бывает необходимо использовать как патопсихологическое изучение, так и соответствующие средства коррекции.
Также специальная психология тесно связана с лингвистикой (наука о языке, языкознание) и психолингвистикой (наука, изучающая общие вопросы психологии речи: механизмы речи, речевые процессы и речевая деятельность).
В последнее время специальная психология тесно связана с нейропсихологией - новой отраслью клинической психологии, основы которой были разработаны в середине двадцатого века А.Р. Лурией. Особенно в процессе психолого-педагогической диагностики нарушений развития дефектологи пользуются полученными данными из нейропсихологии. А разработанная А.Р. Лурией модель интегративной работы мозга помогает определить те или нарушения развития более точно. Согласно его модели работу мозга человека можно условно разделить на три блока: первый блок – блок тонуса и бодрствования, является энергетическим для приведения в действие всех психофизических процессов человека. От состояния этого блока зависит возможность восприятия поступающей информации, адекватное реагирование на стимулы извне, т.е. человек находится в сознании. Отвечают за работу первого блока внутренние (глубинные) структуры мозга (лимбическая система, таламус, гипоталамус). Второй блок А.Р. Лурия назвал – операциональным, т.е. блоком приема, переработки и хранения информации. Знание работы второго блока поможет специальному психологу, логопеду, дефектологу определить, что сохранно у данного человека, каковы его потенциальные возможности развития психики. А.Р. Лурия второй блок по ответственности мозговых образований разделил на три зоны. Первичные зоны – это проекционные зоны коры, нейроны которых обладают высокой модальностью. Здесь происходит первичный приѐм чувственной информации от определенных органов чувств.
Во вторичных зонах осуществляется анализ возбуждений, получаемых первичными зонами. Модальность или специфичность, то есть, отдельность информации, идущая от разных органов чувств (зрительного, слухового) во вторичных зонах сохраняется. Третичные зоны являются зонами перекрытия корковых отделов анализаторов. Здесь происходит анализ, синтез и интеграция всей полученной информации от всех анализаторов. Здесь осуществляется обработка полученной информации и переход от уровня к оперированию со значениями слов, сложными логико-грамматическими структурами, с отвлеченными соотношениями. Таким образом, третичные зоны являются наиболее совершенными, новыми образованиями, характерными только для человека разумного – gomosapiensa – является динамическим хранилищем ассоциативного мышления человека.
Третий блок включает кору передних отделов больших полушарий (моторную, премоторную, префронтальную области), обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности.
Знание интегративной работы мозга позволяет психологу по внешним проявлениям нарушений точно определить состояние человека, уточнить место локализации патологии и определиться с направлением коррекционной работы.
Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактики заболеваний, диагностикой психических болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздоровлению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопросами экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.