На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Первичный дефект и вторичные отклонения
Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Первичный дефект и вторичные отклонения
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Принципы и методы специальной психологии
Категории специальной психологии
Связь специальной психологии с другими науками
Первичный дефект и вторичные отклонения
Причины нарушений развития
Общие и специфические закономерности психического развития
Все страницы

Первичный дефект и вторичные отклонения

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, несмотря на наличие некоторого дефекта (например, потери зрения на один глаз), не относятся к категории детей с ОВЗ.
В зависимости от вида нарушения выделяют следующие категории детей с ОВЗ:
дети с нарушениями сенсорной сферы:
- с нарушениями зрения (незрячие (слепые), слабовидящие, рано ослепшие, поздно ослепшие);
- с нарушениями слуха (неслышащие (глухие), слабослышащие, рано оглохшие, поздно оглохшие);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата или с ДЦП;
дети с нарушением интеллектуальной сферы:
при недоразвитии:
- с нарушениями интеллекта (умственная отсталость (олигофренического и неолигофренического типа);
при ретардации:
- задержка психического развития;
дети с нарушением речевого развития:
с нарушениями речи (дети-логопаты): алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание; ОНР, ТНР, ФФНР; дети с асинхронным развитием:
- с расстройствами аутистического спектра, РАС и РДА;
дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы:
- с дисгармоническим типом развития - различные психопатии у детей;
дети со сложными видами нарушений:
- с комбинированными нарушениями, с множественными нарушениями развития, мультипроблемные дети - слепоглухие, умственно отсталые глухие, умственно отсталые с нарушениями зрения и др.

Причиной аномального развития служит дефект (психический или физический недостаток). Понятие «дефект» - центральное в специальной психологии - разработано Л.С. Выготским (основоположником отечественной дефектологии). Им установлено, что структура дефекта неоднородна. Так, например, повреждения биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.) представляют собой первичные симптомы отклонений - первичный дефект. Недоразвитие высших психических функций (например, речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентировки у слепых) и социальной стороны поведения Л.С. Выготский считал вторичными отклонениями, не связанными непосредственно с основным, первичным дефектом, но обусловленным им. Он показал, что соотношение первичных и вторичных отклонений значительно усложняет структуру дефекта. Таким образом, разнообразие форм аномального развития зависит, прежде всего, от степени поражения ЦНС, локализации дефекта, а также времени его возникновения.
Первичный дефект бывает вызван биологическими факторами. Например, врожденная глухота как следствие внутриутробного повреждения слухового аппарата; слепота как следствие раннего повреждения органов зрения; умственная отсталость, возникшая в результате органического поражения головного мозга; нарушения звукопроизноше-ния вследствие анатомических дефектов строения артикуляционного аппарата. Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, Л.С. Выготский отмечал, что причины, их вызывающие (в основном это различные заболевания, травмы, иногда наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушением при слепоте является выключение или резко выраженная недостаточность зрительного восприятия, при глухоте - грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости - нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга (т.е. прежде всего недостатки мышления).
Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных и последующего порядка нарушений в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (т.е. от типа первичного недостатка), степени его выраженности и времени возникновения.
Так, при глухоте первичным нарушением является выключение или грубая недостаточность слухового восприятия. Вторичный дефект - нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно (как это происходит у слышащего ребенка) не развивается. Нарушение речевого развития в свою очередь отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, недостатки в формировании которой выступают уже как дефекты третьего порядка.
В настоящее время среди лиц, определяемых как практически слепые, лишь небольшую часть составляют тотально (полностью) незрячие (так, например, в школах для слепых детей число таких детей составляет не более 7 %), остальные обладают в той или иной мере так называемым остаточным зрением, т.е. для них характерно не полное отсутствие зрительного восприятия, а его грубая недостаточность и практически отсутствие возможности пользоваться зрением. Аналогичная картина наблюдается и при глухоте. далее к трудностям общения. При частичном нарушении слуха - у слабослышащих детей - первичный дефект выражен слабее, а нарушения в развитии речи имеют качественно иной характер, ибо речь может формироваться на основе сниженного слуха, хотя при этом характеризуется целым рядом недостатков: дефектами произношения и грамматического строя, ограниченностью словаря, замедленным формированием понятий и их неточностью и т.д. Эти недостатки также приводят к нарушениям в формировании мыслительной деятельности и другим дефектам.
При потере слуха в возрасте, когда словесная речь уже в основном сформирована, например, после 6 лет, вторичные недостатки и дефекты оказываются еще менее выраженными
Дети, с указанными первичными дефектами, имеют неизбежные вторичные отклонения, возникающие под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Так, если ребенок родился глухим, либо глухота наступила на первом году жизни, то есть до периода овладения речью (необходимо отметить, что гуление у глухих детей, как правило, формируется), как следствие наступает немота -вторичное отклонение развития ребенка, так как слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи (сложный нервный механизм, воспринимающий и дифференцирующий звуковые раздражения). Кроме того, трудности в овладении речью приводят к нарушениям словесно-логического мышления у глухих детей, отрицательно влияют на формирование характера, личности в целом.
Слепота также влияет на формирование вторичных отклонений — недостаточность пространственных ориентировок, своеобразие походки, характерологические особенности.
Вторичные отклонения при умственной отсталости проявляются в завышенной самооценке, негативизме (немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям других), недоразвитии воли, невротическом поведении.
Дети с дефектами речи также будут иметь вторичные отклонения. Например, нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия скажутся на развитии письменной речи; заикание вызывает изменения личности ребенка (невротические реакции, фиксация на своем дефекте, страх речи и т.п.).
Следует отметить, что первичный дефект и вторичные отклонения имеют очень тесную взаимосвязь, так, например, в определенных условиях вторичные симптомы воздействуют на первичный фактор (если со слабовидящими детьми не проводить специально-организованных занятий по развитию устной речи, то есть не использовать возможности остаточного слуха, этот дефект усилится).
Для коррекции первичного дефекта необходимо преодолевать в процессе специального обучения вторичные отклонения. Необходимо отметить, что, чем раньше начнется коррекционно-воспитательная работа, тем эффективнее будет ее результат, будут предупреждены другие возможные нарушения.
В процессе нарушенного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности организма ребенка. Они являются способом адаптации личности ребенка к определенному дефекту развития. Например, в процессе общения глухих посредствам жестов развивается речевая система: мимико-жестикуляторная речь; у слепых остро развивается чувство расстояния, слуховая память, осязание (кинестетическое восприятие предметов, на основе которого формируется способность составлять представление о предметах).
Таким образом, вторичные отклонения имеют и позитивные моменты, так как положительная их оценка служит необходимым основанием для разработки специального обучения и воспитания с опорой на потенциальные возможности детей. Источниками приспособления детей с ОВЗ к окружающей среде служат сохранные анализаторы (нервные механизмы, с помощью которых осуществляются восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма). Интенсивное их использование, выполнение ими функций нарушенного анализатора способствуют выполнению процесса компенсации.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.