На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Причины нарушений развития
Введение в специальную психологию. Теоретические основы - Причины нарушений развития
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Введение в специальную психологию. Теоретические основы
Принципы и методы специальной психологии
Категории специальной психологии
Связь специальной психологии с другими науками
Первичный дефект и вторичные отклонения
Причины нарушений развития
Общие и специфические закономерности психического развития
Все страницы

Причины нарушений развития

Этиология (наука о причинах возникновения болезни) нарушенного развития очень разнообразна. Под причиной следует понимать воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которое определяет специфику патологического процесса. Причины могут быть врожденными (наследственные) и приобретенными, органическими и функциональными, наследственными и социально-психологическими. Отклонения в строении и деятельности органов или всего организма в целом являются следствием нарушения нервной системы или определенного анализатора и возникают в процессе внутриутробного (пренатального) и послеродового (постнатального) развития, а также непосредственно в период родов (натальный период).
Причины возникновения врожденных аномалий разнообразны. К первой группе относятся патогенные (вызывающие отклонения) причины, действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии. Это инфекции (заражение организма болезнетворными микробами), психические или физические травмы, токсикозы беременности (болезненное состояние, вызванное накоплением в организме вредных или ядовитых веществ - токсинов), интоксикации (отравления организма ядовитыми веществами), температурные влияния (охлаждения), различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез).
Голодание матери, дистрофия, неправильное питание могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов.
Возбудителями внутриутробной инфекции могут быть вирусы различных болезней (краснухи, гриппа, кори и др.) инфицирование плода происходит во время беременности, а источником является больная мать. Наиболее тяжелые поражения нервной системы, органов слуха и зрения, нарушения в физическом и психическом развитии бывают при токсоплазмозе. Возбудитель проникает из организма матери в плод через плаценту. Заражение человека происходит от домашних животных и птиц. При врожденной краснухе отмечаются разнообразные поражения зрения, например катаракта (помутнение хрусталика), а также двигательные нарушения. К последствиям внутриутробных инфекций нервной системы относят микроцефалию (значительное снижение размеров черепа при нормальных размерах других частей тела), гидроцефалию (заболевание черепа, вызванное избыточным наполнением спинномозговой жидкости в полости черепа), спастические параличи и парезы, непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы).
Под влиянием различных вредностей может нарушаться деятельность желез внутренней секреции (эндокринных желез), и в этом случае некоторые гормональные нарушения у беременной женщины отрицательно сказываются на развитии плода.
Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие резус-несовместимости крови матери и плода. В этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы.
Ко второй группе патологических факторов относятся наследственные генетические поражения организма. Они характеризуются разнообразными наследственно обусловленными нарушениями обмена веществ, так как нередко наследственность определяют как свойство организмов воспроизводить сходный тип обмена веществ в ряду поколений. Носителями такой информации являются гены, расположенные в хромосомах — нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. По наследству передаются хромосомы только с локализованными в них генами.
Нарушения, вызванные аномалиями хромосомных наборов приводят к возникновению у детей различных синдромов: Дауна, Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера и др.). Также наследуются различные типы глухоты и определенные нарушения зрительного аппарата (синдромы Ушера, Маршалла и др.). При хромосомных болезнях встречается микроцефалия (недоразвитие коры больших полушарий), являющаяся причиной глубокого интеллектуального дефекта.
Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врожденные аномалии, алкоголизм и наркомания родителей. В семье алкоголиков многие дети рождаются умственно отсталыми, с тяжелыми заболеваниями центральной нервной системы и другими патологическими отклонениями. Вместе с тем и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое употребление пред зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка.
Приобретенные аномалии включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные родовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка. К родовым нарушениям, как правило, относятся механические повреждения плода (родовые травмы), связанные с неблагоприятным течением родов: длительных, затяжных или быстрых, стремительных. Распространенным осложнением является кровоизлияние в вещество мозга. Сдавливание, деформация головки при наложении щипцов в случае затяжных родов может причиной разрыва сосудов. Результатом стремительных родов также бывает кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.
Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний. К этим заболеваниям относятся инфекционные болезни нервной системы, известные под названием нейроинфекций. Среди них воспалительные заболевания, вызванные бактериями или вирусами (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, полиомиелит).
Реже встречающимися причинами приобретенных аномалий являются различные травматические повреждения (преимущественно слухового и зрительного анализаторов, а также черепно-мозговые травмы). Вследствие патологических изменений нервной системы черепно-мозговые травмы могут сопровождаться выраженными изменениями двигательных и психических функций (параличами, нарушениями интеллектуальной деятельности, неврозами и эпилепсией).
В ряде случаев причиной аномалии могут оказаться интоксикации. Обычно от интоксикации страдает весь организм, но отдельные вещества особенно активно действуют на нервную систему (алкоголь, наркотики, соли свинца, ртути и др.). Из лекарственных средств особенно токсичны большие дозы антибиотика стрептомицина: они могут привести к поражению слухового нерва, различные заболевания носоглотки, органов зрения.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.