На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Психологическая коррекция отклонений в развитии у детей - Особенности психологической коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии в дошкольном возрасте
Психологическая коррекция отклонений в развитии у детей - Особенности психологической коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии в дошкольном возрасте
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология
Индекс материала
Психологическая коррекция отклонений в развитии у детей
Основные требования к организации и осуществлению психологической коррекционной работы
Принципы организации взаимодействия с ребенком в процессе психологической коррекции отклонений в развитии
Особенности психологической коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии в дошкольном возрасте
Модификация обучающих методик
Сферы и способы психологической коррекции
Развитие произвольности и самостоятельности у детей с отклонениями в психофизическом развитии
Формирование произвольности деятельности
Формирование практических и умственных действий
Принципы и методы нейропсихологической коррекции отклоняющегося развития у детей
Все страницы

 

1.4. Особенности психологической коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии в дошкольном возрасте

Все более важное значение в последнее время приобретает решение проблемы ранней коррекции психического развития, обучения и воспитания аномальных детей. Именно в дошкольном возрасте, по мнению детских психологов, протекает большая часть всего потока личностного и интеллектуального развития ребенка. Поэтому коррекционно-воспитательная работа, начатая в этом возрасте, является наиболее эффективной не только в плане исправления имеющихся дефектов интеллектуально-личностной сферы, но и для профилактики возникающих позднее патопсихологических наслоений (вторичных, третичных и т. д. дефектов).
Согласно Положению об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, одной из основных задач дошкольных учреждений является обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых. При этом такое учреждение призвано обеспечивать получение образования детьми с незначительными отклонениями в психофизическом развитии. В данном случае рекомендуется специальная коррекционная работа с ними.
Поскольку аномальный ребенок — это прежде всего ребенок, то развитие его совершается в процессе активной деятельности и во многом зависит от организации жизни в целом, системы воспитания и обучения. Государственные нормативные документы предписывают комплексность консультационной и коррекционно-развивающей помощи детям и их родителям, а также предупреждение возникновения вторичных отклонений физического и психического развития и своевременную социализацию такого ребенка в общество. Таким образом, в качестве приоритетных направлений дошкольного образования выдвигаются ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии ребенка, обеспечение условий для его социализации и комплексный характер коррекционно-развивающей помощи, требующей вовлечения специалистов разного профиля (воспитателей, дефектологов, психологов и др.) и самих родителей в работу с ребенком.
Государственная образовательная политика Республики Беларусь относительно дошкольного образования в качестве одного из базовых принципов выдвигает принцип природосообразности. Это означает, что за основу 
образования дошкольников должна быть взята игровая деятельность как приоритетная. При этом стратегическим направлением организации образовательного процесса дошкольников является развитие творчески думающей личности и ее подготовка в будущем к самостоятельному принятию решений и действию в принципиально новых условиях. Следование данному направлению невозможно свести к формированию у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Оно предполагает становление сознательно действующего социального субъекта. Предлагаемые направления коррекционной работы помогают реализовать такую цель дошкольного образования.
При организации и осуществлении коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии упор делается на деятельностный принцип, раскрывающий основные закономерности функционального и онтогенетического развития, и концепцию ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, 1972; Д. Б. Эльконин, 1971). Центром коррекционной работы с дошкольниками становится процесс формирования сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности, в котором «происходят главнейшие изменения в психике ребенка ..., развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [30, с. 303, 323].
Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются:
1) изменения мышления, выражающиеся в формировании плана общих представлений, установлении связей между ними, которые не даны в непосредственном опыте ребенка (формирование обобщений), а также связанным с этим формированием символической функции мышления через предметное замещение, ролевое замещение, замещение ситуации словом;
2) расширение возможностей общения: появляется общение не только по поводу воспринимаемых предметов, но и по поводу мыслимых, т. е. оно принимает надситуативный характер; происходит децентрация психики через занятие различных игровых позиций в совместной деятельности;
3) перестройка интересов и потребностей: они начинают определяться смыслом, который представляет для ребенка данная ситуация (в противовес «полевому поведению»);
4) формируются новые типы деятельности с особым отношением мысли и действия: разделяются процессы построения замысла и его воплощения. Появляются творческие виды деятельности: изобразительная, лепка, конструирование;
5) возникают внутренние этические инстанции;
6) формируются общие представления о природе, временах года, самом себе.
Между тем все перечисленные новообразования не являются ведущими (Д. Б. Эльконин, 1997). Дошкольное детство — период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения (А. Н. Леонтьев, 1983). В этом возрасте происходит формирование смыслообразующих мотивов, а также их иерархизация. Деятельность начинает стимулироваться не отдельными, не связанными между собой побуждениями, а системой взаимоподчиненных мотивов. Такие изменения обеспечивают развитие произвольности психических функций (механизм формирования произвольного поведения отражает необходимость «столкновения» различных мотивов друг с другом). Произвольность поведения рассматривается в качестве одного из основных новообразований возраста (Л. С. Выготский, 1984).
Игровая деятельность детей с отклонениями в развитии, нуждаясь в системе коррекционного воздействия, на данном возрастном этапе является универсальной ФОРМОЙ коррекции, обеспечивая широкие возможности формирования различных видов психической деятельности. Цель предлагаемой системы коррекционного воздействия — формирование компонентов, носящих общий характер и необходимых для осуществления любого вида деятельности, а также специфических для игровой деятельности.
Все направления коррекционной работы внутренне связаны с сюжетно-ролевой игрой и другими вышеуказанными видами деятельности, но центральное звено коррекции предполагает использование аспектов игровой деятельности, оказывающих специфическое влияние на психическое развитие ребенка (Л. А. Венгер, 1978). В реальном процессе системной коррекции названные линии во многом пересекаются.
Необходимо обратить внимание, что формирование игровой деятельности не является конечной целью коррекционной работы. Формирование игры в контексте целостной системы коррекции служит ее средством и формой, позволяющими задействовать вышеуказанные аспекты механизма интериоризации. Однако коррекция через игру может дополняться другими формами работы с ребенком. В качестве системообразующего начала, «точки сборки» предлагаемой системы коррекционной работы выступает не формирование игровой деятельности как таковой, а создание условий, обеспечивающих работу всех аспектов механизма интериоризации. Формирование игры и различных ее структурных компонентов с этих позиций 
служит хотя и важнейшим, но не единственным из путей коррекции психического развития дошкольника. В силу этого указанные направления формирования игровой деятельности будут представлены как средства реализации различных направлений коррекции, выделение которых основано на дифференциации аспектов интериоризации.
Чтобы игровая деятельность детей с отклонениями в развитии достигла такого уровня развития, при котором ее допустимо использовать в качестве одного из ведущих средств коррекционной работы с этими детьми в дошкольном возрасте, чтобы она помогала формированию психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, надо предварительно сформировать в ней отдельные структуры. Коррекционно-педагогические воздействия направлены на формирование компонентов, с одной стороны, носящих общий характер и необходимых для осуществления любого вида деятельности, с другой стороны, специфических именно для игровой деятельности. Коррекция игры включает занятия, сгруппированные по следующим направлениям:
1) формирование потребности в игре и формирование игры как совместной деятельности;
2) формирование содержания игры и умения создавать игровой замысел;
3) формирование игры как деятельности (умение действовать согласно поставленной цели, планирование и контроль игровой деятельности).
По каждому из направлений наряду с методиками, задачей которых является формирование общих основ игры как деятельности, включаются задания, направленные на развитие специфических для сюжетной игры структур. Указанные направления формирования игровой деятельности можно соотнести с основными направлениями коррекционной работы, описанными в разделе 1.6: первое — с первым, второе — со вторым, третье — с третьим.
Процесс обучения игровой деятельности строится не как последовательно расположенное во времени формирование структур, отнесенных к каждому из трех направлений, а как система коррекционного воздействия, позволяющая влиять на становление у детей всего сложного психологического комплекса, без которого невозможно полноценное развитие игры.
Изучение игрового поведения старших дошкольников с отклонениями в развитии показало: в рамках традиционно применяемых в дошкольных учреждениях форм и приемов его организации, направленных главным образом на пополнение запаса знаний о той действительности, которую
дети в процессе игры должны моделировать, осуществить формирование игровой деятельности у детей данной категории невозможно.
В связи с этим в расписание занятий необходимо ввести специальные разделы по обучению сюжетно-ролевой игре. Занятия могут проводиться два раза в неделю: игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, совместные игры воспитателя и детей, самостоятельные игры детей в свободное время. При этом важно учитывать не только имеющиеся, но и потенциальные возможности переноса отдельных моментов игры, усвоенных детьми на занятиях, в самостоятельные игры.
Необходимо подчеркнуть, что дети с отклонениями в развитии зачастую испытывают большие трудности при переносе знаний, полученных на занятиях, в самостоятельную деятельность. Поскольку у них отмечается зависимость от предметных условий деятельности и им необходимо каждый раз выделять объект нового действия, следует обучать их обобщенным умениям построения сюжетно-ролевой игры. Именно в результате формирования обобщенных умений можно обеспечить достаточно широкий перенос. Ведь обобщенные умения, в отличие от конкретных, не связаны только с каким-либо одним, частным содержанием, а приложимы к различным ситуациям и разного рода материалу. Для чего предложено использовать разнообразные по предметному содержанию виды деятельности. Каждое занятие может завершаться игрой, в которой детям нужно реализовать полученные знания на практике; при этом воспитатель демонстрирует детям возможные пути переноса.
По мнению большинства специалистов, занимавшихся вопросами дошкольной педагогики, систематичность в формировании сюжетных игр осуществима только в том случае, если происходит планомерное развитие не многих, но разных по форме и содержанию игр. Потому формирование игровой деятельности дошкольников с отклонениями в развитии можно проводить на материале ограниченного числа игр, таких как «Семья», «Больница», «Магазин», «Стройка», «Парикмахерская», «Детский сад», «Школа».
Помимо игровой деятельности в систему коррекционной работы включены и другие виды деятельности, имеющие большое значение для психического развития дошкольника. Это так называемая продуктивная деятельность, в которой взрослый руководит действиями ребенка через актуализацию для него их смысла. К данным действиям относятся рисование, лепка, конструирование, придумывание или достраивание незаконченного рассказа и т. п. Продуктивная деятельность позволяет вывести на первый план в сознании ребенка процесс построения им замысла деятельности, что в свою очередь лежит в основе развития творческих способностей, вообряжения и чувства собственной субъектности, инициативы.
В коррекционной работе может эффективно использоваться деятельность ребенка, внешняя сторона которой достаточно жестко регламентируется взрослым извне. Ее осуществление служит развитию произвольности и способности строить собственную деятельность в соответствии с определенным планом и правилами. Такая деятельность может быть связана с подчинением дошкольника определенным режимным моментам, освоением навыков самообслуживания, следованием правилам поведения и взаимодействия с другими людьми, а также с осуществлением дидактических игр, в которых ребенок совершает игровые действия по жестко предписанному извне набору правил.
Коррекционная работа приобретает особую значимость в связи с возможностью предупреждения личностных отклонений третьего порядка, производных от изучаемых базовых компонентов структуры дефекта. В противном случае имеется опасность их накапливания, суммирования, а также в преобразования (в худшую сторону) картины взаимодействия ребенка с окружающим миром.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.