Страница 5 из 10
1.5. Модификация обучающих методик
В ходе коррекционного обучения могут применяться методики, эффективность которых неоднократно доказана в исследованиях, проводимых с нормально развивающимися детьми. В таком случае становится возможным употребление обучающих и исследовательских методик в качестве коррекционных и формирующих. Однако при работе с детьми с отклонениями в развитии они используются в модифицированном виде с учетом в особенностей психического развития детей той или иной категории. При этом следует руководствоваться данными исследований, которые свидетельствуют, что у большинства категорий детей с отклонениями в развитии затруднен процесс сокращения и автоматизации действий, резко нарушена программирующая функция речи, имеются существенные трудности в формировании обобщения с места даже на наглядной основе, отсутствует произвольная регуляция деятельности при выполнении заданий в соответствии с поставленной задачей без постоянной опоры на наглядность и предметные действия, отмечается узость переноса. Отсюда модификация обучающих методик осуществляется в следующих направлениях: • все методики преподносятся на зрительно-предметном уровне; • каждой методике предшествует подготовительный период, подводящий детей к ее выполнению; • обучение содержит большее число уроков, чем это предусмотрено для нормально развивающихся детей; • каждый этап обучающих методик требует тщательной отработки. Особое внимание обращается на те моменты, в которых при обучении нормально развивающихся детей должны были осуществляться обобщение с места и широкий перенос (обычно на заключительном этапе методики); • при обучении нужно чаще использовать задания, имеющие одни и те же цели, но различающиеся по форме. Вследствие модификации методик с учетом психологических особенностей детей с отклонениями в развитии значительное место в коррекционной работе будут занимать индивидуальные занятия, дающие большие возможности выполнять задания под непосредственным контролем педагога; увеличится число обучающих уроков за счет расширения подготовительного этапа каждой методики, в рамках которого задание предельно опредмечивается, ребенку демонстрируется система внешних, развернутых действий, приводящих к искомому результату. Особое внимание следует уделять педагогическому руководству деятельностью этих детей и формированию ее речевого опосредствования. Выработку умений и навыков по всем направлениям коррекционной работы необходимо осуществлять одновременно, от более простых заданий к более сложным. Этот принцип сохраняется на протяжении всего времени коррекционно-развивающей работы. На практике полученные знания могут реализовываться в процессе совместных сюжетных игр, которые проводятся со всеми детьми в группе.
1.6. Основные направления психологической коррекционной работы
Предлагаемая система коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, осуществляется по трем основным направлениям в соответствии с рассмотренными аспектами интериоризации. 1. Формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и предметным миром (мотивационно-смысловая сторона деятельности). Данное направление предполагает занятия по формированию или коррекции мотивационно-потребностной сферы различных видов деятельности, отношений со взрослыми и сверстниками (понимание иерархии отношений между людьми, снятие тревожности в адрес взрослого и др.), представлений о себе, самопринятия и самооценки. Это направление коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии включает: • формирование межличностных отношений и совместности в игре у дошкольников; • коррекцию субъект-субъектного взаимодействия и развитие символической функции сознания у школьников; • становление образа «я»; • развитие эмоционально-потребностной сферы; • коррекцию тревожности в адрес взрослого. 2. Развитие произвольности и самостоятельности у детей с особенностями психофизического развития, включающее: • развитие у ребенка способности к самостоятельному построению замысла деятельности; • формирование произвольности поведения и психических функций. Развитие у ребенка способности к самостоятельному построению замысла деятельности предполагает работу над продуктивным воображением, словобразовательными процессами, умениями выстраивать движения в соответствии с определенными требованиями к ним, преобразовывать предметную ситуацию, создавать замысел игровой деятельности и др. Применительно к работе с детьми с отклонениями в развитии в рамках данного направления рассмотрены следующие сферы коррекции : • формирование процессов построения замысла в сюжетной игре; • формирование предметного содержания ролевых игр; • развитие творческого (продуктивного) мышления и воображения; • формирование планирующих действий; • развитие умения самостоятельно действовать в различных бытовых ситуациях; • формирование умения строить высказывание (на примере овладения словообразовательными процессами). Формирование произвольности поведения и психических функций (овладение собственной деятельностью) включает развитие у ребенка умений планирования и контроля деятельности, а также сознательного оперирования речью как функцией использования знаково-символических средств для организации психической деятельности и поведения. Формирование произвольности деятельности предполагает умение ее планировать, следовать установленному плану и контролировать процесс достижения поставленной цели, а также произвольно использовать знаковые средства (язык) для обозначения объектов действительности и регуляции психической деятельности. Планирование включает способность вычленять промежуточные частные цели в соответствии с конкретными условиями деятельности на пути достижения конечной цели. Сформированная произвольность позволяет ребенку действовать самостоятельно. 3. Формирование практических и умственных действий (операционально-техническая сторона деятельности) — это работа над освоением ребенком различных способов и средств познавательной деятельности (сенсорных действий, мнемических и мыслительных операций, понимания логико-грамматических конструкций языка и др.), коммуникативных умений, игровых (символических) действий и др. Данное направление коррекционной работы представлено через формирование следующих сфер психического развития ребенка: • сенсорной сферы; • наглядно-образного мышления; • операциональных структур логического мышления; • пространственных представлений и действий пространственного моделирования; • словарного запаса; • понимания логико-грамматических конструкций языка; • разговорной связной речи; • вероятностного прогнозирования.
|