1. Какое из приведенных ниже определений мышления является наиболее правильным? Варианты ответов: а) мышление - это действия человека, приводящие к наилучшим результатам, б) мышление - это процесс решения задач, обобщенного познания действительности на уровне понятий в тех ее свойствах, которые человек непосредственно с помощью органов чувств воспринимать не может, в) мышление - это приспособление человека к окружающей действительности. Наиболее правильный ответ: б)
2. Каковы основные виды мышления? Варианты ответов: а) математическое, лингвистическое, логическое, физическое, техническое, художественно-творческое и многие другие, связанные с разными видами деятельности, б) теоретическое, практическое, творческое, нетворческое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное, в) сознательное, бессознательное, интуитивное, последовательное, правильное, неправильное. Наиболее правильный ответ: б)
3. Что такое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление? Варианты ответов: а) наглядно-действенное мышление - это решение задач с помощью действий с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации; наглядно-образное - это мышление, в процессе которого задачи решаются с помощью действий с образами предметов, б) наглядно-действенное - это мышление, результаты которого воспринимаются непосредственно и наглядно виде материальных предметов; наглядно-образное - мышление, результаты которого представлены в виде образов, в) наглядно-действенно - это мышление, совершаемое с помощью открытых действий, а наглядно-действенное - мышление, реализуемое с помощью скрытых от наблюдения действий. Наиболее правильный ответ: а)
4. Что представляет собой теоретическое и практическое мышление? Варианты ответов: а) теоретическое - это мышление ученых, а практическое - мышление людей, далеких от науки, б) теоретическое - это мышление, оторванное от реальной действительности, а практическое - мышление, тесным образом связанное с ней, в) теоретическое - это мышление, связанное с решением теоретических задач, а практическое - мышление, ориентированное на решение практических задач. Наиболее правильный ответ: в)
5. Какое мышление называют творческим (продуктивным) и не творческим (репродуктивным)? Варианты ответов: а) творческое - это мышление, свойственное ученым, инженерам и представителям художественных профессий; нетворческое - это мышление, присущее людям других профессий, б) творческое - мышление, в процессе которого открывается (создается) что-либо новое; нетворческое - мышление, в результате которого ничего нового не открывается (не создается), в) творческое - это мышление, в ходе которого человек сознательно ставит перед собой цель создания (изобретения, открытия) чего-либо нового; нетворческое - такое мышление, при котором подобного рода цели человек перед собой не ставит. Наиболее правильный ответ: б)
6. Какое мышление обозначают как логическое и интуитивное? Варианты ответов: а) логическое - это мышление, свойственное ученым, а интуитивное - мышление, присущее людям других профессий, б) логическое - это мышление, в котором главное внимание уделяется логике рассуждений, а не нахождению решения задач; интуитивное - мышление, направленное преимущественно на решение задач, а не соблюдение логики рассуждений, в) логическое - это мышление, основанное на строгих и последовательных рассуждениях по правилам логики; интуитивное - мышление, базирующееся на догадках, Наиболее правильный ответ: в)
7. Как определяются интуитивный и мыслительный типы людей? Варианты ответов: а) интуитивные люди - те, которые обладают интуицией - особого рода чувством, которое позволяет им быстро находить правильные решения задач; логически мыслящие люди - такие, которые предпочитают решать задачи с помощью строгих и последовательных логических рассуждений, б) интуитивные люди - те, которые не могут мыслить логически, и поэтому заменяют логику мышления догадками; логический тип людей - те, которые владеют логикой мышления, и при решении задач предпочитают ею пользоваться, в) интуитивные люди - те, которым мышление заменяют эмоции; логический тип людей - те, которые эмоциональные переживания заменяют бесстрастными рассуждениями. Наиболее правильный ответ: а)
8. Что в психологии мышления называют когнитивным стилем? Варианты ответов: а) особенности строения и функционирования познавательных процессов человека, б) устойчивые индивидуально своеобразные или типичные особенности мышления, отличающие одних людей от других, в) характерные для человека способы использования в практике имеющихся у него знаний. Наиболее правильный ответ: б)
9. Что такое одаренность? Варианты ответов: а) наличие у человека хороших жизненных условий для развития тех или иных способностей, б) получение человеком разнообразных стимулов со стороны окружающих людей, которые позволяют ему успешно развиваться, в) наличие у человека хороших задатков к развитию способностей или уже достаточно развитых способностей. Наиболее правильный ответ: в)
10. Чем отличаются подходы к изучению мышления со стороны логики и психологии? Варианты ответов: а) логика, как наука, изучает только абстрактное мышление; а психология исследует различные виды конкретного мышления, б) логика выделяет и формулирует правила рассуждений, а психология определением и формулировкой этих правил не занимается, в) логика изучает особенности и законы, характерные только для словеснологического мышления; психология исследует все виды мышления, а также его связи с различными психическими свойствами людей. Наиболее правильный ответ: в)
11. Какие теории мышления существовали и существуют в психологии? Варианты ответов: а) ассоциативная, гештальтпсихологическая, бихевиористическая, деятельностная, когнитивная, б) психоаналитическая, гуманистическая, экзистенциальная, глубинная, рациональная, в) эмоциональная, личностная, коммуникативная, интерактивная. Наиболее правильный ответ: а)
12. Кто из зарубежных ученых внес существенный вклад в изучение мышления? Варианты ответов: а) К. Левин, У. Джемс, В. Вундт, Э. Титченер, Т. Рибо, б) М. Вертгеймер, В. Келер, Д. Гилфорд, Г. Ю. Айзенк, Ж. Пиаже, в) 3. Фрейд, Г. Оллпорт, Г. Келли, А. Маслоу, К. Рождерс, Э. Фромм. Наиболее правильный ответ: б)
13. Кто из российских ученых известен своими исследованиями по психологии мышления? Варианты ответов: а) А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, б) А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, В. С. Мерлин, Е. Н. Соколов, в) Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Я. А. Пономарев. Наиболее правильный ответ: в)
14. Каковы основные положения теории мышления Ж. Пиаже? Варианты ответов: а) основные составляющие процесса мышления - операции. Мышление формируется и развивается в результате ассимиляции и аккомодации, возникает из практических действий человека с материальными предметами, б) основные структурные единицы мышления - действия. Оно формируется и развивается поэтапно в результате освоения действий с образами предметов, в) основные структурные единицы мышления - понятия. Оно формируется и развивается в результате освоения правил логики мышления. Наиболее правильный ответ: а)
15. Что исследовал в развитии мышлении детей Л. С. Выготский? Варианты ответов: а) процесс превращения внешних, практических действий во внутренние, умственные действия, б) процесс формирования понятий, в) постепенное освоение детьми новых способов решения различных задач. Наиболее правильный ответ: б)
16. Что в психологии называют интеллектом? Варианты ответов: а) познавательные процессы человека, б) умение решать задачи, в) совокупность общих и специальных умственных способностей человека. Наиболее правильный ответ: в)
17. Какие существуют виды интеллекта? Варианты ответов: а) общий, специальный, абстрактный, конкретный, вебральный, эмоциональный, социальный, практический, психометрический и другие, б) простой, сложный, развитый, неразвитый, зависимый, независимый и другие, в) узкий, широкий, классический, современный, индивидуальный, национальный и другие. Наиболее правильный ответ: а)
18. Какие стадии были выделены Ж. Пиаже в развитии мышления детей? Варианты ответов: а) примитивная, эмоциональная, рациональная, логическая, б) сенсомоторная, дооперациональная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций, в) двигательная, образная, слуховая, волевая. Наиболее правильный ответ: б)
19. Какие этапы развития умственных действий выделены и описаны в теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина? Варианты ответов: а) ориентировочный, практически-действенный, громко-речевой, беззвучно-речевой, внутри-речевой, б) организационный, планирующий, действенный, контролирующий, завершающий, в) межличностный, индивидуальный, эмоциональный, рациональный, логический. Наиболее правильный ответ: а)
20. В чем заключается основная идея, касающаяся главного направления развития мышления детей В. В. Давыдова? Варианты ответов: а) в интеллектуальном развитии детей преимущество должно быть отдано практическому мышлению, б) в интеллектуальном развитии детей на первом месте должно находиться формирования теоретического мышления, в) интеллект детей преимущественно надо развивать на примерах решения задач, демонстрируемых взрослыми людьми. Наиболее правильный ответ: б) Источник: Немов Р. С., Романова Е.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Р. С. Немов, Е. С. Романова. - Ч. II. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. — 558 с.
|