На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Теоретические основы проблемы суицида - Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
Теоретические основы проблемы суицида - Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Теоретические основы проблемы суицида
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
Психологическая безопасность образовательной среды
Суицидальные риски в детском сообществе
Фактор семьи в профилактике суицидальных рисков и угроз среди несовершеннолетних
Психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях
Все страницы

 


1.2. Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков


Понятие «смерть» в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей уже между 2-3 годами, и для большинства она не является пугающим событием.
В дошкольном возрасте дети не считают смерть концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающая печаль и грусть очевидны, но продолжаются недолго. Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).
В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим. В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.
Отличительной особенностью детского возраста является отсутствие страха смерти ввиду несформированности самого понятия смерти. Как же формируется представление о смерти у детей? Оно проходит несколько этапов: от полного отсутствия представления о смерти до формального знания о ней. Но смерть для ребенка является понятием отвлеченным, он никак не связывает его ни со своей личностью, ни с личностью близких. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Он считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется.
Кроме того, для этого возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения; иногда при желании умереть выбираются не опасные с точки зрения взрослых средства и, наоборот, демонстрационные попытки нередко «переигрываются» из-за недооценки опасности применяемых средств и способов. Ввиду незрелости и отсутствия жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной. Большое значение для этого возраста имеет отягощенный семейный анамнез.
Подростковый возраст. По мнению большинства исследователей, концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11-14 годам. В подростковом возрасте смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности.
У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.
По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Считается, что на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 100-200 суицидальных попыток (Mari• RW. •uicide. Lancet 2002, p. 360).
Официальная статистика говорит о том, что смертность подростков от самоубийств является второй важнейшей причиной подростковой травматической смертности. Наиболее опасный возраст по риску совершения завершенных суицидов - с 14-15 лет и выше (Я. Гилинский, И. Гурвич и др.) .
Спецификой подросткового возраста является повышенная восприимчивость и внушаемость, совпадающая с периодом вхождения во взрослую жизнь. Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у него ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ разрешения трудностей, кажущихся ему непреодолимыми.
Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным (агрессия, направленная на самого себя) поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.
Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять любым другим неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.
Факторы и причины детского и подросткового суицида
Что может подтолкнуть ребенка или подростка к самоубийству? Современная наука условно выделяет две группы факторов:
■ предрасполагающие и
■ провоцирующие (пусковые).
Предрасположенность определяется неблагоприятной генетикой (наличие в роду случаев суицида), наличием нарушений психического здоровья и патологическим воспитанием.
Вместе с тем, предрасполагающие факторы сами по себе совсем не обязательно приведут к суициду. Для того, чтобы ребенок решился на это, необходимо воздействие дополнительных провоцирующих, запускающих процесс суицидального поведения факторов. В первую очередь, это - стрессы повседневной жизни.
Еще один провоцирующий фактор непосредственно связан со средствами массовой информации. Журналисты описывая случаи суицида, порой стремятся придать такой информации сенсационный характер.
Третий, существенный фактор - это отсутствие необходимых психологических знаний у детей и подростков (Л. Сафина).
Рассмотрим подробней факторы и причины суицидального поведения.
1. Одним из главных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку, Разрушительность семейного уклада, неадекватного стиля воспитания (отсутствие любви, наличие безразличия, жестокости или отношение к ребенку как кумиру семьи) отмечена практически всеми отечественными учеными, исследовавшими проблему детского суицида. Отсутствие в семье «значимого взрослого», потеря доверительной связи с родителями может вызвать у ребенка чувство беспомощности; формирует личность, не способную контролировать ситуацию и противостоять стрессу.
2. Отсутствие психологической безопасности образовательной среды. Данный фактор раскрывает содержание педагогического воспитания, межличностных взаимодействий в образовательных учреждениях, который снижает возможности оказания помощи ученику в сложных жизненных ситуациях (адаптация к учебному процессу, сдача экзаменов, наличие факта психологического или физического насилия и др.).
3. Подростковое одиночество. В групповых социально
психологических исследованиях (например, социометрии) попадают в группу «отверженные», «козлы отпущения» и др.
■ В начальной школе (7-9 лет), статус отверженности определяется внешними признаками, например, неряшливость, неопрятность, грязная одежда, неприятный запах и т.д.;
■ В среднем звене (10-14 лет), статус отверженности определяется успешностью или, наоборот, не успешностью в учебе. В категорию «изгоев» попадают как отличники, так и неуспевающие ученики.
■ Для юношеского периода (14-18 лет) характерны личностные проявления, симпатии и предпочтения по половому признаку.
4. Трудно протекающий пубертат. Этот фактор свидетельствует о грубых нарушениях в развитии подростка, дисгармоничном развитии, в сравнении со сверстниками.
■ Раннее интенсивное проявление вторичных половых признаков (так называемый «ранний старт») в сравнении со сверстниками и нормами в развитии. В норме, для девочек, проявление половых признаков происходит к 11 годам, - у мальчиков - после 13 лет.
■ Дисморфия (неудовлетворенность своим внешним видом в связи с очень интенсивным гармоничным развитием в период подросткового возраста). Непропорциональный рост конечностей, характерен для внешнего вида подростка, интенсивный и непропорциональный увеличения внутренних органов, провоцирует эмоциональные перепады. Наблюдаются гормональные перепады и взрывы у подростка.
■ Трудности в собственной сексуальной идентификации.
■ Яркая картина акцентуаций в подростковом возрасте.
5. Индивидуальные психологические особенности:
■ эмоциональная неустойчивость;
■ высокий уровень импульсивности;
■ агрессивность, тревога, стыд, обида, чувство вины, чувство безнадежности;
■ повышенная внушаемость;
■ высокий уровень нервно-мышечного напряжения;
■ бескомпромиссность - черно-белый мир, наличие категорий только «да» и «нет», мир крайностей без полутонов;
■ чувство неполноценности, заниженная самооценка, недовольство собой;
■ слабо развитое умение решать поставленную задачу;
■ внутриличностные конфликты и т.п.
Черты личности, выраженные в подростковом возрасте до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для социальнопсихологической дезадаптации личности.


Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано следующими причинами:
1. Жизненные стресс-факторы и проблемы:
■ крушение романтических отношений, неразделенная любовь;
■ неспособность справиться с трудностями учебной программы;
■ конфликты с друзьями или педагогами;
■ жестокое обращение со стороны сверстников или взрослых;
■ беременность;
■ проблемы с правоохранительными органами и др.


Большинству подростков совершивших самоубийство можно было бы поставить диагноз посттравматического стресса или проявления симптомов насилия и агрессии.
2. Прессинг успеха - страх не оправдать надежды взрослых, слишком высокие собственные притязания на успех.
3. Расстройства личности, депрессивные состояния. Депрессии у детей и подростков часто маскируются гиперактивностью, агрессией, что затрудняет ее распознавание.
4. Психические заболевания в семье.
5. Злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств.
6. Изменение приоритетов воспитания в современном образовании.
7. Бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов.
8. Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков - самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение.
9. Самоубийство фанатов после смерти кумира; среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания своим сверстникам и кумирам.
10. Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства. Совершение суицида членов семьи (особенно, если подросток был свидетелем этого).


Типы суицидоопасных ситуационных реакций подросткового возраста (А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно)


1. Реакция депривации (чаще младший и средний подростковый возраст). Характерны: потеря интересов, угнетение эмоциональной активности, скрытность, молчаливость, негативные переживания. В анамнезе - жесткое авторитарное воспитание.
2. Эксплозивная реакция (чаще средний подростковый возраст). Характерны: аффективная напряженность, агрессивность, завышенный уровень притязаний, стремления (часто необоснованные) к лидерству. В анамнезе - воспитание в семье, где эти реакции традиционны для взрослых. Цель суицидальных действий в этом случае - стремление отомстить обидчику, доказать свою правоту. Как правило, суицидальные действия совершаются на высоте аффекта; в постсуициде критика суицидального поведения формируется не сразу, сохраняется оппозиционное отношение к окружающим.
3. Реакция самоустранения (средний и старший подростковый возраст с чертами незрелости). Характерны: эмоциональная неустойчивость, внушаемость, несамостоятельность. Это, как правило, педагогически запущенные подростки с невысоким интеллектом. Цель суицидальных действий в этом случае — уход от трудностей.


Маркеры суицидального состояния
• Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».
• Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.
• Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
• Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.
• Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
• Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.
• Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего.
• Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможно, злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
■ Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.
■ Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий.
■ Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.
■  Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость.
■ Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).


Примерная шкала оценки суицидального риска
(по рекомендации ВОЗ).
1. Риск отсутствует. По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не существует.
2. Риск незначительный. Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных планов, и не было попыток самоубийства в прошлом.
3. Риск умеренный. На лицо твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана.
Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус.
4. Риск высокий. Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку.


Подводя итоги, отметим специфичные для подростков проявления суицида.
■ У подростков нет по настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть - это конец жизни, а подросток до конца не понимает этого. Для них это в какой-то мере виртуальная игра.
■ Для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники.
■ Суицидальные действия у детей и подростков часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее.
■ Для подростков характерна бурная реакция на неудачу, гнев, бравада, девиации.
■ Причина самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной, пустяковой или даже случайной.
■ На формирование суицидального поведения подростка может оказать подростковая субкультура.
■ У подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие собственно суициду, т.е. идеи и намерения.
■ Подростку очень трудно вербализовать (объяснить) что с ним происходит, описать свое состояние или проблему.
■ Для подростка, нередко, страшнее жить в той реальности, которая у него есть, нежели умереть.
■ Подростковый суицид - это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по- взрослому».
Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения.
Вместе с тем, поскольку большая часть времени жизни современного подростка связана с образовательным учреждением, то именно система образования может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения учащихся. Решение этих задач можно существенно продвинуть через деятельность школьной психологической службы, педагогов и родителей. Образовательному учреждению необходимо выстроить целостную систему совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленную на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Ситуация проявления суицидального поведения может возникнуть у детей и подростков в сложившейся для них экстремальной ситуации, поэтому профилактическая работа должна проводиться систематически.
Своевременная психологическая и педагогическая помощь, участливое отношение к детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, могут предотвратить трагедию. В образовательных учреждениях необходимо организовать профилактическую и коррекционную работу по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп - работу, нацеленную на формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивого равновесия в отношениях между самим собой, другими людьми и миром в целом.


Библиографический список по разделу:
1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. - Барнаул, 2014. - 100с
2. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения / А.Г. Амбрумова, В.А.Тихоненко - М., 2011
3. Бадмаева В.Д. Суициды у подростков: социальные, клинические и психологические факторы / В.Д. Бадмаева, Е.Г. Дозорцева, К.В. Сыроквашина, Е.Ю. Шкитырь,
Н.А.Александрова//Российский психиатрический журнал. - 2016. - № 4. - С. 58 - 63
4. Бовина И.Б. Профилактика суицида в подростковой и молодежной среде: размышляя над опытом западных моделей // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 2. - С.214- 227.
5. Гилинския Я.И., Юнацкевич П.И. Плюс Минус жизнь. - М.: Мол. Гвардия, 1990.
6. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. Учебно-научное издание. - СПб.: Медицинская пресса, 2001 г.
7. Курганский С.М. Когда страх перед жизнью сильнее страха смерти // Социальная педагогикаю. - 2011. - № 4. - С.78-85.
8. Сафина Л. Бесконечный суицид.
9. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. - СПб., 2006.176с.
10. Шелехов И.Л. Суицидология: учебное пособие / И.Л. Шелехов, Т.В. Каштанова,А.Н. Корнетов, Е.С. Толстолес - Томск: Сибирский государственный медицинский
университет, 2011. - 203 с.
11.Эрдынеева К.Г., Филиппова В.П. Суицидальное поведение: сущность, факторы и причины - Издательство «Академия Естествознания». - 2010.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.