Теоретические основы проблемы суицида - Психологическая безопасность образовательной среды |
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида) | ||||||||||||||||||||||||||
Страница 3 из 6
|
Рис. 1. Система взаимодействия субъектов образовательной среды по обеспечению психологической безопасности
Создание психологической безопасности в образовательном учреждении осуществляется в двух направлениях:
1) психологическая безопасность среды - характеристики образовательной среды, в рамках которой взаимодействуют субъекты образовательного пространства (ребенок - педагог - родитель) в разных диадах;
2) психологическая безопасность личности - характеристики личности этих субъектов, отражающие их психологическое состояние.
Именно безопасная среда, обеспечивающая микросоциальное окружение, определяет динамическое равновесие между личностью человека и социальной средой в сторону повышения психологического благополучия всех участников образовательного пространства. Создание и поддержание такой образовательной среды в школе - одна из важнейших задач системы сопровождения по профилактике суицида.
Критерии психологической безопасности образовательной среды
В исследованиях (А. Маслоу, Б. Боулби, Д. Винникота, Г.С.Никифорова, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и др.) показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности. Когда ресурс человека направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.
Критериями психологической безопасности образовательной среды выступают:
■ Референтная значимость среды - система межличностных отношений, вызывающих у участников ощущение принадлежности к школе. Как
следствие - желание учиться, работать в этой среде; принятие ее норм и ценностей.
■ Защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательного среды: от публичного
унижения/оскорблений, принуждения делать что-либо против
собственного желания, игнорирования, недоброжелательного отношения.
■ Удовлетворенность образовательной средой, удовлетворенность
потребности в личностно-доверительном общении с учителями, учениками; возможностью высказать свою точку зрения, проявлять инициативу, помощь в выборе собственного решения и др. (И.А. Баева).
Критериями психологической безопасности образовательной среды выступают
Референтная значимость среды
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии
Удовлетворенность образовательной средой
Комфортность образовательной среды
Следствием психологической реализации этих критериев являются доброжелательная атмосфера, психологическая поддержка, эмоциональный комфорт, уважительное отношение к себе, сохранение личного достоинства, готовность обратиться за помощью. Такие условия и состояние школьников помогут им справиться в сложной жизненной ситуации.
Риски и угрозы психологической безопасности образовательной среды
Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо понимание и выявление возможных в ней рисков (угроз, опасностей). Можно выделить наиболее проблемные области, которые определяют основные виды рисков (Е.Б. Лактионова, 2008; Л.А. Регуш, 2003 и др. ) (табл. 1).
Виды рисков в образовательном пространстве
Таблица 1
Виды рисков |
Факторы рисков |
1. Риски, связанные с ребенком |
|
2. Риски, связанные с учителем |
|
3. Риски, связанные с |
- управленческая некомпетентность |
управлением |
|
4. Риски, связанные с организацией учебно- |
|
воспитательного |
|
процесса и |
|
5. Риски, связанные с особенностями школьных взаимоотношений
ребенок-ребенок |
|
ребенок-взрослый |
|
взрослый-взрослый |
|
7. Риски, связанные с семьей |
|
Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей и возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы - это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Насилие это такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое неправомерно понижает его нравственный (духовный), психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ.При анализе данной проблемы чаще всего обращают внимание на ситуации открытого противоборства, агрессии, жесткого столкновения сторон. Но есть «сфера человеческой жизни, где насилие не выражено так ярко и его последствия не выглядят такими очевидными, однако в действительности имеют самые разрушительные последствия для человека как Человека, как Личности. Речь идет о сфере взаимоотношений Взрослого и Ребенка - о воспитании, образовании и каждодневном общении» (С.Л. Братченко).
Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что- либо против воли человека порождают сопротивление, которое может быть внешним или внутренним. 1) Внешним: когда нарушаются
общепринятые нормы, когда совершается то, что взрослые называют нарушением дисциплины, непослушанием. 2) Внутренним: уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия.
И внешнее, и внутреннее сопротивление осложняет систему взаимоотношений взрослого и ребенка, разрушая, прежде всего, личность каждого из них. Длительное эмоциональное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где ты подвергаешься насилию. Одним из вариантов ухода может стать суицидальное поведение.
Угрозой психологической безопасности и соответственно повышением риска суицида может стать неудовлетворение важнейшей базовой потребности в личностно-доверительном общении, а также отсутствие референтной значимости образовательной среды. Это является одной из причин несбалансированности откликов детей на обращение к ним окружающих, проявления у них склонности к агрессивному, деструктивному поведению, переживание разобщенности значимых связей и отношений, ощущения незащищенности и как следствие - негативное отношение к школе (М.П. Аралова, Л.И. Рюмшина; И.А. Баева).
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников. Риски могут быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний.
Психологическая безопасность образовательной среды обеспечена, если в этой среде максимально нейтрализованы психологические риски и угрозы в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Эти риски наслаиваются друг на друга, находясь в каскадном взаимодействии. Так, например, неумение преподавателя справляться с краткосрочными, ежедневными рисками может перерасти в отложенный риск (стресс, психический срыв), а он, в свою очередь, в долгосрочной перспективе может закрепиться в виде деформации личности (В.В. Бедрина, А.В. Личутин, 2010).
Таким образом, работа по обеспечению психологической безопасности образовательной среды является необходимой. В ином случае, происходит деформация - как индивидуальная, так и организационная, формируя новые риски и угрозы, как для субъектов образовательного процесса, так и для учебного заведения в целом.
Моделирование психологической безопасности образовательной среды
Модель психологической безопасности образовательной среды (рис.2) строится на следующих концептуальных положениях:
1. Образование это социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» - личность, способную к самоактуализации. Эта система должна создавать стабильные условия и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития психологически здоровой личности. В гуманистической парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения» (А. Маслоу).
2. Психологическая безопасность является системным качеством образовательной среды. Безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования.
3. Образовательная система позволяет полноценно удовлетворять потребности развития, адаптации, социализации и культурной идентификации детей. На уровне школы - это выражается в комплексной системе мероприятий, направленных на предотвращение угроз для сохранения и укрепления физического, психического, социального здоровья учащихся и педагогов. В психологическом смысле это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды и профилактики суицида.
Рис. 2. Модель психологически безопасной образовательной среды
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды опирается на следующие принципы:
■ Принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика не воздействия, а взаимодействия, основанного на сотрудничестве и диалоге.
■ Принцип психологической защиты личности каждого субъекта. Реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие. Такое взаимодействие основано на сотрудничестве и диалоге, главным атрибутом которого является отношение
равноправия собеседников и взаимное личностное признание, исключающее манипуляцию и авторитаризм, подразумевающее взаимное развитие участников.
■ Принцип социально-психологической умелости. Социально
психологическая умелость - это набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение взаимодействовать, анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.
Реализация данных принципов позволяет осуществить
психологическую профилактику и коррекцию состояния выученной беспомощности, которая является риском суицидальных намерений. Человек, имеющий существенные трудности в выборе своего поведения, отношений, способов реагирования чувствует себя беспомощным Его ответом на вызовы реальности становится капитуляция, отказ изменить себя. Одной из причин такого состояния является репрессивное обучение, в структуре которого можно выделить психологическое насилие. Было доказано, что защитой от обученной беспомощности служит опыт побед, то есть опыт состояний и поведения в случаях, когда удается контролировать ситуацию (А.Л. Лихтарников).
Работа по созданию психологической безопасности образовательной среды должна основываться на гуманистически ориентированных технологиях и нормах личностного развития. К основным направлениям деятельности по созданию ПБОС можно отнести:
1. Повышение социально-психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности как фактора профилактики суицида (информационный аспект).
2. Осознание и принятие психологической безопасности как ценностно-значимой в образовательном учреждении, развитие готовности к психологически безопасному взаимодействию (мотивационный аспект).
3. Выявление роли организационной культуры образовательного учреждения как фактора психологической безопасности образовательной среды; моделирование психологически безопасного образовательного пространства в учреждении (организационный аспект).
4. Формирование психологической культуры межличностного взаимодействия участников образовательного процесса; развитие коммуникативной компетентности как способности к выстраиванию эффективного общения, системы отношений к другим; осознание ценности ненасилия во взаимодействии (коммуникативный аспект).
5. Профилактика психоэмоциональных состояний в ситуациях стресса - снижение эмоциональной напряженности в адаптационный период, ситуации экзамена, проверки знаний; снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания, достижение эмоциональной устойчивости, развитие эмоционального самоконтроля и самоуправления (эмоциональный аспект).
6. Создание условий, направленных на самореализацию ресурсов личности, адаптацию к реальным жизненным условиям, поддержка позитивного «образа Я» и адекватной самооценки; изменение самоотношения, гармонизация соотношения между «Я-реальным» и «Я- идеальным» (личностный аспект).
7. Формирование поведенческих эталонов, в соответствие с которыми человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций (поведенческий аспект).
Методически-организационными условиями осуществления данной деятельности являются:
1. Создание программ, представляющих собой комплексную систему мероприятий со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.
2. Содержание конкретной программы должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.
3. Программы включают:
■ решение содержательных задач;
■ диагностику критериев психологической безопасности (референтная значимость среды, отношения, защищенность от психологического насилия, удовлетворенность средой, уровень стресса);
■ отработку психолого-педагогических умений, технологий по созданию безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества;
■ обсуждение и рефлексивный анализ;
■ создание совместного договора о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды.
4. Система мероприятий осуществляется в течение учебного года. Возможно распределение занятий по месяцам, наиболее эффективна форма «погружения» - интенсивные, ежедневные занятия в каникулярное время, с организацией поддержки в виде кратковременных семинаров в период занятий на протяжении учебной четверти.
5. Реализация программы предполагает самостоятельную работу педагогов, направленную на повышение профессиональной компетентности по данной теме. Для этого необходимо создание условий для самообразования, подготовка кейсов с научными, учебными, методическими материалами.
6. Формы работы зависят от субъектов, с которыми предполагается проведение мероприятий. Это: педсовет, конференция, семинар, консилиум, разработка мониторинга, разработка авторской программы, изучение статей, групповая дискуссия, тренинг, практикум, мастер-класс, деловая игра, ролевая игра, факультатив, классный час, групповая консультация, родительское собрание.
7. Важная роль в реализации программ отводится деятельности психолога, который работает со всеми участниками образовательной среды по основным направлениям деятельности: психологическое просвещение, психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие.
Профессиональная компетентность и психологическое здоровье педагога как условие психологической безопасности образовательной среды
Важным направлением работы образовательного учреждения по созданию психологической безопасности и профилактике суицида является работа с педагогами и педагогическим коллективом, которая обладает определенной спецификой.
Эта деятельность не связана напрямую со школьниками, их обучением и воспитанием. Она предполагает внимание к психологическим качествам, умениям педагогов, формирующим профессиональную компетентность педагога, которая требует постоянного развития и совершенствования.
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, т. к. представляет собой систему различных отношений. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с учителями, общаться со сверстниками, относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое.
Помощь могут оказать окружающие его взрослые, которые в силу своей профессиональной, социальной или личностной позиции могут поддержать его. Прежде всего, это педагоги, которые сопровождают ученика на протяжении всей школьной жизни.
Такие характеристики, зависящие от учителей как доброжелательная атмосфера, поддержка, высокие ожидания от работы учащегося без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, обучение социальным навыкам взаимодействия, снижают психологические опасности в образовательной среде и повышают ее защитную функцию. Педагоги несут ответственность за создание благоприятных условий жизнедеятельности, психологического климата школы, которые являются основой профилактики суицида. Педагог своим присутствием, словом, состоянием уже участвует в учебновоспитательном процессе, демонстрирую свою профессиональную компетентность.
Профессиональная компетентность - это интегрированная характеристика профессионализма педагога, которую в рамках обозначенной проблематики может быть представлена в трех ее составляющих:
1. Коммуникативная компетентность;
2. Эмоциональная компетентность;
3. Личностная компетентность.
Коммуникативная компетентность составляет ядро профессионализма учителя и включает следующие показатели:
■ Владение культурой общения и педагогическим тактом, способность устанавливать и поддерживать контакты, эффективно взаимодействовать с коллегами, учащимися, родителями.
■ Умение слушать и принимать во внимание мнения других людей.
■ Способность в процессе коммуникации использовать невербальный язык - собственный и собеседника, учащихся на уроке.
■ Наличие знаний и навыков поведения в конфликте с использованием ненасильственных средств.
■ Умение вести дискуссию и корректным образом защищать свою точку зрения.
■ Использование эффективного стиля взаимодействия сообразно ситуации.
Эмоциональная компетентность тесно связана с коммуникативными способностями педагога (часто ее включают как компонент коммуникативной компетентности).
Показатели:
■ Распознавание и понимание собственных эмоций и чувств.
■ Управление своими эмоциями.
■ Распознавание и понимание чувств окружающих.
■ Управление чувствами других позитивным образом.
■ Способность к созданию эмоционально благоприятного климата на уроке.
■ Способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию).
■ Умение осуществлять самопрофилактику эмоционального выгорания.
Подавление отрицательных эмоций и чувств (злость, гнев, раздражение, обида и др.) ведет к психологическим проблемам. Педагогу важно осваивать способы адекватного выражения собственных эмоций и применять их в жизни.
Педагог «читая» сигналы о чувствах других людей способен увидеть положение вещей с позиции другого человека, почувствовать его и это дает возможность изменить ситуацию.
Способность позитивно влиять на чувства других является способностью высшего порядка. Открытое, осторожное обращение с чувствами, а также способность понять причины их возникновения позволяют учителю в профессиональной жизни не испытывать проблем в эмоциональных ситуациях.
Оказание педагогом конструктивного влияния на чувства учащихся и коллег предполагает умение успокоить возбужденного или злящегося человека, подбодрить боязливого, помочь им осознать свои чувства, пробудить интерес и поднять настроение.
Для профессиональной деятельности педагога характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам, что приводит к эмоциональному выгоранию и как следствие к ухудшению здоровья педагога, снижению качества деятельности и жизни.
Личностная компетентность включает следующие показатели:
■ Осознание педагогом своих личностных качеств.
■ Позитивный «образ Я», позитивное отношение к себе.
■ Владение способами личностного самовыражения и саморазвития.
■ Умение видеть возможные варианты решения ситуации, и осуществлять оптимальный выбор стратегии поведения.
Психологические качества и умения педагога предполагают внимание человека к своему внутреннему миру. Коммуникативная, эмоциональная, личностная компетентность в педагогическом процессе связаны между собой. Они обеспечивают профессиональную успешность, психологическое благополучие самих педагогов и как следствие - учащихся.
Развитие профессиональной компетентности способствует личностному, профессиональному росту и саморазвитию, а также позволяет педагогу противостоять профессиональным деформациям личности.
Важным направлением работы образовательного учреждения должна стать деятельность по созданию психологической безопасности самого учителя, администратора школы, способствующая психическому и психологическому здоровью педагога и снижающая риск профессионального выгорания.
Исследования психологической сущности профессии педагога позволили установить, что она требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени; работу в условиях высокой степени неопределенности, когда идет быстрая смена ситуаций взаимодействия, что предполагает мобилизацию адаптационных механизмов, проявление толерантности и прогностических способностей. Труд педагога имеет и когнитивную сложность, так как изначально носит преобразующий характер, что предполагает высокую степень интеллектуальной активности, целеполагания и соответствующую организацию деятельности по достижению этих целей.
Естественно, что такой психологически напряженный труд неблагоприятным образом влияет на психологическое здоровье учителя и повышает вероятность профессионального выгорания.
Имеется зависимость между психологическим здоровьем учителя, его возрастом и стажем. Возраст и стаж являются значимыми факторами, влияющими на психологическое, социальное и физическое здоровье, в основном, в начале педагогической деятельности. С началом работы в школе начинает падать профессиональная самооценка, растет уровень тревожности, усиливаются значения «серьезности» и «практичности». В дальнейшем растет уровень нейротизма, беспринципности, напряженности, повышается значимость физического самочувствия
Обоснованной является необходимость психологического сопровождения учителей со стажем работы до 7 лет и от 16 до 24 лет, как самых уязвимых с точки зрения сохранения и восстановления их психологического здоровья (Р.М. Хусаинова).
Дефицит удовлетворенности профессиональной деятельностью становится источником нарушения эмоционального равновесия и повышенной тревожности. Многие учителя на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями. Тревожность с возрастом повышается. Самая высокая постоянная тревожность наблюдается у учителей в возрасте 50 лет и старше (С.Г. Вершловский).
Одним из проявлений нарушенного психологического здоровья педагога является профессиональное выгорание. Синдром выгорания представляет собой набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения (Н.Е.Водопьянова).
Наиболее часто профессиональное выгорание наблюдается среди педагогов средних школ, его признаками являются: высокое
эмоциональное истощение, мотивационно-установочное выгорание (редукция личных достижений), снижение самооценки, уровня притязаний. Другим признаком нарушения психологического здоровья педагога являются личностные профессиональные деструкции - разрушение, деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк).
Факторами, детерминирующими деформации, являются профессиональные стереотипы и разнообразные формы психологической защиты. Имеет место в педагогической практике факт - чем больше трудностей испытывает педагог в своей деятельности, тем менее ответственными, менее заинтересованными представляются ему учащиеся, с которыми он работает. Это может быть проявлением психологической защиты, когда обилие субъективных трудностей в собственной педагогической деятельности объясняется различными негативными чертами в личности учащихся (А.А. Реан).
При высоких значениях стресса педагогов, ученики обладают более низким уровнем коммуникативной компетентности и ответственности за создание психологически безопасной среды, а также в меньшей степени идентифицируются со школой и классом (С. Суханова, Е. Суханов).
Таким образом, деятельность образовательного учреждения по профилактике суицида требует постоянной, целенаправленной и комплексной работы по созданию психологически безопасной образовательной среды. Основной фигурой, реализующей эту деятельность, является педагог. Повышение профессиональной компетентности и забота о психологическом здоровье педагога является важной задачей современной системы образования.
Библиографический список по разделу:
1. Баева И.А., Тренинги психологической безопасности в школе. - СПб.: Речь, 2002. - 251 с.
2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.- М.: Экон-Информ, 2009. - 248 с.
3. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Баевой, О.В.Вихристюк, Л.А.Гаязовой. - М.: МГППУ, 2013. - 304 с.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. - СПб.:Питер, 2008. - 358 с.
5. Лактионова Е.Б. Представление педагогов-психологов о рисках в образовательной среде. Безопасность образовательной среды: Сборник статей/ Е.Б.Лактионова /Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008.
6. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под.ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.
7. Проблемы психологической безопасности / Отв.ред.А.Л.Журавлев, Н.В. Тарабрина. - М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 440с. (Психология социальных явлений)
8. Рубцов В.В. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника. Сборник статей /В.В. Рубцов, И.А. Баева/ Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |