На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Теоретические основы проблемы суицида - Суицидальные риски в детском сообществе
Теоретические основы проблемы суицида - Суицидальные риски в детском сообществе
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Теоретические основы проблемы суицида
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
Психологическая безопасность образовательной среды
Суицидальные риски в детском сообществе
Фактор семьи в профилактике суицидальных рисков и угроз среди несовершеннолетних
Психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях
Все страницы

1.4. Суицидальные риски в детском сообществе


Подростковый возраст с полным основанием считается зоной риска по развитию всех форм девиантного поведения, в том числе и суицидальной активности.
Одной из системных причин девиантного поведения человека является фрустрирование базовых или наиболее актуальных потребностей.
Известно, что к началу подросткового возраста ведущим видом деятельности, по мнению Т.В. Драгуновой, И.С. Кона и др., становится общение.
Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.
Общение со сверстниками - основной инструмент социализации в подростковом возрасте. В этом взаимодействии формируется самооценка, образ Я, реализуется потребность в принятии, принадлежности, происходит идентификация, выработка и закрепление моральных норм.
А.В. Мудрик отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:
Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чувство благополучия и устойчивости.
В то же время, навыки конструктивного, бесконфликтного поведения еще продолжают формироваться, а острое эмоциональное реагирование подростка создает сложности в установлении адекватного контакта в группе сверстников (А.В. Мудрик).
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания.


Нарушения отношений со сверстниками имеет две основные группы причин:
1) Агрессивность, конфликтность, недоверчивость, эгоистичность;
2) Застенчивость, неуверенность.
Таким образом, мы можем сформулировать два типа подростков, у которых возникают трудности во взаимодействии со сверстниками: агрессор и аутсайдер.


Агрессор
• вспыльчив, неуравновешен, драчлив;
• более физически развитый, чем его сверстники, имеет проблемы с успеваемостью;
• с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
• в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение;
• приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
• группируется со старшими подростками;
• имеет садистские наклонности;
• в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
• в игре навязывает друзьям свои правила, властный;
• злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
• упрям, постоянно возражает;
• игнорирует просьбы учителя;
• постоянно или длительно подавлен, раздражен;
• беспричинные вспышки гнева, озлоблен;
• стремится оскорбить; унизить;
• эгоцентричен, неспособен понять других;
• эмоционально глухой, душевно черствый;
• самоуверенный;
• преобладают эгоистические и меркантильные мотивы;
• игнорирует указания и легко раздражается;
• введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
• не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами. Аутсайдер
• не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
• не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг;
• одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
• по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
• задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
• у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
• выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах;
• выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения;
• приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
• выбирает нестандартную дорогу в школу;
• пугливы, чувствительны, замкнуты, застенчивы;
• тревожны, неуверенные в себе;
• склонны к депрессии;
• испытывают чувство одиночества.


Перечислим основные факторы риска суицидального поведения, связанные с трудностями в отношениях со сверстниками:
1. Агрессивное, конфликтное, жестокое поведение.
2. Незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность).
3. Нарушения социально-психологического климата, проблемы статуса в коллективе.


Дадим характеристику некоторым проявлениям нарушений в отношениях со сверстниками в подростковом возрасте.
Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано с протеканием данного возрастного периода.
Конфликтное поведение - действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение целей противостоящей стороны, ее намерений или интересов; поведение, провоцирующее конфликт.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Любой конфликт несет напряжение в отношения и понижает благоприятность социально-психологического климата.
Наиболее распространенными причинами конфликта в подростковом возрасте являются:
- конфликты статусов;
- конфликты оскорблений, сплетен, зависти, неприязни;
- конфликты лидерства;
- конфликты при отсутствии взаимопонимания, солидарности, групповой сплоченности; ценностей, нравственных убеждений;
- конфликты из-за отсутствия навыков общения;
- конфликты из-за особенностей учащихся;
- конфликты нарушения норм общественного порядка;
- конфликты, связанные с симпатией к подросткам противоположного пола.
Подростковая агрессия - типично возрастной феномен подростка, однако в своих крайних проявлениях она становится причиной множественных социальных отклонений. При отсутствии своевременной реакции взрослых и коррекции поведения, агрессивность может принимать социально-опасные формы. Одной из таких форм является - жестокость.


Причинами жесткого поведения подростка чаще всего является:
1. Незрелость способов коммуникации.
2. Эгоизм.
3. Неумение понимать цели и мотивы других людей.
4. Неадекватное восприятие информации.
5. Личная неприязнь к оппоненту.
6. Аффективное состояние.
7. Кризисная ситуация, непреодолимые трудности.


Особенности жестоких детей:
1. Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативной культуры.
2. Снижение уровня саморегуляции.
3. Неадекватная самооценка.
4. Стремление выделиться среди сверстников.
5. Стремление получить силой желаемый результат.
6. Стремление доминировать.
7. Страх несостоятельности.
8. Защита и месть.
9. Получить превосходство за счет унижения другого.
10. Скука.
11. Желание завоевать авторитет у сверстников.


Одним из наиболее острых проявлений жесткости в современном обществе является буллинг и его сетевая форма - кибер-буллинг.
Американские исследователи выделили восемь основных типов буллинга:
1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми в публичных местах Сети.
Флейминг может превратиться в неравноправный психологический террор.
2. Нападки, постоянные изнурительные атаки (hara••ment) - повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву.
3. Клевета (denigration) - распространение оскорбительной и неправдивой информации.
4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо (imper•onation) - преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунтам и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию.
5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение (outing & trickery) - получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей.
7. Киберпреследование - скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
8. Хеппислепинг (Happy •lapping) - название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы.
Кибер-буллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).


Широкое распространение кибер-буллинга связано с его специфическими особенностями:
1. Анонимность.
2. Широкая аудитория.
3. Отсутствие обратной связи.
4. Трудно оценить степень опасности.
Троллинг - размещение в Интернете (на форумах, в группах, в википроектах, ЖЖ и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, пустой трёп, оскорбления и т. п.
«Тролль» - это человек, который размещает грубые или провокационные сообщения в Интернете, например, в дискуссионных форумах, мешает обсуждению или оскорбляет его участников.


Причинами кибербуллинга можно назвать следующие аспекты:
1. Стремление к превосходству. Превосходство может принимать и негативную и позитивную сторону. Позитивная сторона учитывает благополучие у других людей и желание приносить пользу другим людям. Негативная же сторона обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, у тех кто борется за превосходство эгоистичным поведением. Примером стремления к превосходству у подростков может быть к примеру борьба за социальный статус в группе сверстников.
2. Субъективное чувство неполноценности или комплекс неполноценности - совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой.
3. Зависть - то же соперничество, только скрытое.
4. Месть - действия, произведенные из побуждения адекватно ответить на реальную или мнимую несправедливость, причиненную ранее.
5. Развлечение. Кибербуллинг может начаться с обычной шутки. Юмор является способом возвышения себя, ведь объект смеха является смешным, а субъект считает себя остроумным.
6. Потребность в самоутверждении.
7. Безнаказанность.
8. Деформация системы ценностей и нравственных установок.
9. Потребность в социальном признании.
10. Альтерофобия - нетерпимость к тем, кто не похож, иной.
11. Импульсивность.
12. Неспособность к сочувствию и эмпатии.


В завершении необходимо заключить, что описанные выше проблемы и трудности во взаимодействии со сверстниками не являются единственными, но могут выступать наиболее значимыми факторами риска суицидального поведения. Оказание психолого-педагогической, социальной помощи подростку в освоении норм социального поведения, формирование необходимых коммуникативных установок и навыков - важная задача профилактики девиантного поведения, в том числе и суицидального.


Библиографический список по разделу:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 284с.
2. Аракелов Г.Г., Жариков Н.М. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Изд-во УРАО, 2006. - 163 с.
3. Баранов А.А., Рожина С.В. Кибербуллинг - новая форма угрозы безопасности личности подростка // Вестник Балтийского федерального университета. - 2015. - Вып. 11. - С.62-66.
4. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 356 с.
5. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- М.: Просвещение, 2009. - 517с.
6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, Академия развития, 1997.
7. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных
взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. - М.: Академия, 2014. - 312 с.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.