Страница 4 из 6
1.4. Суицидальные риски в детском сообществе
Подростковый возраст с полным основанием считается зоной риска по развитию всех форм девиантного поведения, в том числе и суицидальной активности. Одной из системных причин девиантного поведения человека является фрустрирование базовых или наиболее актуальных потребностей. Известно, что к началу подросткового возраста ведущим видом деятельности, по мнению Т.В. Драгуновой, И.С. Кона и др., становится общение. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. Общение со сверстниками - основной инструмент социализации в подростковом возрасте. В этом взаимодействии формируется самооценка, образ Я, реализуется потребность в принятии, принадлежности, происходит идентификация, выработка и закрепление моральных норм. А.В. Мудрик отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так: Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чувство благополучия и устойчивости. В то же время, навыки конструктивного, бесконфликтного поведения еще продолжают формироваться, а острое эмоциональное реагирование подростка создает сложности в установлении адекватного контакта в группе сверстников (А.В. Мудрик). Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания.
Нарушения отношений со сверстниками имеет две основные группы причин: 1) Агрессивность, конфликтность, недоверчивость, эгоистичность; 2) Застенчивость, неуверенность. Таким образом, мы можем сформулировать два типа подростков, у которых возникают трудности во взаимодействии со сверстниками: агрессор и аутсайдер.
Агрессор • вспыльчив, неуравновешен, драчлив; • более физически развитый, чем его сверстники, имеет проблемы с успеваемостью; • с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми; • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение; • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления; • группируется со старшими подростками; • имеет садистские наклонности; • в мгновение ока переходит от довольства к злобе; • в игре навязывает друзьям свои правила, властный; • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их; • упрям, постоянно возражает; • игнорирует просьбы учителя; • постоянно или длительно подавлен, раздражен; • беспричинные вспышки гнева, озлоблен; • стремится оскорбить; унизить; • эгоцентричен, неспособен понять других; • эмоционально глухой, душевно черствый; • самоуверенный; • преобладают эгоистические и меркантильные мотивы; • игнорирует указания и легко раздражается; • введет себя так, будто ищет повод к ссоре; • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами. Аутсайдер • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве; • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг; • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет; • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу; • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне; • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством; • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах; • выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения; • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии; • выбирает нестандартную дорогу в школу; • пугливы, чувствительны, замкнуты, застенчивы; • тревожны, неуверенные в себе; • склонны к депрессии; • испытывают чувство одиночества.
Перечислим основные факторы риска суицидального поведения, связанные с трудностями в отношениях со сверстниками: 1. Агрессивное, конфликтное, жестокое поведение. 2. Незрелость способов коммуникации (низкая коммуникативная компетентность). 3. Нарушения социально-психологического климата, проблемы статуса в коллективе.
Дадим характеристику некоторым проявлениям нарушений в отношениях со сверстниками в подростковом возрасте. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано с протеканием данного возрастного периода. Конфликтное поведение - действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение целей противостоящей стороны, ее намерений или интересов; поведение, провоцирующее конфликт. Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Любой конфликт несет напряжение в отношения и понижает благоприятность социально-психологического климата. Наиболее распространенными причинами конфликта в подростковом возрасте являются: - конфликты статусов; - конфликты оскорблений, сплетен, зависти, неприязни; - конфликты лидерства; - конфликты при отсутствии взаимопонимания, солидарности, групповой сплоченности; ценностей, нравственных убеждений; - конфликты из-за отсутствия навыков общения; - конфликты из-за особенностей учащихся; - конфликты нарушения норм общественного порядка; - конфликты, связанные с симпатией к подросткам противоположного пола. Подростковая агрессия - типично возрастной феномен подростка, однако в своих крайних проявлениях она становится причиной множественных социальных отклонений. При отсутствии своевременной реакции взрослых и коррекции поведения, агрессивность может принимать социально-опасные формы. Одной из таких форм является - жестокость.
Причинами жесткого поведения подростка чаще всего является: 1. Незрелость способов коммуникации. 2. Эгоизм. 3. Неумение понимать цели и мотивы других людей. 4. Неадекватное восприятие информации. 5. Личная неприязнь к оппоненту. 6. Аффективное состояние. 7. Кризисная ситуация, непреодолимые трудности.
Особенности жестоких детей: 1. Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативной культуры. 2. Снижение уровня саморегуляции. 3. Неадекватная самооценка. 4. Стремление выделиться среди сверстников. 5. Стремление получить силой желаемый результат. 6. Стремление доминировать. 7. Страх несостоятельности. 8. Защита и месть. 9. Получить превосходство за счет унижения другого. 10. Скука. 11. Желание завоевать авторитет у сверстников.
Одним из наиболее острых проявлений жесткости в современном обществе является буллинг и его сетевая форма - кибер-буллинг. Американские исследователи выделили восемь основных типов буллинга: 1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми в публичных местах Сети. Флейминг может превратиться в неравноправный психологический террор. 2. Нападки, постоянные изнурительные атаки (hara••ment) - повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву. 3. Клевета (denigration) - распространение оскорбительной и неправдивой информации. 4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо (imper•onation) - преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунтам и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. 5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение (outing & trickery) - получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась. 6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей. 7. Киберпреследование - скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д. 8. Хеппислепинг (Happy •lapping) - название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Кибер-буллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).
Широкое распространение кибер-буллинга связано с его специфическими особенностями: 1. Анонимность. 2. Широкая аудитория. 3. Отсутствие обратной связи. 4. Трудно оценить степень опасности. Троллинг - размещение в Интернете (на форумах, в группах, в википроектах, ЖЖ и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, пустой трёп, оскорбления и т. п. «Тролль» - это человек, который размещает грубые или провокационные сообщения в Интернете, например, в дискуссионных форумах, мешает обсуждению или оскорбляет его участников.
Причинами кибербуллинга можно назвать следующие аспекты: 1. Стремление к превосходству. Превосходство может принимать и негативную и позитивную сторону. Позитивная сторона учитывает благополучие у других людей и желание приносить пользу другим людям. Негативная же сторона обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, у тех кто борется за превосходство эгоистичным поведением. Примером стремления к превосходству у подростков может быть к примеру борьба за социальный статус в группе сверстников. 2. Субъективное чувство неполноценности или комплекс неполноценности - совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. 3. Зависть - то же соперничество, только скрытое. 4. Месть - действия, произведенные из побуждения адекватно ответить на реальную или мнимую несправедливость, причиненную ранее. 5. Развлечение. Кибербуллинг может начаться с обычной шутки. Юмор является способом возвышения себя, ведь объект смеха является смешным, а субъект считает себя остроумным. 6. Потребность в самоутверждении. 7. Безнаказанность. 8. Деформация системы ценностей и нравственных установок. 9. Потребность в социальном признании. 10. Альтерофобия - нетерпимость к тем, кто не похож, иной. 11. Импульсивность. 12. Неспособность к сочувствию и эмпатии.
В завершении необходимо заключить, что описанные выше проблемы и трудности во взаимодействии со сверстниками не являются единственными, но могут выступать наиболее значимыми факторами риска суицидального поведения. Оказание психолого-педагогической, социальной помощи подростку в освоении норм социального поведения, формирование необходимых коммуникативных установок и навыков - важная задача профилактики девиантного поведения, в том числе и суицидального.
Библиографический список по разделу: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 284с. 2. Аракелов Г.Г., Жариков Н.М. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Изд-во УРАО, 2006. - 163 с. 3. Баранов А.А., Рожина С.В. Кибербуллинг - новая форма угрозы безопасности личности подростка // Вестник Балтийского федерального университета. - 2015. - Вып. 11. - С.62-66. 4. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 356 с. 5. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- М.: Просвещение, 2009. - 517с. 6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, Академия развития, 1997. 7. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. - М.: Академия, 2014. - 312 с.
|