На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Теоретические основы проблемы суицида - Фактор семьи в профилактике суицидальных рисков и угроз среди несовершеннолетних
Теоретические основы проблемы суицида - Фактор семьи в профилактике суицидальных рисков и угроз среди несовершеннолетних
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Теоретические основы проблемы суицида
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
Психологическая безопасность образовательной среды
Суицидальные риски в детском сообществе
Фактор семьи в профилактике суицидальных рисков и угроз среди несовершеннолетних
Психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях
Все страницы

 


1.5. Фактор семьи в профилактике суицидальных рисков и угроз среди несовершеннолетних


На сегодняшний день, как в науке, так и в практике, имеется весьма внушительное число доказательств того, что семья и отношений в ней являются важнейшими факторами формирования склонности к суицидам у детей и подростков. Как отмечает Е. М. Вроно (1994), «поводом к покушению на самоубийство служат неурядицы в различных сферах жизни подростка. Истинной же причиной, которая выявляется при более вдумчивом, детальном знакомстве с ситуацией, как правило, оказываются нарушенные взаимоотношения в семье». Проанализировав результаты исследования множества случаев подростковых суицидов, Е. М. Вроно пришла к выводам о том, что внутрисемейная ситуация юных суицидентов характеризуется глубоким нарушением эмоционального взаимодействия ребенка с семьей, в частности, с матерью; в отношении ребенка родители демонстрируют повышенный контроль, постоянно высказываемое недоверие, чрезмерную требовательность и эмоциональное отвержение.
В исследованиях Е.М. Вроно и Н.А. Ратиновой (1989) были выделены и охарактеризованы четыре основных типа суицидального поведения подростков: самоповреждение, демонстративно-шантажные суициды с агрессивной мотивацией, демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией и суициды самоустранения. При этом следует отметить, что, говоря о суицидальном поведении, авторы имели в виду не столько завершенное самоубийство, сколько суицидальные попытки. Проанализировав характер взаимоотношений в семье, особенности системы воспитания, акцентуации характера подростков, особенности протекания пубертатного криза, успешность школьной адаптации, положение в группе сверстников, возраст первоначального проявления аутоагрессии, характер суицидогенной ситуации, ведущее эмоциональное состояние в ближайшем пресуициде и в момент совершения попытки, способ совершения попытки, прогноз вероятности повторного покушения, исследователи пришли к следующим выводам:
1. Подростки, характерным типом аутоагрессивного поведения которых являются самоповреждения, воспитываются в резко
неблагополучных семьях, часто с асоциальной и антисоциальной направленностью. Родители в таких семьях, как правило, страдают алкоголизмом, между ними постоянно возникают скандалы и драки. Воспитание носит бессистемный характер, сводится к жестоким избиениям и физическим наказаниям. Характерной акцентуацией подростков из таких семей является эпилептоидность. Кризис подросткового возраста, как у большинства суицидоопасных подростков, имеет патологическое течение, проявляющееся в крайней раздражительности, дисфории (глубокой подавленности). Школьная адаптация таких детей крайне затруднена уже с первого класса: дети ведут себя агрессивно, не выполняют требований учителей. Подобные подростки тяготеют друг к другу и объединяются в группировки, обычно характеризующиеся асоциальной направленностью. Аутоагрессивное поведение впервые начинает появляться у них, как правило, со среднего подросткового возраста в ситуациях «лишения свободы»: вызов родителей в школу, постановка на учет в милицию и т.д. Ведущее эмоциональное состояние в ближайшем пресуициде и во время совершения самоповреждений - злоба и обида. Проявляется аутоагрессия обычно в самоожогах, самопорезах, наносимых неглубоко. Такое поведение крайне быстро стереотипизируется и становится постоянно практикуемой формой поведения в стрессовой ситуации.
2. Семьи подростков, склонных к демонстративно-шантажному суициду с агрессивным компонентом, конфликтны, но, в отличие от предыдущего типа, не носят асоциального характера. Среди членов семьи, как правило, наблюдается полное отсутствие культуры взаимоотношений, неумение облекать свои негативные переживания в социально приемлемые формы. Воспитание состоит из несистематических наказаний, нередко жестоких, с применением физической силы. Поощрение практически не практикуется. Характерные акцентуации для подростков с таким типом суицидального поведения - истероидная и возбудимая. Подростковый кризис протекает менее тяжело, чем у подростков из выше рассмотренной группы. Школьная адаптация в младших классах, как правило, протекает в пределах нормы, но в 3-4-х классах, с переходом к предметному обучению, трудности резко возрастают (неуспеваемость, конфликты с учителями, прогулы). Формируется негативное отношение к обучению в школе в целом. В группе сверстников такие дети чувствуют себя, как правило, дискомфортно. Первые признаки суицидальной активности отмечаются уже в младшем пубертатном периоде. Они могут быть вызваны чувством обиды на сверстников, учителей, родителей, выражать протест против их действий. В этом случае можно говорить о мести как мотиве демонстративной суицидальной попытки. Период пресуицида в данной группе обычно короткий, сопровождается крайне интенсивным аффектом. Способы совершения попытки избираются самые разнообразные, не слишком опасные для жизни. После аутоагрессивных действий обычно наступает разрядка. Однако если ситуация, вызвавшая суицидальную попытку, ею не разрешится, угроза повтора подобных действий весьма значительна.
3. Семьи подростков, склонных к демонстративно-шантажному суициду с манипулятивной мотивацией, отличаются дисгармоничностью, а также неадекватностью воспитательных воздействий. Отношение к ребенку характеризуется эмоциональной нестабильностью, требования к нему не соответствуют его возможностям. Для детей этой группы характерна ярко выраженная истероидная акцентуация. В период пубертата происходит заострение истероидных черт (демонстративность, капризность, лживость). Школьная адаптация до 5-6-х классов идет хорошо. Но усложнение школьной программы делает невозможным успех без затраты усилий, а такие дети оказываются к этому неспособны. Помимо этого, неадекватно завышенная самооценка приводит к конфликтам с учителями и сверстниками. В группах сверстников такие подростки имеют, как правило, неустойчивое положение. Часто первоначально они бывают лидерами, но затем их статус резко падает, что больно ранит их тщеславие и вызывает тяжелые длительные переживания. Первые аутоагрессивные действия у таких детей обычно наблюдаются в среднем пубертате. Они могут быть вызваны страхом разоблачения обмана и наказания за него, обидой на родителей и друзей, желанием привлечь к себе внимание и заставить кого-либо изменить свое поведение. Пресуицид довольно продолжителен. На протяжении этого времени подросток занимается рациональным поиском менее болезненного и не очень опасного способа, не приносящего ущерба внешности; обеспечивает безопасность для жизни (заранее сообщает о своих намерениях, выбирает время и место, в котором ему смогут быстро оказать помощь и т.п.). При успешном разрешении ситуации подобные действия закрепляются как эффективное средство достижения своих целей и воздействия на окружающих.
4. Суициды с мотивацией самоустранения характерны для детей и подростков из внешне благополучных семей. Психологический климат в таких семьях отличается напряженностью и нестабильностью, конфликты протекают в скрытой форме. Воспитание имеет противоречивый характер. Главной целью родителей является создание социально одобряемого, благоприятного впечатления об отношениях в семье у окружающих без учета личностных особенностей ребенка. Типичными акцентуациями таких подростков являются эмоционально-лабильная, неустойчивая и сензитивная. Также отмечаются некоторые черты психического инфантилизма. Пубертат сопровождается появлением неврастенических симптомов (эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, нарушения концентрации внимания, заострение сензитивных черт личности). В школе такие дети старательны, исполнительны, но безынициативны. У них наблюдается острый страх неудачи. Они очень болезненно реагируют на плохие оценки и замечания. Часто по этим причинам учатся намного хуже, чем позволяют их способности. В группах сверстников эти подростки не пользуются авторитетом и имеют низкий статус. Первые суицидальные проявления отмечаются у них уже в младшем подростковом возрасте. Вызываются они стремлением уйти от психотравмирующей ситуации, являются как бы бегством от необходимости решения проблем. Причиной суицидального поведения у этих подростков обычно становятся ломка жизненного стереотипа, угроза наказания, повышенная ответственность. Перечисленные факторы воспринимаются как субъективно непереносимые. Пресуицид растянут во времени и характеризуется переживанием страха. У таких подростков желание уйти из жизни истинное, без манипулятивности, поэтому они обычно выбирают опасные для жизни способы самоубийства (наиболее часто - отравление).
Если подросток выбрал не моментальный способ самоубийства (отравление, перерезание вен), то практически сразу после суицидальной попытки он начинает испытывать страх смерти, что проявляется в хаотических поисках помощи. Часто такие дети сами вызывают «Скорую помощь». Они испытывают стыд и раскаяние. Поэтому риск повторных попыток невысок.
В числе характеристик семьи, предрасполагающих подростков к суициду можно выделить следующие: отсутствие отца или матери, недостаточность материнской привязанности к ребенку, отсутствие родительского авторитета, матриархальный стиль отношений в семье, гиперавторитарность слабого взрослого, который стремится утвердить себя в семье с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребенка. Суицидогенный характер имеют и длительные болезни и смерти родственников, а также наличие в семье алкоголиков, психически больных и лиц с асоциальными формами поведения (А.Г. Амбрумова, Л.И. Постовалова).
Е.А. Гребенкина и Л.П.Урванцев (1996) исследуя личностные особенности родителей суицидентов, пришли к заключению о том, что отцы подростков-суицидентов отличаются эмоциональной неустойчивостью, высокой степенью зависимости самооценки от мнения других, высоким уровнем тревожности, демонстративностью и вытесненной враждебностью. У матерей ярко выражен «властнолидирующий» тип межличностного взаимодействия, высокая активность, стремление к достижениям и доминированию, подчинению других себе. Их эмоциям не хватает тепла, поступкам - конформности, а их установки ригидны. Таким образом, для семей подростков-суицидентов характерно нарушение ролевой структуры, проявляющееся в главенстве жесткой доминирующей матери и подчиненном положении мягкого, уступчивого отца.
По исследованиям этих же авторов, в семьях суицидентов были ограничены контакты с внешним миром. Следовательно, ребенок был вынужден меньше общаться с людьми, в том числе и со сверстниками, и ему сложнее было выработать навыки общения.
Таким образом, результаты многочисленных исследований однозначно указывают на то, что огромную роль в профилактике суицидальных рисков и угроз среди несовершеннолетних играет семья, ее структура, психологический климат, характер супружеских и детскородительских отношений. Полнота семьи, ее реальное, а не только лишь внешнее благополучие; сильная, авторитетная фигура отца-главы семьи, заботливая, любящая, понимающая и принимающая мама; взаимная любовь и уважение супругов; последовательный, демократичный стиль воспитания, предполагающий учет реальных возможностей и потребностей самого ребенка, отсутствие как гипо- так и гиперопеки - все это является залогом психологического здоровья и благополучия ребенка.


Библиографический список по разделу:
1. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / Под ред. Вихристюк О.В. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. - 77 с.
2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 - 272с.
3. Бебчук М.А., Салихова А.Р. Влияние семьи на суицидальное поведение у детей и подростков // Педиатрия. 2009. Том 87. №2. С. 141 - 143.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.