На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Теоретические основы проблемы суицида - Психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях
Теоретические основы проблемы суицида - Психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Теоретические основы проблемы суицида
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
Психологическая безопасность образовательной среды
Суицидальные риски в детском сообществе
Фактор семьи в профилактике суицидальных рисков и угроз среди несовершеннолетних
Психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях
Все страницы

 


1.6. Психология здоровья и психология личности как ресурс сопротивляемости в кризисных ситуациях


Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, гармоничностью развития личности.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и детерминированными социальными условиями.
И.В.Дубровина разграничивает треминологию и сущностные характеристики психического и психологического здоровья [6]. Термин «психическое здоровье» имеет отношение, с точки зрения И.В.Дубровиной, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам. Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов [6].
Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом. Мы вооружаем ребенка (в соответствии с его возрастом) средствами самопонимания, самоприятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации.
Умение справиться с ситуацией фрустрации, навыки эмоционального отреагирования и саморегуляции, опыт проживания эмоционально насыщенных событий - это то, что делает личности самодостаточной и определяет ресурсный фон ее развития.
Стоит обратить внимание на разницу понятий «пережить» и «прожить» жизненное событие. Формат «пережить» обычно связан с работой механизмов психологической защиты [5], «проживание» ориентировано на эмоциональное отреагирование, которое, в свою очередь, обеспечивает интеграцию события в жизнь и причисление его к багажу жизненного опыта.
Признание факта существования события (вне зависимости от его эмоционального полюса), психоэмоциональное его проживание, рефлексивная позиция - вот только малый перечень того, что определяем здоровье психики и личностный рост.
Жизненные события, которые сопровождают человека, в контексте психологии здоровья и психологии личности дифференцируются по степени аффективного реагирования на них. Глубина проникновения определяет качество и количество переживаний.
Переживание является основной единицей внутренней жизни личности. Переживания в форме психических состояний, в которых слиты эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты, отражают события и обстоятельства жизни в их отношении к самому субъекту. Пережитое сохраняется в памяти личности и служит материалом для осмысления в процессе выработки жизненных планов и целей, жизненной философии, определяющих поведение человека.
Еще Л.С. Выготский обращался к сфере эмоций и переживаний. В конце жизни он предпринял большое теоретическое исследование, посвященное учению Б.Спинозы о страстях. Он писал о том, что в системе знаний обобщается, осознается мир внутренних переживаний - человек выходит из «рабства аффектов» и обретает внутреннюю свободу [3]. С.Л. Рубинштейну принадлежит утверждение, что эмоции рождаются в действии, и поэтому в каждом действии заключены хотя бы зачатки эмоциональности. А.В. Запорожец проводил исследования генезиса детских эмоций и рассматривал последние, как функциональные органы индивида и как специфические формы действия. А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия писали о том, что необходимо рассматривать сложные человеческие переживания, как продукты исторического развития. Другими словами, при разработке психологической теории деятельности неоднократно высказывались определенные методологические положения о том, как строить деятельностную теорию человеческих эмоций и переживаний. В качестве объекта своего исследования Ф.Е. Василюк избрал процессы, с помощью которых человек преодолевает жизненные критические ситуации. Основной целью его исследования явилось установление закономерностей, которым подчиняются процессы переживания. Переживание рассматривается не как отблеск в сознании субъекта тех или иных его состояний, не как особая форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования [2].
С других теоретических позиций рассматривала категорию «переживания» Л.И. Божович, выделив в ней компоненты отношения, ориентирования и побуждения [1]. Переживание действительно отражает состояние удовлетворенности субъекта в его взаимоотношениях с окружающей общественной средой. И, таким образом, выполняет в жизни субъекта крайне важную функцию: «осведомляет» его о том, в каком отношении со средой он находится, и в соответствии с этим ориентирует его поведение, побуждая субъекта действовать в направлении, уменьшающем или полностью ликвидирующем возникший разлад. Подход Л.И. Божович может служить в качестве объяснительного механизма понимания психологической природы переживания.
Дифференцированный анализ аффективных переживаний связан с качеством эмоционально-поведенческого отреагирования и сущностными механизмами психики.
Наиболее распространенная реакция психики на жизненные события - это стресс. Более глубокое и ресурсно-затратное событие - это кризис. Далее по степени аффективного и поведенческого проживания следует трудная жизненная ситуация и самые тяжелые переживания связаны с ситуацией психологической травмы.
Разграничение событий по степени аффекта, беспомощности и безнадежности можно представить графически (рис. 3).

стресс

Рис. 3. Реакции психики на жизненные события

Стресс принято определять как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Под стрессом понимают «состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма» [4].
Не каждая проблема вызывает стрессовый синдром, он возникает при столкновении с ситуациями, которые перечеркивают жизненный опыт человека, выходят за пределы его обычного, повседневного миропонимания.
Поскольку стресс связан с любой активностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает.
Было бы ошибкой полагать, что стресс - это некая враждебная сила, которую всегда следует избегать. Стресс - это своего рода вкус и аромат жизни. Со стрессами мы сталкиваемся постоянно, решая те или иные проблемы. Мы можем испытывать стресс, сталкиваясь с трудностями в учебе и проблемами в семье, когда хотим сделать многое, а времени для этого нет, когда имеются нереализованные возможности и во многих других ситуациях. Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может вызываться положительными событиями (праздник, переезд в новую квартиру). Эти состояния обозначают как «эустресс». Нам всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и главное - добиваться цели. Эустресс - это тот заряд бодрости, который помогает нам справиться с делами в срок. Без него наша жизнь была бы серой и скучной.
Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого человека). Но и в этой ситуации стресс нельзя назвать вредным. Ведь именно стрессовая реакция дает человеку силы, которые он может использовать для преодоления трудной ситуации (большой объем учебных заданий, возможность убежать от грабителя). Поэтому нельзя говорить, что стресс на хорошие события полезен, а на плохие - вреден. Граница между полезным и вредным стрессом порой бывает очень зыбкой.
Теория эмоционального стресса Р. Лазаруса проводит разделение системного (физиологического) и психического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, при котором физиологические и психологические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих.
Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с когнитивными процессами, особенностями личности человека (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и ситуаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.
Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сигналом, указывающим на недостаточность функциональных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожидания. Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конкретное содержание, обозначается как страх.
Физиологический стресс проявляется следующим образом: на ранних стадиях эмоционального напряжения нарушаются информационные связи между различными функциональными системами организма человека и они начинают работать изолированно, напряженно, пытаясь самостоятельно поддерживать регулируемые ими показатели на оптимальном уровне.
В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Каков бы ни был стресс: эмоциональный или физиологический, один вид часто служит источником другого - эмоциональный стресс неизменно влечет за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмоциональное состояние.


Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса:
• Характеристики стрессового события. Стрессовые события могут различаться по следующим признакам:
а) частоте возникновения - события могут быть одиночными, возникать периодически (например, «авралы» на учебе/работе), накладываться друг на друга («несчастья преследуют одно за другим»);
б) длительности воздействия - кратковременное, продолжительное, хроническое (постоянное). Кратковременные стрессоры - это, как правило, повседневные неприятности. К продолжительным стрессорам можно отнести критические жизненные события, требующие значительного времени для адаптации, вызывающие в структуре личности человека серьезные изменения и сопровождающиеся не только кратковременными эмоциями, но и стойкими эмоциональными реакциями (перемена места жительства, особенно вынужденная, хроническая болезнь, конфликтная обстановка в коллективе). Хронические стрессоры - постоянно или очень длительное время действующие ситуации, например: бедность, проблемы в семейных взаимоотношениях, перегрузки на работе/учебе и т.п. Долговременное воздействие стрессора приводит к состоянию хронического стресса;
в) интенсивности воздействия - чем больше физиологические и психические изменения в результате воздействия стрессора отличаются от оптимальных параметров, тем интенсивнее стрессовое воздействие события на человека. Например, такие события, как смерть близкого или возникновение угрозы собственной жизни
г) знаку эмоциональной окрашенности - негативные и позитивные.
• Интерпретация человеком стрессового события. Ситуация становится для человека источником стресса только в том случае, если субъективно оценивается им как стрессовая.
Например, разрыв отношений может восприниматься одним человеком как трагедия, крушение всей его жизни, расставание с любимым человеком, потеря опоры и стабильности, вызывать такие чувства, как беспомощность и страх одиночества. Для другого человека разрыв отношений - это освобождение от тяготивших его обязательств, возможность начать «новую» жизнь.
Таким образом, между стрессором и нашей реакцией на него всегда есть промежуточное звено
• Прошлый опыт человека. Для каждого существуют закрепившиеся в результате прошлого опыта установки о том, какие ситуации являются наиболее опасными и стрессовыми. У каждого из нас есть «точки уязвимости», воздействие на которые вызывает максимально выраженную стрессовую реакцию. Напротив, какие-то стрессоры воспринимаются человеком как менее опасные, так как он сталкивался с ними в прошлом, и у него выработались программы эффективного реагирования на данные ситуации.
• Осведомленность (информированность) о ситуации. Часто событие становится стрессовым для конкретного человека, если оно субъективно оценивается им как угрожающее, непредсказуемое по своим последствиям. Особенно усиливается степень стрессового воздействия в тех случаях, когда событие является неожиданным, внезапным. Отсутствие полной и достоверной информации о ситуации многократно увеличивает беспокойство и напряжение по поводу происходящего. Повышение информированности о ситуации и способах совладания с ней снижает ее субъективное стрессовое значение для человека.
Важнейшей составляющей психологического стресса является эмоциональная реакция на стресс. Наиболее распространенные эмоциональные реакции на негативное стрессовое воздействие можно разделить на два типа: стенические (раздражение, злость, гнев) и астенические (опасение, апатия, печаль, грусть, оцепенение).
• Поведенческая реакция. Поведенческая реакция на стресс прежде всего включает в себя действия по его преодолению. Преодоление стресса - это действия, направленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшей стресс.
Все поведенческие реакции на стресс можно разделить на два полюса: реакция бегства (как правило, бессознательная) и реакция борьбы (как правило, осознанная). К последней можно отнести так называемые копинг-механизмы (или механизмы совладания).


Г. Селье обозначил приспособительные механизмы стресса [4]:
1. Стадия тревоги - это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряженной готовности - готовности бороться или бежать от опасности.
2. Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам.
3. Стадия истощения. Если мы длительное время продолжаем идти навстречу стрессу, то наступит момент, когда мы уже не сможем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне - либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. На этой стадии происходят стойкие дезадаптивные нарушения, и, если стрессор продолжает действовать, организм может погибнуть.
Стрессоустойчивость.
Многие исследователи склонны считать стрессоустойчивость результатом тренировок, однако, не следует отрицать, что у каждого человека есть определенный набор личностных черт и физиологических особенностей, которые определяют его устойчивость к стрессу.


К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:
• Тип нервной системы. Люди со слабым типом нервной системы менее устойчивы к стрессу. У крайних типов (холериков, меланхоликов) адаптация к воздействию стрессоров не является стойкой. Сильная нервная система сангвиников позволяет им легче всех справляться со стрессом.
• Гормональные особенности. Люди с пониженным уровнем кортизола в крови менее подвержены воздействию стресс-факторов. Кортизол отвечает за обмен веществ в организме. Доказано, что высокие показатели кортизола нарушают обменные процессы, провоцируют набор жира. Человек с повышенным уровнем кортизола чаще всего стресс «заедает».
• Возраст. Установлено, что наиболее уязвимы перед стрессовым воздействием дети и люди пожилого возраста. Как правило, их отличает высокий уровень тревоги и напряжения, недостаточно эффективная адаптация к изменяющимся условиям, длительная эмоциональная реакция на стресс, быстрая истощаемость внутренних ресурсов.
• Общее состояние здоровья. Очевидно, что люди, имеющие крепкое здоровье, в целом лучше адаптируются к изменяющимся условиям окружающей действительности, легче переносят негативные физиологические изменения, возникающие в организме под воздействием стрессора, имеют больший запас внутренних ресурсов
Некоторые личностные черты, обусловливающие повышенную стрессоустойчивость - это:
• Уровень самооценки. Чем выше самооценка, ощущение важности своего существования, тем больше стрессоустойчивость.
• Уровень субъективного контроля (характеристика степени независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, его личной ответственности за свои действия и поступки).
• Уровень личностной тревожности (устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги). Открытость, интерес к изменениям и отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития на фоне адекватного уровня личностной тревожности приводит к повышению стрессоустойчивости.
• Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо, легче переносят стрессовую ситуацию, чем люди, мотивированные на избегание неудач.
• Психологическая выносливость (устойчивость). Каждый человек обладает своей индивидуальной способностью справляться со стрессовой ситуацией. У каждого есть свой «пороговый уровень» стресса.
Кризисная ситуация (от греч. - решение, поворотный пункт, исход) - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Ф.Е. Василюк определяет критическую ситуацию в самом общем плане, как ситуацию невозможности, т. е. это такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т. д.) [2].
Наиболее часто встречающиеся реакции при переживании кризисной ситуации: плач, истерические реакции, ступор, состояние апатии, реакция нервной дрожи, агрессивные реакции, психомоторное возбуждение, страх.
Выделяют два основных вида кризисов: вероятностные и закономерные. Вероятностные кризисы отражают гипотетическую возможность возникновения экстремального воздействия и как следствия кризисного состояния. К подобного рода кризисам относят смерть близкого человека, утрату статуса, развод, насилие, профессиональные кризисы и др. К закономерным относят кризисы развития. Эти кризисы отражают эволюционные этапы онтогенеза
Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обстоятельствами. Ситуация кризиса требует выработки новых способов поведения и нахождения новых смыслов жизнедеятельности.
Кризис может возникать в результате внешних обстоятельств, некоего травмирующего события (экстремальной ситуации). Последствиями внешнего кризиса могут быть такие состояния, как посттравматическое стрессовое расстройство, шоковая травма. Внутриличностный кризис — это момент перехода человека на новую ступень развития. Внутренние кризисы неизбежны и, в отличие от внешних, необходимы и желательны.
Таким образом, кризис - это всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь человека.
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» (Н.Г. Осухова).
Трудные ситуации представляют собой особый случай психологических ситуаций. О трудной ситуации можно говорить тогда, когда система отношений личности с ее окружением характеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации.
Категория трудных ситуаций включает широкий спектр жизненных (бытовых) ситуаций человека и ситуаций, связанных с его деятельностью. Среди них можно выделить несколько групп:
1) трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти);
2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи);
3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление, и т. п.)
Трудные ситуации можно дифференцировать исходя из уровня или степени их сложности «...если провести условную прямую линию и на одном полюсе этого континуума поместить ситуации обыденной жизни, на другом окажутся экстремальные ситуации, т.е. ситуации предельной для человека степени сложности» (Н.Г. Осухова).
Трудную жизненную ситуацию как психологическую категорию характеризуют два типа признаков: общие и частные.


К первому типу относятся общие для всех ТЖС параметры:
- значимость ситуации;
- беспокойство, эмоциональные переживания, вызванные ею;
- повышенные затраты собственных ресурсов для совладания с ситуацией.
Частные признаки (неподконтрольность, неопределенность, трудность в прогнозировании, в принятии решения и др.) варьируют в зависимости от типа ситуации и личностных особенностей человека.
Признаки, на основании которых осуществляется категоризация ТЖС, являются критериями когнитивного оценивания этих ситуаций.
Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации представляет собой процесс ее субъективного восприятия и интерпретации, результатом которого является субъективная картина ситуации, представленная в сознании индивида. Это система интегрированных когнитивных и эмоциональных процессов, связанных с множественными оценками человеком ситуации и себя в ситуации. Оценивается субъективная трудность, значимость, стрессогенность, степень прогнозируемости и подконтрольности ситуации; потери, которые с нею связаны; варианты решения; собственные возможности (физические, психологические, интеллектуальные, моральные, временные) и опыт преодоления ТЖС.
Травматическое событие - то, что превышает возможности ЭГО по переработке этого события (О. Бертман-Полякова). Травматическое переживание - есть аффект недоумения или шока, эмоциональная и когнитивная дезорганизация.


Травма возникает тогда, когда:
• всех наших сил не хватает, чтобы справиться с происходящим так, как мы этого желаем;
• происходит то, чего мы не в силах и допустить (например, гибели своей или близких).
Получается, что травма возникает в разрыве между возможностью изменить ситуацию и смириться с ней, когда ни того, ни другого мы не можем.
Животное в таких случаях умирает. Человек выживает, но ценой того, что ситуация оказывается «отсроченной». Мы как бы откладываем реакцию до того момента, когда сможем или изменить, или, что чаще, смириться с происходящим.
Этот механизм можно назвать «отсроченное реагирование». Травматическая ситуация в результате оказывается для нас незавершенной. Ее не то чтобы не было вовсе - она была, но еще не закончена. А если так, то диллема «не могу изменить - не могу допустить» не стоит так остро. Ведь все еще как будто может измениться.
Это иллюзия, но именно она позволяет нам выживать в ужасных ситуациях. В результате происходят серьезные изменения в отношениях со временем. Есть одно время - реальное - то, в котором на самом живет человек. Но есть еще второе время, которое остановилось - это время травмы. Там все остается без изменений. В результате общения с другими людьми человек может как бы «забыть» произошедшее, отойти от травмы. Но чем больше он уйдет от травмы вместе с реальным временем, тем сильнее будет удар, полученный при внезапном возвращении обратно.
Анализ травматических переживаний позволяет говорить о стадиальности реагирования на травматическое событие. Фазы/стадии горевания представлены в таблице 2 как иллюстрация зарубежного и отечественного подхода к теме.


Таблица 2

Паркенсон

Василюк Федор

1) шок = отрицание

1) шок и оцепенение

2) гнев и агрессия (признание факта)

2) стадия поиска

3) попытки договориться (торг)

3) острое горе

4) депрессия (принятие факта)

4)остаточные толчки и реорганизация

5) исцеление, облегчение

5) завершение (светлая память, благодарность)

Англ. Культура

Христианская культура

Подход Фрейда

Православный подход


Травма - это всегда беспомощность и безнадежностъ. Травма работает целостно, фиксируя не только обидчика, но и все, что окружало (погода, природа и пр.) Возраст происхождения травмы маркируется в речи: чем выше генерализация, обобщенность, тем старее происхождение травмы («никогда...», «все люди...»).
В процессе своего развития люди сталкиваются с разнообразными потерями, которые оставляют след в их душе. Какая-то потеря оставляет более глубокий след, какая-то - менее. Травма является всего лишь частью нашей жизни. Большей или меньшей - это уже вопрос взгляда.


Все начинается в детские годы...
• Потеря любимой игрушки
• Расставание с другом, с любимым учителем
• Смерть домашнего питомца
• Смена места жительства
• Развод родителей
• Утраты, связанные с некоторыми видами физических травм


По мере взросления потери накапливаются и, если эмоция горя не выражена соответствующим образом, это существенно мешает нормальному развитию.
Ребенку не свойственно страдать месяцами и годами после утраты. У него есть силы естественным путем преодолевать горе. Но! Ребенок чувствует себя ответственным за благополучие окружающих его взрослых. Он всегда может сохранить тайный страх, что он сам виноват в своей потере. Именно понимание своих чувств помогает ребенку (взрослому) пройти через процесс горевания.
Реакция детей на травматическое событие часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Ведь иногда они даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более неясно, чем можно ему помочь. Бывает и так, что реакция ребенка на травму шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение.


Особенности детского реагирования в ситуации травматического события:
• Отсроченностъ - ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы.
• Скрытостъ - у ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов.
• Неожиданность - у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья.
• Неравномерность - дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.
• Вопросы, интерес - бывает, что ребенок увлекается похоронной суетой, для него это что-то новое, непонятное.
• Изменения в поведении - непослушание, агрессия, рассеянность, нарушение работоспособности.
• Невротические и психосоматические симптомы - повышенная возбудимость или физическое переутомление, нарушения сна и/или питания, энурез, головные и другие
• Тревога, страх - в результате столкновения со смертью у ребенка нередко появляется боязнь умереть самому или потерять оставшегося родителя. Могут возникать и другие, на первый взгляд, «посторонние» страхи или неопределенное беспокойство.
• Печаль, слезы - детское внешне выражаемое горе обычно довольно интенсивно, но непродолжительно.
• Чувство вины - дети могут воспринимать смерть близкого как наказание: «Мама умерла и покинула меня, потому что я был плохим». Помочь ребенку справиться с такой виной можно путем объяснения обстоятельств смерти близкого и подтверждения, что он всегда был и остается любимым.
• Девочки легче могут говорить о своих мыслях, впечатлениях и реакциях, чем мальчики, что способствует в значительной мере их более быстрому исцелению.


Психологическая травма и характер ее проживания зависит от возраста ребенка:
0-2 года - Травматическое событие не понятно. Однако ребенок заметит эмоциональные перемены в тех, кто о нем заботится. Даже маленький ребенок может стать раздражительным, более крикливым; могут измениться привычки питания; возможны расстройства кишечника или акта мочеиспускания. Утрата воспринимается только как временная разлука.
2- 3 года - В возрасте около двух лет дети знают, что если люди отсутствуют
в поле зрения, то их можно позвать или найти. Поиски утраченного и привычного в жизни - типичное выражение переживаний в этой возрастной группе. Может потребоваться время для того, чтобы ребенок осознал, что произошло. Эти дети нуждаются в надежном, стабильном окружении, поддержании заведенного порядка питания и сна. Им особенно необходимы внимание и любовь.
3- 5 лет - Понимание трагедии в данном возрасте все еще ограничено.
Детям этой возрастной группы нужно знать, что трагическое событие не является сном. Им нужно мягко объяснить, что случилось и что это необратимо. Хотя периоды печали, вероятно, будут короткими, возможны проблемы с кишечником и мочевым пузырем, боли в животе, головные боли, кожные высыпания, падения настроения, возврат к прошлым привычкам (сосание пальца и др.). Ребенок может вдруг начать бояться темноты, испытывать периоды печали, гнева, тревоги, плача. С этого возраста дети могут также думать, что нечто из того, что они сделали или не сделали, могло стать причиной случившегося травматического события (например, если не дал родителю игрушку, рисунок или подарок); их нужно уверить, что это не так. Детям важно знать, что о них будут заботиться и что семья останется вместе. Полезно вспоминать с детьми некоторые позитивные или особенные вещи в жизненном опыте, такие как совместные игры, праздники и т. д.
6-8 лет - В этом возрасте дети все еще испытывают трудности в понимании реальности травматического события. Они испытывают чувства неопределенности и ненадежности, имеют склонность цепляться за родителя. Горюющие дети могут вести себя в классе не свойственным своему характеру образом, проявлять гнев в адрес учителей. Детей желательно подготовить к вопросам со стороны других людей, но он должен сам решить, кому открыться.
9-12 лет - Переживание травмы на данной стадии может приводить к чувству беспомощности - тому, что прямо противоречит в этом возрасте стремлению быть более независимым. У детей могут развиваться проблемы, связанные с идентичностью. Они могут скрывать свои эмоции, но тем не менее обижаться на замечания, сделанные в школе. Они могут не достигать ожидаемого образовательного уровня, драться в школе или бунтовать против авторитетов. Дети этой возрастной группы также могут пытаться принять на себя роль матери или отца, конкурировать с родителем. Это не должно поощряться, особенно эмоционально, но взрослым следует осознать, что «структура» семейных отношений изменилась, и необходимо перегруппировать и отсортировать правила семьи, привычки каждого. У ребенка должно быть достаточно времени для игры, спорта и досуга. Важно, чтобы у него были друзья его возраста. Горюющим детям нужно дать понять, что быть все-таки счастливым и радоваться текущим событиям - это нормально.
12 лет и старше - Подростки часто проверяют свое горе и ищут помощи вне дома. Некоторые молодые люди чувствуют себя в изоляции, потому что ощущают, что друзья избегают их или смущаются и не знают, что сказать. Подростки могут вести себя несвойственным им образом. В крайних случаях они могут испытывать депрессию, убегать из дома, менять друзей, употреблять наркотики, становиться сексуально распущенными или даже иметь суицидальные тенденции. Подростки могут пытаться защитить родителя, храня молчание о своих чувствах. Они могут нуждаться в «позволении» выражать то, что они думают и чувствуют, в поощрении здоровых путей высвобождения эмоций через спорт или культурную деятельность. Подросткам нужно помочь сфокусироваться на их потребностях, связанных с будущим, таких как образование или подготовка к работе. Им нужно помочь принимать решения, фокусирующиеся на их собственных потребностях. 12 лет и старше - реалистическое мышление, понимание окончательности произошедшего.


У взрослого человека психологическая травма вызывает смятение, покинутость, отрешенность, укор, потерю собственного «Я», вину и страх, ощущение утраты контроля и предательство, желание позаботиться, скрытую печаль, гнев, стыд, непонимание.
При том, что психофизиологические и социально-эмоциональные реакции на травматическую ситуацию зависят от возраста, есть детерминанта, которая неизменно проявляется вне пространства, времени, возраста, пола. Это потребность в эмоциональном отреагировании.
Возможности выхода эмоций ограничены тремя путями:
1) эмоция может выйти через слово (проговаривание эмоций),
2) эмоция может выйти через дело (драка, спорт, хозяйственно-бытовые дела и пр.)
3) эмоция может выйти через тело (психосоматика - самый нежелательный вариант выражения эмоций)


Таблица 3

Физиологические

Эмоциональные

Когнитивные

Поведенческие

Нарушения сна:

Генерализированный

Познавательные

Беспомощность и

частые

страх

трудности,

пассивность в

просыпания,

Недостаточность

проявляющиеся в

привычной

Кошмары.

речевых выражений

непонимании.

деятельности.

Энурез

беспокойства -

Приписывание

Повторяющиеся

Энкопрез

избирательный отказ от

воспоминаниям о

проигрывания травмы.

Боли в животе

речи, «немые вопросы».

травме

Тревожная

 

Страхи засыпания,

магических

привязанность

 

темноты и др.

свойств.

(цепляние за взрослых,

 

Тревоги, связанные с

Трудности

нежелание быть без

 

непониманием смерти,

распознавания

родителей).

 

фантазии о

собственных

Регрессивные

 

«лечение от смерти»,

беспокойств.

симптомы (сосание

 

ожидания, что умершие

 

пальца, лепетная речь)

 

могут вернуться,

 

Нарушения общения

 

напасть.

 

Трудности адаптации к

 

Агрессивность

 

коллективу.

Младший школьный возраст

Физиологические

Эмоциональные

Когнитивные

Поведенческие

Нарушения сна.

Поглощенность

Нарушения

Пересказы и

Боли в животе.

собственными

внимания.

проигрывания событий

Головные боли.

действиями во время

Нарушения

(травматические

Тошнота.

события:

памяти.

игры), искажение их

Рвота.

озабоченность своей

Трудности при

картины и навязчивая

Расстройство стула. Частое
мочеиспускание

ответственностью и/или виной. Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве.
Страх быть подавленным собственными переживаниями. Пристальное внимание к состоянию родителей, страх расстроить их своими тревогами. Страх и чувство измененности, вызванное собственными реакциями горя, страх призраков, привидений.

обучении.

детализация.
Забота о своей и других людей безопасности. Нарушение или нестабильное поведение (например необычно агрессивное или безрассудное поведение, негативизм). Забота о других жертвах, их семьях.


Подростковый период и ранняя юность

Физиологические

Эмоциональные

Когнитивные

Поведенческие

Нарушения сна.

Стыд и чувство вины.

Нарушение

«Срывы» в

Боли в животе.

Страх казаться

концентрации

алкоголизацию,

Головные боли.

ненормальным.

внимания,

наркотизацию, секс,

Тошнота.

Жажда мстить и

рассеянность.

противоправное

Рвота.

построение планов

Нарушения

поведение.

Расстройство

мести.

памяти.

Опасный стиль жизни.

стула.

Острое чувство

Осмысление

Разрушающее или

Частое

одиночества.

своих страхов,

рискованное

мочеиспускание.
Тремор.
Тики.

Чувство уязвимости.

 

поведение.
Резкие изменения в межличностных отношениях. Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (уход из дома, школы, ранний брак).

Суицид - это антагонизм между активностью и беспомощностью. Феноменология суицида определяет его непосредственную взаимосвязь со степенью аффекта и состоянием безнадежности. Суицидент - это тот человек, у которого не хватило сил, ресурсов, навыка регуляции своего
психоэмоционального состояния. Для него столкновение с эмоциями и чувствами стало на столько не переносимо, что он принял решение «прекратить все это», прекратить думать, чувствовать, эмоционально вовлекаться, а значит - жить.
Возможность проживать, принимать, интегрировать события с разным аффективным фоном в свою жизнь - вот то, что обеспечит профилактику саморазрушающего и самоуничижающего поведения. Невозможно оградить ребенка от фрустрации, но возможно научить его стратегиям совладающего поведения, сформировать его эмоциональные компетенции и актуализировать личностные ресурсы.

Библиографический список по разделу:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - СПб.: Питер, 2008. - 398 с. - (Мастера психологии).
2. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических
ситуаций//Журнал практической психологии и психоанализа/ М., 2001
3. Выготский Л.С. Психология - М., Изд-во «Эксмо-Пресс», 2000 - 1008с.
4. Гринберг Дж. Управление стрессом / СПб.: Питер, 2004
5. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей - СПб., Изд-во «Ручь», 2006 - 507с.
6. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной - 4-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с. - (Руководство практического психолога)
7. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб: Питер, 2005.351с.

 

Продолжение Мониторинг суицидальных рисков и угроз

Источник: Богомягкова, О.Н. Комплексный подход в профилактике суицидов и суицидальных рисков несовершеннолетних. Технологическая маршрутизация. Методическое пособие / О.Н. Богомягкова, Л.Л. Баландина О.С. Самбикина, Ю.С. Шведчикова - Пермь, 2017. - 371 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.