На главную Психология для всех Психосоматика Психосоматические феномены - Отношение личности к болезни
Психосоматические феномены - Отношение личности к болезни
Психология для всех - Психосоматика
Индекс материала
Психосоматические феномены
Внутренняя картина здоровья и болезни
Отношение личности к болезни
Психосоматическое развитие
Все страницы

 


2.3. Отношение личности к болезни


Реакция личности на болезнь формируется, во-первых, типом личности, во-вторых, природой соматического заболевания и, в-третьих, социопсихологическим фактором, под которым подразумевается отношение к болезни в микросоциальном окружении, которое для больного представляется значимым.
В соматической клинике к «психотерапевтическим мишеням» относят разные варианты реагирования личности на заболевание и социальной дезадаптации в связи с болезнью. Личность уязвима не ко всем, а к определенным факторам социальной среды. Необходимо учитывать, как личностные, так и средовые особенности в течении болезни (табл. 4).
К. Льюис предлагает конкретные способы управления собственными социальными и личностными переменными с целью улучшения здоровья:
1. Изменение стиля жизни (то есть среды, являющейся источником стресса).
2. Изменение режима работы.
3. Режима питания.
4. Изменение оценки собственной личности в отношении значения, придаваемого событиям.
С целью систематизации переменных личности и среды в ситуации соматической болезни, А. Вервердт предлагает выделять три уровня возможного подхода к болезни:
1) интрасистемный, относящийся к процессам, которые происходят в молекуле, клетке, органе;
2) системный, касающийся организма и личность в целом;
3) интерсистемный, включающий межличностные явления: диа- дические взаимодействия, отношения в малых и больших группах.
Функциональная целостность каждого уровня зависит от сохранности предшествующих. Процесс взаимодействия между различными уровнями рассматривается как социопсихосоматический каркас, что используется в психологической диагностике.

Таблица 5
Диагностическая решетка больного

Переменные
(уровни
системы)

Текущий контекст: состояние, актуальные потребности

Недавний контекст: недавние события и изменения

Базовый контекст: культура, черты, конституция

Биологические (органы, ткани, химический состав)

Симптомы, данные физического исследования, состояние органов, лечение.

Возраст, недавние соматические изменения, процедуры, операции.

Наследственность, питание в детстве, конституция, склонности к болезни

Личностные
(характер,
поведенческие
аспекты)

Главное изменение в личности в связи с болезнью, ожидания относительно болезни и лечения.

Влияние недавней болезни, личностные изменения, настроение, мысли, поведенческие, адаптационные защитные механизмы.

Факторы развития, ранний опыт, тип личности, отношение к болезни

 

Переменные
(уровни
системы)

Текущий контекст: состояние, актуальные потребности

Недавний контекст: недавние события и изменения

Базовый контекст: культура, черты, конституция

Средовые (психосоциальная, физическая среда)

Физическая и межличностная среда в настоящее время, люди, осуществляющие социальную поддержку

Недавняя физическая и межличностная среда, жизненные изменения, семья, работа и др., контакты с больными, медперсоналом

Физическая культура в детстве, культурное и семейное окружение, взаимоотношения в детстве, культурные ожидания по отношению к роли больного


Таким образом, на современном уровне психологический диагноз складывается из диагноза личности в ее отношении к заболеванию и личности в ее отношении к среде (А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев).
В ситуации болезни важно учитывать и изменения, которые претерпевает личность под влиянием болезни. Р. Кагана и М. Бибринг выделяют 10 личностных типов, выявляемых в ситуации болезни:
1. Зависимые, требующие.
2. Контролирующие, склонные к порядку (обцессивно-компульсив- ные).
3. Драматизирующие, эмоциональные (актеры).
4. Долгострадающие, приносящие себя в жертву.
5. Подозрительные, принимающие меры предосторожности (пара- нояльные).
6. «Лучшие» и «особые» (нарциссические).
1. Отчужденные, стремящиеся к уединению, холодные, равнодушные (шизоидные).
2. Импульсивные с тенденцией к немедленному осуществлению действий.
3. Лица, обладающие «скачущим» настроением (циклотимические).
4. Лица с хроническими нарушениями памяти и спутанностью сознания (с хроническим мозговым синдромом).
Наиболее полной и используемой в клинике является классификация отношения к болезни Иванова, А.Е. Личко, в которой выделяют 13 типов:
1. Гармонический - правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.
2. Эргопатический - «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность.
3. Анозогнозический - активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».
4. Тревожный - беспрерывное беспокойство и мнительность. Вера в приметы и ритуалы.
5. Ипохондрический - крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур.
6. Неврастенический - поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем - слезы и раскаяние.
7. Меланхолический - неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).
8. Апатический - полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.
9. Сенситивный - чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.
10. Эгоцентрический - «уход в болезнь» с выставлением напоказ страданий, требование к себе особого отношения.
11. Параноидальный - уверенность, что болезнь служит результатом чьего-то умысла, а осложнения в лечении являются результатом халатности медицинского персонала.
12. Дисфорический - доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем.
Факторы «сенситивности» (чувствительности) к фрустрирующим ситуациям:
1) сенситивность к эмоциогенным ситуациям (степень чувствительности больных к конфликтным ситуациям на работе, в семье, в личной жизни);
2) сенситивность к нарушениям привычного ритма жизни: ситуации, связанные с нарушением привычного режима работы, отдыха, питания;
3) сенситивность к психофизическим нагрузкам: ситуации, характеризующиеся напряжением, активной профессиональной деятельностью;
4) сенситивность к физическим нагрузкам: ситуации, требующие повышенных физических нагрузок;
5) интегральный фактор, характеризующий общую степень чувствительности к патогенным ситуациям.
Гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы реагирования на болезнь характеризуются меньшей выраженностью социальной дезадаптации в связи с заболеванием. К типам реагирования с интрап- сихической направленностью относятся тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический. Эмоционально - аффективный аспект отношений у больных с этими типами реагирования клинически выражается в реакциях по типу раздражительной слабости, отказе от борьбы - «капитуляции» перед заболеванием и др. Сенситивный, эгоцентрический, паранояльный, дисфорический относятся к типам реагирования на болезнь с интрапсихической направленностью. Эти типы отражают такое сенсибилизированное отношение к болезни, которое, вероятно, в наибольшей степени связано с премор- бидными особенностями личности. При различных эмоционально-аффективных реакциях для них характерно дезадаптивное поведение, ведущее к нарушению их социального функционирования.
Психологическая защита - адаптивный механизм психической саморегуляции, посредством которого происходит снижение эмоционального напряжения, дискомфорта, сохранение непротиворечивости образа за счет бессознательной, искаженной оценки объективной реальности. С позиций психологии отношений В.А. Ташлыков рассматривает психологические защиты как перестройку восприятия и оценки малоосознаваемого столкновения особо значимых противоречивых отношений личности с непереносимой для нее ситуацией. С точки зрения преимущественного участия в оценке ситуации тех или иных механизмов психической сферы Х.Лей и М. Рейзер выделяют защитные механизмы:
1) восприятие (ввод информации): отрицание, замещение, проекция, интроекция, ограничение тревоги;
2) память (внутренние процессы): регрессия, интеллектуализация, рационализация, фантазии;
3) речь и действие (внешние процессы): сублимация;
4) эго, «Я» (принятие решений): регрессия, идентификация.
В.Е. Рожнов рассматривает различные виды психологической защиты с клинической точки зрения как форму реагирования на психотравму в связи с особенностями личности:
1. Ощущение нереальности происходящего (у психастеников).
2. Вытеснение травмирующих моментов (у истероидов).
3. Выразительные движения (у циклоидов).
4. Злобно-агрессивная (дисфорическая) защита (у эпилептоидов).
5. Астенический вариант защиты (пассивно-оборонительный уход с признанием несостоятельности (у астеников).
6. Стремление уйти в «первобытное состояние», «раствориться» среди природы (у шизоидов).
По степени активности противодействия стрессу механизмы психологической защиты В.А. Ташлыков группирует следующим образом:
1. Гиперкомпенсация, замещение, бегство в работу (высокая волевая активность). Эта группа близка к совладающим (коппинг) механизмам как более-менее осознанным попыткам самостоятельно справиться с трудной ситуацией.
2. Вытеснение, отрицание, интеллектуализация, проекция (механизмы малоосознанны, протекают автоматически).
3. Рационализация, бегство в болезнь, фантазии (особо пассивное поведение манипулятивного типа).
Второй вариант классификации психологических защит В.А. Ташлыков а:
1) механизмы, характеризующиеся отказом от продуктивного разрешения ситуации (вытеснение, перцептивная защита, подавление, блокирование, отрицание);
2) механизмы преобразования значения содержания мыслей, чувств, поведения (рационализация, интеллектуализация, проекция, идентификация);
3) механизмы разрядки эмоционального напряжения (соматзация, алкоголизация, агрессия, суицид);
4) защитные механизмы манипулятивного типа (регрессия, фантазии, уход в болезнь).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.