Клуб проблемных семей "Надежда" Устав клуба проблемных семей «Надежда»
1. Общие положения 1.1 . Клуб «Надежда» является органом самоуправления и предназначен оказывать психологическую, социальную и правовую помощь родителям и детям в проблемных семьях. 1.2 . Учредителем клуба является Столинский районный СПЦ с ДСП «Радуга». Клуб разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах детей и родителей в проблемных семьях. 1.3 . Клуб «Надежда взаимодействует с другими органами самоуправления Столинского районного СПЦ с ДСП «Радуга». 1.4 . Решения клуба носят консультативный и рекомендательный характер.
2. Цель, задачи, направления деятельности 2.1. Основной целью клуба является повышение эффективности профилактической работы с проблемными семьями.
2.2. Задачи: - изучение проблем в семьях; - определение воспитательного уровня проблемной семьи; - организация психолого-педагогического, социально-педагогического, правового сопровождения семьи. 2.3. Направления работы: - психологическое, социальное, юридическое образование родителей. 2.4. Клуб имеет свои принципы: Н – надеемся А – активно взаимодействуем Д – даем поддержку Е – ежедневно радуемся вашим успехам Ж – желаем здорового климата в семье Д – даем возможность самостоятельного выбора А – а главное, верим в вас
3. Членство 3.1. Членами клуба могут быть родители и дети из проблемных семей. 3.2. Членство осуществляется на добровольной основе. 3.3. Член клуба имеет право: - обсуждать; - вносить предложения; - отстаивать свою точку зрения по всем направлениям; - получать информацию, имеющуюся в распоряжении клуба; - участвовать во всех мероприятиях, проводимых клубом, а также в работе других общественных объединений, принципы и деятельность которых не противоречат Конституции РБ. 3.4. Член клуба обязан: - признавать и выполнять требования Устава; - принимать посильное участие в деятельности клуба; - уважать права других членов клуба; 3.5. Членство в клубе прекращается после устранения причин, послуживших постановке семьи на учет как проблемной.
4. Организационная структура 4.1. Высшим органом управления клуба является совет. Состоящий из членов клуба, который производится не реже одного раза в год. 4.2. Совет членов клуба: - определяет основные направления и формы деятельности клуба; - утверждает Устав, вносит в него дополнения и изменения; - совет может принимать к рассмотрению любой другой вопрос о деятельности клуба. 4.3. Правление клуба: - организует реализацию решений совета; - разрабатывает программы, проекты деятельности клуба; - созывает совет; - заседания проводятся не реже одного раза в квартал. 4.4. Руководство правления осуществляет председатель правления: - организует проведение заседаний клуба; - занимается организационной деятельностью. В соответствии с Уставом клуба; - представляет клуб во взаимоотношениях с другими организациями.
5. Формы и методы работы. 5.1. Привлечение специалистов Столинского районного СПЦ с ДСП «Радуга» и учреждений образования для осуществления поставленных задач; 5.2. Взаимодействие с другими общественными организациями; 5.3. Издание и распространение информационных материалов.
План работы клуба проблемных семей «Надежда» на 2007-2008 учебный год руководитель клуба: юрист Столинского районного СПЦ с ДСП «Радуга» Лузько Оксана Владимировна Цель: повышение эффективности профилактической работы с проблемными семьями. Девиз клуба: «Учить любить, понимать, помогать»
№ п/п |
Содержание работы
|
Срок исполнения
|
Ответственный
|
1.
|
Будущее в «Надежде»
|
Октябрь 2007 г.
|
Педагог-психолог, педагог социальный, юрист
|
2.
|
Семья в социуме
|
Декабрь 2007 г.
|
Педагог социальный
|
3.
|
Чего хочет ваш ребенок?
|
Февраль 2008 г.
|
Педагог-психолог
|
4.
|
Мы ответственны друг за друга
|
Май 2008 г.
|
Юрист
|
Первое заседание клуба "Надежда" "БУДУЩЕЕ В НАДЕЖДЕ"
Заведующий ДСП: Каждая семья составляет часть государства, семья всегда была, есть и будет основой государства и общества, семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. И чем прочнее будет государство, тем прочнее будет эта основа государства, этот первоначальный институт воспитания, который призван готовить детей честными тружениками, сознательными гражданами, хорошими семьянинами. Но не всегда в семье все бывает благополучно. Есть некоторые категории семей, у которых есть определенные проблемы. Семьи «группы риска» - семьи, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные и снижающего адаптивные способности этих семей. Это неполные, малообеспеченные, многодетные, замещающие семьи, семьи, где дети-инвалиды, семьи, где один или оба родителя инвалида. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил. Проблемные семьи – семьи, в которых к объективным трудностям (малообеспеченность, многодетность, потеря постоянного места работы и т.д.) прибавляется субъективная неспособность супругов с ними справиться, и отношения в семье приобретают напряженный характер. Возникают проблемы в отношениях между супругами, между родителями и детьми, между детьми и сверстниками, проблемы с успеваемостью у детей. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, согласно Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, относятся несовершеннолетние, которые: - воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми; - вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия; - являются жертвами физического, психического или иного вида насилия; - пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф; - оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях. Юрист СПЦ с ДСП: В этом году на базе нашего социально-педагогического центра начинается работа клуба «Надежда». Сегодня у нас первое заседание клуба, поэтому нам необходимо познакомиться 1. Занятие «Знакомство» (проводит педагог-психолог) Я держу в руках мячик. Меня зовут Мария Васильевна, я работаю педагогом-психологом в Столинском районном СПЦ с ДСП «Радуга». Я замужем. В свободное время люблю читать. А теперь я передам мячик следующему, и пусть он представится и расскажет немного о себе. (Мячик передается по кругу, все представляются). Юрист СПЦ с ДСП: Ну, вот мы и познакомились. А теперь давайте познакомимся с целями и задачами клуба, членами которого вы являетесь. Заседания клуба будут проводиться специалистами нашего учреждения 1 раз в квартал на разные темы (знакомит с содержанием предстоящей работы клуба) 2. Занятие «Герб семьи» В жизни каждого человека есть слова, ценности, которые помогают, поддерживают его в жизни, то, с чем он проходит через всю жизнь. Мы предлагаем каждому из вас найти для себя такие слова и ценности. Придумайте, пожалуйста, герб своей семьи, в котором отобразите ценности своей семьи и девиз – те слова, которые поддерживают всю семью (участникам раздаются заготовки гербов, карандаши – 15 минут). А теперь представьте каждый свой герб, расскажите, что важно для вас, что поддерживает вас в жизни (если кто-то смущается, можно помочь). Итак, каждый из вас определился с тем, что для него важно. Но, к сожалению, в жизни человека не всегда все хорошо. Бывают в ней и проблемы, часто такие, с которыми трудно справиться одному. Давайте попытаемся установить важнейшие проблемы, характерные для семьи в нынешнее время (участники высказывают свое мнение). Хорошо. Существует 3 важнейшие причины кризиса семьи: 1. Экономическая. Рост цен в то время, как заработная плата практически не повышается, безработица, невозможность найти работу согласно полученному образованию. 2. Семья не в силах противостоять нынешним соблазнам (откровенные фильмы, жестокость на экране, фильмы о богатой и красивой жизни) своей воспитательной силой, нравственной силой или этой силы вовсе нет. Жажда легкой наживы и удовольствий толкают неуравновешенных людей и еще неокрепших морально детей на преступные пути, для удовлетворения своих потребностей. 3. Алкоголизм. Кризис семьи, ее разрушение и гибель тесно связаны с алкоголизмом одного или обоих родителей. Нередко во власть алкоголя попадают и дети. Эти три причины кризиса семьи характерны для многих стран мира. В конце XX в начале XXI века эти причины привели к значительным изменениям в семьях РБ. Ø Снижение рождаемости. Порой молодые семьи предпочитают остаться совсем без детей или иметь только одного ребенка. Ø Увеличение работающих женщин. Женщины предпочитают работать и делать карьеру, а не рожать детей и сидеть дома. Ø Увеличение числа разводов (процедура развода в нынешнее время очень проста, даже если в семье есть дети). Ø Увеличение числа неполных семей, где детей воспитывает один родитель. Ø Увеличение числа детей, отобранных у родителей. Ø Увеличение числа детей, от которых родители отказались. Какими же способами преодолевают кризис семьи в РБ: 1. Создается гибкая нормативно-правовая база, целями которой является изучение социально-экономических условий семьи, укрепляются нравственные основы семьи и повышается ее престиж. 2. Создаются условия для роста благосостояния семьи: повышаются размеры пособий, предоставляются кредиты семьям на строительство и приобретение жилья. 3. Обеспечивается охрана здоровья матерей и детей. 4. Повышается ответственность родителей за рождение здоровых детей (ведение ЗОЖ обоими родителями до беременности и во время ее, а также после рождения ребенка). 5. Подготовка учащейся, студенческой, работающей молодежи к семейной жизни. Подготовка эта может начинаться с детства, с условий жизни семьи; с личного примера родителей; культуры отношений между родителями; между родителями и детьми, с уклада и традиций рода и семьи. И в завершение занятия каждому из родителей предлагается заполнить анкету о взаимоотношениях в семье:
А Н К Е Т А 1. Ф.И.О. ________________________________________________________________ 2. Возраст _______________________________________________________________ 3. Адрес проживания ______________________________________________________ _________________________________________________________________________ 4. Место работы __________________________________________________________ 5. Количество детей в семье, имена, возраст, занятость _________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 6. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье: • Очень хорошими • Хорошими • Не очень хорошими • Плохими • Не очень плохими 7. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом? • Да • Не совсем • Нет 8. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? (перечислите эти традиции) __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ____________________________ 9. Как часто Ваша семья собирается вместе? • Ежедневно • По выходным дням • Редко 10. Что делает Ваша семья, собравшись вместе? • Решаете сообща жизненные проблемы • Занимаетесь семейно-бытовым трудом • Работаете на приусадебном участке • Вместе проводите досуг, смотрите телепередачи • Обсуждаете вопросы учебы детей • Делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах • Каждый занимается своим делом • Допишите _______________________________________________________ 11. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты? • Да • Часто • Иногда • Редко • Не бывают 12. Чем обусловлены ссоры, конфликты? • Непониманием членами семьи друг друга • Нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.). • Отказом участвовать в семейных делах, заботах • Разногласиями в вопросах воспитания детей • Злоупотреблением алкоголем • Другими обстоятельствами (укажите какими) _________________________ 13. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в Вашей семье? • Примирение • Обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения • Прекращение конфликтов на некоторое время • Обращение за помощью к другими людям (родителям, соседям, друзьям, учителям) • Конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер 14. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми • Да • Нет • Иногда 15. Как реагируют дети на семейные конфликты? • Переживают, плачут • Становятся на сторону одного из родителей • Пытаются помирить • Уходят из дома • Замыкаются в себе • Относятся безразлично • Становятся озлобленными, неуправляемыми • Пытаются найти поддержку в других людях 16. Что Вы делаете для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье? ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 17. Есть ли у Вас вопросы, ответы на которые Вы бы хотели получить сегодня? ____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 18. Какие проблемы Вы хотели бы решить в ходе наших последующих занятий? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Второе заседание клуба "Надежда"
"Семья в социуме"
Педагог социальный: Семья относится к особым, фундаментальным группам общества и оказывает заметное воздействие на общество. Прежде всего своей репродуктивной функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание новых членов общества. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для человека. В семье между ее членами существуют идеологические, правовые, экономические, нравственные и религиозные отношения, которые преломляются через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви, привязанности и заботы. Принимая семью в качестве субъекта педагогического взаимодействия и сложной социальной системы, специалисты предпочитают учитывать следующие ее параметры: структуру, окружение семьи, функционирование и историю развития. Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета. В структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет ее тип – нуклеарная или большая), их родственные связи (характеристика), наличие подсистем (родители, родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах, границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат – взаимоотношения между членами семьи и семей как системой с другими членами «большой» семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.); взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями. Вторым компонентом семьи как системы является ее окружение. Под ним понимают ситуацию проживания, социоэкономический статус, взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой» семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороны этого влияния на семью. Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно включает в себя ролевую деятельность ее членов – совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношении к другим ее членам (в нукленарной модели семьи основными семейными ролями являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев и сестер; в модели большой семьи добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови, тестя и тещи, зятя и невестки, золовки и деверя, внуков и т.п.) Ролевая деятельность членов семьи сравнивается со стандартами и учитывается при работе с семьей как объектом воздействия. В понятие функционирования семьи входит и принятие решений (кто доминирует: муж или жена, участие детей в этом процессе, влияние членов референтной группы на принятие решений в семье). Частью функционирования семьи является также ее взаимосвязь с окружением, то есть образцы коммуникаций с соседями, с родственниками, образовательно-воспитательными учреждениями и т.д. Четвертым компонентом семьи как системы является история ее развития. Она включает в себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние их на сегодняшнее положение дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни. Исследования в области развития и функционирования семьи позволяют выделить семь основных стадий. 1. Зарождение семьи. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии формирования. Задача стадии – развитие реалистической оценки каждого из партнеров. 2. Пополнение семьи. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу. Задача стадии – развитие воспитательных образцов у всех членов семьи. 3. Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет детей дошкольного возраста. Задача стадии – отделение своей личности от личности ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого члена семьи. 4. Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового возраста. Задача стадии – развитие взаимоотношений «родитель-подросток», основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на супружеских отношениях, основанных на товариществе. 5. Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача стадии – изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям «взрослый-взрослый» между детьми и родителями. 6. Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Задача стадии - восстановление отношений супружеской пары без детей. 7. Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков. Задача стадии- развитие системы взаимопомощи между поколениями. Существенное значение в работе с семьей имеет понимание семьи как системы. Семья как система по мнению ответственных и зарубежных ученых, состоит из следующих составных частей: цели (воспитание подрастающего поколения и дальнейшее развитие всех ее членов), основных элементов (взрослые и дети; мужчины и женщины), порядка функционирования элементов системы (правила, по которым живет семья, тип общения между ее членами и особенности их самооценок), энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом), взаимодействия с внешним миром (оно связано с отношением к изменениям, происходящим в жизни). «Рисунок семьи» Мы выяснили, что в семье человек получает любовь, заботу, поддержку. Семья делает человека счастливым. Вспомните, пожалуйста, один из самых счастливых дней из жизни вашей семьи. Каким он был, что происходило. «Идеальный родитель – идеальный ребенок» Мы с вами выяснили, что семья состоит из детей и родителей. Подумайте, какими качествами должны обладать «идеальный родитель» и «идеальный ребенок»? Для этого разделимся на две команды: команду детей и команду взрослых. Дети будут составлять портрет «идеального родителя», а родители – портрет «идеального ребенка». (Команды на листе бумаги составляют список качеств) «Передача чувств» Как в идеальной, так и в обыкновенной семье царят разные чувства. Назовите, какие чувства чаще всего «живут» в вашей семье? Спасибо. А как вы выражаете свои чувства? «Комплименты» Разными чувствами наполнили мы наш круг. Чтобы доставить еще больше радости, я предлагаю сделать вот что: сейчас каждый по очереди выйдет в центр круга, а все остальные будут говорить ему комплименты и пожелания. В завершение занятие предлагается родителям заполнить анкету «Ваша семья»
Третье заседание клуба "Надежда"
"Чего хочет Ваш ребенок?
1. Знакомство. Разминка Педагог-психолог: Я рада вас всех приветствовать здесь. Спасибо вам за то, что вы нашли возможность прийти сюда. Во время этого занятия мы попробуем разобраться, почему дети себя плохо ведут, попробуем разобраться в чувствах и желаниях наших детей, также постараемся помочь себе разобраться в своих чувствах и желаниях. Начнем с небольшого различного упражнения. Я надеюсь, что оно вас заставит улыбнуться, заодно поможет нам познакомиться друг с другом и поможет находить положительные качества. Теперь я попрошу каждого из вас придумать для себя прилагательное-комплимент, которое начинается с той же буквы, что и ваше имя: например, обаятельная Ольга, добродушный Дмитрий, неповторимая Наталья и т.д. Потом мы пойдем по кругу. Начнем с меня: «Я мудрая Маша», вы говорите: «Это мудрая Маша, я обаятельная Ольга», следующий участник представляет своего соседа, а затем себя. Рефлексия: Трудно ли было находить в себе хорошее качество? Что вы при этом чувствовали? Изготовление «бейджиков»
2. Упражнение «Письмо себе любимому» Сейчас вы напишете письмо – письмо самому близкому человеку. А кто тебе самый близкий человек? – Ты сам. Напиши письмо самому себе любимому, в котором вы отразите то, что вам нравится в себе больше всего, что вам в себе не нравится; чтобы вы хотели в себе изменить; и как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши родители, дети, знакомые (10 мин). Рефлексия: Какие чувства у вас возникали при написании письма? Что было труднее писать? Как вы думаете, что хотелось бы изменить в вас вашим детям?
Информационная пауза Воспитывая своих детей, мы сталкиваемся с многими проблемами. Большинство родителей храбро сражаются с разбросанными по комнате игрушками и гневными криками «нет, нет!», а на следующий день разбираются с драчунами и ябедами и решают, кому принадлежит игрушечная машина. Хотя проблемы меняются, они никогда не иссякают, и родители обязательно стремятся их разрешить. Они вкладывают в детей время, силы и средства. Им ничего не жалко для своих детей: хорошей еды и одежды, дорогих игрушек. Но, несмотря на все благие намерения, многие родители бывают разочарованы поведением своих детей. Дети получают двойки в школе, огрызаются и не слушаются, спорят, капризничают. Они ленятся, не хотят выполнять работу по дому, грубят старшим. Они требуют к себе внимания, дерутся друг с другом, испытывают терпение взрослых. Многим родителям это знакомо. Взрослых тревожит информация о растущей преступности среди несовершеннолетних, увеличивающемся количестве малолетних наркоманов, росте заболеваний, передающихся половым путем, и случаях ухода детей из дома и школы. Невеселые мысли не дают им покоя: «Все ли я делаю хорошо, как мне кажется? Действительно ли я оказываю своему ребенку ту помощь, в которой он нуждается, двигаясь по жизненному лабиринту?» Родители, имеющие самые добрые намерения, вправе спросить: «Почему наши дети столь непослушны, если мы изо всех сил старались их воспитать?»
Дискуссия 1). Как вы считаете, почему наши дети начинают курить в раннем возрасте, рано начинают самостоятельную жизнь и, сталкиваясь с трудностями, сходят с «пути истинного?» 2). Как вы думаете, можем ли мы с вами воздействовать так на детей, чтобы они в своей будущей жизни были счастливы? 3). Давайте подумаем, что для этого нужно сделать? 4). Как нужно наказать ребенка, чтобы не нанести ему больших психологических травм? Игра «Хомячок» Сядьте, пожалуйста, поудобнее, отложите в сторону вещи, которые вам мешают. «Представьте, что вы в руках держите маленького пушистого зверька (хомячка, котенка) или птичку. Погладьте его (ее). Поиграйте с ним. Посмотрите, как ему это нравится. А теперь погладьте вашего зверька, или птичку. Попробуйте уложить его спать. Хорошо! У вас отлично получается! А теперь давайте повернемся с вами к соседу справа и сделайте ему то же, что делали с вашим зверьком, птичкой.
Рефлексия: Скажите, что вы чувствовали, когда вас гладили? Какие чувства возникали у вас, когда гладили вы? Легко ли вам было? Что было приятнее, когда гладили вы или когда гладили вас.
Упражнение «Молчанка – говорилка» Разбейтесь на пары. Повернитесь к соседу слева. Вам нужно будет 2 мин. Молчать, ничего не говорить и смотреть друг другу в глаза. Общаться глазами…А следующие 2 мин. вы будете говорить о чем-то, обсуждать что-либо, не умолкая… Рефлексия: Как вы себя чувствовали в ситуации молчания? Что чувствовали, когда говорили? Что вам больше понравилось, что показалось трудным. Подведение итогов занятия. Завершение. Упражнение «Подарок» Для проведения этого упражнения нам нужно встать в круг. Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, гирю, цветочек и т.д.)
Лузько О.В., юрист Столинского районного СПЦ с ДСП «Радуга» Адрес: 225520, р.п. Речица Столинского района Брестской области, ул. Садовая, 15
Негнедович М.В., педагог-психолог Столинского районного СПЦ с ДСП «Радуга» Адрес: 225520, р.п. Речица Столинского района Брестской области, ул. Садовая, 15
|