На главную Работа с родителями Неблагополучная семья Клуб проблемных семей - Страница 3
Клуб проблемных семей - Страница 3
Работа с родителями - Неблагополучная семья
Индекс материала
Клуб проблемных семей
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

 

Второе заседание клуба "Надежда"

"Семья в социуме"

Педагог социальный:
Семья относится к особым, фундаментальным группам общества и оказывает заметное воздействие на общество. Прежде всего своей репродуктивной функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание новых членов общества. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для человека.
В семье между ее членами существуют идеологические, правовые, экономические, нравственные и религиозные отношения, которые преломляются через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви, привязанности и заботы. Принимая семью в качестве субъекта педагогического взаимодействия и сложной социальной системы, специалисты предпочитают учитывать следующие ее параметры: структуру, окружение семьи, функционирование и историю развития.
Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета. В структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет ее тип – нуклеарная или большая), их родственные связи (характеристика), наличие подсистем (родители, родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах, границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат – взаимоотношения между членами семьи и семей как системой с другими членами «большой» семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.); взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.
Вторым компонентом семьи как системы является ее окружение. Под ним понимают ситуацию проживания, социоэкономический статус, взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой» семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороны этого влияния на семью.
Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно включает в себя ролевую деятельность ее членов – совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношении к другим ее членам (в нукленарной модели семьи основными семейными ролями являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев и сестер; в модели большой семьи добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови, тестя и тещи, зятя и невестки, золовки и деверя, внуков и т.п.) Ролевая деятельность членов семьи сравнивается со стандартами и учитывается при работе с семьей как объектом воздействия. В понятие функционирования семьи входит и принятие решений (кто доминирует: муж или жена, участие детей в этом процессе, влияние членов референтной группы на принятие решений в семье). Частью функционирования семьи является также ее взаимосвязь с окружением, то есть образцы коммуникаций с соседями, с родственниками, образовательно-воспитательными учреждениями и т.д.
Четвертым компонентом семьи как системы является история ее развития. Она включает в себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние их на сегодняшнее положение дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни.
Исследования в области развития и функционирования семьи позволяют выделить семь основных стадий.
1. Зарождение семьи. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии формирования. Задача стадии – развитие реалистической оценки каждого из партнеров.
2. Пополнение семьи. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу. Задача стадии – развитие воспитательных образцов у всех членов семьи.
3. Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет детей дошкольного возраста. Задача стадии – отделение своей личности от личности ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого члена семьи.
4. Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового возраста. Задача стадии – развитие взаимоотношений «родитель-подросток», основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на супружеских отношениях, основанных на товариществе.
5. Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача стадии – изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям «взрослый-взрослый» между детьми и родителями.
6. Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Задача стадии - восстановление отношений супружеской пары без детей.
7. Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков. Задача стадии- развитие системы взаимопомощи между поколениями.
Существенное значение в работе с семьей имеет понимание семьи как системы. Семья как система по мнению ответственных и зарубежных ученых, состоит из следующих составных частей: цели (воспитание подрастающего поколения и дальнейшее развитие всех ее членов), основных элементов (взрослые и дети; мужчины и женщины), порядка функционирования элементов системы (правила, по которым живет семья, тип общения между ее членами и особенности их самооценок), энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом), взаимодействия с внешним миром (оно связано с отношением к изменениям, происходящим в жизни).
«Рисунок семьи»
Мы выяснили, что в семье человек получает любовь, заботу, поддержку. Семья делает человека счастливым. Вспомните, пожалуйста, один из самых счастливых дней из жизни вашей семьи. Каким он был, что происходило.
«Идеальный родитель – идеальный ребенок»
Мы с вами выяснили, что семья состоит из детей и родителей. Подумайте, какими качествами должны обладать «идеальный родитель» и «идеальный ребенок»? Для этого разделимся на две команды: команду детей и команду взрослых. Дети будут составлять портрет «идеального родителя», а родители – портрет «идеального ребенка». (Команды на листе бумаги составляют список качеств)
«Передача чувств»
Как в идеальной, так и в обыкновенной семье царят разные чувства. Назовите, какие чувства чаще всего «живут» в вашей семье?
Спасибо. А как вы выражаете свои чувства?
«Комплименты»
Разными чувствами наполнили мы наш круг. Чтобы доставить еще больше радости, я предлагаю сделать вот что: сейчас каждый по очереди выйдет в центр круга, а все остальные будут говорить ему комплименты и пожелания.
В завершение занятие предлагается родителям заполнить анкету «Ваша семья»

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.