Индивидуальное консультирование
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе

Индивидуальное  консультирование

Индивидуальное консультирование – это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц.
К сожалению, к психологу обращаются, когда жизненная колея уже зашла в тупик. Хотя существует и такой тип клиентов, которые, в силу своей мнительности, обращаются за психологической помощью по любому пустяковому случаю.
Бывают ситуации, когда клиент просит помочь не ему самому, а кому-то другому. 3десь практическому психологу надо проявить твердость и сказать, что он работает только с тем, кто сам к нему обращается.

 

Индивидуальное консультирование клиентов, обратившихся с проблемой затруднений в общении.

Жалобы на трудности в общении – наиболее распространенная причина обращения за психологической консультацией. Клиенты с этой проблемой делятся на три группы:

  • клиенты, которые считают, что им общаться мешает застенчивость, неуверенность в себе;
  • клиенты, которые считают, что вокруг них нет интересных людей;
  • клиенты, испытывающие проблемы в общении с противоположным полом.

Первый вывод, к которому психолог должен подвести клиента любой из трех групп, это принятие ответственности за свои трудности на себя. Также не следует забывать, что в большинстве случаев за трудностями общения скрываются личностные проблемы. В общении с другими людьми клиенту часто мешает его характер, в основе которого лежат родительские программы. К установкам, затрудняющим процесс общения, относятся: представление о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и одновременно отсутствие требований к себе.
Клиенты первого типа в привычной среде чувствуют себя хорошо, но как только застенчивый человек попадает в окружение малознакомых или вообще незнакомых людей, он чувствует дискомфорт, замыкается. Такая черта характера, если ее не корректировать, может привести к депрессии и алкоголизму. 3адача психолога в работе с таким типом клиентов – показать источник проблем, рекомендовать потихоньку выдавливать из себя эту черту характера, делая что-либо необычное в окружении малознакомых людей.
Вот несколько упражнений, которые психолог может рекомендовать клиенту:
1. Надо научиться заговаривать с самыми разными людьми. Даже если к вам обратился пожилой человек, не уходите от разговора. Более того, попытайтесь в беседе найти что-то приятное и интересное. Пытайтесь вести разговор.
2. Постарайтесь играть роль балаболки. Препятствие застенчивых людей – если начал говорить, говори только умные вещи. Перешагните через это, разрешите себе болтать всякую ерунду, хотя бы иногда.
3. Воспитывайте в себе детское, веселое начало. Первое время это лучше делать без свидетелей. А если тяжело настроить себя на то, чтобы стать чуть-чуть ребенком, почитайте для начала "Вредные советы" Г. Остера.
4. Учитесь быть спонтанным. Как этому учиться? Начните с рассказывания анекдотов. Но попытайтесь рассказывать их к месту и, естественно, на одном дыхании.
5. Привыкайте помогать и отзываться на помощь.
6. Следите за своим лицом. Выражением лица должна
стать доброжелательность и готовность к улыбке.

Клиенты второго типа начинают свой рассказ с жалоб на своих сослуживцев, своих домашних. Они его раздражают – кто своей болтливостью, кто инертностью и т. д. Психолог должен предложить клиенту задуматься о причинах поведения других людей, о том, что ими движет, что им необходимо. Например, раздражающая клиента болтунья – одинокая женщина, ее чрезмерная общительность – это попытка найти сочувствие и признание. А высокомерный человек просто скрывает свою застенчивость и т. д. Трудности в общении часто бывают связаны с неумением прощать, с вниманием к мелочам, огрехам. Задача психолога – помочь клиенту концентрировать свое внимание на положительных качествах партнера, зная и обходя отрицательное в нем.
В основе трудностей клиентов третьего типа лежат стереотипные представления о своем поведении и о поведении представителей другого пола. Надо сказать, что многие уже приходят на консультацию с мнением о том, что виновники проблемных отношений с противоположным полом – они сами.
Первое в работе с подобными трудностями – уделить внимание требованиям, ожиданиям, которые клиент связывает с представителями другого пола. О требованиях к партнеру клиент говорит без труда, но это стереотип. Например, клиентка жалуется на то, что сейчас трудно найти настоящего мужчину, и именно поэтому у нее не складываются отношения с представителями противоположного пола. Психологу следует уточнить, что для нее значит "настоящий мужчина". Она обязательно ответит, что он должен быть мужественным, умным и т. д. После этого психолог может спросить: "Кому он должен?"; "Почему вы так считаете?"; "Чего вам не хватало в партнерах, с которыми вы встречались ранее?" и многое другое. Подобные вопросы – естественный способ вместе начать думать и разбираться в ситуации.
Часто к стереотипным требованиям к партнеру клиент добавляет стереотип своего собственного поведения (например, у женщины это внешняя холодность, неприступность, сокрытие заинтересованности мужчиной). Люди, исповедующие подобные стереотипы, загоняют себя в угол, так как, во-первых, редко встречаются люди, вписывающиеся в ожидаемую схему, а во-вторых, стандарт своего поведения тоже не способствует установлению контактов. 3адача психолога – разрушение и коррекция жестких программ, представлений, мешающих общению.

Итак, проблемы в общении – это проблемы личностные. Решить их можно только благодаря личностному росту. Помощь в этом окажут техники, описанные выше. И не следует ждать от человека, что он тут же преобразится. Главное, чтобы он осознавал проблему и хотел работать над собой.

Индивидуальное консультирование клиентов, испытывающих стресс, связанный с потерей работы

Следующая причина обращения за психологической помощью – стресс, связанный с потерей работы.
Это одна из наиболее серьезных потерь, которые испытывает человек. Испытывает – и ломается, или испытывает – и выходит из этого более сильным. И даже преуспевающим. 3адача психолога – помочь клиенту пойти по второму сценарию.
Оставшись без работы, человек проходит через три стадии переживаний.
Первую можно охарактеризовать как оцепенение. Проявляется оно в нежелании признать очевидное. Срабатывает защитный механизм: человек вытесняет из сознания негативную информацию. Клиенту нужно помочь ускорить эту стадию. Дело в том, что чем дольше отрезок бездеятельности, тем сложнее потом входить в рабочий режим: человек теряет навыки, снижается уверенность в себе. Многие исследования показывают, что потерявших работу не оставляет мысль о том, что они неудачники. Хотя многое зависит от характера и темперамента. Оцепенение особенно неплодотворно, если оно наступает в период предупреждения об увольнении: человек просто надеется на чудо, которое спасет его. Это пустая трата времени, плодотворнее было бы в это время что-то искать, готовить резюме.
Вторую стадию, которую неизбежно проходит лишившийся работы человек, можно назвать стадией смешанных чувств. Это и злость, и печаль, и страх. Одно чувство сменяет другое. Этот период опасен тем, что у безработного может возникнуть тяга к алкоголю, а также возможны суицидальные мысли. Правда, проблема алкоголизма больше мужская, чем женская. Женщины склонны искать утешение в еде. Это прямой путь к булимии. Психолог в подобной ситуации может порекомендовать избавляться от негативных эмоций другими методами. Пусть это будет поход в спортивный зал, поездка с семьей за город, просмотр кинокомедий, творчество, хобби.
В процессе консультации психолог вместе с клиентом может проанализировать минусы и плюсы безработицы. Так, с утратой работы человек теряет:

  • материальный источник существования;
  • социальные связи и контакты;
  • четко организованный режим жизни;
  • социальный статус;
  • прежний способ самореализации.

А теперь – о плюсах: у человека, временно не работающего, наконец-то появилась возможность самостоятельно организовывать свою жизнь, а не жить по расписанию учреждения, где работал; теперь можно освободиться от иерархической зависимости; поддерживать прежние контакты, не опасаясь, что что-либо повредит карьере, а также теперь есть возможность посвятить больше времени хобби, которое может дать и заработок.
И, наконец, третья стадия – принятие ситуации. Когда клиент осознает, что жизнь этим увольнением не заканчивается, а возможно, только начинается. Даже если сразу не удается устроиться на желаемую работу, то клиенту рекомендуется устроиться на временную работу, а это – какие бы то ни были, а все равно деньги. Также это поддержит самооценку, а кроме того, временная работа иногда становится постоянной.
Одним словом, цель психологического консультирования: помочь клиенту осознать, что потеря работы – это неприятное событие в жизни, но не конец света, бывают вещи и пострашней.

Индивидуальное консультирование лиц, страдающих фобиями.

Слово "фобия" в переводе с греческого означает "страх, ужас". Фобия отличается от обыкновенного страха тем, что в его основе лежит адекватная реакция на реальную опасность, а фобия – это страх, который, на первый взгляд кажется беспричинным и сопровождается неприязнью к тому, что вызывает страх. Количество фобий огромно, одни из них встречаются чаще, другие – реже.
Существует боязнь острых предметов (аймофобия), боязнь высоты (гипсофобйя), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), боязнь открытых пространств (агорафобия)... Фобий, испытываемых людьми, свыше тысячи.
Фобии на первый взгляд кажутся необъяснимыми, однако все они – результат незрелой нервной системы или результат тяжелого стресса. Работа психолога – найти причину страха, проанализировать его, изучить.
Истоки фобии необходимо искать в далеком детстве. Ребенок еще не может отделить источник страха от сопутствующих страху вещей и явлений. Образуется связь между испугом и безобидным предметом, случайно попавшим в поле зрения ребенка. Впоследствии человеку сложно понять, почему безобидный предмет вызывает у него ужас.
Фобии возникают у человека с повышенным вниманием к собственной персоне, сосредоточенном на изменениях, происходящих в его душе и в физическом состоянии. Буквально в каждом симптоме он обнаруживает предвестие надвигающейся катастрофы. У него наблюдается сердечная аритмия, повышается давление, учащается дыхание, появляется тошнота, комок в горле, желудочные расстройства.
Как уже говорилось ранее, есть люди, которые испытывают боязнь замкнутых пространств. Человек начинает паниковать, когда находится в лифте, купе поезда, в метро... Эта боязнь именуется клаустрофобией.
Многие боятся высоты (гипсофобия). Парадокс в том, что люди, страдающие от фобии высоты, в приступе ужаса кончают жизнь самоубийством, выбрасываясь из открытого окна.
Арахнофобия (боязнь пауков) и герпетофобия (боязнь змей) – явления очень распространенные. Причины этих фобий надо искать в раннем детстве, когда ребенок слышит от родителей непривлекательные истории об этих существах. Следует отметить, что герпетофобию испытывают, в основном, женщины. Фрейд объяснял это, исходя из значения символа змеи. 3меи символизируют фаллос, а по мнению Фрейда, женщины испытывают страх перед половым органом мужчины.
Фобию также следует разграничивать с отвращением. О фобии говорят только тогда, когда человек сильно возбуждается в неприятной для него ситуации или, наоборот, испытывает ступор, который ограничивает его действия.
Предлагаем схему быстрого лечения фобий. Этот метод был разработан Ричардом Бэндлером:
1. Попросить рассказать о случившемся неприятном событии, о том, что конкретно вызвало страх, психологическую травму. Делать это следует побыстрее, чтобы излишне не травмировать психику пациента.
2. Можно выявить дополнительное травмирующее воздействие в месте проведения сеанса. Например, какой-то колющий или режущий предмет, которого пациент опасается. Сразу же можно выяснить, как пациент воспринимает предмет и защищается от него. После проведения консультации можно будет дополнительно проверить, исчезла ли эта боязнь.
3. Попросить клиента представить себя в кинотеатре лицом к экрану. Пусть он мысленно выберет себе место в зале и удобно в нем расположится.
4. Попросить клиента мысленно перенестись в кинобудку и посмотреть на себя, сидящего в зале.
5. Дать инструкцию пациенту:
"На экране – будет демонстрироваться черно-белый кинофильм о случившемся с вами происшествии (частичка того, что было непосредственно перед вызвавшим страх событием, само событие, а затем "счастливый" конец – ведь вы остались живы!).
Вы не должны смотреть на экран, ведь вы и так знаете, что там будет происходить!
Вы должны наблюдать за поведением самого себя, сидящего в зале и смотрящего черно-белый кинофильм (обратите внимание на внешние признаки поведения: положение головы, туловища, рук и т. д.).
Когда вы увидите по поведению сидящего в зале своего двойника, что фильм закончился, остановите последний кадр на экране".
6. Перенеситесь из будки в сидящего в зале своего двойника, а затем вместе с ним перенеситесь в стопкадр на экране. Он сразу станет цветным.
7. Быстро прокрутите цветной фильм в обратном направлении (обратите внимание на то, что люди будут двигаться в обратную сторону, спиной вперед). Фильм может сопровождаться музыкой. 3акончится обратный просмотр ситуацией до события (например, ограбления).
После завершения этой процедуры ее можно повторить еще раз, начиная с усаживания в мнимом кинозале, перенесения в кинобудку и т. д. Повторение не помешает!
8. После этого можно снова представить себе фобийную ситуацию и определить свое отношение к ней. Подумайте о страхе ограбления. Изменилось ли что-то в вашем состоянии? Если страх исчез – все нормально! Если нет, то нужно выяснить причину: что пациент не понял, что неправильно сделал.
9. Можно дополнительно проверить лечебный эффект на ситуации с колюще-режущим предметом в комнате. Страх должен исчезнуть или значительно уменьшиться.
Очень силен в человеке так называемый ночной страх. Первые, кто приходит на ум при беседе об этой фобии – это дети. Хотя не всегда эта детская болезнь проходит.
В процессе работы с фобиями можно использовать методы психоанализа, трансактного анализа, экзистенциальной терапии, НЛП.
Наиболее известной методикой работы с фобическими реакциями является НЛП, техника диссоциации. Метод основан на работе с частью личности, отвечающей за стереотип поведения, и создании для нее новых способов поведения.

Предлагаем пример коррекции фобии темноты у подростка. (Пример взят из статьи Барабаш П. И. "Методика работы с фобией у детей".)
Женщина обратилась с просьбой помочь мальчику 10 лет, по ее рассказу, мальчик боялся темноты с 4-х лет, спать мог только при включенном свете. До этого женщина обращалась несколько раз к психиатрам и к экстрасенсу. Работа психолога с мальчиком проходила в жилом домике на базе отдыха, вечером, когда на улице было уже темно. Далее приводится последовательность действий, с небольшими сокращениями, включая элементы установления раппорта.
- Привет! Как тебя зовут?
- Петя.
- Петя, мама говорит, что когда ты выходишь на улицу ночью, то что-то происходит с тобой. Что там такое происходит?
- Я боюсь.
- Петя, а чего ты боишься?
- Темноты.
Психолог прикасается правой рукой к грудной клетке, что может служить невербальным сигналом, указывающим на место, где он физически ощущает свой страх.
- А что бы ты хотел ощущать, когда выходишь на улицу?
- Не бояться.
Это – цель, но она сформулирована через отрицание, поэтому необходимо уточнить.
- Не бояться чего?
- Темноты.
- 3ачем тебе это надо?
- Я смогу тогда ходить ночью с мальчишками на речку, рыбачить рано утром.
Цель сформулирована позитивно, можно идти далее. Теперь имеет смысл поговорить о способностях. У него есть способность бояться темноты. И хороший способ начать с того, чтобы уточнить, как он знает, что он боится.
- Петя, а как ты знаешь, что ты боишься?
- Просто знаю.
- А где ты испытываешь страх? Может быть, в пятке, или в животе?
- Не знаю.
- Где прячется твой страх?
- Не знаю.
- А хотелось бы тебе узнать?
-Да!
- Ну, тогда сходи и узнай! Выйди прямо сейчас на улицу и узнай, где он появляется в твоем теле, в руке, голове, или в пятке.
Петя выходит на улицу и быстро возвращается. У него наблюдается напряжение во всем теле, асимметричная поза, цвет лица бледный, губы слегка дрожат, дыхание поверхностное и учащенное. Физиология подтверждает, что у него действительно есть проблемы, когда он находится в темноте.
- Мой страх находится здесь, – говорит он, показывая на грудь.
- Ладно, садись. На какие отметки ты учишься в школе?
- На "4" и "5".
- А что у тебя по рисованию?
- Пять.
- Это самая высокая оценка?
-Да.
- А на сколько баллов ты оценишь свой страх?
- Я не знаю.
- Ну, тогда выйди на улицу, узнай.
- На все пять баллов, – отвечает он, вернувшись.
- Точно?
- Сейчас схожу, еще раз проверю.
- Точно на пять, – подтверждает он, вернувшись. Ему уже явно нравится эта игра.
- Хорошо, садись вот сюда. Удобно? Расслабься и усаживайся поудобнее. Петя, а ты хотел бы поговорить со своим Страхом, чтобы он позволил тебе ходить по темноте на речку?
- Хотел бы.
- Петя, спроси Страх, хочет он с тобой поговорить прямо сейчас, да или нет? И можешь легонечко кивнуть мне головой, когда он скажет тебе "да". 3акрой глаза и почувствуй свой Страх, и пусть он немного усилится, когда скажет "да"; или станет слабее, когда будет говорить "нет". И кивни мне, когда он скажет "да".
В данном случае психолог договаривается о сигналах доступа.
- Да, – кивает головой.
- Хорошо, Петя. Скажи Страху спасибо. За то, что он такой хороший, что согласился с тобой поговорить.
Подтверждает кивком головы, что он поблагодарил.
- Молодец. Закрой снова глаза, и спроси Страх, что хорошего в том, что он заставляет тебя бояться темноты? Чего он добивается этим?
- Он хочет, чтобы я спотыкался, падал, больно ударялся.
Мы слышим негативную цель у части личности, поэтому предполагаем, что существующий ответ является промежуточным и маскирует позитивную цель. Для определения позитивной цели следует продолжить задавать вопросы.
- Ой, как интересно. Поблагодари Страх за честный ответ и спроси его – а зачем ему это нужно, чтобы ты падал?
- Тогда я не буду нравиться девочкам.
- Скажи ему спасибо, что он о тебе так заботится и спроси его, а зачем ему нужно, чтобы ты не нравился девочкам?
- Тогда я не уйду из семьи (фобия сформировалась, скорее всего, из-за неудачного объяснения мальчику причины ухода отца из семьи).
- Скажи ему спасибо. Спроси Страх, а если ты не уйдешь из семьи, то что будет?
- Я буду хорошим человеком.
Получен позитивный ответ, теперь за него имеет смысл зацепиться.
- А, так Страх хочет, чтобы ты был хорошим человеком. Это же здорово. Поблагодари его за то, что он такой хороший. Скажи ему: "Спасибо тебе за то, что ты обо мне заботишься". Он настоящий друг. И спроси его, – он хотел бы, чтобы ты называл его теперь другом? Да или нет?
- Да, он хочет, чтобы я называл его Другом.
- Объясни своему Другу, что ты очень рад, что он у тебя есть, что он заботится о тебе. Но объясни ему, что тебе не нравится то, что он при этом заставляет тебя бояться темноты. И спроси, хотел бы Друг научиться помогать тебе еще и другим способом быть хорошим человеком.
Часть готова к изменениям, готова обучиться новым способам поведения, осталось ее научить.
- Да, хотел бы научиться.
- Конечно, он же настоящий Друг. У тебя много хороших друзей. У тебя есть один из них, который помогает тебе хорошо рисовать. Он очень умный и такой выдумщик. Когда ты рисуешь картины, то он здорово тебе помогает. Спроси его, хотел бы он тоже тебе помочь?
- Хотел бы.
- Скажи ему спасибо. Как ты будешь его называть?
- Его зовут Учитель.
Теперь мы идентифицировали еще одну часть личности. И мы можем организовать между двумя частями вполне определенную и полезную коммуникацию, целью которой будет обучить Друга с помощью Учителя.
- Петя, попроси теперь друга сообщить Учителю, что он хочет, чтобы ты был хорошим человеком. И пусть Учитель начнет сообщать Другу множество всевозможных способов, как ты можешь стать хорошим человеком. Может быть, еще лучше, чем прежде. И пусть Друг отберет для себя три таких способа поведения. И пусть он каждый раз говорит тебе "да", и ты будешь мне легонечко кивать головой.
Кивает через некоторые промежутки три раза.
- Поблагодари учителя, он хорошо справился со своей работой. И спроси друга: "Друг, тебе нравятся эти новые способы поведения, да или нет?".
Кивает головой.
- Спроси Друга: "Друг, ты согласен приступить к новым способам поведения уже прямо сейчас?"
Кивает головой.
- Скажи ему, чтобы он уже сейчас стал вести себя по-другому.
Кивает головой.
- А теперь сходи на улицу и принеси мне ночную фиалку. Я хочу показать очень интересный фокус. И мне нужен этот цветок.
Петя вышел на улицу один. Прошло несколько минут. Мать стала волноваться. Он вернулся через 9-10 минут и принес целый букетик цветов. Цвет кожи лица у него был розовый, дыхание ровное и глубокое, поза тела – симметричная.
- Петя, насколько баллов теперь ты боялся?
- Ну, наверное, на полбалла.
Такой ответ вполне устраивает, т. к. в темноте следует соблюдать некоторую осторожность. Консультирование заняло не более 40 минут по времени. В следующие дни мальчик ходил с ребятами на речку, где они жгли ночью костер, пекли картошку на углях и рассказывали страшные истории.

Возможной причиной фобии этого мальчика было неудачное объяснение матери факта, почему отец не живет вместе с ними. Мальчик не хотел быть "бабником", как его отец. Фобия на темноту появилась у мальчика вскоре после ухода отца из семьи и продолжалась почти четыре года.

Индивидуальное консультирование, направленное на преодоление и профилактику депрессивного состояния и  суицидальных намерений

Депрессия – тоскливое, подавленное настроение с осознанием собственной недостаточности. Это настроение сопровождается чувством пессимизма, однообразием представлений.
Человек, находящийся в депрессии, совершенно по-особому воспринимает мир, совсем не так, как раньше.
Существует большое количество реальных причин, вызывающих депрессию: тяжелые заболевания, развод, смерть родного человека, финансовый кризис.
Депрессия, возникшая по этим причинам, будет называться реактивной, т. е. депрессия, возникшая как реакция на внешние раздражители. Второй вид депрессии – эндогенная, т. е. внутреннего происхождения. Но все эти ситуации имеют общую черту – человек воспринимает их как те, над которыми он не может установить контроль.
Симптомы депрессии:
- физические (бессонница, потеря аппетита, усталость, вялость, соматические заболевания);
- моторика (пассивность, опущенные плечи, сутулость, плаксиво-озабоченное выражение лица, монотонная тихая речь);
- эмоции (подавленное настроение, отсутствие всех желаний, потеря интереса к жизни);
- жизненная позиция (недоверчивость, враждебность по отношению к людям, обвинение себя во всех смертных грехах).
Депрессии подвержены люди с 20 до 50 лет. Некоторые испытывают депрессию один раз в жизни, но большинство людей оказываются в ее власти через каждые 2-3 года, длительность депрессии – 2 – 4 месяца. 5% из находящихся в депрессии кончают жизнь самоубийством.
Призывы типа: "Соберись, ты же можешь, когда захочешь!" – только убеждают депрессивного человека в том, что никто его не понимает. Для снятия душевного дискомфорта у человека, находящегося в депрессии, психолог должен:
1. Помочь найти причину депрессии.
2. Сориентировать клиента на то, что события и люди вокруг нас не являются ни плохими, ни хорошими. Все "+" и "–" расставляем мы сами в своей голове.
3. Попытаться найти вместе с клиентом варианты выхода из безвыходной, на первый взгляд, ситуации.
4. Посмотреть на неразрешимую вроде бы ситуацию с юмором.
5. Рекомендовать клиенту заняться однообразной трудоемкой работой, требующей концентрации внимания на ней.
6. Рекомендовать клиенту заняться спортом, причем обязательно включить в спортивную программу упражнения на растяжку, т. к. в процессе физической нагрузки в кровь выбрасываются морфиноподобные вещества и алкоголь. Они помогает снять отрицательные эмоции, поднять настроение.
7. Попытаться найти плюсы в сложившейся ситуации.
Страх и депрессия приводят к тому, что страдающий от них человек может зайти настолько далеко, что единственным спасением от его страданий он будет считать самоубийство.
Существуют аффективные, демонстративно-шантажные и истинные формы суицидального поведения.
Аффективные суицидальные действия развиваются, когда человек не успевает подвергнуть сознательной переработке остро травмирующее его событие.
Смысл демонстративно-шантажных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (вызвать к себе жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т. п.).
В основе истинного, аффективного и демонстротивно-шантажного типа суицидального поведения лежит конфликт.
В любом конфликте существуют, во-первых, объективная ситуация;     во-вторых, субъективное осознание сложности этой ситуации; в-третьих, оценка личностью своих возможностей для преодоления этой сложной ситуации; в-четвертых, реальные действия личности в такой ситуации.
Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает предельную сложность, а свои возможности – как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию. Суицидальные действия выбираются как единственно возможный для себя выход.
Однако то, что суицидальное поведение строится на основе конфликта, не означает, что всякий конфликт ведет к суициду.
Суицидаопасные реакции не могут появиться вне связи с личностными особенностями.
Необходимо подчеркнуть, что какого-либо единого критерия, указывающего на вероятность совершения суицида тем или иным человеком, нет. Определение риска возможного суицида – задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидентом, с какого момента и при каких условиях, не имеют однозначного решения.

Факторами риска являются:
– условия семейного воспитания:
а) отсутствие отца в раннем детстве;
б) эмоциональная отверженность в детстве;
в) воспитание в семье, где есть алкоголики, психически больные, а также  родственники с асоциальными формами поведения;
г) воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких;
– частая смена места жительства, учебы, работы;
– активное употребление алкоголя, наркотических средств;
– совершение суицидальных попыток.

К числу действий, которые говорят о высоком риске суицида, относятся:
– открытые высказывания о желании покончить с собой;
– косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например, публичная демонстрация петли из каких-либо гибких предметов; игра с оружием с имитацией самоубийств и т. д.);
– активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т. д.);
– фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще);
– нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов, стремление к уединению;
– изменившийся стереотип поведения: например, несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных общительных людей;
– внезапное проявление несвойственных ранее черт – аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей, например);
– утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности);
– размышления на тему самоубийства могут приобретать художественное оформление, например, рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (гробы, кресты, виселицы и т. п.), стихи.

При определении степени суицидального риска психологу необходимо выявлять и сопоставлять как просуицидальные, так и антисуицидальные предпосылки. Антисуицидальными личностными факторами могут быть, например, эмоциональная привязанность к близким, родительские обязанности, выраженное чувство долга, представление о позорности и греховности суицида и т. д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в сознании человека, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот.
Работая с клиентом, находящимся в предсуицидальном состоянии, практический психолог должен осознавать, что:
1. Суицид никогда не совершается бесцельно. Общей целью суицидов является нахождение выхода из сложной жизненной ситуации. Чтобы помочь человеку в этом сложном состоянии, надо понять, какую именно проблему он пытается решить.
2. Выбрав самоубийство как выход из неразрешимой ситуации, человек стремится тем самым выключить сознание и прекратить невыносимую душевную боль. Именно душевная боль должна стать приложением усилий психолога. Если удается снизить боль, то суицидент увидит иные варианты решения проблемы.
3. Люди, совершающие суицид, испытывают двойственное отношение к жизни: они хотят умереть и одновременно желают, чтобы их спасли. И оба эти желания искренни и непритворны. Нет ни одного человека, который бы на 100% хотел покончить с собой, не имея фантазии о своем спасении. Именно такая двойственность дает основание психологу для вмешательства.
4. На этапах возникновения идеи суицида, формирования намерений и в период совершения суицида у человека наблюдается сужение сознания. Он забывает обо всем: о своих близких, о прошлом... Психологическую помощь надо направить на преодоление суженного сознания, на снятие психологических шор.
5. Нет ни одного возможного самоубийства, вырубленного в камне, все можно изменить. А у самого человека немало внутренних ресурсов, которые помогут выстоять, переносить боль. Психолог же только поможет найти альтернативу самоубийству. И пусть это альтернативное решение не всегда полностью решит проблему клиента, но это будет вариант, с которым человек будет в состоянии жить дальше.

Источник: Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Консультирование. Создание доверительных отношений между психологом и клиентом

Психологическое консультирование. Общий обзор методов и приемов

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.