Семья, ее воспитательный потенциал (Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога (стр.345-364).
В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Большинство людей имеет две семьи – семью "здесь и теперь", членом которой они являются, и семью, из которой они произошли. Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Как система семья тысячами нитей связана с другими социальными системами. Не случайно экологический подход в социальной работе с семьей направлен на изменение отношений между семьей и ее окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.
Если исходить из того, что на семью влияют связи между поколениями, их потенциал можно направить на позитивные изменения. Источником информации о связях между поколениями является генограмма – семейная карта родственных связей, на которой отражены вся история семьи и основные семейные события. Она отражает систему взглядов, убеждений, ценностей жизни и взглядов семьи на окружающий мир. Современное состояние семейной системы также требует внимания социального работника. Отталкиваясь от конкретной ситуации, он может использовать тот аспект работы с семьей, который является актуальным. Семья как социальный институт выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую, сексуально-эротическую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, духовного и культурного общения. Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и потому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны трудновосполнимы в последующей жизни человека Воспитательный потенциал семьи – это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.
Модели помощи современной семье
Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог. 1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. 2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил. 3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений. 4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения. 5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии – диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным. Социальный педагог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений.
Учебная модель в работе с родителями
Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
- Роль семьи в развитии личности ребенка.
- Семья как психотерапевт.
- Воспитательный потенциал семьи.
- Семейная атмосфера.
- Семейные роли и отношения.
- Семья как система.
- Семья как источник психической травмы.
- Семья с нарушенной структурой.
- Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.
- Родительский авторитет.
- Личный пример родителей.
- Деструктивная, проблемная семья.
- Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.
- Конструктивная, гармоничная семья.
- Дети как безусловная ценность.
- Как любить ребенка.
- Поощрения и наказания в семье.
- Семейная жестокость.
- Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.
- Родительская позиция и родительское программирование.
- Возрастная динамика родительского отношения к детям.
- Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.
- Роль семьи в предупреждении, неуспеваемости и недисциплинированности детей.
- Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
- Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОРУЧЕНИЯ
- Подготовка ребенка к обучению в школе.
- Организация домашнего учебного труда.
- Семейное чтение.
- Организация труда в семье.
- Экономика семьи.
- Семейные хобби.
- Семейные походы и экскурсии.
- Семейный праздник.
- Новая семейная традиция
- Режим дня ребенка в семье.
- Профилактика заболеваний у детей.
- Наблюдение за ребенком в домашних условиях.
- Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.
- Анализ семейного конфликта.
- Письмо моему ребенку.
- Знакомство с друзьями ребенка.
- Семейный вечер.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ
- Какой вы родитель.
- Опыт семейного воспитания.
- Какой у вас ребенок.
- Что беспокоит родителей.
- Программа обучения и воспитания детей в детском саду.
- Школьные программы и учебники.
- Трудности детей в обучении.
- Как помочь ребенку учиться.
- Психологическая характеристика ребенка.
- Микроклимат семьи.
- Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком.
- Дети и родители: противостояние или сотрудничество.
- Счастливые дети и родители.
- Идеальный ребенок и идеальный родитель.
- Справедливы ли вы к своим детям.
- Как передать свою любовь ребенку.
- Список претензий к ребенку.
- Как поделить ответственность с ребенком.
Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
Гуманистический клиентоцентрированный подход в семейном консультировании
Психотерапевтическая модель помощи семье основана на гуманистическом клиентоцентрированном подходе, разработанном американским психотерапевтом К. Роджерсом. В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход к консультативной работе с семьей, опора на личностные ресурсы клиента и консультанта, закономерности и психотерапевтический потенциал их общения в диаде и в группе (в том числе и семейной): использование потребности в помощи; ее профессиональный характер. Таким образом, эта модель предполагает: во-первых, установление контакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; во-вторых, проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; в-третьих, собственно консультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом. Эта модель предполагает особые установки консультанта на активное слушание и понимание клиента, его безусловное принятие, безоценочное отношение, эмпатию по отношению к клиенту, а также умение быть самим собой, без налета профессионального снобизма и менторства. Гуманные качества социального поведения психотерапевта, активные поисковые усилия, искренность делают его образцом душевного равновесия, чем позитивно влияют на процесс консультирования и его результат. Такие установки характеризуют роджерианское интервью. Консультант, работающий в этом ключе, не думает о своем клиенте как о слабом, безвольном, неспособном самостоятельно решать проблемы и дезадаптивном. Наоборот, для клиентоцентрированного подхода в консультировании характерно позитивное представление о человеке.
Техника семейного консультирования
Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация — это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности (В.В. Столин, 1993). Процесс консультирования можно условно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза решения действий и фаза обратной связи. I фаза — установление контакта с клиентом. Итог: определение границ взаимодействия с ним. Осуществляется в первичной консультативной беседе. На этой фазе устанавливаются дистанция общения и его составляющие. Консультант еще до беседы наблюдает за семьей, контактами родителей и ребенка. Он определяет тип их поведения в коммуникации с ребенком; отмечает особенности реакций детей и родителей в диаде; характер вербальных и невербальных контактов; способы оценки и регулирования поведения ребенка. В первичной беседе определяется характер отношения родителей к социальному педагогу (деловое, рентное, игровое) и устанавливаются границы взаимодействия с семьей. Опытный консультант уже при первой встрече может получить информацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогических установках родителей. Эта фаза ориентирует клиента в возможностях психолога, в тех процедурах, которые будут совершаться; он получает установку на серьезную, продолжительную работу самой семьи. II фаза — определение проблемы клиента, проблемы (боли) семьи. Итог: согласие клиента и консультанта в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей. Консультант проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению. Клиент принимает проблему. Консультант может предоставить клиенту право формулировать проблему не от своего лица, а относительно "третьих лиц".Важно на этом этапе прийти к согласию в понимании проблемы-дилеммы. В противном случае приходится начинать весь консультативный процесс сначала. Характер беседы на этом этапе (управляемое или неуправляемое интервью) определяется целями консультирования, индивидуальными особенностями клиента и принятым теоретическим подходом. III фаза — рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы. Для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование связи (раппорта) между клиентом и консультантом, создание невроза в контролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из переноса (трансфера) и приобретение им суверенитета. IV фаза — принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации. На этой фазе, опираясь на определенную консультативную теорию, специалист разрабатывает план действий, стратегию своего поведения, которые приводят клиента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, приняв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с консультантом он сортирует различные способы действий, выбрав, наконец, наиболее приемлемый вариант для себя. Затем он проверяет этот вариант в естественных условиях. При наличии успеха он переносит свое решение на поведение в целом. V фаза — обратная связь. Итог: удовлетворение клиента процессом консультирования и его результатами. Частично консультант получает эту информацию уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки переноса. Он также может проводить эпизодические повторные встречи, проясняя ситуацию. Ориентируясь на принцип обратной связи, он судит о правильности избранной стратегии и тактики консультирования.
Родительские коррекционные группы
Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель—ребенок", обратившиеся к социальному педагогу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причины неэффективного родительского отношения:
- педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
- ригидные стереотипы воспитания;
- личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
- влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.
Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы. Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Прежде всего, группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников группы обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем. По стилю ведения коррекции — группы структурированные. Темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагает ведущий. Таким образом, он занимает в группе более авторитарное и лидирующее положение, чем в свободной группе. Обоснование метода: семья — целостная система. Именно поэтому проблемы диады "родитель—ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе. В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течение 4 ч. Весь курс (10 занятий) составляет 40 ч. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5—8 детей от семи до десяти лет.
Примерная программа занятий с родителями
А. Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе (на первом занятии). Разъяснение задач родительских групп. Б. Темы для обсуждения на последующих занятиях:
- Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.
- Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Как наши страхи становятся страхами наших детей.
- Что родители должны дать детям и, что дети должны дать родителям. В чем суть воспитания — в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства.
- Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей. Может ли ребенок мешать нам жить. Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.
- Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей).
В. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материалов проигрывания:
- Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.
- Привнесение добавочного неадекватного аффекта в общение с детьми. Эмоциональные "счета" ребенку.
- Как мы наказываем детей. Как наказывать детей. Роль ярлыков.
Г. Следующие материалы складываются под влиянием сведений детей.
- На какие сигналы и стимулы реагируют дети. Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль телесных прикосновений в общении.
- Какими нас видят наши дети. Обсуждение рисунков "Родители в виде несуществующего животного".
- Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры "Семейный портрет".
Основной метод групповой коррекции родительских отношений — когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы психокоррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу. Ниже мы приводим некоторые из них.
Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции. Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом. Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются следующие игры: "Архитектор и строитель", "Приятное воспоминание", "Неприятное воспоминание". В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях. Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было. В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя. Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится анализ. Метод конструктивного спора помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества. Метод вербальной дискуссии обучает культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.
Основные направления и задачи семейной психотерапии
В настоящее время семейная психотерапия представляет собой достаточно гибкий подход и может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами (супружеской, детско-родительской, триадой — родители и проблемный ребенок и т.д.), нуклеарной семьей или многопоколенной. В ходе психотерапии делается акцент на совместные встречи и планируется создание условий для изменения во всей сменной системе. Что касается теоретических ориентации, то среди множества концепций выделяются как определяющие психодинамика и теория систем (А.В. Черников, 1997). В классификации школ семейной психотерапии определяются три теоретические позиции:
А<----------------------------------------М--------------------------------------->Z Психоаналитическая теория Теория систем (индивидуальная ориентация) (межличностная ориентация)
Терапевты с позицией А рассматривают семейную терапию как один из методов в их терапевтическом репертуаре. Они проводят работу с семьями, будучи сфокусированными на индивидуальном пациенте. Семья рассматривается как стресс-фактор, с которым их пациент должен справиться. Терапевты с позицией Z используют исключительно системную семейную ориентацию. Они рассматривают семейную терапию не как метод, а как фундаментально новый поход к проблеме психического здоровья. Вся терапевтическая деятельность рассматривается в плане влияния на всю семью в целом. Вместо рассматриваемого индивида в ситуации стресса терапевт этой позиции видит его как "носителя симптома", отражающего дисфункцию всей семьи. Терапевты в этой системе ориентированы не на прошлые события, а на настоящие взаимодействия клиента. Вместо того чтобы поощрять членов семьи открывать их неприятные чувства друг другу, терапевт этой позиции будет работать по направлению разрешения проблем во взаимоотношениях, которые вызывают эти неприятные чувства. Терапевты с позицией М находятся посередине — они склонны смешивать психодинамические и системные понятия. Можно классифицировать психотерапевтические подходы, исходя из их ориентации на семейную историю, на структуру или процесс семьи, на переживание {Левант, 1980). Роль терапевта в первой парадигме состоит в облегчении процесса открытия семейных зависимостей, достижении инсайта в их осознании несообразности и освобождении от них. Парадигма структура/процесс делает акценты на текущих особенностях взаимодействия в семье и взаимоотношениях этих паттернов с симптомами или проблемами идентифицированного клиента. Как правило, это краткосрочная, триадическая, сфокусированная на проблеме терапия. Терапевт играет роль эксперта. Его задачами являются диагностирование дисфункциональных элементов системы и планирование серии вмешательств, которые предложат семье альтернативы, часто носящие парадоксальный характер. Подходы, ориентированные на переживание, включают гештальтистскую, эмпирическую и клиентоцентрированную школы семейной терапии. Эти направления больше заинтересованы в повышении качества жизни индивидуальностей в семье, чем в преодолении симптомов или изменении семейной системы. Подход к терапии в этих системах основан на интенсификации аффективного опыта членов семьи для их личностного роста и самоактуализации. Роль терапевта — фасилитация, отражение семейного взаимодействия и присоединение к семейному процессу так же, как и к отдельной личности. Однако многие психотерапевты используют в своей практике разнообразные подходов. В частности, В. Сатир использует сочетание гуманистического, системного и коммуникативного подходов и дополняет их также историческим анализом семьи (метод семейной генограммы). В системной семейной терапии используется шестиуровневая модель диагностики семейной системы, позволяющая выдвигать частные гипотезы с позиций каждого из них. Уровень 1. Проблемы с внешним социальным окружением. Этот уровень рассматривает проблемы семьи в контексте социальных связей (занятия в школе, работа членов семьи, жилищные условия, доходы, отношения с друзьями, соседями и т.д.). Это область социальной работы или социальной психиатрии. Уровень 2. Проблемы в семейной системе. На этом уровне рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействиях и структурных особенностях семейной организации. Здесь уместна семейная психотерапия. Уровень 3. Когнитивные и поведенческие проблемы. Они охватывают нарушения или трудности в области эмоций, когнитивных функций или поведения пациента, объясняемые с позиций теории обучения, например низкая самооценка, неразвитость социальных навыков, отставание в учении. Основными видами помощи здесь являются поведенческая и когнитивная терапия. Уровень 4. Эмоциональные конфликты с аспектами бессознательного. Для данного уровня наиболее частым диагнозом является "невроз", "невротический конфликт". Эмоциональные расстройства имеют как осознаваемую, так и неосознаваемую основу. Это область психоанализа. Уровень 5. Нарушения развития и личностные расстройства. На этом уровне формируются длительные и глубинные свойства личности и отклонения в ее развитии. Это касается темперамента, характера, нарушений и специфических аномалий развития. Гипотезы этого уровня в меньшей степени оптимистичны и требуют длительной психотерапии. Уровень 6. Биологические нарушения. Помощь на этом уровне является медикаментозной. Достаточно известной в отечественной психотерапии является концепция семьи как источника психической травматизации личности, которая связывает последнюю с нарушением функционирования семьи (Э.Г. Эйдемил-лер, 1990). При этом психические травмы семейной этиологии обусловливают такие виды состояний: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, семейной тревоги, непосильного физического и нервно-психического напряжения и состояния вины. Автор рассматривает основные нарушения сфер жизнедеятельности семьи, которые являются источником психической травматизации личности: нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи, представлений членов семьи о семье и личности друг друга, нарушение межличностных коммуникаций и механизмов интеграции в семье, нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи. Интегративная модель семейной психотерапии предложена отечественным психотерапевтом А.В. Черниковым (1997). Предлагаемая модель объединяет в себе пять групп идей о семейной системе. Она показывает, что на семейную систему можно взглянуть с точки зрения ее структуры, коммуникаций, стадий развития жизненного цикла семьи, семейной истории и функций в ней проблемного поведения и симптомов. С помощью этой модели можно проанализировать, как семейная система пришла в данную точку своего го развития, увидеть логику проблем и дисфункций семьи, их взаимосвязь с другими ее параметрами. Большой популярностью пользуется сегодня позитивная семейная психотерапия Н. Позешкиана (1977), базирующаяся на транскультурном подходе. Понятие позитивного в ней означает, что психотерапевт ориентирован не на устранение возникших расстройств и нарушений, а старается в первую очередь мобилизовать имеющиеся у пациента способности и потенциал к самопомощи. В традиционной терапии между терапевтом и пациентом находятся проблема, болезнь, а в позитивной — еще одна переменная — это способности самого человека и его семьи. Это краткосрочная терапия, которая исходит из установки: "Не тот здоров, у кого нет проблем, а тот, кто способен их преодолевать". Исходя из модели этиологии психических и психосоматических заболеваний, обосновывается модель психотерапевтического процесса. Речь идет о многосторонних терапевтических отношениях, в которые включены терапевт, пациент и окружающий его мир. По своей сути это психосоциотерапия. Она включает пять основных стадий:
- Наблюдения/дистанцирования.
- Инвентаризации.
- Ситуативного поощрения.
- Вербализации.
- Расширения целей.
На каждой из ступеней используются ряд специально подобранных историй, концепций и притч, которые могут применяться в зависимости от ситуаций. Они являются вспомогательными и облегчают работу фантазии пациента. Способность помогать самому себе развивается поэтапно с постоянным использованием системы ситуативных, парадоксальных и других видов поощрений, рефлексии и медитаций на темы притч и историй. Позитивная семейная терапия концентрируется на конкретных темах. Обсуждаемые темы предлагаются членами группы либо терапевтом. Важным структурным принципом психотерапии являются три стадии взаимодействия: привязанность—дифференциация—отделение. Многообразие методологических подходов в семейной психотерапии и тенденция к их интеграции в реальной практике ставят перед педагогом проблему профессионального самоопределения и формирования собственной малой концепции, опирающейся на обобщенную теорию.
Техника семейной системной психотерапии по Э.Г. Эйдемиллеру
1. Объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей:
- установление конструктивной дистанции — свободное расположение членов семьи;
- присоединение через синхронизацию дыхания к тому члену семьи, который заявляет проблемы;
- прямое и непрямое отражение поз, мимики, жестов участников психотерапии;
- использование психотерапевтом в своей речи предикатов, отражающих репрезентативную систему заявителя проблемы и других членов семьи;
- сохранение семейного статуса-кво, т.е. той структуры ролей, которую семья демонстрирует психотерапевту.
2. Формулирование терапевтического запроса:
- инициатор обращения, как правило, формулирует манипулятивный запрос: "Мой ребенок плохо учится. Он непослушный. Сделайте так, чтобы он был другим". Такое объяснение позволяет инициатору дистанцироваться от бессознательного или осознаваемого чувства вины, снять с себя ответственность за происходящее в семье и перенести ее на ребенка или психотерапевта;
- приемы мета-моделирования и психотерапевтической метафоры позволяют перевести запрос с поверхностного манипулятивного уровня на уровень осознания матерью и отцом своей неэффективности в роли родителей;
- это дает им возможность постепенно перейти к осознанию своей неэффективности в роли супругов;
- параллельно с формулиронанием запроса исследуются ресурсные состояния семьи как системы и отдельных ее членов. "Был ли в вашей семье момент, когда вы чувствовали себя комфортно? Как вы этого добивались?"
- На этапе формулирования терапевтического запроса важно исследовать цели, поставленные каждым членом семьи, переведя изучение семьи из плоскости изучения прошлого в ситуацию "здесь и теперь". Экскурсы в прошлое осуществляются лишь в поисках ресурсных состояний членов семьи;
- —выявление простых когнитивных сценариев, избираемых членами семьи, можно осуществлять по методике Э.Г. Эйдемиллера и Э.Г. Юстицкого (1990) "Наивная семейная психология", которая усложняет и придает этим сценариям динамичный альтернативный характер.
З. Реконструкция семейных отношений:
- работа психотерапевта способствует установлению границ между подсистемами, усилению одних и ослаблению других. Если раньше супруги смешивали супружеские и родительские отношения, что приводило к неудовлетворенности супружескими отношениями и симптому ребенка, то теперь разделение указанных подсистем в процессе терапии способствует повышению их компетентности как супругов и родителей;
- на протяжении семейном терапии используются следующие приемы: сбалансированность в исследовании негативного и позитивного опыта семьи, использование двухуровневой обратной связи, семейная психодрама, семейная скульптура,
4. Завершение психотерапии и отсоединение:
- о завершении психотерапии свидетельствует достижение поставленных целей;
- соблюдение оговоренного временного контекста (минимальное время для реконструкции семейных отношений составляет 6 ч, 3 сессии, максимальное —16 ч, 8 сессий);
- экологическая проверка — создание членами семьи образа своего будущею. На последнем занятии в ряде случаев членам семьи предлагается представить себя в отрезке будущего: как они будут взаимодействовать, что у них получится, что не получится. Обсуждение этой работы позволит определить наиболее эффективные пути использования ресурсных состояний. На этом этапе эффективно использование невербальной процедуры "Совместное рисование семейного счастья".
Пример использования интегративной модели семейной психотерапии по А.В. Черникову. В психологическую консультацию обратилась женщина 32 лет с семилетним сыном Васей. На момент встречи с психологом он заканчивал первую четверть первого класса. Последние три недели его регулярно рвало у ворот школы. Кроме этого с 1 сентября он страдал частыми позывами в туалет и мог надолго застревать в нем перед выходом в школу. Врач не нашел у него никаких биологических оснований для этих симптомов и направил к невропатологу, а тот — в психологическую консультацию (испробованные средства решенияпроблемы). Рвота у мальчика возникает только в школе и только в присутствии мамы. В выходные дни и когда он не учился по причине прихода к врачу, рвоты не было (исключение из проблемной ситуации). Вася является единственным ребенком. Родители развелись около трех лет назад, и мама с сыном проживают одни в двухкомнатной квартире. Мама — один из директоров коммерческой фирмы и много работает. По утрам она отвозит Васю на машине в школу. Оттуда его забирает бабушка, а вечером мама по пути с работы захватывает сына от бабушки домой. Структура семьи На рисунке семьи Вася изображает себя между мамой и бабушкой. Дедушка находится на краю группы, рядом с мамой Васи. Отец на рисунке отсутствует. Взаимодействие членов семьи У мамы довольно близкие отношения с сыном. Они спят в одной комнате, иногда в одной кровати. Мама очень беспокоится о его здоровье. Особенно ее тревожат проблемы, связанные с желудком. В четырехлетнем возрасте Вася болел дизентерией и чуть не погиб. После этого он не ходил в детсад (где заразился) и сидел дома с мамой и бабушкой. Поэтому симптом рвоты вызывает у мамы особенно сильную реакцию. Вася несколько упрямый, медлительный и болезненно относящийся ко всяким переменам мальчик. Например, когда мама говорит о возможном переезде на новую квартиру, он спрашивает ее: "Возьмем ли мы туда наш дом и наши стены?" Он также сильно ревнует маму к ее друзьям. На приеме у психолога Вася держится довольно уверенно и самостоятельно. Мама говорит, что Вася пошел в школу хорошо подготовленным, умел читать и писать. Учительница хорошо о нем отзывается, и в общении с одноклассниками у него особых проблем нет. Тем не менее, в школу он пошел с явной неохотой. Мама борется с его медлительностью, пытается приучить к большей самостоятельности. "Я не хочу, чтобы он был таким же захребетником и альфонсом, как мой муж, и жил за чужой счет". (Отношение к проблемам сына является аналогией проблем с бывшим мужем.) На понукания мамы Вася отвечает еще большей задержкой в туалете перед выходом в школу. На уроки хронически опаздывает. События накануне возникновения симптома.В день, предшествующий появлению рвоты, учительница отчитывала другого мальчика за опоздание на урок (возможная модель взаимодействия с мамой). Вася сильно переживал и рассказал об этом маме. Он вообще относится ко всему очень ответственно и старается делать все как следует. Однако на следующий день он особенно долго оставался в туалете, и мама везла его в школу уже ко второму уроку. Перед входом в школу его сильно вырвало, что очень напугало маму. Она сразу отвезла его к бабушке. Та уложила Васю в постель, позволила смотреть мультики и всячески старалась поднять ему настроение. Сочетание повышенной тревоги и заботы мамы и бабушки подкрепили симптоматическое поведение, и с этого дня у Васи регулярно возникала рвота при входе в школу, образовался порочный круг с симптоматическим поведением. С точки зрения стадий жизненного цикла семья переживает кризис поступления ребенка в школу. Неготовность ребенка к школе может быть связана со многими факторами: отставанием уровня интеллектуального развития, неразвитостью социальных навыков и т.д. Существует, однако, ряд причин этого кризиса, которые вытекают из особенностей семейной системы. Выход ребенка в школу ведет к усилению его связей с людьми и организациями вне семьи. Соответственно это может переживаться как увеличение эмоциональной дистанции между ребенком и родителями. Чтобы благополучно перейти на следующую стадию своего развития, семья должна определенным образом приспособиться к решению новых задач и изменению взаимоотношений между ее членами. В нашем случае эта проблема обострилась силовой борьбой между матерью и сыном вокруг его медлительности и зависимости от матери. Особую остроту этой борьбе придал негативный опыт супружеских взаимоотношений и видение матерью в сыне недостатков своего мужа. Функции симптоматического поведения Симптомы (рвота, частое сидение в туалете) являются сигналом, коммуникативным "посланием" матери, отражающим негативное восприятие ребенком необходимости отделения от нее и приобретения большей самостоятельности, хотя интеллектуальные ресурсы и социальные навыки у него для этого имеются. Ребенок не может заявить об этом открыто и, более того, переживает свои опоздания и школу. Поведение Васи оказывает сильное воздействие на близких и является непроизвольной реакцией. Если в качестве единицы анализа взять диаду (мать и Васю), то симптоматическое поведение может быть понято как средство Васиного контроля за поведением мамы. Когда его тошнит, она прекращает его торопить и оставляет дома. Если единицей анализа выступают три и более элемента (например, Вася, мама и их взаимоотношения или Вася, мама и бабушка), то симптомы Васи могут быть приняты как средство стабилизации семейной структуры и взаимоотношений, предшествующим поступлению ребенка в школу. Симптомы Васи получили некоторое закрепление со стороны близких однако паттерн избегания школы не принял еще характер хронического
Терапия Так как семья обратилась в момент острого кризиса и циркулярная последовательность взаимодействия не стала еще слишком ригидной, то психологическая помощь семье была краткосрочной. Во-первых, психотерапевт постарался уменьшить тревогу матери и обсудил с ней обследование Васи у врача, который направил семью в психологическую консультацию. Особенно подчеркивался эффект подкрепления симптомов ее тревогой и оставлением мальчика дома. Во-вторых, терапевт постарался создать у ребенка позитивную мотивацию к необходимым изменениям в его жизни. Он тщательно обсудил с Васей его удачи в школе и расспросил, какие мультфильмы ему нравятся. Далее он рассказал ему историю про маленького львенка, героя его любимых мультфильмов, который очень не любил ходить в школу, пока не подружился с другими зверями, и постепенно ему понравилось обсуждать с ними разные истории и читать книжки. Потом терапевт попросил Васю порисовать в другой комнате и дал маме специальное задание. Маме предписывалось поговорить с Васей и сказать ему, что, так как он сильный мальчик, то может с рвотой справиться сам, но мама хочет ему в этом помочь, и поскольку ему придется нелегко в борьбе с этой проблемой, то она купит ему ту игрушку, которую он выберет. Далее терапевт попросил маму в следующий раз, если мальчика вырвет, оставить сына в школе, предварительно попросив учительницу контролировать ситуацию. О разговоре с учительницей Васе знать не нужно. Помощь учительницы должна, прежде всего, работать на уменьшение тревоги у матери. Назначив встречу через неделю после, каникул терапевт попрощался с семьей.
Следующий прием был очень коротким. Мама доложила, что рвота полностью прекратилась. В первый день после каникул у Васи еще были небольшие позывы, но на второй день они исчезли совершенно. Интересно, что в качестве "награды за совершенный подвиг" Вася выбрал мягкую игрушку — львенка. (Можно вспомнить о значении мягкой игрушки как символа замены близких отношений и о львенке как его любимом герое, объекте идентификации.) Кроме исчезновения рвоты резко снизилось время, проводимое им в туалете. Из этого примера видно, что, как свидетельствует системная теория, симптомы людей не возникают в вакууме. Фобии родителей идут рука об руку с проблемами детей и часто служат закрепляющим для них фактором. Чтобы симптом вызывал у родителей крайнюю реакцию, он должен задевать у них наиболее чувствительное место. Коррекционная работа с семьей в ее различных формах сфокусирована на ребенке и основана на гуманистическом подходе.
[1] [2] [3] [4] |