На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Интегрированный проект на тему "Агрессия". Тест "Руки". Коррекция агрессии
Интегрированный проект на тему "Агрессия". Тест "Руки". Коррекция агрессии
Педагогически трудные дети - Агрессивные дети

4. Тест Руки

Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

Ответы разносятся по 11 категориям:

  • Агрессия (Agr) - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.
  • Указания (Dir) - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.
  • Страх (F)- рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.
  • Привязанность (Aff)- рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.
  • Коммуникация (Com) - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.
  • Зависимость (Dep) - рука выражает подчинение другим лицам.
  • Эксгибиционизм (Ex)- рука разными способами выставляет себя напоказ.
  • Увечность (Crip) - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.
  • Активная безличность (Act) - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.
  • Пассивная безличность (Pas) - также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.
  • Описание Des)- ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
  • Уход от ответа (Fail)– человек не знает, что может выражать данная картинка или не хочет отвечать.

Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле (агрессия + указания) - (страх + привязанность + коммуникация + зависимость). Для уточнения мотивов агрессивного поведения следует проанализировать получившийся профиль.

Ход работы:


Держать рисунок-карточку можно в любом положении.
При предъявлении первых трех карточек обследуемому необходимо напоминать о том, что называть надо все варианты ответов, которые он может представить. Это особенно важно в тех случаях, когда обследуемый ограничивается одним ответом на карточку. Большее количество ответов позволяет получить более надежные результаты тестирования, так как в данном случае личность человека проявляется более полно. Но если после двух-трех напоминаний обследуемый продолжает ограничиваться одним ответом, повторение инструкции прекращается.
При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.
Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки.
Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять».
Любые ответы встречаются одобрительной поддержкой.
Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.


Описание методики:


Тест опубликован Б. Брайклином, З. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 году. Идея теста принадлежит Э. Вагнеру. Система подсчета баллов и коэффициенты разработаны 3. Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т.Н. Курбатовой.
В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп- кадра»« изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.
Авторы сообщают о высокой валидности и надежности методики.

Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей. Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным:
Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.
Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе тестирования выявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» и одновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, то можно с большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позицию будущего руководителя.
Для диагностики агрессивности различных групп преступников, прогноза открытого агрессивного поведения в криминальной психологии при проведении судебнопсихологической экспертизы.


Обработка и интерпретация результатов


На первом этапе подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым.
На втором этапе осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий. Затем подсчитывается общее количество ответов каждой категории.
Авторами «Hand-test'а» были предложены следующие оценочные категории.
1. Агрессия (Agg). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хватающая другого человека или какой-либо объект. Бессознательная цель «Agg» поведения - наказание и искупление.
Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого-то кулаком», «Дерется», «Готова ударить», «Сжимает ужа», «Отбирает что- то», «Ворует», «Сжимает кого-то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Царапает», «Меряется силой», «Хватает», «Ловит», «Может дать щелбан» и т. д.
2. Директивность (Dir). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого человека. Сюда же попадают ответы, в которых рука кажется направленной на коммуникацию, но эта направленность является вторичной по отношению к намерению подчинить другого человека своему влиянию.
Примеры: «Дирижирует оркестром», «Управляет подъемным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Делает предупреждение», «Указывает направление», «Читает нотации, проповеди, поучает», «Дает указания», «Предлагает сильную опеку», «Выгоняет из класса», «Призывает с плаката», «Не дает пройти», «Приказывает», «Заставляет» и т. д. Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание, что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность использовать других людей в своих интересах.
3. Аффектация (эмоциональность) (Aff). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как выражающая привязанность, любовь, эмоционально положительное, благожелательное отношение к другим. К этой категории относятся ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.
Примеры: «Жалеет кого-то», «Протягивает руку для оказания помощи», «Обнимает», «Дружески похлопывает по плечу», «Добро пожаловать», «Дает милостыню», «Бросает деньги в ящик для пожертвований на церковь», «Дарит цветы», «Аплодирует», «Пожимает руку», «Крошит хлеб птицам», «Гладит собачонку» и т. д. Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение, они относятся к категории «Aff», а не «Com», так как прежде всего характеризуются наличием именно благожелательного отношения и привязанности.
4. Коммуникация (Com). К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. В этих ответах совершенно очевидно, что коммуникатор хочет поделиться информацией, нуждается в обратной связи, хочет быть понятым и принятым своей аудиторией. Условно этот показатель можно назвать показателем «делового» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» - показателем «модальностного», или «эмоционального»«, общения.
Примеры: «Жестикулирует при разговоре», «Стремится договориться», «Передает
информацию», «Пытается быть понятым», «Разговор руками», Прощается» «здоровается» «Показывает: мне 5 лет», «Показывает дорогу», «Показывает нужный дом», «Зовет кого-то» и т. д.
5. Зависимость (Dep). К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки у других людей. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим.
Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Рука ребенка, боящегося потерять равновесие», «Дайте мне, пожалуйста, ...», «Помогите мне, пожалуйста», «Ожидает получить что-то», «Гадание по руке», «Отдает честь офицеру», «Путешествует на попутных машинах», «Дает клятву», «Клянется говорить правду», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить».
6. Страх (F). Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессивных проявлений или стремиться оградить себя от физических воздействий и повреждений. К категории «F» относятся не «истинные» тенденции к действию, а защитные реакции. В эту же категорию попадают ответы, в которых рука выступает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).
Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводит удар», «Просит: «Пожалуйста, не бейте меня»«, «Руке угрожает травма», «Что-то прячет», Выражает панический страх» и т. д. «Царапает себя», «Рука душит меня» и другие, означающие отказ от агрессии.
7. Эксгибиционизм (демонстративность) (Ех). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.
Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Показывает лак на ногтях», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Протягивает руку, чтобы показать кольцо «Хочет показать фокус», «Показывает уточку» и т.д.
8. Калечность (увечность) (Crip). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная.
Примеры: «Рука, больная артритом», «Рука со сломанным пальцем», «Сломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного или умирающего человека», «Искалеченная рука», «Сведенная судорогой рука», «Один из пальцев выглядит сломанным», «Нетрудоспособная рука», «Показывает, что с рукой что-то неладно» и т. д.
9. Описание (Des). Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая-либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию.
Примеры: «Красивая рука», «Некрасивая рука», «Пухлая рука», «Уверенность», «Ладошка с выпрямленными пальцами», «Рука с растопыренными пальцами», «Человек измучен», «Рука интеллигентного человека», «Похожа на петуха» и т. д.
10. Напряжение (Теп). К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих ответов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта.
Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Сжимает руки, чтобы сдержать себя», «Напрягает руку», «Сжимает пальцы, чтобы не наговорить что-нибудь», «Кулак, сжатый в состоянии тревоги», «Стремится удержать», «Нервно сжимает руки», «Сдерживает волнение», «Человек сильно сконцентрировался, решает что-то», «Неприятно смотреть на эту руку», «Нервно стучит пальцами по столу» и т. д.
11. Активные безличные ответы (Act). Эта категория включает ответы, в которых рука совершает какое-либо действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица. Все тенденции к безличному действию, в которых рука меняет свое физическое положение или противодействует силе тяжести, оцениваются по этой категории. Примеры: «Тащит», «Продевает нитку в иголку», «Подбирает маленькие предметы»,
«Пишет», «Вяжет», «Шьет», «Плывет», «Достает что-то», «Бросает что-то», «Собирает что- то», «Моет», «Сыплет», «Машет» (но не в знак прощания), «Опирается на что-то» и т. д.
12. Пассивные безличные ответы (Pas). Эта категория включает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица. Безличные действия, в которых рука не меняет своего физического положения и не сопротивляется силе тяжести, также оцениваются по этой категории.
Примеры: «Лежит, отдыхая», «Спокойно вытянута», «Сушит ногти», «Роняет что-то», «Ждет», «Спит», «Просто свесилась» и т. д.
13. Галлюцинации (Bas). К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игнорируются.
Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с отрубленной головой» и т. д.
14. Отказ от ответа (Fail). Человек не может дать ответ на карточку.
На третьем этапе подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов.

БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ("HAND-ТЕСТ")
Ф. И. О.___________________________________ Дата_____________________
Возраст________________________________ пол___________
Протокол ответов

N карты

Латент. время

Ответы

Оцен. кат.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ


Оцен кат.

Аgr

Dir

Aff

Com

Dep

F

Ex

Crip

Des

Ten

Act

Pas

Bas

Fail

S
отв.

Кол. отв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее вычисляется показатели:
- Склонность к открытому агрессивному поведению определяется по формуле: I=(Agg+Dir)-(Aff+Com+Dep) I=(Agg+Dir)-(Aff+Com+Dep)
или
I=(Agg+Dir)-(Aff+Com+Dep+F) I=(Agg+Dir)-(Aff+Com+Dep+F)
- Степень личностной дезадаптации отражается формулой:
MAL=Ten+Crip+F MAL=Ten+Crip+F
- Тенденция к уходу от реальности отражается формулой:
WITH=Des+Bas+Fail WITH=Des+Bas+F ail
- Наличие психопатологии отражается формулой:
PATH=MAL+2 WITH

Интерпретация результатов:


Общее количество ответов
Общее количество ответов свидетельствует о существующем запасе тенденций к действию, отражает энергетический потенциал и степень активированности личности. Количество ответов менее 15 свидетельствует о низкой психологической активности обследуемого, 15-25 ответов - средний диапазон, 26-40 ответов -высокая психологическая активность, более 40 ответов - гиперактивность.
Процентное соотношение категорий
Если абсолютное количество ответов каждой категории говорит об «общем запасе» данной тенденции к действию, то процентное значение отражает вес данной тенденции к действию в целостной психической жизни человека. Чем выше процент ответов определенной категории, тем выше вероятность ее проявления в поведении, тем легче активизируется данная тенденция.
Ответы категорий «Agg» и «Dir»
Ответы первых двух категорий «Agg» и «Dir» повышают вероятность проявления агрессии в открытом поведении Их объединяет отсутствие стремления «считаться» с другими людьми, учитывать чувства, права и намерения других в своем поведении. Эти ответы не предполагают взаимных «симметричных» межличностных взаимоотношений. Тенденции к действию в категориях «Agg» и «Dir» отражают готовность к открытому агрессивному поведению, нежелание приспосабливаться к социальному окружению.
Ответы категории «Aff»
Ответы, относящиеся к категории «Aff», отражают способность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими людьми.
Высокий процент ответов «Aff»« свидетельствует о повышенной эмоциональности человека, о том, что это «теплый» человек, обладающий развитой эмпатией (корреляция показателя «Aff»« с показателями эмпатии, полученными с помощью ТАТ, методик Меграбяна и Гавриловой - более 0.7). Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует об эмоциональной черствости, дефиците искренних эмоциональных отношений с другими и отсутствии желания поддерживать эмоциональный контакт.
Ответы категории «Com»
Высокий процент ответов категории «Com» является признаком высокой коммуникативности, но при отсутствии ответов категории «Aff» отражает определенный формализм во взаимоотношениях с людьми, отсутствие «здоровой» пристрастности.
Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует о низкой коммуникативности. Если при этом присутствуют ответы категории «Aff», то это означает, что человек не способен общаться на деловом уровне и строит свои отношения с людьми по принципу «нравится - не нравится», т. е. в эмоционально-оценочном контексте.
Ответы категории «Dep»
Ответы категории «Dep» отражают потребность в помощи и поддержке со стороны других людей. Человек, дающий такие ответы, считает, что другие люди должны тратить на него время, уделять ему внимание, нести ответственность за его действия. Ответы данной категории дают не только малоимущие (бедные) и алкоголики, хотя процент подобных ответов у них является преобладающим. Представителям «нормальной» выборки также свойственны эти ответы. Высокий процент ответов «Dep», как правило, сопровождается сильнейшим чувством обиды за свое подчиненное положение.
Отсутствие ответов данной категории может быть связано с дефицитом чувства социальной ответственности.
Ответы категорий «Aff», «Com» и «Dep» отражают тенденции, связанные с социальной кооперацией. Такой тип ответов предполагает, что рука в такой же (если не в большей) степени нуждается в других людях, как другие люди нуждаются во владельце руки. Эти ответы направлены на приспособление к социальному окружению и активно уменьшают вероятность открытого агрессивного поведения.
Одна из наиболее интересных находок «Hand-теста» состоит в том, что главной детерминантой открытого агрессивного поведения является недоразвитие установок социального сотрудничества, а не наличие развитых агрессивных тенденций. Следовательно, важно на просто оценить, сколько у человека ответов «Agg» + «Dir», а что этому противостоит. Соответственно, склонность к открытому агрессивному поведению оценивается путем сравнения тенденций, отражающих готовность к агрессивному поведению, и тенденций, предполагающих кооперацию:
I = (Agg + Dir) - (Aff + Com + Dep)
Считается, что пять категорий, входящих в данную формулу, в норме вбирают в себя около 50 % ответов.
В ранних работах Э. Вагнер относил к тенденциям, противостоящим открытому агрессивному поведению, категорию «F». Затем эта категория была исключена из формулы, как не отражающая искренней тенденции к кооперации, а продиктованная страхом возмездия со стороны других.
Склонность к открытому агрессивному поведению принято подсчитывать в баллах, а не в процентах. Если I = О, то можно предположить, что человек склонен к агрессии с теми, кого больше знает. Чужие люди как бы «нажимают на кнопку» механизма самоконтроля, и человек успешно справляется с агрессией (контролирует ее). С близкими людьми этот контроль ослабевает, человек испытывает сложности в поддержании контроля над своим поведением. Начиная с I = +1, можно говорить о реальной вероятности проявления агрессии, и чем выше балл, тем выше вероятность открытого агрессивного поведения. Если I < -1, то вероятность проявления агрессии существует, но только в особо значимых ситуациях. Чем больше абсолютная величина «I», тем меньше вероятность открытой агрессии даже в особо значимых случаях.
Ответы категории «Ех»
Две следующие категории,»Ех» и «Crip», не используются для оценки склонности к открытому агрессивному поведению, поскольку их роль в этом отношении непостоянна.
Высокий процент ответов категории «Ех» (особенно у мужчин) тесно коррелирует с истероидными чертами личности, с неутомимым и непреходящим желанием быть в центре событий и «тянуть одеяло на себя».
Отсутствие ответов данной категории отражает сниженную потребность в самопроявлении. Довольно трудно подобрать точную формулировку для этой категории, наиболее подходящим для нее словом является «кураж». У людей, не имеющих куража, отсутствуют ответы категории «Ех» У актеров и тех, кого можно назвать «профессиональными коммуникаторами (психологи, учителя, врачи, юристы), процент ответов «Ех» выше, чем у представителей профессий, в которых коммуникативный потенциал затребован гораздо меньше.
Люди, у которых склонность к открытому агрессивному поведению сочетается с показателем «Ех», легче поддаются психокоррекционной работе.
Ответы категории «Crip»
Высокий процент ответов категории «Crip» связан с чувством физической неадекватности, боязнью собственной немощи или физических недостатков. Эти ответы отражают склонность к ипохондрии, а возможно, и реальные проблемы со здоровьем. Врачи- травматологи и спортсмены-профессионалы дают значительно больше ответов данной категории по сравнению с другими выборками.
Отсутствие ответов данной категории свидетельствует не столько о том, что у человека нет проблем со здоровьем, сколько о легкомысленном и, возможно, бездумном отношении к своему физическому состоянию.
Ответы категории «Des»
Высокий процент ответов категории «Des» характерен для невротиков и шизофреников, а также для людей «художественного» типа. Выраженность данной категории свидетельствует об эмоциональной амбивалентности, склонности к раздумыванию, осмысливанию, переживанию вместо делания чего бы то ни было. Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует об отсутствии мечтательности, неразвитости воображения и творческого мышления.
Ответы категории «Теп»
Категория «Теп» отражает свойство личности, которое обычно называют «тревожность» или «нейротизм» (установлена тесная корреляция с соответствующими показателями опросников Айзенка, Кеттелла, MMPI).
Высокий процент ответов «Теп» свидетельствует об эмоциональной неустойчивости человека. Тревожные люди характеризуются повышенным нервно-психическим напряжением в широком диапазоне ситуаций, умением находить проблемы даже тогда, когда, казалось бы, их не существует Низкие значения показателя «Теп» отражают эмоциональную устойчивость личности.
Ответы категорий «Act» и «Pas»
Интересно, что процент безличных («Act» + «Pas») ответов был приблизительно одинаков во всех эмпирических выборках и колебался около 35% Содержание ответов отражало одинаковый характер безличной окружающей среды (все люди моются, одеваются, причесываются и т д.).
Если процент безличных ответов больше 35, то можно сделать вывод о сниженном значении социума в жизни человека, о том, что основной опыт его переживаний связан с физической средой, а не с другими людьми.
Высокий процент ответов по данной категории может сочетаться с отсутствием ответов по ряду других оценочных категорий или их минимальной представленностью, что можно проинтерпретировать как «простоту» внутреннего мира личности, его незрелость. Часто такая картина выявляется у детей, подростков и лиц со сниженным интеллектом.
Незначительный процент ответов безличной категории («Act» и «Pas») свидетельствует о повышенной социальной восприимчивости, чувствительности в межличностных отношениях, тревожности человека. Очень немногие стимулы являются для него нейтральными. Большинство событий и предметов имеют для него личностный смысл.
При интерпретации результатов «Hand-теста» следует учитывать, что психическая жизнь нормального человека является сложной и насыщенной и должна включать все выделенные категории (кроме «Bas» и «Fail»), Отсутствие каких-либо из перечисленных категорий свидетельствует о недостаточном содержательном разнообразии и слабой дифференцированности внутреннего мира личности.
Оценочные категории «Ten», «Bas» и «Fail» были введены авторами позднее, после накопления значительного опыта работы с «Hand-тестом». На основе этих категорий были выведены три новые формулы, отражающие степень личностной дезадаптации, тенденцию к уходу от реальности, наличие психопатологии. Наличие выраженной психопатологии (по американским данным PATH > 4) может подавлять поведенческие тенденции или ставить их вне контроля сознания. Поэтому при фиксации выраженной патологии показатель «I», отражающий склонность к открытому агрессивному поведению, необходимо интерпретировать с большой осторожностью.
Средние значения оценочных категорий
При интерпретации результатов по описанной схеме можно использовать статистические нормы, полученные Т. Н. Курбатовой.
Таблица III
Средние значения оценочных категорий для мужской выборки (n=75), возраст 20-40 лет, высшее гуманитарное образование

Agg

Dir

Aff

Com

Dep

F

Ex

Crip

Des

Ten

Act

Pas

Bas

Fail

I

L отв.

Баллы

2.3

2.2

2.3

2.5

1.0

0.8

1 0

0.5

1,2

0.5

4.8

1.6

0

0.2

-1.3

20

%

11 1

11 3

11 4

12.3

4.6

3.8

4.7

2.6

6.3

2.3

22.7

7.4

0

0.9

-

100

о %

7 2

7.9

6.7

7.1

5.4

4.8

5.8

3.5

7.0

4.0

11.1

6.9

0

2.3

-

-

Средние значения оценочных категорий для женской выборки (n= 133), возраст 20-40 лет, высшее гуманитарное образование

Agg

Dir

Aff

Com

Dep

F

Ex

Crip

Des

Ten

Act+Pas

Fail

I

L отв.

Баллы

1.5

1.9

1.9

2.3

0.6

0.7

1.1

0.6

1.2

0.6

6.3

0.25

-1 3

18

%

7.7

12.0

9.7

12.6

3.1

3.4

5.6

3.3

6.5

3.8

34.0

1.8

-

100

о %

6.3

13.9

8.2

9.0

4.1

46

6.3

4.9

8.3

5.3

14.5

4.4

-

-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолог __________________________

Стимульный материал к тесту "Руки".

5. Коррекция агрессии

(по Авдуловой)
Комплексный, системный характер коррекции предусматривает следующие направления в работе с агрессивным поведение подростков (по Авдуловой):
Снижение тревожности;
Повышение самооценки и уровня самопринятия;
Осознание эмоциональных состояний и переживаний;
Обучение адекватным способам отреагирования эмоций;
Обучение стратегиям преодоления конфликтных ситуаций и распознавание провоцирующих элементов ситуации;
Создание оптимальных условий развития;
Оптимизация социальной ситуации развития

Коррекция должна распространяться на три основные компонента агрессивного поведения: познавательный, эмоциональный и волевой.
Развитие познавательного компонента направлено на формирование у подростка способности анализировать ситуации взаимодействия, сопоставлять собственное поведение и мотивы с поведением и мотивами других людей. Коррекция эмоционального компонента направлена на осознание своих чувств, переживаний других людей и способность регулировать эмоции. Формирование волевого компонента поведения включает развитие настойчивости, целеустремленности, самоконтроля и решительности. (Авдулова, с.78)

Существует несколько уровней агрессии:
1 – нетерпеливый, надоедливый ребенок (управляемая агрессия)
2 – аффектный, упрямый ребенок (вербальная агрессия)
3 – угрожающий ребенок и возникновение ущерба (вербальная агрессия и первые проявления физической агрессии с самооценкой происходящего и нежеланием на самом деле со стороны ребенка "заходить слишком далеко")
4- ребенок, переходящий все границы (дети обращают свой гнев на неодушевленные предметы)
5- нападающий ребенок (вербальные угрозы и реальная физическая агрессия без жестокости и серьезных телесных повреждений)
6- ребенок, применяющий насилие
Психологическая коррекция направлена на изменение его жизненных установок, формирование навыков поведения и развитие психических функций. Она осуществляется по направлениям:

  • отреагирование агрессии (т.е. снятие эмоционального и физического напряжения, перевод агрессии в физическую активность)
  • формирование самоконтроля (релаксация, сдержанность, развитие рефлексии)
  • развитие социальной активности
  • эмоциональное развитие
  • когнитивное развитие
  • развитие коммуникативной компетентности
  • знакомство со способами блокирования агрессивности
  • коррекция социальной ситуации развития

Рассмотрим каждое из направлений

  • отреагирование агрессии

Согласно теории катарсиса, проявление эмоций позволяет снизить уровень возбуждения, снять напряжение и тем самым ослабить агрессивность, особенно ее открытую форму.
Необходимо научить подростка проявлять свои переживания, говорить о них и уметь перенаправлять отрицательную энергию в адекватное русло. Однако, следует помнить, что физиологическое напряжение снижается только в том случае, если агрессия в той или иной форме направлена непосредственно против провокатора, или объекта, враждебного отношения, или, по крайней мере, лиц, ассоциирующихся с источником раздражения. Иначе напряжение сохраняется.
Разрядка позволяет снять напряжение сейчас, но не способствует профилактике и предупреждению агрессивности.
Снять напряжение без ущерба для окружающих и для предметов позволяют следующие упражнения, широко используемые в психотерапевтической практике:
- нарисовать свой гнев (на большом листе бумаги, широкими кистями) и смять его (порвать, выбросить)
- написать все слова, которые хочется выкрикнуть, на бумаге и смять ее (порвать, выкинуть)
- мять, кромсать пластилин или глину
- бить боксерскую грушу, или подушку, или соломенное чучело
- кричать, используя "стаканчик для гнева" как глушитель
- пинать ногой жестянку из-под "колы"
- сражаться надувными мечами, дубинами, водяными пистолетами.

Один из традиционных способов снятия агрессивной энергии – расходование ее в виде социально приемлемой физической активности, такой, как спорт и физические нагрузки.

  • формирование самоконтроля

самоконтроль начинает с релаксации, снятия мышечных зажимов, вызванных напряжением. Сдержанность и релаксация дополняют друг друга, взаимоусиливая эффект противодействия агрессии.
Большинство техник релаксации взяты из восточных боевых искусств и могут быть направлены как на расслабление и медитацию, так и на концентрацию энергии и сосредоточение.
Традиционные рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии вполне эффективны:

  • досчитать до 10, прежде чем предпринимать какие-либо действия
  • сделать несколько глубоких вдохов и протяженных выдохов
  • походить по комнате в темпе, соответствующему внутреннему состоянию

Релаксационные техники позволяют снять напряжение и выдержать небольшую паузу между эмоциональным порывом и действием.

  • социальная активность

необходимое условие коррекции открытой агрессии – это конструктивное отношение подростка со взрослым, возможность избавиться от клейма "неблагополучного" или "хулигана".
Социальная активность строится на отношениях доверия, равенства, открытости, устанавливаемых между взрослыми и подростками.
Социально полезная деятельность, объективно признаваемая взрослыми – это эффективное средство предотвращения правонарушений и снижения агрессивности в молодежной среде. Развитие общественной мотивации, позитивной самооценки, объективное признание окружающих, усвоение социально значимых ценностей меняют личность подростка.
Включение подростка в социально полезную деятельность открывает широкие возможности для самоопределения, а потребность в самоутверждении перерастает в потребность самореализации, формируется позиция самостоятельности и ответственности.
Добровольная благотворительная деятельность, направленная на оказание помощи другим, менее счастливым людям – прекрасная возможность терапии агрессии.

  • эмоциональное развитие

Существенную помощь в коррекции агрессивности может оказать работа с гневом как изначально эмоциональной составляющей, запускающей агрессивное поведение. Такая работа должна в себя включать: повышение у подростков осознания внутренних аффективных и физиологических явлений, связанных с переживанием гнева; улучшение навыков саморегулирования и самоанализа; тренировка репертуара поведенческих реакций в ситуациях конфликта. Управлять чувствами не может никто, но большинство людей может научиться контролировать свое поведение, вызванное различными эмоциями. Необходимо помочь подростку распознавать свои внутренние состояния, связанные с эмоциональным возбуждением. Полезно предложить подростку идентифицировать, как он (она) переживает гневное возбуждение и как чаще всего реагирует. Можно совместно составить шкалы гнева по степени интенсивности от 0 до 10. Гнев – это та эмоция, которую людям труднее всего контролировать, а интенсивное, неконтролируемое гневное возбуждение часто является компонентом агрессии.
Важно направить подростка на путь понимания того, что люди внутри себя по-разному реагируют на гнев, важно уметь распознавать состояния других людей и научиться увязывать аффективные состояния различной интенсивности с конкретными окружающими событиями или сигналами.
Важнейшее направление эмоционального развития – это формирование эмпатии. Эмпатия представляет собой сложное внутрипсихическое и межличностное образование, которое состоит из способности разобраться в эмоциональном состоянии другого лица, принятия другого лица и умения эмоционально отреагировать. Эмпатия – чрезвычайно эффективный фактор торможения агрессии. Эмпатическое реагирование, сопереживание препятствует участию в агрессивных или антисоциальных межличностных действиях.
Формируя эмпатию у людей и создавая тем самым мощный гуманистический барьер, можно предотвратить совершение актов агрессии.

  • когнитивное развитие

В современной психологии продуктивно развивается когнитивно-поведенческая терапия гнева и агрессии у несовершеннолетних, которая состоит из множества компонентов: обучение социальным навыкам и навыкам решения проблем, копирование моделей, ролевых игр, переживаний и обязательств, аффективное обучение, неконтролируемые реакции.
Когнитивно-поведенческая модель агрессии исходит из того, что наши эмоции и предпринимаемые замет действия – результат восприятия и оценки событий. Проблемы и обстоятельства ни при каких условиях не задают напрямую чувств или фактических действий. Поведение человека регулируется тем, какое значение придается событию.
Помощь подростку должна строиться по линии формирования нового интерперсонального стиля поведения, более адаптивного, обогащенного в социальном плане. Необходимо научить подростка контролировать импульсивность. Формирование когнитивных стратегий может не только повысить степень осознания внешних стимулов, ведущих к агрессии или являющихся симптомами аффективных состояний, но и развивать стратегии самоконтроля.
Повышение самоконтроля можно добиться путем разговора с собой. Основная стратегия состоит в том, чтобы привлечь подростка к успокоительному разговору, который позволит моделировать проблемную ситуацию в различных плоскостях.
Размышляя, подросток должен постараться осознать, какие действия будут усиливать агрессию, а какие способны снять напряжение и ослабить гнев.
Еще один прием работы с агрессией – постановка цели.
На первый взгляд агрессия – состояние родственное эмоциям, так как содержит в себе мощный эмоциональный заряд, с другой стороны агрессия может быть холодной, рассудочной и целенаправленной.

  • социальный тренинг

Многие подростки попадают в проблемные ситуации, так как у них просто не хватает базовых социальных умений. Они не знают, как выразить свои желания и распознать чужие, как ответить на провокации и как завязать отношения. Обучая подростка навыкам общения, которых ему так не хватает, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессии.
Развитие социальных умений основывается на приеме Моделирования, Ролевой игры, Перенесения навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку, Сравнение с другими, Обобщение, Занижение достоинства, Предвзятость.
Моделирование – демонстрация подростам моделей поведения, достигающие намеченной цели без насилия.
Ролевая игра – прием, позволяющий представить себя в проблемной ситуации и использовать на практике Модель поведения
Перенесения навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку – с целью применения полученных навыков в конкретных ситуация предлагаются домашние задания, формулируют универсальные правила поведения.
Развитие социальных навыков должно осуществляться в группе. Посещение тренингов приводит к снижению агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявлений.
Представление обратной связи – действенный механизм формирования социальных навыков.
Давай обратную связь подростку, взрослый должен проявлять заинтересованность, доброжелательность и объективность.
Сравнение с другими. Никогда ни с кем нельзя сравнивать подростка. Единственная возможность – сравнение ребенка с самим собой – успехи, которые сегодня, сравниваются с успехами, которые были вчера.
Обобщение – никогда нельзя напоминать о прошлых ошибках и проступках.
Занижение достоинства. Оценка подростка не должна строиться с позиции чужих достоинств. Личность ребенка ценна сама по себе.
Предвзятость. Нельзя смешивать факты и мнения. Обратная связь должна строиться на объектной информации.

  • несовместные реакции

В психологии существует принцип, согласно которому невозможно осуществлять две несовместимые реакции одновременно.
Мощным врагом агрессии является юмор. Однако, если в юмористических сюжетах прослеживается тема вражды, агрессии, унижения, то степень агрессии может повыситься. Положительные эмоциональные состояния можно вызвать простыми внешними воздействиями, как шоколадные конфеты, сувениры и так далее. Индукция хорошего настроения помогает избежать конфликта.
Важнейшее условие эффективности – искренность в желании порадовать человека, повысить ему настроение.
Так же важная модель поведения, препятствующая агрессии – умение извиниться.

  • семья должна меняться

Главная задача – создать в представлении подростка позитивный образ его самого, помочь ребенку поверить в собственное, заслуживающее уважения мнение.
Чаще всего конфликты возникают в ситуациях дисциплинарного характера: застелить кровать, не опоздать в школе и т.д. Микроконфликты возникают изо дня в день, участники реагируют стереотипно. Задача взрослых – разорвать порочный круг, преодолеть сложившиеся проблемы.
Родители могут и должны передать ребенку веру в положительные устремления и способность справиться с проблемами "бескровными" методами.
Ребенок должен быть уверен, что в любой момент он может обратиться за помощью, не боясь осуждения и насмешек.
Подросткам с девиантным не хватает осознанного смысла жизни, чувства соотнесенности собственной жизни с мировым бытием. Весь дух семейного взаимодействия определяет базовые ценностные ориентации.
Прием "Я-Высказываний" - это способ передачи информации собеседнику о своих чувствах, переживаниях, отношении к ситуации, не затрагивающий личность, они позволяют собеседнику самому оценить сложившуюся ситуацию, сделать вывод и найти достойный выход.
Прием активного слушания дает возможность улучшить понимание в беседе. Он состоит в повторении слов собеседника с небольшими изменениями, акцентами. Этот прием позволяет совершенствовать экспрессию и взаимность коммуникации.
Не исключены ситуации столкновения и агрессивные реакции. Тем не менее подросток постепенно набирается опыта, говорится войти во взрослый мир и самому нести ответственности за все свои поступки.

Список литературы

  • Авдулова Т.П. Агрессивный подросток – Москва, 2008 год, - 128 с.
  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
  • Боулби, Attachment and Loss: Attachment – Нью-Йорк, 1969 год
  • Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2007
  • Бутовская М.Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека, - Москва, 2006 год, - 276 с.
  • Змановская Е.В. Девиантология. М., 2004
  • Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Ростов на Дону, 2006 год, -157 с.
  • Крук, Fast positive feedback between the adrenocortical stress response and A brain mechanism involved in aggressive behaviour – Греция, 2004год
  • Фрей Д.П., Управление конфликтом в межкультурных перспективах. – Принстон, 2000 год – 351 с.
  • Х. Хекхаузен - Агрессия. Мотивация и деятельность. - Москва, 1986, т. 1, с. 365-405

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.