Тест юмористических фраз (ТЮФ)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика мотивационной сферы

Тест юмористических фраз (ТЮФ) — оригинальная компактная диагностика мотивационной сферы личности, соединяющая в себе в определенной мере достоинства стандартизованного измерительного экспресс–теста и индивидуализированной проективной техники. Авторы методики — В. С. Бабина и А. Г. Шмелев.
В основу методики положен принцип тематической классификации неоднозначных стимулов (юмористических фраз или острот). Испытуемые классифицируют многозначные стимулы в соответствии с собственной апперцепцией (усмотрением), относя одинаковые фразы к разным темам — тематическим конструктам.

Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что субъект апперцептирует именно эту тему в многозначных стимулах, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность).
Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз, напечатанных на карточках. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (испытуемые усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных). Все использованные фразы были опубликованы в отечественных современных сатирико–юмористических изданиях (наибольший вклад — рубрика "Фразы" с 16-й полосы "Литературной газеты"). На основе нормативных экспериментов многозначные фразы подбирались таким образом, чтобы среднее значение 10 классов (по 10 заданным темам) были равны между собой. Стимульный материал легко размножается, дублируется и при необходимости освежается за счет новых острот и новых тем (что не изменяет диагностический принцип, лежащий в основе методики).
В предлагаемой версии ТЮФ использовались темы (даются их бытовые названия: 1) агрессия-самозащита, 2) взаимоотношения полов, 3) пагубные пристрастия (пьянство),4) деньги, 5) мода, 6) карьера, 7) семейные неурядицы, 8) социальные неурядицы, 9) бездарность в искусстве, 10) человеческая глупость.
Эти темы не явились результатом применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов, а были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа экспертных оценок нескольких сотен опубликованных шуток, т. е. отражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания.
Процедура проведения теста проста и оперативна. Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому колоду карточек с юмористическими фразами и в инструкции маскирует личностную направленность теста, ориентируя испытуемого на изучение остроумия.
Обработка результатов. При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем: появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышенную напряженность (значимость) соответствующей мотивационной темы.
Подсчет тестового балла не требует применения ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть изображены в виде профиля. В отличие от количественных тестов (ММИЛ, 16 ЛФ), в которых показатели по шкалам связываются с популяционными нормами, в данном случае показатели сравниваются внутри индивидуального профиля: выявляются порядковая структура мотивационных тем, доминирующие темы, второстепенные темы и т.д. Использование в тесте норм с внутренним критерием не отменяет возможности получения популяционных норм (известно, что такие классы, как 1-й, 8-й, 9-й, 10-й являются часто встречающимися у большинства людей).
При анализе мотивационных профилей теста следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение.
Авторы теста предлагают следующую теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем:
1. Агрессия — самозащита: мотив — самосохранение; преграда — разнообразные "агрессивные" факторы, угрожающие физической целостности организма.
2. Взаимоотношения полов: мотив — вступление в интимно– сексуальные отношения, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности; преграда — внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субьектом социальные запреты на проявление сексуальности вне специальных ситуаций супружеской интимности.
3. Пагубные пристрастия (пьянство): мотив — употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств; преграда — интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т. д.)
4. Деньги: мотив — личное материальное благосостояние; преграда — недостаток денег, высокие цены и т. д.
5. Мода: мотив — самоотдача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха; преграда — скачки моды, дефицит и высокие цены престижных товаров.
6. Карьера: мотив — достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет продвижения по служебной лестнице; преграда — конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика.
7. Семейные неурядицы: мотив — семейное благополучие; преграда — несоответствующее ожиданиям субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади).
8. Социальные неурядицы: мотив — социальное благополучие; преграда — асоциальность, "несознательность" окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской собственности.
9. Бездарность в искусстве: мотив — поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность; преграда — эстетическая беспринципность так называемых "людей искусства", обилие бездарных произведений.
10. Человеческая глупость: мотив — познание, стремление к истине как к самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием; преграда — невежество, ограниченность окружающих.
Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные диагностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с другими методиками (прежде всего с ТАТом), а также в сочетании с беседой и анализом биографических данных испытуемого.
Дополнительные замечания:
1. При интерпретации выраженного "пика" на диагностическом профиле психолог должен учитывать (в индивидуальном случае) возможность инверсии функций мотива и преграды. Например, "пик" по первой теме может означать и чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на страх — фрустрацию потребности в самосохранении), и чрезмерную "мазохистскую" пассивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция). Как и в тесте конструктов, ТЮФ указывает на значимость тематического конструкта, а не на положение индивида на континууме оси-конструкта.
2. Выраженный "провал" (низкий балл по теме) может означать "апперцептивную" слепоту по отношению к сверхзначимой теме — репрессивный механизм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и т.п.).
3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности определенных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из "чужой" темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.
4. В отличие от обыкновенных тест-опросников, где профиль может быть одновременно "приподнят" или "опущен" по всем шкалам, в данном случае используются ипсативные нормы — "площадь под кривой" профиля остается постоянной, равной 100 (количество фраз в тесте): одни темы "притягивают" (апперцептируют) к себе фразы из других тем.
5. Различные темы имеют неодноплановый теоретико–психологический статус:

 

  • потребности организма — темы 1, 2, возможно, 3;
  • потребности индивида — темы 4, 5, 6, возможно, 3, 7, 8;
  • потребности личности — темы 9, 10, возможно, 7, 8.

 

Психометрические показатели теста

Надежность–согласованность (синхронная надежность) достигалась в ходе построения теста отбором фраз по результатам кластер–анализа. Проверка валидности проводилась в ходе трех различных экспериментов. В первой серии профиль ТЮФ сравнивался с профилем одноименных мотивационных тем, реконструированных с помощью Групповой Оценки Личности (опрос товарищей по группе). Общая корреляция профилей по результатам 32 испытуемых студентов дала значимое, но невысокое значение (0,34). Только по одной теме — "деньги" — имеется достаточно высокое совпадение групповых оценок и тестовых результатов (0,45). Это вполне естественно в применении к студентам, для которых напряженность этой темы указывает, скорее, не на особую алчность (потребительство), а на повышенную силу преграды — дефицит самих денег. В результате на этой выборке данная тема оказалась "социально позитивной" и доступной для внешнего наблюдателя. Чувствительность ТЮФ к латентным мотивам показал второй эксперимент, в котором была предпринята конвергентная валидация ТЮФ и ТАТ. Протоколы ТАТ кодировали по трем выборочным темам (1, 2, 6) три независимых эксперта. Корреляция профилей ТАТ и ТЮФ (по трем темам) достигла высокого значения — 0,85 (результаты 28 испытуемых). Этот результат доказывает, что простой и экономичный ТЮФ для определенных задач может быть близким по своей эффективности громоздкой методике ТАТ.
Третий экспериментальный критерий валидности был построен по логике "известных групп". Авторы теста получили статистически значимое усиление темы "садизм" (на уровне p < 0,001) у 24 больных с депрессивным синдромом по сравнению с нормой.
Как уже упоминалось выше, ТЮФ рекомендуется применять в таких диагностических ситуациях, когда данные теста могут быть дополнены параллельными источниками биографической и клинической информации об испытуемом. Но в составе диагностических батарей ТЮФ приобретает особое значение, которое связано с тем, что экспресс–диагностика напряженных мотивационных "очагов" позволяет психологу сориентировать направление дальнейшей диагностической работы с клиентом. Поэтому проведение ТЮФа в начале психодиагностического исследования может сыграть определенную роль в коррекции или подборе состава методик.
Ниже приводится список юмористических фраз и ключ — номера тем, соответствующих однозначным и многозначным фразам.

Ключ к тесту


Однозначные фразы

Многозначные фразы


юморист. фразы


темы


юморист. фразы


темы


темы


темы


юморист. фразы


темы


темы


темы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

9

41

6

9

 

81

1

5

4

2

6

42

2

5

 

82

8

9

 

3

4

43

4

5

 

83

1

10

8

4

5

44

1

2

 

84

2

9

 

5

2

45

3

10

 

85

5

9

10

6

1

46

6

7

 

86

1

2

5

7

10

47

4

9

 

87

1

8

10

8

3

48

3

6

 

88

4

5

10

9

8

49

2

10

 

89

1

6

9

10

7

50

8

10

 

90

3

9

 

11

7

51

7

1

 

91

4

7

 

12

8

52

4

6

 

92

2

4

5

13

3

53

2

4

 

93

3

8

 

14

9

54

6

10

8

94

1

2

7

15

1

55

1

4

8

95

2

7

 

16

2

56

5

10

 

96

8

10

 

17

5

57

1

2

3

97

5

8

 

18

4

58

9

10

 

98

8

9

10

19

6

59

4

7

 

99

2

9

10

20

9

60

3

8

 

100

4

9

 

21

6

61

1

9

 

 

 

 

 

22

10

62

5

6

8

 

 

 

 

23

3

63

3

5

 

 

 

 

 

24

1

64

2

6

7

 

 

 

 

25

5

65

2

10

 

 

 

 

 

26

4

66

2

8

 

 

 

 

 

27

2

67

5

7

 

 

 

 

 

28

10

68

3

4

 

 

 

 

 

29

8

69

2

6

 

 

 

 

 

30

7

70

7

9

 

 

 

 

 

31

3

71

4

8

 

 

 

 

 

32

1

72

2

7

 

 

 

 

 

33

7

73

3

9

 

 

 

 

 

34

8

74

1

4

6

 

 

 

 

35

10

75

3

7

 

 

 

 

 

36

2

76

2

3

 

 

 

 

 

37

9

77

2

3

 

 

 

 

 

38

5

78

5

8

 

 

 

 

 

39

4

79

4

10

 

 

 

 

 

40

6

80

6

8

 

 

 

 

 

Инструкция. "Это тест на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза или острота имеет определенное содержание. Вам нужно понять это содержание и отнести фразу к соответствующей теме". Названия тем, напечатанные на отдельных карточках, раскладываются перед испытуемым".

Список юмористических фраз

1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.
2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.
3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.
5. Без женщин жить нельзя на свете и тем более в темноте.
6. Чтобы лучше понять душу человека, лучше всего ее вынуть.
7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
8. С кем поведешься, с тем и наберешься.
9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.
10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление — жене.
11. "Терпенье и труд все перетрут", — напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.
12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.
13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
14. Морская качка была изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.
15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь...
16. И фиговый листок отпадает.
17. Одежда! Мой компас земной, а удача — награда за смелость.
18. Не было ни гроша, и не будет!
19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.
20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.
21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.
22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
23. Выпился в алкоголики.
24. "Семь раз отмерь — один отрежь", — объяснил старый палач молодому.
25. Брала от жизни все, что входило в моду.
26. Деньги тем большее зло, чем их меньше.
27. Мне с Вами скучно, мне с вами спать хочется!
28. Ему пришла в голову мысль, но не застав никого, ушла.
29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.
30. Она шипела на мужа, как газированная вода.
31. Я не пью больше ста граммов, но выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.
32. Не бойтесь этой гранаты — она ручная.
33. Дети — цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться.
34. "Не хлебом единым жив человек!" — кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.
35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин.
36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из–за приличий.
37. "Нелегок этот писательский труд", — говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.
38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.
39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.
40. Призвание хорошо, а звание лучше.
41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.
42. Стриптиз моды: маски, миди, мини, голый король.
43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
44. "Душит — значит любит" (Дездемона).
45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.
46. Нашел место в жизни — найди жене.
47. Писал с принципиальных кассовых позиций.
48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за два — три часа до ее начала.
49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.
50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?
51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни мебели это не вредило: семья была крепкая, мебель тоже.
52. Если умный человек идет в гору, значит он материально заинтересован.
53. "У меня ничего не осталось, кроме тебя", — признавался он за три дня до зарплаты.
54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.
55. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях.
56. Голова его что–нибудь да стоила... Вместе с бобровой шапкой.
57. "Пить — здоровью вредить", — сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только он уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.
58. И на Пегасах порой гарцуют всадники без головы.
59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.
60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
61. "Удивительное — ядом!" — сказал Сальери.
62. Нарушение моды королями становится модой для их подданных.
63. Нетрезвый взгляд на вещи позволяет обходиться без них.
64. Жена шефа много лучше, чем шеф жены.
65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая — с дерева жизни.
66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось за прилавком.
67. Когда она заговорила о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.
68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.
69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя доставать ни за какие деньги.
72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.
73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.
74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.
76. В этой столовой можно не только червячка заморить.
77. Женщины пьянили его, особенно когда он в их обществе пил водку.
78. Последний крик моды раздается обычно из–под прилавка.
79. Если все время мыслить, то на что же существовать?
80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая — там.
81. Мода на форму черепа стоила ей многого.
82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
83. Ломал голову, а сломал шею.
84. "А здесь я работаю для потомства", — гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.
85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.
87. Интеллигенты умирают сидя.
88. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности.
90. Забытый писатель искал забвения в вине.
91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.
93. Не лезь без бутылки!
94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
96. Перед злоупотреблением не разбалтывай.
97. Не всякая кучка могучая.
98. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.
99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.
100. Графомания — это потребность души или семейного бюджета?

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.