(автор Марковская И.М.)
Назначение методики Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей. Описание методики Опросник "Взаимодействие родитель – ребенок" является "зеркальным" и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:
- Вариант для подростков и их родителей;
- Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой. Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы "автономия-контроль" и "отвержение-принятие", в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений. Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру. При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит; 5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.
Шкалы опросника "Взаимодействие родитель – ребенок" (ВРР) В опроснике "Взаимодействие родитель-ребенок" (ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал. 1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка. 2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо. 3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность. 4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка. 5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее. 6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания. 7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье. 8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п. 9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале. 10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией. В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал "несогласие-согласие" и "авторитетность родителя" (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы: 7 шкала: "тревожность за ребенка" 9 шкала: "воспитательная конфронтация в семье" Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного, типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-ой и 9-ой шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность. Опросник (все три формы) прошел проверку на валидность и надежность.
Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Подростковый вариант
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца. 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
- Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
- Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.
- Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
- Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
- Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
- Он(а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.
- Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.
- Нам трудно достичь взаимного согласия.
- Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
- Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
- Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как к нему (к ней).
- Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.
- Он(а) меня редко ругает.
- Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
- Считает, что главное - это слушаться его (ее).
- Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
- Он(а) не разделяет моих увлечений.
- Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
- Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
- Он(а) часто идет у меня на поводу.
- Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.
- Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
- Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
- Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
- Бывает, что применяет ко мне физические наказания.
- Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).
- Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
- Он(а) всегда мне сочувствует.
- Мне кажется он(а) меня понимает.
- Он(а) хотела бы во мне многое изменить.
- При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.
- Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
- Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
- Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.
- Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
- Он(а) предъявляет ко мне много требований.
- По характеру он(а) мягкий человек.
- Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.
- Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
- Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
- Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
- Он(а) часто критикует меня по мелочам.
- Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.
- Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
- Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).
- Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
- Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
- Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
- Прощает мне то, за что другие наказали бы.
- Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.
- Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.
- Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.
- Он(а) все время высказывает недовольство мной.
- Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
- Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
- Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.
- Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
- Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
- Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.
Регистрационный бланк
ФИО _______________ возраст _____ класс __________
|
М
|
О
|
|
М
|
О
|
|
М
|
О
|
|
М
|
О
|
|
М
|
О
|
|
1
|
|
|
13
|
|
|
25
|
|
|
37
|
|
|
49
|
|
|
|
2
|
|
|
14
|
|
|
26
|
|
|
38
|
|
|
50
|
|
|
|
3
|
|
|
15
|
|
|
27
|
|
|
39
|
|
|
51
|
|
|
|
4
|
|
|
16
|
|
|
28
|
|
|
40
|
|
|
52
|
|
|
|
5
|
|
|
17
|
|
|
29
|
|
|
41
|
|
|
53
|
|
|
|
6
|
|
|
18
|
|
|
30
|
|
|
42
|
|
|
54
|
|
|
|
7
|
|
|
19
|
|
|
31
|
|
|
43
|
|
|
55
|
|
|
|
8
|
|
|
20
|
|
|
32
|
|
|
44
|
|
|
56
|
|
|
|
9
|
|
|
21
|
|
|
33
|
|
|
45
|
|
|
57
|
|
|
|
10
|
|
|
22
|
|
|
34
|
|
|
46
|
|
|
58
|
|
|
|
11
|
|
|
23
|
|
|
35
|
|
|
47
|
|
|
59
|
|
|
|
12
|
|
|
24
|
|
|
36
|
|
|
48
|
|
|
60
|
|
|
|
М — оценка матери О — оценка отца
Далее Обработка результатов ВРР.
Литература: Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94 – 108. |