На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Тест "Таблицы Шульте" (Оценка объема динамического внимания)
Тест "Таблицы Шульте" (Оценка объема динамического внимания)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

Тест "Таблицы Шульте" позволяет диагностировать: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическую устойчивость. Методика заимствована из психологии труда (так называемые таблицы Шульте), но имеет большое применение в области патологии. Может быть использована для исследования психического темпа, точнее для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).

Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц размером 60x60 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25 (рис. ) На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужен секундомер и небольшая, примерно в 30 см, указка. Опыт можно проводить с испытуемыми, имеющими не меньше 4 классов образования.

 

21

12

7

1

20

 

9

5

11

23

20

 

14

18

7

24

21

6

15

17

3

18

 

14

25

17

19

13

 

22

1

10

9

6

19

4

8

25

13

 

3

21

7

16

1

 

16

5

8

20

11

24

2

22

10

5

 

18

12

6

24

4

 

23

2

25

3

15

9

14

11

23

16

 

8

15

10

2

22

 

19

13

17

12

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

25

7

21

11

 

 

 

5

14

12

23

2

 

 

 

 

6

2

10

3

23

 

 

 

16

25

7

24

13

 

 

 

 

17

12

16

5

18

 

 

 

11

3

20

4

18

 

 

 

 

1

15

20

9

24

 

 

 

8

10

19

22

1

 

 

 

 

19

13

4

14

8

 

 

 

21

15

9

17

6

 

 

Рис. Таблицы для отыскивания чисел.

Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: "Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку". Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу и продолжают инструкцию: "Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?" (Если испытуемый не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу). Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом больного вертикально на расстоянии 70 – 75 см от него, и, включая секундомер, говорит: "Начинайте!"

Пока испытуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда испытуемый называет число "25", экспериментатор останавливает секундомер.
После первой таблицы без всяких дополнительных инструкций испытуемому предлагают таким же образом отыскивать числа на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й таблице.
Протокол опыта приобретает следующий вид:


Таблица

Время в секундах

Примечания

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

В примечаниях должно быть отмечено, равномерно ли испытуемый  отыскивает числа или изредка подолгу не может найти какое-нибудь одно число.
При оценке результатов прежде всего становятся заметны различия в количестве времени, которые испытуемый тратит на отыскивание чисел одной таблицы. Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу от 30 до 50 секунд, чаще всего 40 - 42 секунды.

В норме на все таблицы уходит примерно одинаковое время.
Методикой можно пользоваться для повторных проб. При этом нет необходимости менять таблицы - можно пользоваться теми же пятью таблицами в первый, второй и, если нужно, в третий раз.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.