На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика "Шесть рек" (модифицированный вариант Характерологического опросника К. Леонгарда)
Методика "Шесть рек" (модифицированный вариант Характерологического опросника К. Леонгарда)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Для диагностики характера старшеклассников, проявляющих явные признаки социальной дезадаптации, можно применить опросник, предложенный в 1970 г. Х.Шмишек, позволяющий выявить наличие и выраженность акцентуации отдельных черт характера. В основу опросника положена концепция "акцентуированных личностей" К.Леонгарда. По ней черты личности делятся на две группы: основную и дополнительную. Главные черты составляют стержень личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных для нее социальных условиях могут деформировать ее структуру.

Личности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леонгард назвал акцентуированными. Они могут считаться нормальными, хотя чрезмерная акцентуация выводит личность за пределы нормы. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательных проявлений. Социально неприемлемые проявления акцентуированных личностей, как правило, обусловливаются неблагоприятными для них жизненными обстоятельствами. Вполне возможно, что при других обстоятельствах они стали бы незаурядными людьми. Автор выделяет десять типов акцентуации: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный.

Методика "Шесть рек" (модифицированный вариант Характерологического опросника К. Леонгарда). Опросник можно применять с детьми 11 – 12-летнего возраста как при групповом, так и при индивидуальном обследовании.

Цель: определить тип личности человека

Ход работы:
Инструкция: "Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Если вы отвечаете "да", поставьте "+" в клеточку напротив вопроса. Если отвечаете "нет", поставьте "-". Помните, что правильных или неправильных ответов здесь нет. Отвечайте так, как считаете нужным".


1.

У вас чаще веселое и беззаботное настроение?

 

х3

Предприимчивы ли вы?

 

 

Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

 

 

Как вы думаете, получится ли из вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

 

 

Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?

 

 

Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

 

 

Вы подвижный человек?

 

 

Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

 

 

2.

Бывает ли так, что вы находитесь беспричинно в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?

х3

Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущения возможной беды, неприятности?

Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

Убегали ли вы в детстве из дома?

Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?

Бывают ли у вас головные боли?

Вас часто тянет путешествовать?

Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?

3.


Вы чувствительны к оскорблениям?

х2

Вам трудно быстро забывать, если вас кто-нибудь обидит?

Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших?

Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?

Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

Вы не склонны предпринимать первые шаги к примирению, если вас кто-нибудь обидел?

Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

В школе вам не нравилось подсказывать своим товарищам или давать списывать?

Вы очень переживаете из – за несправедливости?

Долго ли вы переживаете обиду?

Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

4.


Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании?

х2

Любят ли вас ваши знакомые?

Была ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным человеком?

В школе вы охотно декламировали стихи?

Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти из дома казалось просто невыносимым?

Легко ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

Легко ли вы привыкаете новым ситуациям?

Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете?

Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности (театр, танцы и т. п.). А может, вы участвуете и сейчас?

Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы могли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

5.


Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?

х2

Сделав что – то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо упало в ящик?

Предпочитаете ли вы работу такую, где требования к качеству выполнения высоки, но не обязательно действовать быстро?

Раздражает ли вас, если дома занавесь или скатерть висят неровно, и вы сразу же стремитесь поправить их?

Трудно ли вам работать с высокой личной ответственностью?

Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте?

Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

Часто ли бывает вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях?

Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете выпасть из окна?

Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

Часто ли, будучи школьником, вы переписывали в тетради, если случайно ставили на ней кляксу?

6.


Вы серьезный человек?

х3

У вас часто несколько подавленное настроение?

Трудно ли вам быть абсолютно беззаботно веселым?

Кажется ли вам жизнь трудной?

У вас очень велика потребность общения с другими людьми?

Вы редко смеетесь?

Вы оцениваете жизнь пессимистически, без ожидания радости?

В беседе вы скупы на слова?

Описание типов характера

ТИП  1.

"Порожистая горная речка – быстрая и шумная"

Представители данного типа характера

обычно находятся в приподнятом настроении, оптимистически относятся к своему будущему, часто переоценивают свои возможности, имеют большое количество планов, широкие интересы, легко увлекаются новым и легко отвлекаются от ставшего уже привычным.

Стремятся

к активной деятельности и переменам

Испытывают стресс в ситуациях

- однообразия,
- ограничения свободы, принуждения, запретов

Реагируют на стресс

вытеснением из сознания источников тревоги, игнорированием препятствий, стремлением не замечать затруднений и отрицательных сигналов, свидетельствующих о неблагополучии

Часто испытывают чувства

радости

Могут восприниматься окружающими как

веселые, разговорчивые, беззаботные и беспечные

Могут испытывать затруднения при

систематичном, планомерном и последовательном поведении, направленном на достижение цели

Способны

- постоянно действовать
- легко приспосабливается к быстро меняющимся условиям
- поддерживать контакты с широким кругом людей

Рекомендуемые типы профессий

"человек", "художественный образ"

Нерекомендуемые типы профессий

"знаковая система" и "природа"

ТИП  2

"Стремительный, смывающий все на своем пути бурный поток"

Представители данного типа характера

характеризуются большой силой влечений и чувств,  могут непосредственно разряжать свое напряжение на окружающих, не всегда учитывают интересы других людей, часто совершают импульсивные действия

Стремятся

к немедленному удовлетворению своих потребностей

Испытывают стресс в ситуациях

- препятствий
- ожидания

Реагируют на стресс

агрессией, направленной на других людей, игнорированием общепринятых норм и правил поведения

Часто испытывают чувства

раздражения, гнева

Могут восприниматься окружающими как

вспыльчивые, нетерпеливые

Могут испытывать затруднения при

контроле за своим поведением и сдерживании своих эмоций

Способны

- действовать быстро, не раздумывая
- разрушать препятствия, нападать на врага, противостоять противнику
- соперничать с другими людьми

Рекомендуемые типы профессий

"природа", "художественный образ"

Нерекомендуемые типы профессий

"человек",  "знаковая система"

ТИП  3

"Широкая могучая полноводная река

Представители данного типа характера

отличаются длительностью переживаний, медленным угасанием эмоций, склонностью к накоплению напряжения, чувствительны к несправедливости, остро реагируют на ущемление своих прав, подозрительно относится к другим

Стремятся

к постоянству, превосходству и повышению своего положения

Испытывают стресс в ситуациях

- быстрых изменений,
- унижения собственного достоинства

Реагируют на стресс

критическим отношением к окружающим, обвинением других людей, предъявлением требованием по отношению к ним

Часто испытывают чувства

обиды

Могут восприниматься окружающими как

упрямые, мелочные, самолюбивые

Могут испытывать затруднения при

необходимости быстрого изменения своего поведения и представлений

Способны

- преодолевать препятствия и упорно достигать цели
- обращать внимание на детали, не упуская из виду никаких мелочей
- не доверять первому встречному

Рекомендуемые типы профессий

"техника",  "природа"

Нерекомендуемые типы профессий

"человек"

ТИП  4

"Извилистая речка с крутыми берегами"

Представители данного типа характера

характеризуются быстро меняющимся настроением, легкостью возникновения и протекания чувств, зависимостью поведения от сиюминутного настроения и ситуации

Стремятся

к вниманию окружающих

Испытывают стресс в ситуациях

безразличного отношения со стороны других людей

Реагируют на стресс

демонстративным поведением, рассчитанным на внешний эффект, стремлением произвести впечатление, склонностью к притворству

Часто испытывают чувства

Могут  восприниматься окружающими как

артистичные, тщеславные, капризные

Могу испытывать затруднения при

необходимости устойчивой деятельности

Способны

- нравиться окружающим, производить благоприятное впечатление
- быстро ориентироваться в людях, легко вступать в контакт, приспосабливаться к окружающим

Рекомендуемые типы профессий

"человек",  "художественный образ"

Нерекомендуемые типы профессий

"знаковая система",  "природа"

ТИП  5

"Разветвленная река с большим количеством протоков и островов"

Представители данного типа характера

отличаются неуверенностью в своих возможностях, колебаниями при выборе решения, сомнениями в его правильности, стремлением его перепроверять, опасениями по поводу возможных последствий

Стремятся

к безопасности и защите

Испытывают стресс в ситуациях

- угрозы
- неопределенности, непредсказуемости и неупорядоченности

Реагируют на стресс

ориентацией поведения на избегание неудач, стремлением тщательно планировать свои действия, контролировать и корректировать их, склонностью держаться знакомых людей и привычных ситуаций

Часто испытывают чувства

беспокойства, тревоги, страха

Могут  восприниматься окружающими как

нерешительные, мнительные, аккуратные, предусмотрительные, осторожные

Могут испытывать затруднения при

действиях в условиях недостатка времени или информации

Способны

- предварительно все обдумывать, прежде чем начать действовать
- соблюдать порядок и точность, сдерживать свои чувства
- выполнять однообразную деятельность

Рекомендуемые типы профессий

"знаковая система", "техника", "природа"

Нерекомендуемые типы профессий

Не выявлены

ТИП  6

"Очень глубокая река с медленным течением"

Представители данного типа характера

склонны к пониженному настроению, пессимистически оценивают свои перспективы, предъявляют к себе завышенные требования, недооценивают свою значимость и полезность, склонны к глубоким привязанностям, преданы своим близким и своему делу

Стремятся

быть нужными кому-либо

Испытывают стресс в ситуациях

одиночества, разрыва, утраты, собственной ненужности

Реагируют на стресс

агрессией, направленной на самого себя, критикой и обвинением себя даже в случае незначительных ошибок и неудач, подавленным состоянием

Часто испытывают чувства

печали, вины

Могут восприниматься окружающими как

молчаливые, серьезные, надежные, добросовестные

Могут испытывать затруднения при

ошибках и неудачах

Способны

- принимать ответственность на себя
- оказывать помощь другим людям даже в ущерб своим собственным интересам

Рекомендуемые типы профессий

"техника", "знаковая система", "природа"

Нерекомендуемые типы профессий

"челевек"

Интерпретация и выводы:

Чтобы оценить степень выраженности черт каждого из шести типов характера, вам необходимо вновь обратиться к характерологической анкете. В каждой группе необходимо подсчитать количество вопросов, на которые вы ответили "да", умножить это на коэффициент, указанный для этой группы вопросов в правом столбце, и полученный результат записать в клетке ниже соответствующего коэффициента. В результате по каждому типу вы получите оценку от 2 до 24 баллов.
В том случае, если вы получили оценку по какому-либо типу, равную 12 баллам или более, то черты этого типа у вас достаточно сильно выражены. Если вы получили оценку более 12 баллов только по одному типу, то он является для вас наиболее характерным. Если вы набрали более 12 баллов по двум или нескольким типам сразу, то ваш тип будет определяться максимальной, наиболее высокой оценкой, но только в том случае, если разница оценок между типами составляет более 3 баллов. Если же разница между типами незначительна, то можно предположить, что вам присущи черты, характерные для каждого из этих типов. В этом случае ваш тип является сложным, смешанным, объединяющим черты сразу двух или нескольких типов характера. Наконец, если ни по одному типу вы не набрали более 12 баллов, то определить тип вашего характера затруднительно, поскольку ни одна из черт не является достаточно сильно выраженной. В этом случае можно сделать один из следующих выводов:

  • Вы можете принадлежать к какому-либо более редко встречающемуся типу характера, или тип вашего характера является не очень отчетливо выраженным, или он состоит из черт, свойственных нескольким разным типам. В этом случае возможности и точность используемой анкеты могут оказаться недостаточными. Ведь она слишком проста и коротка. Для уточнения полученных результатов вы можете попробовать протестировать себя по другим анкетам, имеющимся в вашем распоряжении, или воспользоваться услугами психолога – профконсультанта.
  • Вы не обладаете сильно или чрезмерно выраженными чертами характера. Следовательно, тип вашего характера определить невозможно. Людей, которые не принадлежат ни к одному из описанных выше типов, насчитывается не менее 50%. В этом случае можно сказать, что вы характеризуетесь хорошими способностями приспособления к довольно широкому кругу ситуаций. Следовательно вы не имеете ограничений в профессиональном выборе, который накладывает ваш тип характера, и не существует профессий, которые были бы вам противопоказаны. Выбирайте то, что Вам больше нравится.

А что делать в том случае, если результаты анкеты указывают на то, что вы принадлежите к одному типу характера, а вам кажется, что для вас характерен другой тип? Никаких проблем. Кто знает вас лучше, чем вы сами? Шестидесяти вопросов может оказаться недостаточно для точного определения вашего характера. И если вы уверенно узнали себя в одном из шести  описаний, то, скорее всего, так оно и есть. Характерологическая анкета носит вспомогательный характер для определения типа личности человека. Поэтому вы можете смело пользоваться описаниями типов для оценки своего характера напрямую.

Источник: Психологическое сопровождение профильного обучения и предпрофильной подготовки/под ред. Паромоновой М.В., Куприной М.А.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.