Семья как институт социализации
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его среды в нашу, а самим переселяться в его духовный мир.
Н.И. Пирогов


В этом модуле акцентируется внимание студентов на ключевых вопросах социализации личности в семейном социуме и перспективах успешного решения проблем социализации в семье. В результате прохождения данного модуля студент должен знать социализирующие функции семьи, современные подходы к проблеме семейной социализации личности, понимать и описывать роль семьи в развитии личности, анализировать особенности моделей семьи в национально-культурном аспекте.

 

Понятийно-терминологический тезаурус: социализация, семейная социализация, первичная социализация, семейные роли, семья как среда, социализаторы, негативная социализация, феномен поколений, модель семьи, семейный уклад, позиция в семье, институциональный кризис семьи, культурный контекст.

 

Лекция. Семейная социализация


Вопросы:
1. Влияние семьи на социализацию ребенка.
2. Социализирующие функции семьи.


1. Влияние семьи на социализацию ребенка

Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений. Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере - любви, заботы, уважения, понимания, поддержки. Понимание семьи как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества:
политическими, экономическими, образовательными и другими. Примерно в 1960-е гг. семья стала рассматриваться как важнейший социальный институт первичной социализации. Появились также такие понятия как «первичная семейная социализация» (Л.В. Котенко), «семейная социализация как приобщение к опыту семейно-родственных поколений» (А.И. Антонов). Начиная с 1996 г. в отечественной литературе понятие «семейная социализация» именно в таком виде стал употребляться в качестве обозначения глав или параграфов учебников и учебных пособий по социологии семьи. В статье Поспеловой Т.Г., семейная социализация «представляет одно из направлений социализации, обеспечивающее включение молодежи в сферу брачно-семейных отношений, и осуществляется различными агентами, в первую очередь родительской семьей.
Итак, семейная социализация отождествлялась с понятиями «первичная социализация», «ранняя социализация», «социализация в семье». Однако соотношение первичной и семейной социализации неоднозначно. Первичная социализация фиксирует в своем содержании время осуществления социализации: от рождения ребенка до формирования зрелой личности. Семейная социализация, по мнению Шишкиной Е.В., не совпадает с понятием «первичная социализация», как считают многие авторы. В ходе первичной социализации можно наблюдать влияние разных социальных институтов на становление личности, а не только семьи. Семейная социализация имеет свою специфику и содержательное наполнение. Шишкина Е.В. рассматривает семейную социализацию как часть (не этап, а составная часть, структурный элемент) процесса первичной социализации. Семейная социализация - это процесс, в ходе которого осуществляется подготовка к будущим семейным ролям, с другой стороны, это влияние, которое оказывает семья на формирование социально компетентной личности (индивидуальной структуры личности). Получается, что в ходе первичной социализации, продолжающейся от рождения ребенка до формирования зрелой личности, наряду с другими процессами (физическое развитие) осуществляется и семейная социализация.
Реан А.А. и Коломинский Я.Л. отмечают возможность одновременного существования социализации в семье и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса. Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и впитанного опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям). Ребенок (подросток) впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе.


Факторы влияния семьи на социализацию личности можно представить таким образом:
■ состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов;
■ позиция ребенка в семье - включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны - например, ребенок является внуком двух бабушек, сыном своих родителей, состоящих в браке, но сам никому не является братом. Либо: он является внуком бабушки и дедушки, которых посещает в деревне, сыном своей матери и пасынком приходящего отчима (сожителя матери), младшим братом по отношению к сестре и старшим братом по отношению к брату. Формирование в семье оказывается различным объективно, даже если мы не вдаемся в рассуждения о стилях воспитания. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в материнской семье;
■ основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;
■ стиль воспитания в семье - можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиб- лингов);
■ собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи - нравственных, волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих особенностей.
Необходимо отметить, что с позиций структурно -функционального подхода возможен анализ сущности, структуры и функций семейной социализации. При этом структурное содержание семейной социализации выражается в этапах, субъектах (агентах), условиях и механизмах, а функциональное, главным образом, - в приоритетности основных процессов, характеризующих развитие и становление личности, на каждом этапе социализации.


2. Социализирующие функции семьи

Степень влияния институтов социализации на разных возрастных этапах существенно различна. В дошкольном возрасте важнейшими институтами социализации являются семья и дошкольное учреждение. Они выступают и как факторы, и как важнейшие социальные институты развития ребенка в дошкольном возрасте. На современном этапе уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание. В целом современная наука считает, что семейное воспитание не является автономным фактором в формировании личности ребенка и должно дополняться системой других воспитательных институтов на основе отношений сотрудничества и взаимодействия. У каждого института социализации в дошкольном возрасте - семьи и детского сада - есть свои социализирующие функции. Перечислим функции семьи в процессе социализации ребенка, выделенные А.В. Мудриком: семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка; семья влияет на формирование психологического пола ребенка; семья играет ведущую роль в умственном развитии дошкольника; семья имеет важное значение в овладении социальными нормами (функция первичной социализации); в семье происходит формирование ценностных ориентаций; семья выполняет функцию социально-психологической поддержки.
Репина Т.А. выделяет следующие социализирующие функции детской группы: функция общей социализации; функция интенсификации половой социализации; функция формирования ценностных ориентаций; оценочная функция; функция нормализации и корректирования влияния неблагополучной семьи
Таким образом, семья и дошкольное образовательное учреждение имеют как общие, так и различные социализирующие функции и связаны в хронологическом ряду развития ребенка формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения.
1. Выделите общее и различное в социализирующих функциях родителей и воспитателей дошкольных учреждений, в способах их реализации?
2. Какие факторы позволяют судить о силе семейного воздействия на развивающуюся личность?
3. Как соотносятся понятия «первичная социализация» и «семейная социализация»? 
4. Почему семья считается связующим звеном между личностью и социумом?
5. Что, на Ваш взгляд, важнее в становлении личности: общественное воспитание или семья?


Литература для углубленного изучения темы
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004.
2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006.
3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Владос-Пресс, 2004.
4. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988.
5. Поспелова, Т.Г. Молодежь и проблемы семьи // Молодежь: тенденции социальных изменений. Сборник статей / под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
6. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. - М.:Сфера,2005.
7. Райгородский, Д.Я. Психология семьи (хрестоматия). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ». - М., 2007.
8. Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: Часть третья: Личность в семейном социуме: Учебное пособие / Т.В. Сенько. - Мн. Карандашев, 2000.
9. Торохтий, В.С. Психологическое здоровье семьи: уч.-мет.пособие / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. - СПб: КАРО, 2009.
10. Шишкина, Е.В. Этнокультурная специфика семейной социализации: междисциплинарный подход. Монография / Е.В. Шишкина. - СПб.: СПб. ГУСЭ, 2007.


Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Опишите «социально-личностную модель семьи», разработанную Т. Парсонсом. 
Задание 2. Напишите эссе на тему «Семейная социализация в меняющемся мире».
Задание 3. Проведите сравнительный анализ модели белорусской семьи и семьи другой национальной культуры по основным параметрам семейной системы и особеностям социализации в семье.
Задание 4. Приведите траковки понятия среды в различных психологических теориях.
Задание 5. Согласны ли вы с утверждением, что семья переживает глубокий кризис? А с тем, что семья изжила себя как социальный институт? Обоснуйте свой ответ? В чем причины кризиса, преживаемого современной семьей. Дайте характеристику институционального кризиса семьи.
Задание 6. Сравните взаимодействующие подходы к рассмотрению социализации в семье. Заполните следующую таблицу:


Современные подходы к проблеме социализации в семье


п/п

Название подхода

Представители

Основные
положения

1

Микрофеноменологический

 

 

2

Социологический

 

 

3

Постмодернистский

 

 



Задание 7. Какие неотложные меры по укреплению института семьи в нашей старне принимаются, и какие необходимо предпринять?

Источник: Милашевич, Е.П. Психология современной семьи : методические рекомендации / Е.П. Милашевич. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. - 52 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.