Диагностическая методика "Профессиональная готовность" Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланке листа ответов поставьте знак «+», если не согласны — знак «-». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».
Вопросы
- Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.
- Я не принимаю серьезных решений мгновенно.
- Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои способности.
- Я знаю, в каких условиях я буду работать.
- Я анализирую свое прошлое.
- Я тяжело переношу неудачи в жизни.
- Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе.
- Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.
- Я ищу в прошлом истоки того. что со мной происходит в настоящем.
- Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.
- Все мои действия подчинены определенным целям.
- У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.
- По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.
- Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).
- У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
- Я ничего не делаю без причины.
- Меня вполне устраивает моя пассивность.
- Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.
- Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
- Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.
- Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
- Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
- Я не задумываюсь о своем будущем.
- Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
- Я знаю самого себя.
- Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.
- Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.
- Мне не нравится быть самостоятельным.
- Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
- Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.
- Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
- Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
- Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.
- Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
- Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия.
- Я считаю, что интуиция основана на знании.
- Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.
- У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.
- В моей жизни мало успехов.
- Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
- Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
- Я признаю только обдуманный риск.
- Многие мои планы срываются из-за моей неуверенности в себе.
- Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим.
- Я с детства привык доводить начатое до конца.
- Я боюсь делать важные шаги в своей жизни.
- Я знаю, что мне интересно.
- Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия.
- Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение.
- Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно.
- Я знаю, чего я добьюсь в жизни.
- Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве.
- Я мало задумываюсь о своей жизни.
- Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения.
- В оценке профессий эмоции у меня играют большую роль.
- Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия.
- У меня нет определенных требований к будущему.
- При принятии решений я полагаюсь на интуицию.
- Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности.
- Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии.
- Я — соломинка, влекомая течением жизни.
- Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение.
- При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.
- Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.
- Если что-то помешает мне получить выбранную профессию, я легко поменяю ее на другую.
- Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий.
- Я считаю, что люди, которые многого достигли в жизни, знали, почему они поступают так, а не иначе.
- Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий.
- Я с трудом уживаюсь с другими людьми.
- Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.
- Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.
- Я знаю, что для меня в жизни важно.
- Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.
- Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед.
- Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию.
- Лучший способ познакомиться с профессией — поговорить с тем, кто по ней работает.
- Мне не нравится, когда много думают о будущем.
- В учебном заведении я получу все необходимые знания и . больше никогда учиться не буду.
- Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других.
- Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.
- Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.
- Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед.
- Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.
- Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.
- Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.
- Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.
- В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.
- Все, что со мной происходит, — дело случая.
- Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.
- В важных решениях я не иду на компромиссы.
- Я не доверяю рекламе профессий.
- Я не понимаю причин многих моих поступков.
- Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.
- Я не понимаю самого себя.
- Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.
- Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.
- Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.
- Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей.
- Я представляю, каким я буду через 10 лет.
Ключ Автономность (А)
Номер |
8
|
14
|
19
|
24
|
30
|
34
|
45
|
50
|
53
|
57
|
61
|
65
|
71
|
75
|
78
|
83
|
86
|
92
|
94
|
96
|
Знак
|
+
|
+
|
—
|
—
|
—
|
—
|
+
|
+
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Информированность (И)
Номер |
1
|
4
|
7
|
13
|
21
|
27
|
35
|
37
|
40
|
48
|
66
|
68
|
73
|
76
|
80
|
84
|
91
|
Знак
|
+
|
+
|
+
|
—
|
+
|
+
|
—
|
—
|
+
|
+
|
—
|
+
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Принятие решения (Р)
Номер |
2
|
3
|
11
|
16
|
20
|
25
|
31
|
36
|
42
|
47
|
51
|
56
|
58
|
63
|
67
|
72
|
79
|
87
|
90
|
93
|
Знак
|
+
|
+
|
+
|
+
|
—
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
—
|
—
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Планирование (П)
Номер |
5
|
9
|
12
|
15
|
18
|
23
|
29
|
38
|
44
|
52
|
60
|
64
|
70
|
74
|
82
|
85
|
88
|
97
|
98
|
99
|
Знак
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
—
|
—
|
—
|
—
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
—
|
—
|
—
|
—
|
+
|
+
|
Эмоциональное отношение (Э)
Номер |
6
|
10
|
17
|
22
|
26
|
28
|
32
|
33
|
39
|
41
|
43
|
46
|
49
|
54
|
55
|
59
|
62
|
69
|
77
|
81
|
89
|
95
|
Знак
|
—
|
—
|
—
|
—
|
+
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Краткая характеристика методики 1. Методика представляет собой опросник, состоящий из 99 вопросов. 2. Форма ответов на вопросы — дихотомическая (да, нет). 3. Форма проведения — индивидуальная и групповая. 4. Опросник состоит из пяти шкал: автономность — 20 вопросов, информированность — 17 вопросов, ориентация во времени — 20 вопросов, принятие решения — 20 вопросов, эмоциональное отношение — 22 вопроса. Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке. 5. Все вопросы прошли проверку на трудность и дискриминативность и соответствуют критериям отбора заданий методики. 6. Надежность отдельных шкал методики колеблется от 0,670 до 0,839 и находится на уровне, допустимом для данного типа методик. 7. Ретестовая надежность находится в пределах от 0,617 до 0,885. 8. Конструктная валидность методики определялась при сравнении результатов данной методики и результатов методик «Тест структуры интеллекта» и «Уровень субъективного контроля». Проверкой доказано наличие конструктной валидности. 9. Критериальная валидность определялась методом экспертных оценок, сравнением результатов групп юношей и девушек и по результатам факторного анализа. Методика обладает критериальной валидностью. 10. Методика может применяться для определения уровня готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор
|