Программа "Семейная гостиная"
Работа с родителями - Программы для родителей

Пояснительная записка
Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.

Сегодня родители и педагоги уже осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников. В то же время ни для кого не секрет, что традиционные формы работы с семьей в образовательных учреждениях не приносят часто зримых и положительных результатов. Необходим поиск новых форм, разработка и внедрение новых программ взаимодействия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей.
Программа «Семейная гостиная» предназначена для использования в качестве новой формы родительского всеобуча в образовательных учреждениях: детских садах, школах, центрах психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, региональных и территориальных общественных объединениях. Настоящий вариант программы составлен для православно-ориентированных образовательных учреждений.
Целью программы является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям, бабушкам, дедушкам и другим членам семьи в овладении навыками творческой семейной педагогики.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:
– повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания;
– просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственных основ семейного воспитания;
– помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи;
– помощь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
– помощь в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.
Программа включает:
- тематическое планирование встреч в Семейной гостиной, рассчитанное на занятия в течение одного учебного года;
- тезисное раскрытие содержания каждой темы;
- описание аналитических и практических заданий для родителей на занятиях и дома.
В программу включен список литературы по каждой из обозначенных тем. Указанные пособия и книги ведущий Семейной гостиной может использовать в процессе подготовки к занятиям, а также предлагать родителям для самостоятельного домашнего чтения.
Конечно, тематика занятий годичного цикла не может вместить в себя обсуждение всех педагогических проблем, встающих перед родителями. Задача программы, как мы уже отмечали, не дать исчерпывающие ответы на многочисленные частные вопросы семейного воспитания вопросы, но сформировать активный родительский интерес к отечественным педагогическим традициям, найти проявление этих традиций в педагогической культуре своего рода, творчески воссоздавать в жизни своей семьи.
Выполнение заданий на занятиях «Семейной гостиной» поможет родителям объединиться, осознать взаимную значимость позитивного опыта организации жизни и воспитания детей в разных семьях. Кроме того занятия помогут родителям приобрести навыки творческой педагогической импровизации в общении и совместной деятельности с детьми, во взаимном общении семей, в общении с педагогами образовательного учреждения.
Занятия по программе проводятся с группой родителей и предполагают использование активных форм и методов включения слушателей в выполнение предлагаемых аналитических и практических заданий. На занятиях семейной гостиной предполагается использование опросников, анкет, обсуждения фрагментов научной и художественной литературы. Рекомендуемые к использованию на занятиях практические материалы приводятся в Приложении к программе в конце брошюры. Кроме того, на занятиях «Семейной гостиной» планируется использование продуктов детской деятельности: устных рассказов, рисунков и других художественных работ детей, что поможет родителям овладеть навыками анализа результатов детского творчества с целью изучения личности и особенностей душевного состояния ребенка.
Групповые занятия в «Семейной гостиной» не исключают индивидуального и семейного консультирования. Для решения конкретных вопросов (помимо занятий в «Семейной гостиной») мамы, папы, бабушки и дедушки воспитанников дошкольных групп и учеников младших классов могут посещать занятия педагогического лектория в образовательном учреждении, групповые консультации специалистов (педагога, психолога, логопеда, врача), могут быть членами семейного клуба, а также обращаться по своей инициативе за индивидуальными консультациями или откликаться на приглашение ведущего «Семейной гостиной» к индивидуальной беседе.

Тематическое планирование курса занятий в «Семейной гостиной» (38 часов)


№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Психическое развитие и формирование личности ребенка

4

2.

Незаменимость семьи в воспитании детей

2

3.

Современная семья глазами разных специалистов: психолога, социолога, историка, демографа, этнографа, священника

2

4

Родственное пространство семьи

2

5.

История семьи. Семейная память.
Преемственность в семье

6

6.

Особенности уклада, строя жизни семьи

4

7.

Пространственно-предметный мир семьи. Дом, уют

2

8.

Педагогические традиции семьи

4

9.

Проблема содержания семейного общения

4

10

Духовная жизнь семьи

4

11.

Обобщающее итоговое занятие

2

Всего

38



Тема 1. Особенности развития и формирования личности ребенка
Физическое, душевное и духовное развития ребенка. Основные линии развития и задачи воспитания в разные периоды детства.
Психологический климат семьи как важное условие психо-физического развития и духовно-нравственного становления ребенка. Методы диагностики психологического климата в семье. Анализ детских творческих работ как один из методов диагностики особенностей психического развития и состояния ребенка и особенностей психологического климата в семье.
Образы младенчества, детства, отрочества в фольклоре, изобразительном искусстве, музыке, литературе.

Литература:
1. Абраменкова В.В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира. – М., 1999.
2. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М., 2001.
3. М. Кравцова. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М., 2002.
4. Кроха: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. –Н. Новгород, 1996.
5. Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад». Сборник рабочих документов. – СПб., 2000.
6. Рождение и воспитание здорового ребенка: Методические рекомендации для обучения родителей и будущих родителей основам медико-педагогических знаний. – СПб., 2000.

Тема 2. Незаменимость семьи в воспитании ребенка
Семья как социальная, духовная и культурная ценность в жизни общества и отдельного человека.
Разнообразие функций семьи в жизни человека.
Русский философ И.А. Ильин о семье как «первичном лоне человеческой культуры».
Основные потребности ребенка. Основанная на истинной любви семья как идеальная среда для удовлетворения детских потребностей.
Русская культура о роли семьи в воспитании детей и горькой доли сиротства.

Литература:
1. Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Слова добрые. Дневниковые записи 1908-1915 годов. М., 1998.
2. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Часть III. Семья в русской литературе. XIX в. М., 2001. («Воспитание школьника». Библиотека журнала. Вып. 16)
3. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 199-241.
4. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I . Остров духовной жизни. М., 1997. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 8).
5. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II . Семья в русской литературе. М., 1999. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 8).

Тема 3. Современная семья глазами разных специалистов: психолога, социолога, историка, демографа, этнографа, священника
Характерные особенности современной семьи: взгляд демографа и социолога. Современная семья в сравнении с патриархальной российской семьей. Вопросы семейной иерархии.
Проблемы исторической и культурной преемственности: традиционное и новое в жизни современной семьи.
Духовные корни и духовное здоровье современной семьи.

Литература:
Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви. М., 2001.
2. Рогозянский А.Б. Семья в мире торжествующего индивидуализма. // В начале пути… М., 2002. С. 30-48.
3. Свешников Владислав, протоиерей. Кризис семьи как кризис личности. //В начале пути… М., 2002. С. 9-15.
4. Смирнов Димитрий, протоиерей. Российская семья в третьем тысячелетии. //В начале пути…М., 2002. С. 16-29.
5. Шестун Е. Основные проблемы современной школы. Самара, 2001.


Тема 4. Родственное пространство семьи
Системы и степени родства. Наука генеалогия. Генеалогическое древо как способ изучения родственного пространства семьи. Имена наших предков и имена наших детей. Пишем родословную.

Литература:
1. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. (Серия «Духовно-нравственные основы семьи»). М., 2000. («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып. 12.)
2. Спасайте детей: Поучения святителя Иннокентия, Митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. СПб., 1998.


Тема 5. История семьи. Семейная память. Преемственность в семье
Почему важно знать историю своей семьи? Возможность осмысления уроков истории рода и задач рода, семьи, отдельных членов семьи. Память рода. Проблема нравственной и духовной преемственности в семье. Ответственность перед родом.
Изучаем историю своей семьи. Семейный архив. Семейные реликвии и домашние святыни. История семьи в преданиях и воспоминаниях.
Летопись семьи в старинных и современных фотографиях. Семейный фотоальбом. История страны в истории семьи.
Семейные рассказы о профессиях. Традиции выбора профессии в семье.

Литература:
1. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. (Серия «Духовно-нравственные основы семьи»). М., 2000. («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып. 12.)
2. Флоренский П.А. Детям моим. М., 1992.

Тема 6. Особенности уклада, строя жизни семьи
Распорядок дня, недели года как важный фактор уклада жизни семьи.
Трудовые будни семьи в прошлом и настоящем. «Мужские» и «женские» трудовые дела. Традиции семейного рукоделия.
Традиции семейного досуга. Телевизор: «за» и «против». Активный досуг семьи.
Семейные праздники: особенности подготовки и проведения. Праздник Рождества Христова в семье. Праздник Пасхи в семье. Праздник именин в семье. Праздник дня рождения в семье.

Литература:
1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1989.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
3. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000.
4. Шмелев И.С. Лето Господне. М., 1999.


Тема 7. Пространственно-предметный мир семьи. Дом, уют
Что для Вас Родина? Понятие родного дома. Образ дома в духовной и культурной традиции разных народов. Образ русского дома и наш современный интерьер.
Теплота и уют как непременные качества родного дома. Что обязательно должно быть в доме, и чего в доме быть не должно.
Роль предметного мира в развитии ребенка. Многое делаем своими руками.
Семья собирается вместе. Домашние реликвии. Дом-музей.

Литература:
1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1989.
2. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1994.
3. Мир русской усадьбы. М., 1995.
4. Наш православный дом. М., 2000.
5. Шмелев И.С. Лето Господне. М., 1999.


Тема 8. Педагогические традиции семьи
Как воспитывали наших бабушек и дедушек. Особенности «мужского» и «женского воспитания».
Преемственность семейной педагогической традиции. Родители и дети, бабушки и внуки. Восстанавливаем традиции.

Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 1999.
2. Ильяшенко Александр, священник. Как найти семейное счастье. М., 2001. (Серия «За советом к батюшке»)
3. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. (Серия «Духовно-нравственные основы семьи»). М., 2000. («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып. 12.)
4. Михайлов Ю.П. Дающая жизнь. Прекрасная женственность. СПб., 2000.
5. Михайлов Ю.П. Психология мужества: Нравственная подготовка юноши. СПб., 1999.
6. Николаев Сергий, священник. Детские секреты семьи. Крестины. М., 1997. (Серия «За советом к батюшке»)
7. Николаев Сергий, священник. Детское счастье. М., 2000. (Серия «За советом к батюшке»).
8. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления, перспективы: Пер. с фин.: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М., 1993.


Тема 9. Проблема содержания семейного общения
Сердечные чувства и отношения как важный компонент уклада жизни семьи. Роль семейного общения в жизни ребенка-дошкольника. Принципы общения в семье.
Детские и недетские проблемы.
Игра в жизни семьи.
Мир чтения семьи. История семейной библиотеки.
Музыка в семье. Любимые песни.
Домашний театр: каким он может быть?
Наша семья и мир природы. Домашние питомцы. Цветы у нас дома.
Семейные путешествия по родным просторам.

Литература:
1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации». М., 1999.
2. Владимиров Артемий, протоиерей. Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. М., 2001.
3. Лукашевич К. Мое милое детство. М., 1994.
4. Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. М., 2000.
5. Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! Материалы к программе «Этика и психология семейной жизни» в новой, 1997 г. редакции. М., 1999. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 7)
6. Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. Книга для верующих и неверующих родителей. СПб., 2001.
7. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе «Этика и психология семейной жизни» в новой, 1997 года редакции. М., 1999. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 6).
8. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М., 2001.


Тема 10. Духовная жизнь семьи
Духовные основы брака и семейной жизни.
Традиции домашней молитвы, посещения храма, общения с духовником в семье. Семейное паломничество по святым местам.
Небесные покровители семьи. О духовном родстве. Домашние святыни.
Религиозное воспитание детей в семье: как избежать ошибок?

Литература:
1. В ДОМЕ ОТЦА МОЕГО: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. М., 2001.
2. Зеньковский Василий, протопресвитер. О религиозном воспитании в семье //Вопросы православной педагогики. Вып.1. М., 1992.
3. Каледа Глеб, профессор, протоиерей. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М., 1998.
4. Куломзина С.С. Семья – малая Церковь: записки православной матери и бабушки. М., 1997.
5. Мошкова И.Н. Укрепление семьи – общецерковная задача. // В начале пути… Сборник материалов «Школы православной семьи» при Храме Трех Святителей на Кулишках. М., 2002. С. 49-106.
6. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. СПб., 1999. – В 2-х тт.
7. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997.
8. Тацис Дионисий, священник. Поучения старцев. М., 1997.
9. Паисий Святогорец, старец. Мысли о семье христианской. М., 2001.

Приложение к программе
Задания для родителей
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Эта анкета предназначена для изучения потребностей молодых людей в информации по темам родительской культуры (здоровое и гармоничное вы нашивание и рождение детей, воспитание и развитие детей).
Провести анкетирование целесообразно в процессе комплектации группы для занятий в Семейной гостиной или на первом занятии.


«ВАЖНО ЛИ БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ?»
Заполнить анкету нетрудно, нужно просто отметить тот вариант предложенных ответов на вопрос, который вам подходит. Если подходящего ответа нет, то напишите, пожалуйста, свой ответ. Будьте внимательны и откровенны при ответах, не пропускайте вопросы, от вашей добросовестности будут зависеть результаты исследования. Опрос анонимный, его результаты будут использованы только в обобщенном виде.
1. Получали ли Вы когда-нибудь в жизни систематизированные знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры? (можно выбрать любое количество вариантов)
1) Нет, никогда.
2) Эти вопросы затрагивались на уроках этики и психологии семейной жизни в школе.
3) Эти вопросы затрагивались при получении профессионального образования.
4) Эти вопросы рассматривались на специализированных курсах, которые я посещал (а).
2. Из каких источников Вы получаете информацию по вопросам семейного воспитания и родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).
1) Не интересуюсь такой информацией.
2) Из книг.
3) Из журналов, газет общей тематики.
4) Из журналов, газет, посвященным семье, детям.
5) Из телевизионных, радиопередач.
6) Из разговоров с родителями, родственниками.
7) Из разговоров с друзьями, знакомыми.
8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями с родителями.
9) Из бесед со специалистами: педагогами, врачами.
3. Хотели бы Вы получать знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры?
1) Нет, мне эти знания не нужны.
2) Нет, у меня достаточно знаний.
3) Да, я хотел (а) бы получать такие знания, если это не потребовало бы от меня больших временных и финансовых затрат
4) Да, я хотел (а) бы получать эти знания, и готов (а) тратить на это опре деленные средства (например, на приобретение литературы) и время (на пример, на посещение специальных курсов).
4. Каким образом, на Ваш взгляд, правильнее воспитывать ребенка до школы? (отметьте только один вариант ответа).
1) Отдать ребенка как можно раньше в ясли, детский сад, где с ним будут заниматься воспитатели.
2) Растить ребенка дома, воспитывать и обучать до школы должны ро дители.
3) Растить и обучать ребенка дома, но при этом водить его в развиваю щие школы для маленьких детей.
4) Ваш вариант: ______________________________________________
5. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам материнства (беременность, подготовка к родам, уход за маленькими детьми, здоровье матери и ребенка и т.д.)?
1) Нет.
2) Да, прочитал (а) 1-2 книги.
3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.
4) Да, прочитал (а) больше 5 книг.
6. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную пробле мам воспитания детей?
1) Нет.
2) Да, прочитал (а) 1-2 книги.
3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.
4) Да, прочитал (а) больше 5 книг
7. Из каких источников Вы хотели бы получать информацию по вопросам родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).
1) Не интересуюсь такой информацией.
2) Из книг.
3) Из журналов, газет общей тематики.
4) Из журналов, газет, посвященным семье, детям.
5) Из телевизионных и радиопередач.
6) Из разговоров с родителями, родственниками.
7) Из разговоров с друзьями, знакомыми.
8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями с родителями.
9) Из бесед со специалистами: педагогами, врачами.
8. Оцените, пожалуйста, Вашу информированность по перечисленным вопросам по 5-и балльной шкале (1- самый низкий балл, практически полное отсутствие информации, 5 - самый высокий балл, информации абсолютно достаточно).

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
По усмотрению ведущего «Семейной гостиной», на занятиях по отдельным темам можно использовать блоки вопросов анкеты. А можно дать родителям домашнее задание (в самом начале, или в итоге курса): с помощью вопросов анкеты составить описание традиций рода и семьи в отдельной большой тетради или альбоме.


«ВАША СЕМЬЯ И ЕЕ ТРАДИЦИИ»

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты.
Отвечая на них, Вы сможете осмыслить традиции Вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на занятиях «Семейной гостиной».
I. Генеалогия
1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?
2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?
3. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?
5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?
II. Семейные рассказы
1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные) вам известны? Расскажите некоторые из них.
2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарной, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом человеке?
3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?
4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?
5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о которых рассказываю детям; вспоминают, когда родственники собираются вместе?
6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?
7. Есть ли семейные рассказы о детях, о вашем детстве (со слов старших)?
8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?
9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?
III. Наследственность и связи родственников
1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?
2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?
3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?
4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?
5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?
6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках? Как обычно поминают умерших в Вашей семье?
IV. История взаимоотношений
1. Можно ли назвать Вашу семью дружной?
2. Бывали ли в роду (семье) серьезные конфликты? Если можно охарактеризуйте их.
3. Бывали ли ситуации непонимания, ссор, размолвок между детьми и родителями?
4. Есть ли мачехи, отчимы, сводные братья и сестры; как складываются с ними отношения?
5. Каковы Ваши отношения с сестрами братьями? Каковы такие отношения в других поколениях семьи?
6. Есть ли родственники, с которыми нельзя (или невозможно) ссориться?
7. Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (исторических) причин?
8. Были ли случаи знаменательных, в том числе неожиданных, встреч родственников?
9. Приходилось ли принимать в семью нового человека?
V. События жизни семьи
1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?
3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?
4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?
5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанные с именами других членов семьи?
6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка, (детей)?
VI. Семейные реликвии
1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?
2. Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?
3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?
4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?
5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?
6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?
8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?
9. Есть ли в семейном архиве мемуары, дневники членов семьи?
VII. Дом
1. Какое место Вы считаете Родиной?
2. Что для Вас «родной дом»?
3. Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?
4. Любите ли Вы (Ваши дети) возвращаться домой из поездок, путешествий?
5. Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас (Ваших детей) самое любимое и почему?
6. Где и когда семья собирается вместе?
7. Где и когда собираются вместе родственники?
VIII. Праздники
1. Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые, почему?
2. Как отмечаете дни рождения? Есть ли отличия в праздновании дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?
3. Отмечаете ли именины, дни Ангела членов семьи?
4. Отмечаете ли другие религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху? Всегда ли так было в семье?
5. Как отмечается в семье Новый год? Есть ли традиции, связанные с подготовкой к празднику и самим празднованием?
6. Отмечаете ли государственные праздники?
7. Какие события в жизни родственников становятся праздниками семьи?
8. Отмечаются ли годовщины свадеб?
9. Отмечаются ли профессиональные праздники?
10. Расскажите о праздновании юбилеев?
11. Какие формы поздравлений приняты в Вашей семье?
12. Есть ли (сохраняются ли) домашние поздравительные стихи или другие тексты (пожелания и т.п.)?
13. Кто в доме обычно руководит праздничным обедом, застольем?
IX. Повседневное общение
1. Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?
2. Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты?
3. Какие формы напутствий в дорогу, при любом расставании приняты в вашей семье?
4. Есть ли семейные привычки? Есть ли правила «домашнего происхождения»?
5. Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена?
6. Какими формами обращений, образованных от слов «бабушка», «дедушка», «мама», «папа», Вы пользуетесь в семье?
7. Как принято обращаться к тетям и дядям в Вашей семье? К братьям и сестрам бабушек и дедушек? Ко всем ли одинаково?
8. Как в Вашей семье давались клички домашним животным?
9. Нет ли семейных названий для отдельных помещений, предметов?
10. Есть ли шутки, дразнилки, принятые в Вашей семье? Как они появились?
11. Есть ли в Вашей семье привычка как-то по-особому называть, характеризовать предметы, явления, людей? Приведите примеры таких характеристик и названий.
12. Используются ли в Вашей семье особые слова или формы упреков в случае размолвки; слова для примирения?
X. Ребенок в семье
1. Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь? Что Вам пели и рассказывали в детстве? Чем заменяли пение и рассказывание?
2. Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняют для детей в Вашей семье? Если можно – расскажите.
3. Есть ли сказки и сказки-игры, придумываемые, когда ребенок не хочет ложиться спать, мыться, есть, не слушается и т.п.?
4. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослушны, плохо себя ведут или плохо учатся?
5. Есть ли особые (словесные и другие) семейные формы поощрений? Кого обычно приводят детям в пример?
6. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время…» (у разных членов семьи)?
7. Что Вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример поведения?
8. Какие высказывания («жизненная мудрость») старших памятны Вам с детства?
9. Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?
10. Что считается в Вашей семье признаком взрослости?
11. Ваш «образ семьи» в любом исполнении.

 

Это интересно

Рекомендации

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.