На главную Мероприятия психолога в школе Недели психологии в школе Основные положения по организации и проведению дней психологии
Основные положения по организации и проведению дней психологии
Мероприятия психолога в школе - Недели психологии в школе

Дни психологии в Белорусском государственном университете проводятся с 2006 года. Они включены в план идеологической и воспитательной работы, перспективный план работы психологической службы, программы воспитательной работы в Белгосуниверситете. Информация о проводимых мероприятиях заслушивалась на Ученом совете БГУ, заседании комиссии по воспитательной работе, презентовалась на республиканских методических семинарах, курсах повышения квалификации психологов высших учебных заведений. Имеются положительные отзывы о подобном опыте работы.

Накопленный потенциал, практический инструментарий (психодиагностический рубрикатор, программы тренингов, гостиных, материалы заседаний студенческого психологического клуба и др.) позволили выделить комплекс мероприятий, которые и стали основой дней психологии. Прежде всего это целый ряд тренингов, проходящих на базе психологической службы и организованных ее специалистами. В рамках дней психологии реализуется значительный блок практических занятий, который может удовлетворить специфический запрос каждого из факультетов. Например, на юридическом факультете успешно прошли практические занятия по саморегуляции и самопознанию, разработанные на основе соответствующих тренингов.
Опыт психодиагностической работы положен в основу организации акции «Познай себя» и аукциона психологических услуг. Психологические тесты вызывают неизменный интерес у студентов, а диагностическая процедура полностью соответствует формату дней. Уже реализовывались различные акции и сеансы, тесты были включены в презентации и другие мероприятия. Аукцион использует технику проведения мониторинга и очень органично вписывается в программу дней психологии.
Консультативная деятельность нашла свое отражение в брифинге, работе форума на сайтах факультетов. Основы организации и предъявления такой формы позволяют раскрыть данное направление работы психолога и сформировать адекватное отношение к нему. Более того, брифинг отвечает непосредственно запросам самих студентов, так как они сами задают вопросы и соответственно получают квалифицированные ответы.
В рамках дней психологии проводятся презентации, принципы организации которых соответствуют информационному сопровождению работы педагога-психолога. Здесь отражаются методы предоставления информации (визуализация, актуализация и др.), работы с ней (опрос, дискуссия и др.), а также направленность (просветительская, формирующая, развивающая). Подбор информации, подготовка ее к изложению отражают методологию сопровождения деятельности практического психолога.
Можно сказать, что дни психологии — результат деятельности психологической службы и ее трансформации на условия учебно-воспитательного процесса, а также обобщенный опыт работы педагогов-психологов. Эта форма психолого-педагогической деятельности направлена на психологическое просвещение студентов и работников БГУ, повышение их психологической культуры, а также проведение мероприятий превентивного характера.

Цели и задачи

Определяющими, задающими направление и ход реализации дней психологии, являются те цели и задачи, которые ставятся и согласуются с потребностями студентов и сотрудников. Поэтому важно верно их сформировать, учитывая универсальность и подчиненность их специфике факультетов. В соответствии с этим были выделены следующие цели дней психологии — формирование психологической культуры студентов и работников БГУ, использование вариативных форм профилактической (просветительской и превентивной) деятельности.

Основными задачами дней психологии являются:

• Приобретение психологических знаний, формирование индивидуально-типологических качеств личности, навыков использования психологических знаний, вхождения в ситуацию психологической помощи. Это очень важное качество самоорганизации и саморегуляции жизнедеятельности человека, различных видов его стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, близким людям, живой и неживой природе, миру в целом), а также оптимальной организации процесса жизни. С помощью развитой психологической культуры человек учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных условий жизни. Уровень психологической культуры можно осознанно повышать, специально направляя на нее процессы развития и саморазвития.
• Психологическое просвещение об открытых и общедоступных методах психологии, возможностях их использования личностью. Одной из потребностей человека является постоянная работа по самопознанию, познанию собственных характеристик и выделению среди них сильных и слабых, раскрытию личностного потенциала, определению внутреннего ресурса, способности к развитию и совершенствованию. Личность выстраивает собственный образ, постоянно апеллирует к самооценке, формирует систему самоотношения. Это в свою очередь побуждает ее к проведению соизмеримой коррекции тех или иных характеристик, использованию саморегуляции в эмоциональной, деятельной, поведенческой сферах. Эмоционально-волевая устойчивость может рассматриваться как один из важнейших показателей психологического здоровья человека. Умение путем саморегуляции снимать эмоциональное напряжение, подавлять чувство страха и неуверенности, концентрировать внимание и мобилизовывать усилия для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством современного человека.
• Формирование у студентов представлений о валеологиче-ской системе, здоровом образе жизни, резистентности личности. Образ жизни напрямую влияет на валеологический комплекс человека, так как именно он устанавливает нормативность личностного мироощущения и социального взаимодействия в аспектах взаимосвязи социальной среды и мировоззрения личности. Человек создает собственный образный мир в социальной среде, в которой он находится и которая на него влияет. На этом основании выстраиваются системы ценностей, приоритетов, поведенческих норм, норм морали и т. д., которые определяет образ жизни. Одновременно решается вопрос формирования системы восприятия социальной среды в адекватном проявлении, осознания социального взаимодействия в положительной модальности, проявлений свойств личности с осознанными оценочными категориями.
• Обучение методам релаксации, профессиональной рефлексии, воспитание деловых качеств, навыков общения. Для студентов существенными являются вопросы самооценки и самоотношения. Часто из-за недостатка опыта и в силу возрастных особенностей у молодых людей могут возникать некоторые проблемы с формированием оценки тех или иных событий, неадекватное самоотношение. Обучение методам рефлексии, релаксации с последующим эффективным использованием гармонизирует личностные свойства и их проявление в социальном взаимодействии.
• Реализация превентивных технологий в ответственных моментах деятельности, поведении студентов. Им предоставляется возможность в спокойной обстановке обсудить типичные проблемы, которые возникают в учебе и сказываются на поведении. Создание позитивной деловой обстановки, атмосферы доверия позволяет сформировать устойчивость к негативным факторам в жизнедеятельности, усвоить механизмы их преодоления. Система сотрудничества в диаде «студент — психолог» устраняет препятствия в отношениях между студентом и специалистом (недоверие, мнительность, некомпетентность и др.).
• Проведение мониторинга востребованности психологических услуг, создание позитивного отношения к деятельности психолога. Подобный анализ положительно влияет на результаты дальнейшей работы, организацию адресной помощи, выделение перспективных путей развития и оценку актуальных потребностей студентов в тех или иных сферах психологической практики.
• Формирование позитивной социальной среды межличностного и внутригруппового общения. Дни психологии проводятся в особой атмосфере позитивного и эффективного общения. Иногда студенты впервые знакомятся друг с другом, хотя учатся на одном потоке, курсе, а интенсивность учебного процесса не всегда позволяет организовать взаимодействие. Дни психологии устраняют всякого рода негативные явления, помогают преодолевать трудности, избегать конфликтных ситуаций, правильно реагировать на условия необоснованной конкуренции, непонимания и т. д.
• Вариативность позволяет сделать данные мероприятия более гибкими, отвечающими запросам студентов и сотрудников. С одной стороны, можно формировать некий набор форм и методов психолого-педагогической работы со студентами, а с другой стороны, — компоновать их различным образом так, чтобы получилось наиболее оптимальное комплексное мероприятие — дни психологии на определенном факультете.
Цели и задачи дней психологии реализуются на основании психолого-педагогических и методических разработок психологической службы Белгосуниверситета в творческом сотрудничестве с иными психолого-педагогическими структурами. Это в значительной степени систематизирует и расширяет возможности деятельности, позволяя использовать потенциал не только психологической службы, но и других социально-психологических структур и организаций.

Формы и методы

Формы носят рекомендательный характер и при необходимости могут модифицироваться с учетом условий организации, целей и задач деятельности, а также адаптироваться в отношении контингента потенциальных потребителей, социальной среды, воспитательной структуры. Среди основных можно выделить следующие:
• Презентация основных направлений, современных достижений психологии, возможностей психологической практики. Как любая наука, психология нуждается в представлении и формировании правильного восприятия основных направлений и теорий, истории развития, освещении современных тенденций. Именно эту задачу решает такое мероприятие как презентация, когда удовлетворяется запрос студентов на разъяснение того или иного психологического направления, особенно в его практическом применении (например, информация о психотерапии, ее возможностях).
• Презентация деятельности и возможностей психологической службы Белгосуниверситета. Это очень важная составляющая просвещения, так как ориентирует студента в многообразии психологических услуг и помощи, которую осуществляют специалисты службы. Формируются механизмы взаимодействия студента с психологами, разъясняются процедуры записи на консультации и тренинги, посещение заседаний студенческого психологического клуба, участие в мероприятиях.
• Социально-психологические просветительские акции. Это может быть выставка специальной литературы по направлениям психологической практики. В частности, особой популярностью пользуются издания по проблемам межличностного взаимодействия.
• Психодиагностика индивидуально-типологических свойств личности, межличностного и социального взаимодействия. Познание себя вызывает у студентов мотивацию к дальнейшей работе по программам психологической практики и сотрудничеству со специалистами психологической службы, другими специалистами-смежниками (медиками, социальными педагогами, кураторами). В этом случае социальное взаимодействие выходит за рамки программы дней психологии, стимулируя деятельность в воспитательной, социальной сферах.
• Олимпиады по психологии. Такая форма хорошо знакома студентам и вызывает устойчивый интерес. Многие хотят проверить свою осведомленность, знания в области психологии. Олимпиада также носит значительный просветительский характер.
• Брифинг со специалистами. Это мероприятие дает возможность увидеть, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать психолог, а также получить ответы на заданные вопросы.
• Конкурсы, пропагандирующие психологические знания и отношения к практической психологии.
• Мониторинг востребованности психологических услуг. Учитывая большое количество участников, проведение такого вида исследования оправданно и эффективно. Благодаря мониторингу можно привлечь к сотрудничеству кафедры, воспитательные отделы, социологические центры и новые проекты (проблемные группы, курсовые, дипломные работы и др.).
• Практические занятия (тренинги, семинары, практикумы и др.) со студентами и работниками. Участники испытывают потребность перевода психологических знаний в область практических навыков и умений. Это возможно реализовать с помощью занятий, которые учитывают организационные условия и тематический запрос.
Каждая из указанных форм может быть представлена сценарным планом, программой занятия, специальной подборкой материала, инструментарием, библиографией и другими средствами, способствующими эффективной организации дней психологии.

Организационные принципы

Организация и проведение дней психологии основываются на определенных принципах, которые обусловливают правила и нормы, устанавливают основные положения о взаимодействии (распределение ответственности, функциональные обязанности).
Все это отражается в приказе о проведении дней психологии, который содержит приложение о составе организационного комитета, программу, распределение обязанностей, смету. Общие принципы организации дней психологии:
• Создание благоприятной психологической атмосферы для проведения мероприятия.
• Организованное взаимодействие участников. Как правило, участники мероприятий малознакомы, имеют небольшой опыт сотрудничества, у них нет устойчивых отношений. Поэтому в организации всегда продумывается, как и в каких условиях участники будут общаться, создаются условия для доверительных и безопасных отношений.
• Целенаправленность проводимых мероприятий. Программа всегда согласовывается заранее и учитывает интересы студентов и сотрудников факультета. Возможно проведение предварительного анкетирования или опроса по определению наиболее востребованных тем практических занятий, специфики информации во время презентации и т. д.
• Взаимодополнение форм, эффективная вариативность приемов и технологий работы.
• Прогнозируемая результативность. Очень важно сформировать ожидаемый результат, чтобы создать целостное представление о днях психологии и осуществить связь с мероприятиями, не входящими в программу.
• Создание комплексного восприятия информации в рамках темы занятий. Дни психологии не позволяют в полной мере раскрыть тематику, содержательную суть, характер работы практического психолога. Поэтому очень важно преподнести все многообразие психологической практики, расширив ее понимание в комплексе всей деятельности психологической службы и иных подобных структур.
• Использование инновационных форм организации. Дни психологии — очень хорошая основа для проведения различных экспериментов, новых технологий работы, реализации практических программ и проектов, апробации современных методов педагогики и психологии.
• Создание креативной атмосферы взаимодействия. Дни психологии раскрывают возможности творческой деятельности студентов. Например, в рамках презентаций использовались выступления команд КВН, которые комментировали стереотипы, возникающие вокруг работы психолога.
Дни психологии готовятся и проводятся организационным комитетом, утвержденным приказом ректора Белорусского государственного университета. В организационный комитет входят представители управления (ректорат, управление воспитательной работы с молодежью, деканат), центров (библиотека, пресс-служба), педагогического состава (представители кафедр, кураторы), студентов актива и, конечно, сотрудники психологической службы. Все это способствует созданию эффективного и функционально-деятельного психологического пространства университета. Организационный комитет осуществляет:
• работу по подготовке и проведению дней психологии;
• разработку программ мероприятий;
• определение требуемых затрат на организацию и проведение мероприятий;
• оценку эффективности проведенной работы, педагогическую рефлексию.
Особая значимость дней психологии заключается в содержательной части мероприятия и во взаимодействии студентов с практическими психологами, что и определяет направление всей организационной работы и последующей реализации мероприятий.

Презентация

Презентация (от англ. presentation — представление) означает мероприятие, проводимое с целью распространения определенной информации и (или) демонстрации некоторых объектов. В более узком значении презентация — это способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Она может состоять из компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, организованных в единую среду. Отличительной особенностью презентации является интерактивность, т. е. создаваемая современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением.
Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Она обычно воплощена в текстовом изображении и иллюстрациях, выдержанных в едином графическом стиле. Развертывание содержательной части презентации всегда подчинено плану, который обозначает опорные точки информирования, благодаря чему можно предусмотреть необходимость какого-либо инструментария, а также моменты сосредоточения, активизации внимания участников.
Целью презентации, проводимой психологической службой в рамках дней психологии на факультетах, является распространение информации о психологических знаниях, теориях, исследованиях и т. д. Презентация в данном случае является отправным пунктом, который позволяет студентам сформировать свое представление о психологе как о специалисте, расширить свои знания в области психологии.
В создании презентации можно исходить из трех моментов: предоставление информации о психологии как отрасли науки, специфика работы психологической службы, работа практических психологов. В соответствии с этим можно определить задачи по презентации: 1) психологической службы БГУ; 2) психологии как науки; 3) работы практических психологов.
Не менее важными являются также следующие задачи презентации психологической службы БГУ:
• Информирование о возможностях службы. В отдельном блоке рассказывается о четырех направлениях работы — профилактическом, диагностическом, консультативном и коррек-ционно-развивающем, раскрывается их суть, содержательное наполнение.
• Информирование студентов об услугах психологической службы БГУ, проводимых мероприятиях. Дается определение консультации как вида работы, называются адреса консультативных центров, порядок записи и получения индивидуальной консультации.
• Интересную информацию содержит реклама тренингов, так как это один из наиболее востребованных в студенческой среде видов услуг. Каждый специалист дает краткую аннотацию к своему тренингу, знакомит с отзывами студентов, делится впечатлениями о проведенных занятиях.
• Особое внимание уделяется Студенческому психологическому клубу. Его куратор описывает цели, задачи работы клуба, дает рекламу ближайших заседаний.
• В ходе презентации о возможностях психологической службы проводится реклама мероприятий в рамках дней психологии. Дается информация о практических занятиях, рассказывается об их содержании, формате проведения. Присутствующих на презентации приглашают к участию в брифинге, аукционе психологических услуг, конкурсе эссе по теме «Психология» и других мероприятиях.
• Представление сотрудников службы, принципов их работы. Важным является не только содержание мероприятий психологического характера, но также и личность психолога. Поэтому особую значимость приобретает представление специалистов с тем, чтобы студенты могли познакомиться с сотрудниками службы. Каждый из них рассказывает о специфике своей работы, о направлении, в котором он специализируется, о мероприятиях, автором и ведущим которых он является.
• На презентации можно получить ответ на интересующие вопросы, получить помощь у сотрудников службы. В блоке, реализующем эту задачу, анализируются наиболее распространенные вопросы, поставленные в ходе тренингов, консультаций, заседаний студенческого психологического клуба, даются ответы на них (рис. 1).

1. Почему многие искажают полученную информацию?

2. Как правильно построить отношения с преподавателем?

3. Как я воспринимаю окружающих?

Рис. 1. Слайд презентации вопросов

Данный блок показывает значимость практической психологии как инструмента разрешения конкретных проблем. Задачи презентации психологии как науки:
• Повышение психологической культуры и психологической грамотности студентов. Несмотря на то, что предмет «психология» включен в учебную программу вузов, изучается в виде факультатива в школе, нередко приходится сталкиваться с недопониманием со стороны студентов роли психологии, особенностей работы практического психолога. Презентация позволяет расширить представления о психологии как науке, возможностях получения психологической помощи, дает конкретные алгоритмы действий при необходимости обращения в психологическую службу БГУ и городские социально-психологические центры.
• Опровержение «мифов» о психологии, бытующих среди населения. Существует определенное предубеждение против психологии, научные знания воспринимаются неполно или неправильно, что создает негативное отношение к науке в целом. В ходе презентации дается информация о научном подходе к предмету.
• Демонстрация значимости данной науки, важности для каждого человека. Недостаточное понимание целей и задач науки психологии снижает ее роль и как учебного предмета и как практического инструмента решения конкретных задач. В ходе презентации приводятся конкретные примеры применения психологических знаний в повседневной жизни.
• Расширение знаний студентов о возможностях практической психологии. Предоставление информации о направлениях практической психологии, об учреждениях и организациях, оказывающих психологические услуги.
Задачи презентации практических психологов:
• Предоставление информации об особенностях работы практических психологов в вузе. Рассказывается об их роли в системе образования, показывается включенность психологической службы БГУ в учебно-воспитательный процесс, взаимодействие с другими структурными подразделениями.
• Опровержение «мифов» о психологах, бытующих среди населения. Несмотря на широкое распространение психологических знаний, до сих пор приходится сталкиваться с настороженным отношением к профессии психолога. Информация, предоставляемая в ходе презентации, раскрывает сущность профессионального подхода, дает основные принципы работы психологов.
• Расширение представлений о профессиональной компетенции практических психологов. Согласно наблюдениям, часто у студентов нет четкого представления о специфике профессиональных обязанностей практических психологов, отличиях в работе психолога, психотерапевта, психиатра. Презентация дает возможность разграничить представления о профессиональной компетентности представителей смежных специальностей.
• Информирование о профессиональных обязанностях сотрудников психологической службы БГУ, о приемах, методах работы, профессиональном образовании, направлениях профессиональной специализации сотрудников службы.
• На презентации могут быть представлены и другие информационные блоки по различным направлениям: о психологических проектах, социально-психологических центрах города, возможностях получения дополнительного психологического образования и др.
В реализации программы дней психологии использованы следующие формы презентаций:
• Мультимедийное представление: выступление сотрудников службы дополняется презентацией в графическом редакторе PowerPoint. Визуализация информации способствует более эффективному восприятию и пониманию ее. Визуальный ряд также может выполнять функцию подкрепления и фиксировать на экране основные пункты информационного блока. Более того, изображение можно сделать динамичным, вставить ролики, обеспечить звуковое оформление и спецэффекты. Все это значительно повышает уровень восприятия, делает информацию привлекательной как в содержательном, так и оформительском, зрелищном плане.
• Сценки, обыгрывающие информацию. Данная форма позволяет посредством игры отразить определенные моменты, связанные с работой психологов. Так, например, в ходе презентаций, проводимых в рамках дней психологии на гуманитарном факультете и факультете прикладной математики, студенты, получающие образование по специальности «Психология», в юмористической форме представили основные мифы о будущей профессии. Затем они прокомментировали свое выступление, объяснив, почему данные мифы бытуют среди населения и какова на самом деле профессиональная позиция практических психологов.
• Лекционное занятие. Информация преподносится как текст, с расчетом слухового усвоения и с минимальным использованием других органов восприятия. Обычно такая форма используется, когда необходимо озвучить блок информации, сопровождающий или продолжающий яркое, эмоциональное событие. Например, представив упражнение на ошибки восприятия, можно рассказать об особенностях данного познавательного процесса и т. д.
• Дискуссия с залом. Участники не всегда готовы воспринимать информацию даже в простом ее изложении, например, когда они уставшие приходят на презентацию после учебных занятий либо презентация достаточно продолжительная по времени и слушателей одолевает усталость. Тогда весьма эффективными являются методы активного включения участников в процесс обмена информацией или диалог с залом посредством дискуссии.
• Интерактивная психологическая диагностика. В работе с большой аудиторией для поддержания устойчивости внимания необходимо вводить ряд интерактивных элементов. В качестве таких элементов могут выступать тесты психологической диагностики. Например, простой психогеометрический тест (рис. 2) позволяет активизировать аудиторию, концентрирует внимание.
Студентов просят выбрать из предложенных геометрических фигур наиболее привлекательную. Далее дается объяснение, что выбор той или иной фигуры обусловлен определенными свойствами личности, зачитывается психологическая интерпретация представленных фигур.

Круг

 

Неутомимый труженик; упорство, терпение, методичность; аналитичность ума; пристрастие к правилам.

 

Квадрат

 

Заинтересованность в хороших межличностных отношениях; высокая чувствительность, развитая эмпатия; бесконфликтность; эмоциональная привлекательность.

 

Треугольник

 

Лидерство; уверенность, целеустремленность; тяга к риску; честолюбие.

Рис. 2. Слайд интерактивной психодиагностики



Специфика презентации может заключаться и в таких формах:
• Слайд-шоу. Обычно применяется, когда необходимо выделить хронику событий, визуальный ряд. Может использоваться, когда участники собираются более 15 мин и необходимо заполнить паузу, а также в рекламных целях и с целью пропаганды (например, здорового образа жизни), анонсирования программ и проектов.
• Совмещение визуального и текстового образов. Здесь уместным будет какой-либо сюжет, сопровождение его комментариями. Также можно предложить самим участникам прокомментировать данный сюжет. Очень хорошо использовать тестовое задание, когда выводится сначала аппаратная часть теста (фигуры, цвета, предметы), а затем идет интерпретация результатов.
• Контактная информация. Используется, когда существует необходимость предоставить участникам адреса психологической службы, консультационных кабинетов, социально-психологических центров, служебные телефоны, адрес электронной почты. Причем, это может быть информация, выведенная на экран, специальные карточки, визитки, буклеты и информационные листки.
• «Прямой эфир». Если позволяют технические возможности, то можно произвести съемку текущих событий, взять интервью у участников и тут же воспроизвести их на презентации. Такой «взгляд со стороны» на самих себя создает особую атмосферу, позволяет провести рефлексию и оценку событий.
Как видим, существует достаточно много форм и методов, которые реализуются на презентации. Они не исчерпываются только теми, которые мы выделили. Создается большой простор для творческого поиска организаторов дней психологии и других подобных мероприятий. Важно выработать и придерживаться определенной структуры, схемы организации и проведения.
Презентации, проводимые на различных факультетах, состояли в основном из одних и тех же блоков, представленных в разной последовательности. В каждом из них дана информация о психологии как науке, что подкреплялось вставками из презентации об услугах, предоставляемых психологической службой БГУ. Но именно форма организации презентаций по отдельным блокам делает такие мероприятия универсальными. На факультете можно заранее сформировать запрос, выяснить, в какой информации нуждаются студенты, и на этом основании построить мероприятие.
Таким образом, презентация служит эффективным инструментом распространения психологических знаний, наиболее полно обеспечивает доступ к информации, предоставляет широкий спектр форм взаимодействия с аудиторией. В программе дней психологии она является обязательным и одним из ключевых мероприятий.

Новые образовательные услуги : дни психологии : учеб.-Н72 метод. пособие / В. К. Абрамович [и др.]; под общ. ред. Р. П. Попка. — Минск : БГУ, 2008. — 111 с. — (Психологический спектр познания)

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.