На главную Профориентация старшеклассников Материалы Организация профориентационной работы
Организация профориентационной работы
Профориентация школьников - Материалы

Е.А. Балабанова, психолог

Какие бы изменения ни происходили в российском образовании, одно остается неизменным - необходимость помощи подросткам и старшеклассникам в профессиональном самоопределении.
Профориентационная деятельность педагога-психолога реализуется, как правило, во внеурочное время и направлена на решение следующих задач:

1) образовательных - расширение общего кругозора учащихся и углубление знаний посредством интересующей их деятельности, обобщения, анализа и оценки свободно приобретаемой научной, художественной информации; формирование творческих умений и навыков в области науки, техники, искусства;
2) воспитательных - формирование личности, характеризующейся яркой индивидуальностью, активной творческой направленностью, способной творчески подходить к решению любой задачи;
3) развивающих - обеспечение условий для проявления индивидуальных способностей и дарований учащихся; всех психических процессов, особенно воображения, нешаблонности мышления.



Организация профориентационной работы с подростками и старшеклассниками предполагает следующее взаимодействие
с участниками образовательных отношений (администрацией, учащимися, педагогами и родителями):
• общее понимание цели профориентации применительно к каждому подростку;
• совместное выделение конкретных задач, решение которых и обеспечивает достижение намеченной цели;
распределение намеченных задач между педагогом-психологом, педагогами, классными руководителями и родителями (при этом важно учесть реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач); постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная их корректировка.

Диагностика учащихся

Работа по профориентации с учащимися организовывается в рамках основных направлений деятельности педагога-психолога и отражается в годовом плане, который утверждается администрацией образовательной организации (табл. 1).
Одним из важных направлений, в соответствии с результатами которого выстраивается все дальнейшее взаимодействие, является диагностическое. Диагностика проводится либо во время занятий с элементами тренинга (в соответствии с планом - см. табл. 1), либо по запросу учащихся во внеурочное время.
Результаты диагностики оформляются с помощью табл. 2.
Вначале выясняются профессиональные предпочтения учащихся, которые заносятся во вторую колонку таблицы под цифрой 1.
Под цифрой 2 здесь же отмечаются рекомендации родителей. Далее определяются диагностические методики, которые надо пройти каждому учащемуся.
По итогам диагностики разрабатываются и предлагаются рекомендации - в колонке «Общие рекомендации» ставим «+» и дату.
Маловероятно, что будет выделена только одна профессия (специальность) - в этом случае учащимся предлагается табличный вариант результатов (табл, 3). В первую очередь фиксируется результат по тем профессиям (специальностям), которые были определены в первичной беседе. Эта беседа проводится тогда, когда мы получаем запрос от подростка на помощь в определении будущей профессии. В течение беседы мы договариваемся о времени прохождения различных диагностик.

Таблица 1

Направление деятельности

Мероприятие

Целевая аудитория

Ответственный

Сроки

Примечание

Диагностика

Диагностика личности, мотивов выбора профессии по плану занятий (по запросу)

Учащиеся 7-11-х классов (группа)

Педагог- психолог

В течение года

Развивающая работа

Психологические занятия с элементами тренинга «Профориентация» (по запросу)

Учащиеся 7-11-х классов (группа)

Педагог- психолог, классные руководители

Классные часы по профориентации

Учащиеся 8-10-х классов

Педагог- психолог Родители учащихся 8-10-х классов

Октябрь - ноябрь

Просвещение, развитие

Работа в рамках ранней профориентации (проекты)

Учащиеся 4-х классов

Педагог- психолог, классные руководители

Просвещение

Выступление на родительских собраниях

Педагог - психолог

Организационно-методическая работа

Подбор материала по профориентации

Август - сентябрь

Анализ результатов диагностики учащихся, подготовка рекомендаций

В течение года

Подготовка и обновление материалов по профессиям на сайте педагога-психолога

Консультирование

Консультирование по результатам диагностики

Учащиеся 7-11-х классов (группа)

Результаты диагностики.

Таблица №2

таблица профориентация

Результаты диагностики.

Таблица №3

таблица2 профориентация

Если по итогам диагностики профессия подходит учащемуся, то на пересечении названия методики и профессии ставится о плюс. В итоге наиболее подходящей деятельностью для учащегося считается та, которая набрала больше всего плюсов.
Однако есть такой немаловажный фактор, как рынок труда. Поэтому вместе с табл. 3 учащиеся получают таблицу с количеством вакансий и приблизительной стоимостью каждой работы (табл. 4).

Таблица 4
Приложение к табл. 3. Приблизительное количество вакансий в Москве и заработные платы по профессиям/специальностям на 21.09.2015

Предпочтения

Личность по Айзенку (человек -знаковая система, человек - техника)

Личность по Кейрси

Будь готов

Актриса

 

+

 

Воспитатель

 

+

+

Учитель средней школы

 

+

+

Программист

+

+

 

Экономист

+

 

 

Врач

+

+

 

Секретарь

+

+

 

Повар

 

+

+

Стюардесса

 

+

 

Психолог

 

 

+

Парикмахер

 

+

 

Экскурсовод

 

+

 

Менеджер

 

+

 

Фотокор респондент

 

+

+

Официант

 

+

+

Взаимодействие с родителями

Совместная работа с родителями в рамках профориентации подростков ведется в разных формах:
1, Родительские собрания с обсуждением возможных перспектив профессионального самоопределения учащихся, а также вопросов, связанных с выбором вариантов предпрофильной и профильной подготовки в школе, дополнительных занятий по подготовке в вузы, информирование о профориентационной работе, которая ведется в школе и конкретном классе.

Приведем примерный план родительского собрания по теме «Выбор профессии».

План родительского собрания «Выбор профессии»

1) Краткое описание факторов, влияющих на выбор профессии.
2) Обсуждение параметров «хорошей» профессии.
3) Обсуждение стратегий выбора (подросток решает сам, запрашивает помощь родителей/психолога, предлагает решить за него и т. д.).
4) Выделение возможных ошибок при выборе профессии.
5) Актуализация знаний родителей о требованиях профессий к здоровью соискателя.
6) Просвещение родителей по работе педагога-психолога и классного руководителя в рамках профориентации.
7) Работа в группах. Разработка рекомендаций «Как помочь сыну и дочери выбрать профессию?».
8) Подведение итогов работы.


2. Лектории по вопросам профориентации. Проводить занятия могут не только специалисты школы, но и приглашенные психологи из центров профориентации, центров занятости, из психолого-педагогических вузов, которые профессионально занимаются данными вопросами,
3. Диспуты и дискуссии по темам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, по возможности - представителей близлежащих организаций. Обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков из числа учащихся или родителей.
4. Индивидуальные беседы и профконсультации. Консультации родителей, совместные с присутствием детей. В последнем случае педагог-психолог должен быть уверен, что между родителями и подростками существует взаимоуважение и некоторое взаимопонимание.

Рекомендуется поддерживать контакты с семьей сложных подростков. Например, с помощью телефонных разговоров, через посещение семьи подростка. Хотя сейчас опыт такого взаимодействия во многом утрачен, но он представляется перспективным.
Когда речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для конкретных старшеклассников, могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и другие члены семьи.
Сотрудничество с родителями может продолжиться в интерактивном режиме. Приведем пример переписки на сайте педагога-психолога школы с одним из родителей.

Родитель: Меня интересуют особенности выбора профессии для
подростка левши.
Педагог-психолог: Здравствуйте! По большому счету нет существенной разницы при выборе профессии ребенком левшой или правшой. Здесь главное - поставить цель и планомерно ее достигать.
Подросток выбирает:
1) те профессии, которые ему интересны;
2) выясняет, требуются ли на рынке труда люди с такой профессией;
3) уточняет, сможет ли он выбранную профессию получить (соответствует ли она его возможностям, способностям);
4) находит образовательные организации высшего или среднего профессионального образования, в которых можно получить профессию;
5) посещает «день открытых дверей» (чтобы иметь представление об организации и профессии);
6) готовится сдавать те предметы в 9 (11) классе, которые необходимы для поступления в выбранные образовательные организации (лучше иметь запасной вариант).
ВСЁ ЭТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ:
1) САМОСТОЯТЕЛЬНО,
2) С ПОМОЩЬЮ РОДИТЕЛЕЙ,
3) С ПОМОЩЬЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ИЛИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ.
Кстати, у меня он прошел пока только одну диагностику, а в этом случае точность прогноза по будущей профессии невелика.
Родитель: Для М. очень важно определиться с выбором. Многое, что ему нравится (к примеру, что-либо чинить, пользуясь инструментами), оказывается для него труднодостижимым. Результат не дает положительных эмоций, наступает разочарование, ощущение своей никчемности, неприспособленности. Мы это обсуждаем и стараемся делать акцент на том, что есть много специальностей, в которых он мог бы проявить себя. К более серьезному выбору придем (используя уже полученные рекомендации) после получения результатов диагностики.

При условии совместной работы администрации, психолога, педагогов и родителей значительно облегчается подростком выбор профессии, не делая за него важный для будущей жизни шаг.
Источник: Справочник педагога-психолога, №1, 2016г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.